Современные дети разучились играть. Почему это большая проблема?
---
Современная игра оказалась под угрозой. Вытесняемая нескончаемыми «развивашками» и гаджетами, эта неотъемлемая часть детства отходит на второй план. А что теряют дети, лишенные возможности играть? Как вообще игра развивает дошкольников и почему она не хуже специализированных занятий готовит к школе? Рассказывает об этом Светлана Царёва, координатор образовательных программ в детском саду Европейской гимназии.
Почему играть — важно
Для взрослых кажется естественным, когда ребенок играет. Но понимаем ли мы, что это за процесс и почему он так важен? Великий педагог Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Для дошкольника такая деятельность — игра. Игра — это свободная активность, выполняемая без принуждения и контроля со стороны взрослых. Это возможность «попробовать» себя и предмет игры.
Во время игры ребенок удерживает в сознании сразу два пласта действительности: реальность и выдуманный мир. С одной стороны, он — мальчик Петя, который стоит у стула. С другой — «пожарный», а стул — «горящее здание». И теперь ему срочно нужно найти пожарный кран! Что это будет за предмет? Ребенок глубоко погружается в фантазию, а действовать начинает в реальном мире.
Игра для детей важна и потому, что дает возможность жить сейчас, а не в процессе подготовки к чему-то в будущем — к школе, соревнованиям или другой запланированной деятельности. В игре 3–5-летний ребенок может быть практически самостоятельным. А еще игра помогает примерять на себя разные роли и следовать им. Именно этот навык пригодится ребенку везде, где есть «ведущий», — и в школе, и на тренировках.
Что мешает современным детям играть
Развивающие занятия
Многие родители сегодня боятся не успеть сделать для ребенка что-то полезное. К сожалению, игра часто становится противоположностью развивающих занятий, чем-то неважным. Мамы и папы волнуются, что ребенок отстанет от сверстников, поэтому игра вытесняется из его жизни плотным расписанием: спортивными тренировками, «развивашками», подготовкой к школе.
Неочевидные результаты
Не все взрослые могут понять и принять важность «бездействия», когда у ребенка есть возможность просто «ничего не делать», играть, как он хочет. Однако именно в это время у детей происходит рост, обучение, формирование личности, развитие разных навыков, знаний и умений. Никакие развивающие занятия не дадут такого прочного фундамента, как игра — столь простая и одновременно сложная штука.
Развитие в игре происходит постепенно. У игры нет явных, четких и быстрых результатов, как, например, у занятий по математике или робототехнике. Игра — это про процесс, ее нельзя оценить с точки зрения правильности или неправильности.
Гаджеты
С ними дети могут развлекать себя без каких-либо усилий, ведь с мигающими экранами не может быть скучно. Сама потребность что-то выдумать подменяется быстрым доступом к цифровым устройствам. В мире видеоигр нет места скуке, из которой и рождаются неожиданные задумки.
Таким образом, раннее развитие, отсутствие четких результатов и гаджеты всё дальше отдаляют детей от игры. К чему это может привести?
Чему ребенок учится во время игры
Игра для детей — это исследование себя и мира. Во время игры дети создают новую обстановку, свой собственный мир, воображая и фантазируя. В игре происходит развитие произвольной речи, внимания, памяти, воображения и логики, умений контролировать, планировать и обобщать.
Однажды в детском саду Европейской гимназии мы провели эксперимент и пригласили родителей поиграть. В самом начале это было довольно сложно: мы ходили друг за другом и пытались заинтересовать игрой людей, которые ничего не могли придумать. Но затем взрослые разыгрались так, что не заметили, как пролетело время. После этого мы обсудили наши ощущения и поняли, что игра — это не так просто, как может показаться. Для нас также было важно, чтобы родители не только поиграли, но и порефлексировали о том, какие же навыки развивает игра.
В результате мы единогласно пришли к выводу, что игра развивает:
- Навыки самоорганизации: дети проявляют настойчивость, если у них что-то не получается, преодолевают трудности, которые могут неожиданно появиться во время игры, и учатся просить о помощи при необходимости.
- Коммуникативные навыки: умение слушать и выражать свои идеи в устной форме, осознанно подбирая слова. Дети делятся своими идеями и мнением в маленьких и больших группах. Путешествуют ли они по сказочному острову, ведут переговоры в поиске клада или устраивают чаепитие с плюшевыми игрушками — умение договариваться пригодится при любом сценарии.
- Мышление и память. Анализ, синтез, сравнение, аналогия, конкретизация или систематизация — всему этому мы можем научиться в игре. Дети, играя «в кухню», раскладывают продукты, ищут объекты, похожие на них, сравнивают по общим характеристикам.
- Подвижные игры способствуют развитию пространственного мышления. Разыгрывая игровой сюжет, дети выстраивают связи между объектами в пространстве.
- Навыки эмоционального интеллекта. Игра — это пространство для выражения самых разных и смелых эмоций. В выдуманных ситуациях ребенок не боится страха, грусти или разочарования. В сюжетно-ролевой игре дети дают волю эмоциям и стараются распознать их смыслы, прислушиваясь к себе. Внутренний мир становится видимым. Все актуальные для ребенка темы проявляются в играх. Если вы сходили в зоопарк, то детская может превратиться вскоре в него, в салон красоты — ждите, что ваш ребенок позовет вас на укладку. А сколько детей играют в школу?
