Садо Юхан Чалович.
29.08.2017 518 0 0 foto-history

Садо Юхан Чалович.

---
0
В закладки
Оригинал взят у serg_slavorum в Садо Юхан Чалович.


Садо Юхан с семьёй (женой Марией Шавельевной и сыновьями Андреем и Юрием). Фото начала 1930 – х годов.

Садо Юхан Чалович (1894 - 1973) – отец известного советского и российского лингвиста, семитолога, профессора Санкт – Петербургской Духовной академии Михаила Юхановича Садо, диссидента (ВСХСОН) и политзаключённого во времена СССР.

Юхан (Юханна) Садо родился в 1894 году в селе Марванан в области Нудиз * Ванского вилайета (губернаторства) Османской империи в крестьянской семье. Отца его звали Чаллю (Чаляби), а мать – Роза Савро Малько. Деда по отцу звали Сахда (Саhда), отсюда происхождение фамилии.

В 1917 году после трагических событий, известных как геноцид ассирийцев в Османской империи, семья Садо в качестве беженцев прибыли в Россию.

В 1917 – 1919 годах жил в Баку, в 1919 – 1922 годах – в Екатеринодаре, в июне – августе 1922 года в Новороссийске.
В августе 1922 года, также как и его родственник, священник Хамис Давыдов, был завербован англичанами (через представителей ассирийского духовенства) для службы в национальных ассирийских частях в британской армии в Ираке, в 1923 – 1925 годах проходил воинскую службы в Мосуле. Тогда многие ассирийцы поступали аналогичным образом, надеясь добиться с помощью властей стран Антанты – Великобритании и Франции, самоуправления на своих исторических землях. Время показало, что надежды эти были напрасными.

В 1926 году 6 месяцев прожил в Бейруте, откуда выехал в Константинополь.

Из Константинополя вместе со своими родственниками (священником Хамисом Давыдовым, его сыном Саввой) и другими ассирийцами на турецком пароходе нелегально прибыл в Батуми, откуда священник и его сын направились в Гянджу, а Юхан Садо оказался в Майкопе, где занимался торговлей.

В 1929 году впервые попадает в поле зрения ОГПУ и подвергается репрессиям за «контрреволюционную деятельность». Она заключалась в следующем. Юхан Садо вместе с двумя другими ассирийцами Савро Сьяму и Ховшабо Аврахамом сумели сагитировать  около 250 семей советских ассирийцев для выезда в Сирию, собрали со всех фотокарточки и через французское посольство получили визы. В то время Сирия (вместе с Ливаном) была подмандатной территорией Франции, а обретавшийся в Бейруте Малик Камбар Варда, традиционно ориентировавшийся на Францию, не оставлял попыток добиться для ассирийцев самоуправления на контролируемых французами территориях, для чего собственно вербовки среди беженцев и производились (Садо сотоварищи контактировали с Камбаром). ОГПУ в Майкопе расследовали эту деятельность и признало документы фальшивыми. Несколько человек было арестовано. Юхана освободили из – под ареста из – за болезни.

В мае – августе 1932 года жил в Краснодаре.

