Как на огромном авиалайнере появились квадратные колёса
---

Когда в сети появилось фото шины Airbus A380 с идеально квадратной формой, пользователи решили, что это фейк, но фото оказалось подлинным. А сделали его после посадки гигантского лайнера British Airways в лондонском Хитроу. Кадр мгновенно разошёлся по соцсетям и превратился в настоящую головоломку для любителей техники: как такое возможно, что самолёт штатно приземлился, хотя одно колесо выглядело как кубик? И дело здесь не в везении или в каком-то стечении обстоятельств, а в предусмотрительности инженеров.

Всемирно известная посадка

Авиалайнер Airbus A380
Весной 2016 года гигантский Airbus A380, выполнявший рейс из Гонконга в Лондон, приземлился как обычно без заметных происшествий. Правда, когда лайнер остановился у терминала, обслуживающие его техники сильно удивились: одна из покрышек выглядела будто сплющенной под линейку. Её края образовали почти идеальные углы, а сама форма напоминала квадрат.

Квадратное колесо

Случай с Airbus A380 - не единственный
Со стороны это выглядело как катастрофа, но на деле ничего опасного не произошло. Шасси A380 спроектировано с огромным запасом прочности — 22 колеса распределяют нагрузку так, что даже если одно полностью спущено, это не влияет на безопасность посадки. Экипаж даже не счёл это серьёзной проблемой. Самолёт вскоре отправился на техническое обслуживание, а квадратное колесо отправили в музей курьёзов британской авиации.
Квадратная шина

Авиашина в разрезе
На первый взгляд превращение колеса в квадрат кажется весьма странным, ведь из него всего лишь вышел воздух, но в случае с авиационными шинами всё сложнее, чем с автомобильными. Конструкция каждой из них может выдерживать вес в десятки тонн, а внутри находится даже не воздух, а азот под давлением до 15 атмосфер. Он нужен и для прочности, и для стабильности при перепадах температуры: когда самолёт летит на высоте 10 километров, температура за бортом падает до минус пятидесяти, а во время посадки шина от трения нагревается до сотен градусов.

Износ от торможения
Если в такой покрышке происходит утечка, давление падает, и её форма изменяется в зависимости от того, как распределяется нагрузка и как сжимаются армированные слои. В отличие от автомобильной резины, внутри авиационной шины десятки слоёв нейлоновых и арамидных волокон, которые не дают ей просто сплющиться. Поэтому, когда воздух выходит, оболочка буквально ломается по линиям внутреннего каркаса, а в результате образуются четыре симметричных грани. Это выглядит так, будто кто-то специально придавал колесу форму куба. По словам самих инженеров, это не ошибка и не редкость. При обкаточных испытаниях покрышек похожие деформации видят регулярно, когда моделируют утечку давления. Главное, чтобы корд остался целым и обод не начал соприкасаться непосредственно с покрытием взлётно-посадочной полосы. В случае с A380 шина просто отработала свой ресурс. Весь вес самолёта приняли на себя остальные колёса, а их двадцать две штуки.
Как самолёт такое выдержал

Шасси Airbus A380
Глядя на A380, легко забыть, что под обшивкой скрывается настоящее инженерное чудо. В частности, его шасси — одно из самых сложных, созданных в гражданской авиации. В конструкции восемь стоек, каждая с собственными гидравлическими и амортизационными системами, а вся масса распределяется на 22 колеса. Это нужно не только для мягкой посадки, но и для того, чтобы лайнер не разрушил взлётную полосу собственным весом. Каждая шина работает в жутких условиях: при касании полосы нагрузка на одно колесо может превышать 30 тонн, а температура резины подскакивает выше 200 градусов. И всё это при скорости более 250 километров в час. Но при этом самолёт может безопасно приземлиться, если одна или две шины потеряют давление.

Шасси и колёса имеют сложную и прочную конструкцию
В A380 установлены системы мониторинга, которые отслеживают давление в реальном времени, а датчик TPIS (Tyre Pressure Indication System) передаёт данные экипажу. Если давление падает, система просто фиксирует инцидент и позволяет завершить полёт в штатном режиме — ведь потеря одной шины не влияет на управляемость и устойчивость при посадке. На земле же у лайнера визуально проверяют каждое колесо, и в тот день всё выглядело куда драматичнее, чем было на самом деле. Квадратная шина лишь казалась сломанной, а её армирующий каркас не пострадал.
Колесо - герой новостей

Горит колесо на Боинге
Квадратное колесо A380 — не единственная история, когда шасси самолёта внезапно оказалось в центре внимания. Авиация знает десятки аналогичных случаев. К примеру, в 2018 году пассажиры Boeing 787 Dreamliner снимали через иллюминаторы, как во время посадки из-под крыла вырывается дым — одна из шин лопнула из-за сбоя тормозной системы, но лайнер спокойно остановился на полосе. На следующий день тот же борт продолжил полёт: инженеры просто заменили покрышку и проверили крепления. В похожей ситуации оказался и российский Ту-204: при разбеге на взлётной полосе одна из шин взорвалась от перегрева, но стойка выдержала перегрузку без последствий.

Повреждённые во время посадки
Есть и куда более экзотические примеры. На испытаниях самолётов инженеры часто специально доводят шины до разрушения, чтобы изучить, как поведут себя стойки и тормозные механизмы. Во время тестов Airbus инженеры подогревают покрышки до температуры плавления алюминия, проверяя, выдержит ли диск момент перегрева. Другие же эксперименты включают сброс макетов шасси с трёхметровой высоты, чтобы смоделировать жёсткую посадку. Всё это нужно, чтобы в реальном полёте даже нештатная ситуация не стала катастрофой. Впрочем, ни один из этих случаев не вызвал такой волны обсуждений, как история с квадратной шиной, которая мгновенно превратилась в мем.

Шасси на посадке
Когда снимки шины A380 облетели соцсети, пользователи наперебой придумывали версии: от «новой системы для мягкой посадки» до «экономии на материалах». Некоторые даже уверяли, что Airbus экспериментирует с «активной» резиной, меняющей форму в зависимости от давления. На деле всё оказалось куда проще — в современной авиации даже подобные случаи не становятся проблемой. Покрышку, кстати, заменили уже через несколько часов, а сама компания Airbus с юмором отнеслась к ситуации, отметив, что если бы инженеры действительно создавали квадратные колёса, самолёт вряд ли смог бы сесть так мягко. Сама же история быстро перешла из разряда происшествий в разряд легенд. Она попала в подборки «самых странных случаев в авиации», а фотографию по сей день цитируют в учебных курсах в качестве наглядного примера.
Источник: salt.mediasalt.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]