Наша родная Баба-Яга: тайны сказочного Георгия Милляра
---
Георгий Милляр мечтал о роли Суворова, но играл исключительно нечисть: чертей, кикимор, водяных. Он был лучшей Бабой-Ягой всех времён и народов. Обожал детей, но сам так и не стал отцом.
Он был одинок, сторонился женщин, жил с мамой. Как так получилось, что став легендой при жизни, на старости лет Милляр оказался всеми забыт, умер в нищете и забвении? Какие тайны скрывал главный сказочный актёр страны?
Французский аристократ становится актёром
Настоящее имя главного сказочного героя страны — Жорж де Мильё. Он появился на свет 7 ноября 1903 года в Москве. Богатый французский аристократ Франц де Мильё приехал в Россию как инженер-мостостроитель. Здесь он женился на дочери золотопромышленника из Иркутска, Елизавете Журавлёвой. Семья жила безбедно и спокойно вплоть до революции. За маленьким Жоржем присматривали гувернантки, а дом был полной чашей. После начались трудности. Де Мильё лишились всего: денег, положения, имущества и даже имени. Родители, опасаясь преследований, сменили аристократическую фамилию де Мильё на Милляр.
Маленький Жорж был на попечении гувернанток.
С детства Жорж (Георгий) подавал большие надежды. Он прекраcно учился, знал несколько языков. Настоящей страстью мальчика с детства был театр. Уже тогда он понял, кем станет, когда вырастет. Когда началась Первая мировая война, Георгия отправили к дедушке в Геленджик.
Жорж де Мильё в детстве.
Там он окончил школу и сразу пошёл работать. Молодой человек устроился в театр на должность бутафора. Он знал весь репертуар на зубок, но режиссёры отказывались брать его даже в массовку. Однажды Милляру повезло: заболела актриса, которая играла Золушку. Эту роль никто не знал, кроме бутафора и он подменил её. Зрители даже не поняли, что героиню сказки играет мужчина. После этого Георгий частенько подменял артистов, а позже ему стали даже доверять главные роли.
Молодой Георгий Милляр.
Милляр вернулся в столицу в 1924 году. Поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (сейчас — Театр им. Маяковского). На экзаменах чуть не провалился. Комиссии всё не нравилось, пока начинающий актёр не стал танцевать. Он делал это настолько потешно, что его, всё же, приняли. Правда, с такой внешностью о главных ролях можно было только мечтать. Более того, у Милляра была кошмарная дикция. Прошло много лет, прежде чем режиссёры нашли применение этим недостаткам — Георгия приглашали играть различного рода уродцев и старичков. Чаще же всего ему отказывали на пробах.
Милляра долго не снимали.
Удача улыбнулась Милляру на съёмках фильма «Василиса Прекрасная». Режиссёр никак не мог подыскать кандидатуру на роль Бабы-Яги. Пробовал даже Фаину Раневскую, но всё было не то. Он хотел, чтобы Баба-Яга была страшной, а у всех получалась какая-то карикатура. Тут настал звёздный час Милляра. Он предложил на эту роль себя, сказав, что женщинам это сыграть не под силу, ведь они не позволят сделать из себя чудовище, а он — запросто. К роли готовился очень тщательно, изучал поведение всех скандальных старух, которых только встречал. Он копировал их мимику, жесты, тон, походку. Роль Бабы-Яги прославила Милляра на весь Союз. После этого он ещё несколько раз играл этого персонажа в сказках Александра Роу.
Самая лучшая Баба-Яга всех времён и народов.
Готовый на всё ради роли
Георгий Милляр был невероятно предан актёрскому делу. Ради роли он был готов буквально на всё. Например, ради роли Бабы-Яги актёр побрился налысо, сбрил даже брови и сутками не снимал громоздкий грим. Он не просто играл, он вживался в свой сказочный образ, действительно превращаясь в Бабу-Ягу. Так было и с другими фильмами.