В августе 1932 года Садо с семьёй перебирается в Ленинград, город с которым будет связана судьба его и его потомков.
Повторно Юхан Садо подвергся репрессиям уже в годы «Большого террора». Арестован 5 февраля 1938 года (ордер на арест №2/584 от 4 февраля 1938 года). Содержался в Ленинградской следственной тюрьме ГУГБ НКВД. Допрошен 23 февраля начальником 4 – го отделения 3 – го отдела сержантом ГБ Свинцовым и помощником оперуполномоченного 4 – го отделения 3 – го отдела Давыдовым (подписывался Садо по ассирийски). 13 марта Давыдовым и Папиновым была проведена очная ставка Садо с другим арестованным ассирийцем, Надировым Саркисом, на которой последний уличён в «контрреволюционной деятельности». В обвинительном заключении, подписанном помощником оперуполномоченного 4 – го отделения 3 – го отдела Морозовым, начальником 4 – го отделения 3 – го отдела сержантом ГБ Свинцовым и начальником 3 – го отдела УНКВД ЛО майором ГБ Перельмутером и утверждённом заместителем начальника УНКВД ЛО старшим майором ГБ В. Гариным, обвинён в «участии в контрреволюционной организации, созданной в Ленинграде германской разведкой» (ст. 58 – 6 и 58 – 11 УК РСФСР). Дело направлено на рассмотрение в ГУГБ НКВД СССР «по I – ой категории». Постановлением ОСО при НКВД от 14 сентября 1938 года осуждён на 10 лет ИТЛ (исправительно – трудовых лагерей), направлен в Вятлаг. Отбывал наказание: ИТЛ МВД №10 в 500 км от города Кирова (до 1942 года) и ИТЛ МВД №1 в 45 км от Соликамска, Усольлаг.

Летом 1940 года по жалобе жены – Садо Марии Павловны (Шавельевны), проживавшей с 4 – мя детьми в Ленинграде, дело вновь рассматривалось следователем ОО ГУГБ НКВД СССР. В постановлении от 17 июля 1940 года, утверждённом заместителем наркома внутренних дел СССР комиссаром ГБ 3 – го ранга Меркуловым, указывается, что «оснований к пересмотру дела нет». То же самое подтверждено в заключении Военной прокуратуры ЛВО от 31 декабря 1940 года (утверждено 6 января 1941 года).

Освобождён 17 января 1948 года. В «Извещении об убытии заключённого из лагеря» от 21 января 1948 года сказано: «По отбытии срока наказания с применением 19 зачётных рабочих дней за высокие производственные показатели».
После освобождения, до апреля 1948 года проживал в Малой Вишере, Ленинградская область. Дважды приезжал в Ленинград навестить семью – в феврале 1948 года и позже – на 1 – 2 дня. С апреля 1948 года жил в городе Иваново, Владимирская область, работал чистильщиком обуви.

Вновь арестован Ивановским УМГБ 6 декабря 1948 года. Содержался во внутренней тюрьме УМГБ Ивановской области. Был допрошен 7, 8, 10, 13, 15 и 20 декабря 1948 года оперуполномоченным 1 – го отделения 2 – го отдела УМГБ Ивановской области лейтенантом Шумаковым. Судя по отметкам, почти все допросы начинались около 12 часов ночи и продолжались 2 – 3 часа. Все ранее данные показания о своей антисоветской деятельности категорически отрицал. Отказался подписывать предъявленное ему обвинение, о чём следователем был составлен особый акт. В заключении, составленном 24 января 1949 года в Ивановском УМГБ, предложено применить к нему ссылку на поселение. При этом указывается, что «после возвращения Садо из заключенияматериалов о его преступной деятельности не установлено». Постановлением ОСО при МГБ СССР от 9 февраля 1949 года «за шпионаж» сослан на поселение в Красноярский край.
В сентябре 1954 год освободился из ссылки (в соответствии с приказом Генерального прокурора СССР, Министра внутренних дел СССР и Председателя КГБ при Совете Министров СССР №127с/0391/078 от 16 июля 1954 года).
С конца 1954 года проживал в городе Луга.

12 января 1955 года подал жалобу Председателю Президиума Верховного Совета СССР с просьбой о пересмотре дела, снятии ограничений и возможности поселиться с семьёй. В сентябре 1955 года военным прокурором ЛВО дано указание следственному комитету УКГБ по Ленинградской области о проверке этого дела. 19 марта 1956 года Садо Юхан Чалович был вызван на допрос в КГБ в качестве свидетеля. Рассказал об избиении его на следствии следователем Давыдовым и подписании им протоколов без прочтения. В заключении от 22 июня 1956 года следственный отдел УКГБ по Ленинградской области предлагает поставить вопрос о прекращении дела. Протест (в порядке надзора) военного прокурора ЛВО в Военный трибунал ЛВО датирован 31 июля 1956 года.

