Ледовая погрузка. Каравану с продовольствием для Ленинграда пришлось остаться зимовать на Ладоге
---
Эта фотография конного обоза на Ладожском озере знакома многим — её можно встретить в книгах и музеях о блокаде. Часто пишут, что на ней — начало пробного санного пути по ледовой Дороге жизни в ноябре 1941 года. Но если это так, почему на заднем плане видны корабли и баржи, да ещё и с дымящими трубами? Как отмечает исследователь Александр Иванов, у этих снимков особая история, связанная с эпизодом, о котором сегодня вспоминают редко.
Известно, что ледовая Дорога жизни была запущена 22 ноября 1941 года — тогда через Ладогу прошла первая автомобильная колонна с продовольствием для Ленинграда. Однако этих запасов городу катастрофически не хватало.
Уже на следующий день, 23 ноября, Военный совет Ленинградского фронта подписал распоряжение: продолжать перевозки грузов кораблями «до последней возможности». В это время Ладожская военная флотилия как раз завершала переход на зимовку в Морье — из-за угрозы захвата немцами Новой Ладоги и Волхова. Переход оказался тяжёлым: лёд повредил несколько судов.
Но приказ есть приказ — и рейсы возобновились. 24 ноября из Морья вышла канонерская лодка «Бира», доставившая на Большую землю преподавателей и студентов, а 27 ноября вернулась с грузом хлеба. К тому времени ледовая трасса уже работала, но муки по ней везли явно недостаточно: 26 ноября — 124 тонны, 27 ноября — 126 тонн, при необходимых 600 тонн в день.
Даже Сталин в своей шифровке от 27 ноября, хотя и разрешил устройство «зимней фронтовой автомобильной дороги», подчеркивал: это «малонадежное дело», а главное — прорвать блокадное кольцо.
Тем временем командование флотилии, видя слабую эффективность ледовой трассы, решило использовать последнюю возможность — пока озеро не замёрзло окончательно, отправить в Новую Ладогу караван за продовольствием. 28 ноября из Осиновца вышла группа судов, способных двигаться во льдах: канонерка «Лахта», транспорты «Стенсо» и «Ханси», тральщик, баржа и спасательный корабль «Сталинец».
Им удалось за три дня почти добраться до Новой Ладоги, но там корабли упёрлись в тяжёлые льды и оказались в ледовом плену. Попытки вызволить их с помощью ледокола «Шексна» и тральщика не увенчались успехом.
Тогда продовольствие решили доставлять прямо к застрявшим судам. Сначала грузы подвозили на конных обозах — именно этот момент и запечатлён на известной фотографии. Позже подключили грузовики. Погрузка длилась пять дней, но надежды на оттепель не оправдались — ударили морозы, и Ладога окончательно сковалась льдом. Кораблям уже не было пути назад.
10 декабря командующий Балтийским флотом вице-адмирал Владимир Трибуц, прибыв в Новую Ладогу, остановил операцию. Каравану пришлось зимовать во льдах…
Эти суда смогли вернуться в Ленинград только в конце мая 1942 года — своим первым рейсом по открывшейся навигации.
Как замечает Александр Иванов, на памятнике Ладожской военной флотилии в Новой Ладоге высечены слова: «Отвага и долг беззаветных героев вели корабли Ленинграду на помощь по ладожским волнам». К ним можно добавить: «…и льдам».
Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
Известно, что ледовая Дорога жизни была запущена 22 ноября 1941 года — тогда через Ладогу прошла первая автомобильная колонна с продовольствием для Ленинграда. Однако этих запасов городу катастрофически не хватало.
Уже на следующий день, 23 ноября, Военный совет Ленинградского фронта подписал распоряжение: продолжать перевозки грузов кораблями «до последней возможности». В это время Ладожская военная флотилия как раз завершала переход на зимовку в Морье — из-за угрозы захвата немцами Новой Ладоги и Волхова. Переход оказался тяжёлым: лёд повредил несколько судов.
Но приказ есть приказ — и рейсы возобновились. 24 ноября из Морья вышла канонерская лодка «Бира», доставившая на Большую землю преподавателей и студентов, а 27 ноября вернулась с грузом хлеба. К тому времени ледовая трасса уже работала, но муки по ней везли явно недостаточно: 26 ноября — 124 тонны, 27 ноября — 126 тонн, при необходимых 600 тонн в день.
Даже Сталин в своей шифровке от 27 ноября, хотя и разрешил устройство «зимней фронтовой автомобильной дороги», подчеркивал: это «малонадежное дело», а главное — прорвать блокадное кольцо.
Тем временем командование флотилии, видя слабую эффективность ледовой трассы, решило использовать последнюю возможность — пока озеро не замёрзло окончательно, отправить в Новую Ладогу караван за продовольствием. 28 ноября из Осиновца вышла группа судов, способных двигаться во льдах: канонерка «Лахта», транспорты «Стенсо» и «Ханси», тральщик, баржа и спасательный корабль «Сталинец».
Им удалось за три дня почти добраться до Новой Ладоги, но там корабли упёрлись в тяжёлые льды и оказались в ледовом плену. Попытки вызволить их с помощью ледокола «Шексна» и тральщика не увенчались успехом.
Тогда продовольствие решили доставлять прямо к застрявшим судам. Сначала грузы подвозили на конных обозах — именно этот момент и запечатлён на известной фотографии. Позже подключили грузовики. Погрузка длилась пять дней, но надежды на оттепель не оправдались — ударили морозы, и Ладога окончательно сковалась льдом. Кораблям уже не было пути назад.
10 декабря командующий Балтийским флотом вице-адмирал Владимир Трибуц, прибыв в Новую Ладогу, остановил операцию. Каравану пришлось зимовать во льдах…
Эти суда смогли вернуться в Ленинград только в конце мая 1942 года — своим первым рейсом по открывшейся навигации.
Как замечает Александр Иванов, на памятнике Ладожской военной флотилии в Новой Ладоге высечены слова: «Отвага и долг беззаветных героев вели корабли Ленинграду на помощь по ладожским волнам». К ним можно добавить: «…и льдам».
Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]