В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» он играл чёрта. Для этого прямо на голое тело была приклеена шерсть. Больше на актёре ничего не было. В таком виде он снимался на морозе и даже съезжал со снежной горки. Грим был очень сложным и провести в нём нужно было тоже немалое количество часов.
Георгий Милляр в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
Интересно, что до Милляра Бабу-Ягу никто не воплощал на экране. Какого-то особого образа не существовало, только описание из сказок. Всё, что сегодня ассоциируется с этим персонажем — это изобретение Милляра. При этом сам актёр не имел ничего общего с изображаемой в кино нечистью. Он был очень тихим, добрым, спокойным и скромным человеком. Мог годами носить одно пальто и даже не имел автомобиля, хотя возможность была. При этом никто не понимал, почему столь интеллигентный, прекрасно воспитанный человек играет маргиналов и алкоголиков.
В роли Кащея Бессмертного Георгий Францевич был настолько убедителен, что от него шарахались даже лошади.
Тайные грехи
Георгий Милляр при всех своих достоинствах имел в себе один огромный недостаток — он пил. Никто не помнит, чтобы актёр приходил на съёмочную площадку трезвым. Он яростно заливал свою тайную боль. От чего же страдал главный сказочный актёр СССР?
Георгий Милляр в роли Чудо-Юдо в фильме «Варвара-краса, длинная коса».
В кулуарах много обсуждали то, что Милляр откровенно боится женщин. Он шарахался от них как от огня. При жизни ходили слухи, что у него нетрадиционная ориентация. Милляр от этих сплетен очень страдал, но никогда не признавался какую тайную боль хранит его сердце. Дело в том, что в 1930-х годах Георгий был женат на костюмерше Маргарите. Супруга изменяла ему с театральным режиссёром. Об этом знали все, но сам Милляр настолько любил жену, что этим слухам не верил. Всё изменилось в одночасье, когда счастливая Рита вбежала однажды в их дом и сообщила мужу «радостную» весть — он станет папой.
Именно тогда Георгий всё понял. Он не мог иметь детей, был бесплодным, о чём и сообщил жене, собрал её нехитрые пожитки и выставил за дверь. Маргарита очень обиделась и даже писала на Милляра доносы в НКВД. Именно она первая пустила слух о его неправильной ориентации. Георгия арестовали. Несколько недель он провёл в застенках, где его жестоко допрашивали. Дело было не только в сплетнях, которые распускала его неверная жена, а в том, что он — потомок французских аристократов, скрывающийся под личиной советского актёра.
Мама была главной женщиной в жизни Георгия Милляра.
Милляр действительно скрывал своё происхождение, в биографии он откровенно врал о своём происхождении. Как говорили тогда «косил под пролетариат». Возможно, именно поэтому он так любил роли, где требовалось максимальное преображение, изменение до неузнаваемости. Также сказалось и отношение матери. После скандального развода и позорного пребывания в застенках НКВД, она стала его сильно оберегать. Мама заботилась о нём настолько сильно, что просто не подпускала ни одну женщину даже на пушечный выстрел. Хотя, Георгий и сам стал сторониться представительниц прекрасной половины человечества. Слишком глубока была рана, которую нанесла ему Маргарита.
Георгий Милляр с мамой.
Когда самая главная женщина его жизни умерла, для Милляра это был удар невыносимой силы. Он перестал понимать зачем живёт. Актёру было настолько плохо, что режиссёр Александр Роу, в попытке спасти его, предложил Георгию… жениться! К удивлению всех, Милляр послушал совета и немедленно воплотил его в жизнь. Милляр сделал предложение своей соседке по коммуналке — Марье Васильевне, вдове с тремя детьми. Та согласилась. Брак выглядел со стороны довольно странно.
Свадьба с Марией Васильевной.
Досадная зависимость
Милляр очень любил выпить. Особенной любовью актёра пользовался тройной одеколон с запахом сирени. Иногда он так хорошо прикладывался, что попадал в курьёзные ситуации. В таких случаях Роу всегда грозил позвонить маме Милляра и это неизменно приводило актёра в себя. Мать он безумно любил, она была для него всем. Женщина быстро поняла, как удержать сына от загулов. Она сопровождала его всегда и везде. После получения зарплаты, сразу забирала все деньги.