- Выбирая сюжет для игры, ребенок развивает фантазию. Дети создают собственную историю с акцентом на своих желаниях, стремлениях, любопытстве и инициативе. В игре простая голубая ткань может стать морем или небом, а желтая — пустыней или солнцем, животные могут разговаривать, а единороги летать.
- Игра — лучший способ научиться фокусироваться на какой-то задаче, контролировать свои действия, а также развивать навык слышать и слушать. А это поважнее навыков чтения и письма!
Для игр детям нужна свобода. Свобода от указаний и обучения, от временных рамок и экранов, от ограничения передвижения и статичной среды.
Нужно создать атмосферу, которая стимулирует детей на игру. В пространстве должно быть достаточно места и не узконаправленные игрушки, а предметозаместители: ткани, природные материалы (шишки, листья, камни, желуди), коробки, бумага, фольга.
Пространство должно быть гибким и многофункциональным, а в идеальном мире еще и мебель должна легко передвигаться. Не надо захламлять детскую игрушками, ведь одна из предпосылок для игры — свободное передвижение. Детям нужен доступ к материалам и место для самовыражения и исследования. Взрослые могут дать простор инициативе детей, их воображению и субъектности.
Среда для игры: чек-лист
- Гибкость пространства
- Разнообразие пространства
- Новизна
- Комфорт
- Безопасность
- Доступные материалы, связанные с интересами детей
Как взрослому помочь ребенку в игре
Часто родители хотят вмешаться в игру ребенка, помочь ему, подсказать, как «правильно». Делать это нужно осторожно. Если вы хотите включиться в игру, ответьте себе на эти вопросы:
- Получит ли ребенок пользу, если я вмешаюсь?
- Хочет ли он этого?
- Нужен ли я сейчас в игре?
Помогите детям понять и услышать друг друга
Коммуникация, которая происходит в игре, может быть не всегда простой. В игре дети используют выражения лица, язык тела, словесные подсказки, звуки и действия, чтобы передать какую-то мысль. Иногда дети могут не уловить или не понять, что другой ребенок пытается сообщить в данный момент, и это может расстроить и демотивировать обоих игроков. Вы можете помочь детям с трудностями в общении, дав больше информации. Например, в сценарии любой ролевой игры: «Вас зовет врач. Вы готовы идти на прививку?»
Иногда взрослый может повторить информацию, если кто-то ее не слышит: «Нина хочет построить с этой стороны садик для пчел. Может, попробуем?» Порой упрощение и замедление могут направить игру дальше — например, если несколько детей предлагают много разных идей: «Ребята хотели бы приготовить несколько блюд. Может, попробуем приготовить их вместе?»
Помогите найти причину неудачи и устранить ее
Если видите, что у ребенка не получается какая-то задумка — например, построить домик из одеял и подушек так, чтобы он не падал, — вы можете поразмышлять вместе с ним о причинах неудачи. Спросите, как у него дела, присев на корточки, задайте вопросы, которые помогут найти решение: «Как ты думаешь, почему крыша домика падает с этой стороны? А что может помочь укрепить эту конструкцию?» Попросите ребенка объяснить проблему, наблюдайте и ждите, озвучьте его эмоции, задайте вопрос, а затем поговорите о возможном решении, которое он, возможно, захочет попробовать. Ваш реальный интерес к игре действительно может мотивировать продолжать и развивать игру.
Задавайте правильные вопросы вместо того, чтобы давать ответы
«Интересно, что бы произошло, если бы ты попробовал это передвинуть в другую сторону?» Игра детей не должна прекращаться, когда к ней присоединяется взрослый, так как он партнер и со-исследователь, а не тот, кто задаст тон игры и ответит на все вопросы.
Не мешайте игре
Дети позволяют нам заглянуть в их мир, если мы не критикуем, не пытаемся отвлечь от цели и процесса и не обесцениваем. Если хотите подключиться к игре, наблюдайте и следуйте правилам. Спросите, а можно ли вообще включиться в игру? Будьте ролевой моделью, и тогда вы сами почувствуете, как же это здорово — просто играть.
Включение взрослого в игру: чек-лист
- Наблюдать (понять, что происходит)
- Следовать правилам
- Ребенок — это лидер
- Не задавать глупые вопросы и не обесценивать комментариями
- Спрашивать разрешения
В нашем садике мы стараемся выстраивать расписание на учебный год так, чтобы для свободной игры у детей оставалось достаточно времени. А два раза в год мы устраиваем День игры! Дети ходят по разным игровым станциям, где могут стать архитекторами и построить город, побыть су-шефами и наготовить вкусных блюд для себя и друзей, полечить воспитателей от внезапных болезней. Дети передвигаются по садику с картой в руках, отрабатывая навык ориентировки в пространстве и развивая свою субъектность, над которой мы стараемся работать в любом возрасте.
Наши дети с трех лет занимаются по программе IB Primary Years Programme, которая строится на исследовательском подходе и направляемой игре. В процессе совместной игры они развивают социальные, коммуникативные, исследовательские и организационные навыки, а также учатся творчески и критически мыслить.
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]