Реабилитирован Военным трибуналом ЛВО 15 августа 1956 года.

В качестве свидетеля по делу о реабилитации других ассирийцев допрашивался 13 июля 1957 года в следственном отделе УКГБ по Ленинградской области. Показал про следствие 1938 года: «На следствии в 1938 году были записаны не мои показания, а то, что хотел записать следователь. Поэтому то, что выдавалось за мои показания тогда – сплошной вымысел» (дело №41645 – 38 // П – 17791. Архивно – следственное дело №610136).

Жена Юхана Чаловича Мария умерла в 1959 году.
Второй раз женился на Анне Ивановне. Этот брак был бездетным.
Сыновей Юхана звали – Андрей,  Юрий , Михаил (Михаил Юханович Садо).

Умер в Ленинграде 5 февраля 1973 года, похоронен на ассирийском участке Волковского кладбища [1].


Могила Юхана Чаловича Садо. Питерские ассирийцы при жизни уважительно именовали его Полковником, за папаху, которую он постоянно носил. На надгробии он тоже изображён в папахе. Рядом - могила первой жены Юхана Чаловича – Марии Павловны (Шавельевны).


Могила второй жены Юхана Чаловича - Анны Ивановны.

Примечание.
* Эта область издревле носила название Нордуз, в переводе с персидского означающего «старая крепость», но в языке ассирийцев, переселившихся сюда из горных районов Хаккяри (Диз и другие «аширетные» области) по причине малоземелья, трансформировалось в «Нугдиз» и «Нудиз». Ассирийцы на территории села Марванан в Нугдизе поселились примерно в конце XVII века, что следует из датировки (по надписям) строительства сельской церкви Мар Гиваргиз – 1694 год [2]

По утверждению же ученика Михаила Садо Василия Шуманова (автора русско-ассирийского словаря) предки Михаила Юхановича происходили из деревни Билла, район Ливан (Livoon), недалеко от области проживания независимого ("аширетного") ассирийского племени Верхнее Тйаре и фамилию получили по имени одного из прадедов Sahda - на ассирийском "мученик" (аналог греческого имени Мартирий). См. в ролике с 1 минуты 3 секунды:

https://www.youtube.com/watch?v=xNcRuwfbLCk

UPD: Отец Стефан (Садо) уточнил о происхождении своего деда (процитирую дословно его письменный ответ):

Юханна Чаллю Сада и его предки были родом из области Ливин в Ванском вилайете. Но после очередного курдского разорения (в 1890-е гг.) они переселились в Нудиз и поэтому многие нудизнаи его считали своим. Точное название их родного селения я не могу назвать, т.к. упоминались два селения - Билли и Парашин. Оба где-то в пределах от Ливина до Нудиза. Возможно, его предки проживали и там, и там. Жена его Мария была из рода священников сел. Дера-Харгиль в Ливине.

В горах Хаккяри фамилий не было и при необходимости получения турецких, персидских или российских документов фиксировалось имя самого человека, его отца и деда (или всего рода). Отсюда получилось: Юханна (сын) Чаллю (= Чаляби) (внук) Саhда. Если бы он получал документы в Российской Карской области или Тифлисской губернии, он мог бы стать Садаевым или Садоевым.

Селение же Марваран Юхан Чалович сам указал в анкете. Разорение курдами Ливина как раз падает на время его рождения (1894-95 г.) Он мог родиться и в Ливине и в Нудизе. Сейчас это уже с точностью не установить.

Составлено по:

Мартиролог ленинградских ассирийцев (1931 - 1938) / сост.: Михаил Юханович Садо. – СПб: НП – Принт, 2012. Страница 192 – 195.

Газета "Хабре д' Атураи". №50 за март 2017 года. Статья Георгия Слывуса "Хаккяри. После ассирийского исхода. Часть 6". Стр. 7.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]