Несмотря на своё пагубное пристрастие, до безобразия актёр никогда не упивался. Всегда был аккуратен, одежда была чистой, наглаженной, а венчала образ неизменная бабочка. Аристократ до мозга костей.
На съёмках Георгий Милляр часто употреблял алкоголь.
Счастье было так возможно
Такая забота обернулась для Георгия Францевича настоящим проклятием. Он был абсолютно неприспособленным к быту. Максимум, что он мог сделать — это помыть тарелку и нарезать колбасу. Построить своё счастье Милляр мог с Татьяной Пельтцер. Он её безмерно уважал и испытывал к ней самые нежные чувства. Они могли часами гулять и разговаривать. У этих двоих было много общего. Оба обожглись на отношениях и оба были одиноки. Только до свадьбы не дошло — мама Георгия была против. Очень уж ей не по душе была жёсткая и своенравная Пельтцер. Мать грозила сыну тем, что Татьяна будет им командовать, загонит под каблук. Так и сошли их отношения на нет.
Милляр шёл по жизни под маской весельчака. Сам себя называл Старик Похабыч, шутки у него были иногда совсем на грани. Тонкая натура Милляра требовала чего-то высокого, он писал стихи, также сочинил даже шутливый словарь терминов. Сам изготовил несколько экземпляров и раздарил друзьям. Любил рисовать сказочных персонажей и дарить эти рисунки детям. На съёмочной площадке Георгий Францевич часто разряжал обстановку, ведь Александр Роу был очень требовательным и авторитарным человеком. Его фильмы прославили многих артистов. Роли в этих шедеврах для них стали настоящим проклятием. После смерти Роу, все они оказались не у дел. Их ожидало забвение, чего некоторые из них не вынесли.
Георгий Милляр — эталон Бабы-Яги.
Почему главный сказочный герой СССР умер в нищете и одиночестве
После женитьбы на соседке по квартире Марии Васильевне, все считали, что Милляр на старости лет обрёл столь долгожданное семейное счастье. Выглядели они рядом с женой довольно странно — маленький и щуплый Георгий Францевич и крупная, высокая Мария Васильевна. Супруга обхаживала Милляра как наседка. Он действительно был окружён нежной заботой и любовью. Мария сопровождала его на всех спектаклях и съёмках. Не потому что не доверяла, а просто боялась, что никто о нём не позаботится как она. Жена была настоящим ангелом-хранителем для актёра.
Мария Васильевна стала для Георгия Милляра настоящим ангелом-хранителем.
После смерти главного сказочника Советского Союза, Александра Роу, Милляр, как и многие другие любимые артисты его фильмов, остался не у дел. Ролей такого масштаба, как он играл у знаменитого режиссёра, не было и о Георгии Францевиче стали постепенно забывать не только кинематографисты, но и зрители. Георгий Милляр считал, что не сыграл очень многих ролей. Он так мечтал о какой-нибудь серьёзной роли. Самой главной мечтой актёра было сыграть Суворова. Не случилось.
После смерти Роу, Милляру предлагали только малозаметные второстепенные роли, за которые платили сущие копейки. Чтобы свести концы с концами Георгий Францевич проводил творческие вечера и выступал перед зрителями. Работал Георгий Францевич до самого конца. Будучи уже глубоким стариком не отказывался ни от каких ролей, даже в откровенно второсортных фильмах и колесил с концертами по стране.
Снимался Георгий Милляр до глубокой старости.
Знаменитый актёр получил отдельную квартиру, когда ему было уже за 70. Причём ему выделили малогабаритную двушку на окраине Москвы, на последнем этаже и далеко от метро. Так отметили талант одного из самых знаковых артистов советского кинематографа. Сам актёр, кажется, был всем доволен. У него не было ни машины, ни дачи. Он никогда не умел заискивать и просить. Звание народного артиста Милляру присвоили лишь в 85 лет. В 87 его отправили на пенсию, лишив даже тех крох, которые Георгий Францевич зарабатывал, снимаясь в эпизодах.
