Настоящая причина почему в СССР стены многоэтажек стали отделывать стеклянной плиткой: забытое решение русского инженера Гаврилова
---
Не так давно... кхм... вчера мне попался ролик на ютубе на тему, зачем в СССР фасады домов стали отделывать стеклянной плиткой. В котором автор подробно рассказал, что:
Бетонные панели, из которых строились типовые панельные дома, обладали пористой структурой. Со временем в этих порах скапливалась влага, что способствовало образованию плесени и грибка на фасадах зданий. Покрытие из стеклянной плитки позволяло решить эту проблему, уменьшая пористость бетонных плит и не давая влаге проникать внутрь.
Не знаю, как у автора ролика, но в моей девятиэтажке, в которой я родился, вырос, и которая стоит до сих пор, не собираясь падать ни в оду из сторон света, ни одна панель ни набрала влаги. Плесени и грибков на ней тоже не видно, хотя дому стукнуло уже 50!
И что интересно, соседние дома, которым по 60 и даже 70 тоже не разбухли от влаги, не стали грибницами и микологи не выращивают на них плесень для медицинских опытов. Шучу, конечно.
Всё нормально с панельными домами!
Сегодня мы разберём миф о стеклянной плитке, расскажем:
ПОЧЕМУ и КОГДА НА САМОМ ДЕЛЕ
стеклянная плитка появилась на фасадах домов.
Начнём с того, что стеклянной плиткой (она же смальта) первыми на этом круглом шарике под названием Земля начали украшаться свои дома, в том числе фасады... римляне. Мозаику они очень любили, ровно до тех пор, пока в Рим не заявились орды варваров и пролюбили в Вечном городе абсолютно всех. После чего на несколько десятков веков традиция украшать стены мозаикой забылась. Мало кто мог выдержать "любовь" Атиллы...
Первыми, кто вспомнил об этой неплохой в общем-то традиции были немцы из города Метлах, правда их плитка не была стеклянной. Однако этот этап нам важен вот почему, через 20 лет их соседи из города Мец запустили производство очень красивого глазурованного кирпича, дома из которого выглядели как леденцы.
С той поры пошла мода на стекло в фасадах домов.
Но это был кирпич!
Первым же, кто придумал класть на фасады домов стеклянную плитку был инженер и архитектор Николай Яковлевич Гаврилов. С подачи которого глазурованная плитка (НЕ КИРПИЧ!) разных размеров появилась... да хотя бы на Саввинском подворье. Часть её делали в подмосковном Абрамцево, а часть привозили из Германии.
Причём уже тогда для облегчения монтажа плитки были придуманы специальные сетчатые направляющие, дабы не совсем опытные (и не всегда трезвые) руки строителей, не испортили красивый фасад традиционной техникой "krivo-koso" в сочетании с "sikos'-nakos".
Получалось очень ровненько, красивенько, симметричненько:
Кто бы что ни говорил, но неорусский стиль и модерн начала ХХ века - лучшее по красоте решение. И, голову даю на отсечение, про разбухание домов инженер думал в самую последнюю очередь.
Главное в этой разработке были красота и эстетика!
Однако вскоре грянула революция и опыт украшения фасада стеклом снова оказался не то чтобы забыт... ну не до него было!
О решениях Гаврилова вспомнили, как это ни странно, в фашистской Италии. Мини-фюрер Бенито Муссолини решил после себя оставить новый Рим: весь в граните, мраморе и мозаике. И, что интересно, у него получилось, город преобразился.
После войны итальянцы, которым новые веяния в городской архитектуре очень даже зашли, решили продолжить традицию и в 1956 году итальянская фирма Bisazza предложила украшать фасады и интерьеры домов мозаичной плиткой из прессованного стекла - смальты.
Это была творческая переработка идеи русского инженера. Решение итальянцев оказалось очень практичным: мозаичная плитка на сетчатом основании очень легко и быстро монтировалась и затиралась специальной затиркой. За день даже неквалифицированные рабочие могли закрыть финишным покрытием порядка 120 - 150 квадратных метров поверхности.
Современным суперопытным бригадам узбеков-штукатуров такие объёмы не снятся даже с машинным набрызгом!
Об опыте Гаврилова и разработке итальянцев в СССР вспомнили в 1969 году при строительстве панельных домов. Но совсем не из-за того что что-то там разбухало, набухало и отваливалось. И уж тем более не из-за грибков и плесени, которые снаружи бетонных поверхностей не растут - ультрафиолет не их лучший друг.
Причинами внедрения прессованной смальты для отделки фасадов были:
Во-первых, экономия на обслуживании фасадов зданий. Хрущёвки, брежневки, андроповки и прочие советские панельные человейники имели расчётный срок службы от 60 до 90 лет с возможным его продлением в случае реконструкции до 150. Это край!
Считалось, что за этот срок дом должен быть перекрашен не менее 12-15 раз в зависимости от условий. Тогда как фасад из стеклянной плитки монтировался сразу при производстве стеновых панелей и имел срок службы от 50 лет! То есть, теоретически совпадал со сроком службы дома. Первичная переплата при производстве выливалась в последующую экономию при обслуживании фасадов.
И эта экономия составляла 4,5 раза!
В масштабе страны - миллиарды рублей.
Во-вторых, при строительстве первых же многоэтажных панельных домов было выявлено, что серые панели существенно уменьшают инсоляцию не только дворового пространства, но и квартир на первых этажах.
ГРУБО ГОВОРЯ: НА ПЕРВЫХ ЭТАЖА БЫЛО ВСЕГДА ТЕМНО!
Люди включали свет даже днём, был перерасход электричества, существенно снижался комфорт жизни. Мозаика из белого, голубого стекла за счёт своей отражающей способности повышала уровень освещённости от 70 до 110%.
Кроме того, в красивых домах со "стеклянными" фасадами было банально комфортнее и радостнее жить, чем в серых коробках. Все прекрасно понимали, что бетонные поверхности впитывают грязь, пыль, жир и копоть с улицы, поэтому фасады загаживаются в ультракороткий срок.
Первый эксперимент был проведён в 1969 году, а в 1971 году появился тот самый ГОСТ 17057–71 «Плитки стеклянные облицовочные коврово-мозаичные и ковры из них», где было подробнейшим образом описан процесс монтажа мозаики и требования к её производству, хранению, перевозке.
ГОСТ 17057–71 «Плитки стеклянные облицовочные коврово-мозаичные и ковры из них». Фото автора
И последний момент, некоторые "специалисты" упрекают советских архитекторов в том, что плитка была позаимствована у итальянцев. Как бы этого не хотелось "нашим зарубежным партнёрам", но идея была предложена задолго до них.
Форма советской плитки была намного красивее и эффективнее, чем у итальянской. В СССР мозаичные чипы имели особую форму "ласточкин хвост", которая позволяла плитке держаться на фасадах намного прочнее, чем импортные аналоги. При затирке советская мозаика как бы запечатывалась внутри бетона, импортную же часто выдавливало наружу.
Так что наша смальта была самая смальтистая из всех смальт и ничто не могло песмальтить нашу смальту. 😁
Тем более в южных республиках местные умельцы из мозаичной плитки делали на фасадах домов настоящие ковры, которые до сих пор являются украшениями бывших советских городов.
Источник: kvartira.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]