Последние годы Милляр с женой жили очень бедно. Помимо этого, оба на старости лет стали очень плохо видеть, им стало трудно даже себя обслуживать. Представители Гильдии Актёров приходили часто, чтобы приготовить престарелым супругам поесть. Иначе те бы с голоду умерли.
Георгий Францевич Милляр не дожил совсем немного до своего 90-летия. Умер он так как и жил — тихо и незаметно, во сне.
Могила Георгия Милляра и его Марии Васильевны.
Он был одинок, сторонился женщин, жил с мамой. Как так получилось, что став легендой при жизни, на старости лет Милляр оказался всеми забыт, умер в нищете и забвении? Какие тайны скрывал главный сказочный актёр страны?
Французский аристократ становится актёром
Настоящее имя главного сказочного героя страны — Жорж де Мильё. Он появился на свет 7 ноября 1903 года в Москве. Богатый французский аристократ Франц де Мильё приехал в Россию как инженер-мостостроитель. Здесь он женился на дочери золотопромышленника из Иркутска, Елизавете Журавлёвой. Семья жила безбедно и спокойно вплоть до революции. За маленьким Жоржем присматривали гувернантки, а дом был полной чашей. После начались трудности. Де Мильё лишились всего: денег, положения, имущества и даже имени. Родители, опасаясь преследований, сменили аристократическую фамилию де Мильё на Милляр.
Маленький Жорж был на попечении гувернанток.
С детства Жорж (Георгий) подавал большие надежды. Он прекраcно учился, знал несколько языков. Настоящей страстью мальчика с детства был театр. Уже тогда он понял, кем станет, когда вырастет. Когда началась Первая мировая война, Георгия отправили к дедушке в Геленджик.
Жорж де Мильё в детстве.
Там он окончил школу и сразу пошёл работать. Молодой человек устроился в театр на должность бутафора. Он знал весь репертуар на зубок, но режиссёры отказывались брать его даже в массовку. Однажды Милляру повезло: заболела актриса, которая играла Золушку. Эту роль никто не знал, кроме бутафора и он подменил её. Зрители даже не поняли, что героиню сказки играет мужчина. После этого Георгий частенько подменял артистов, а позже ему стали даже доверять главные роли.
Молодой Георгий Милляр.
Милляр вернулся в столицу в 1924 году. Поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (сейчас — Театр им. Маяковского). На экзаменах чуть не провалился. Комиссии всё не нравилось, пока начинающий актёр не стал танцевать. Он делал это настолько потешно, что его, всё же, приняли. Правда, с такой внешностью о главных ролях можно было только мечтать. Более того, у Милляра была кошмарная дикция. Прошло много лет, прежде чем режиссёры нашли применение этим недостаткам — Георгия приглашали играть различного рода уродцев и старичков. Чаще же всего ему отказывали на пробах.
Милляра долго не снимали.
Удача улыбнулась Милляру на съёмках фильма «Василиса Прекрасная». Режиссёр никак не мог подыскать кандидатуру на роль Бабы-Яги. Пробовал даже Фаину Раневскую, но всё было не то. Он хотел, чтобы Баба-Яга была страшной, а у всех получалась какая-то карикатура. Тут настал звёздный час Милляра. Он предложил на эту роль себя, сказав, что женщинам это сыграть не под силу, ведь они не позволят сделать из себя чудовище, а он — запросто. К роли готовился очень тщательно, изучал поведение всех скандальных старух, которых только встречал. Он копировал их мимику, жесты, тон, походку. Роль Бабы-Яги прославила Милляра на весь Союз. После этого он ещё несколько раз играл этого персонажа в сказках Александра Роу.
Самая лучшая Баба-Яга всех времён и народов.
Готовый на всё ради роли
Георгий Милляр был невероятно предан актёрскому делу. Ради роли он был готов буквально на всё. Например, ради роли Бабы-Яги актёр побрился налысо, сбрил даже брови и сутками не снимал громоздкий грим. Он не просто играл, он вживался в свой сказочный образ, действительно превращаясь в Бабу-Ягу. Так было и с другими фильмами.
В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» он играл чёрта. Для этого прямо на голое тело была приклеена шерсть. Больше на актёре ничего не было. В таком виде он снимался на морозе и даже съезжал со снежной горки. Грим был очень сложным и провести в нём нужно было тоже немалое количество часов.
Георгий Милляр в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
Интересно, что до Милляра Бабу-Ягу никто не воплощал на экране. Какого-то особого образа не существовало, только описание из сказок. Всё, что сегодня ассоциируется с этим персонажем — это изобретение Милляра. При этом сам актёр не имел ничего общего с изображаемой в кино нечистью. Он был очень тихим, добрым, спокойным и скромным человеком. Мог годами носить одно пальто и даже не имел автомобиля, хотя возможность была. При этом никто не понимал, почему столь интеллигентный, прекрасно воспитанный человек играет маргиналов и алкоголиков.
В роли Кащея Бессмертного Георгий Францевич был настолько убедителен, что от него шарахались даже лошади.
Тайные грехи
Георгий Милляр при всех своих достоинствах имел в себе один огромный недостаток — он пил. Никто не помнит, чтобы актёр приходил на съёмочную площадку трезвым. Он яростно заливал свою тайную боль. От чего же страдал главный сказочный актёр СССР?
Георгий Милляр в роли Чудо-Юдо в фильме «Варвара-краса, длинная коса».
В кулуарах много обсуждали то, что Милляр откровенно боится женщин. Он шарахался от них как от огня. При жизни ходили слухи, что у него нетрадиционная ориентация. Милляр от этих сплетен очень страдал, но никогда не признавался какую тайную боль хранит его сердце. Дело в том, что в 1930-х годах Георгий был женат на костюмерше Маргарите. Супруга изменяла ему с театральным режиссёром. Об этом знали все, но сам Милляр настолько любил жену, что этим слухам не верил. Всё изменилось в одночасье, когда счастливая Рита вбежала однажды в их дом и сообщила мужу «радостную» весть — он станет папой.
Именно тогда Георгий всё понял. Он не мог иметь детей, был бесплодным, о чём и сообщил жене, собрал её нехитрые пожитки и выставил за дверь. Маргарита очень обиделась и даже писала на Милляра доносы в НКВД. Именно она первая пустила слух о его неправильной ориентации. Георгия арестовали. Несколько недель он провёл в застенках, где его жестоко допрашивали. Дело было не только в сплетнях, которые распускала его неверная жена, а в том, что он — потомок французских аристократов, скрывающийся под личиной советского актёра.
Мама была главной женщиной в жизни Георгия Милляра.
Милляр действительно скрывал своё происхождение, в биографии он откровенно врал о своём происхождении. Как говорили тогда «косил под пролетариат». Возможно, именно поэтому он так любил роли, где требовалось максимальное преображение, изменение до неузнаваемости. Также сказалось и отношение матери. После скандального развода и позорного пребывания в застенках НКВД, она стала его сильно оберегать. Мама заботилась о нём настолько сильно, что просто не подпускала ни одну женщину даже на пушечный выстрел. Хотя, Георгий и сам стал сторониться представительниц прекрасной половины человечества. Слишком глубока была рана, которую нанесла ему Маргарита.
Георгий Милляр с мамой.
Когда самая главная женщина его жизни умерла, для Милляра это был удар невыносимой силы. Он перестал понимать зачем живёт. Актёру было настолько плохо, что режиссёр Александр Роу, в попытке спасти его, предложил Георгию… жениться! К удивлению всех, Милляр послушал совета и немедленно воплотил его в жизнь. Милляр сделал предложение своей соседке по коммуналке — Марье Васильевне, вдове с тремя детьми. Та согласилась. Брак выглядел со стороны довольно странно.
Свадьба с Марией Васильевной.
Досадная зависимость
Милляр очень любил выпить. Особенной любовью актёра пользовался тройной одеколон с запахом сирени. Иногда он так хорошо прикладывался, что попадал в курьёзные ситуации. В таких случаях Роу всегда грозил позвонить маме Милляра и это неизменно приводило актёра в себя. Мать он безумно любил, она была для него всем. Женщина быстро поняла, как удержать сына от загулов. Она сопровождала его всегда и везде. После получения зарплаты, сразу забирала все деньги.
Несмотря на своё пагубное пристрастие, до безобразия актёр никогда не упивался. Всегда был аккуратен, одежда была чистой, наглаженной, а венчала образ неизменная бабочка. Аристократ до мозга костей.
На съёмках Георгий Милляр часто употреблял алкоголь.
Счастье было так возможно
Такая забота обернулась для Георгия Францевича настоящим проклятием. Он был абсолютно неприспособленным к быту. Максимум, что он мог сделать — это помыть тарелку и нарезать колбасу. Построить своё счастье Милляр мог с Татьяной Пельтцер. Он её безмерно уважал и испытывал к ней самые нежные чувства. Они могли часами гулять и разговаривать. У этих двоих было много общего. Оба обожглись на отношениях и оба были одиноки. Только до свадьбы не дошло — мама Георгия была против. Очень уж ей не по душе была жёсткая и своенравная Пельтцер. Мать грозила сыну тем, что Татьяна будет им командовать, загонит под каблук. Так и сошли их отношения на нет.
Милляр шёл по жизни под маской весельчака. Сам себя называл Старик Похабыч, шутки у него были иногда совсем на грани. Тонкая натура Милляра требовала чего-то высокого, он писал стихи, также сочинил даже шутливый словарь терминов. Сам изготовил несколько экземпляров и раздарил друзьям. Любил рисовать сказочных персонажей и дарить эти рисунки детям. На съёмочной площадке Георгий Францевич часто разряжал обстановку, ведь Александр Роу был очень требовательным и авторитарным человеком. Его фильмы прославили многих артистов. Роли в этих шедеврах для них стали настоящим проклятием. После смерти Роу, все они оказались не у дел. Их ожидало забвение, чего некоторые из них не вынесли.
Георгий Милляр — эталон Бабы-Яги.
Почему главный сказочный герой СССР умер в нищете и одиночестве
После женитьбы на соседке по квартире Марии Васильевне, все считали, что Милляр на старости лет обрёл столь долгожданное семейное счастье. Выглядели они рядом с женой довольно странно — маленький и щуплый Георгий Францевич и крупная, высокая Мария Васильевна. Супруга обхаживала Милляра как наседка. Он действительно был окружён нежной заботой и любовью. Мария сопровождала его на всех спектаклях и съёмках. Не потому что не доверяла, а просто боялась, что никто о нём не позаботится как она. Жена была настоящим ангелом-хранителем для актёра.
Мария Васильевна стала для Георгия Милляра настоящим ангелом-хранителем.
После смерти главного сказочника Советского Союза, Александра Роу, Милляр, как и многие другие любимые артисты его фильмов, остался не у дел. Ролей такого масштаба, как он играл у знаменитого режиссёра, не было и о Георгии Францевиче стали постепенно забывать не только кинематографисты, но и зрители. Георгий Милляр считал, что не сыграл очень многих ролей. Он так мечтал о какой-нибудь серьёзной роли. Самой главной мечтой актёра было сыграть Суворова. Не случилось.
После смерти Роу, Милляру предлагали только малозаметные второстепенные роли, за которые платили сущие копейки. Чтобы свести концы с концами Георгий Францевич проводил творческие вечера и выступал перед зрителями. Работал Георгий Францевич до самого конца. Будучи уже глубоким стариком не отказывался ни от каких ролей, даже в откровенно второсортных фильмах и колесил с концертами по стране.
Снимался Георгий Милляр до глубокой старости.
Знаменитый актёр получил отдельную квартиру, когда ему было уже за 70. Причём ему выделили малогабаритную двушку на окраине Москвы, на последнем этаже и далеко от метро. Так отметили талант одного из самых знаковых артистов советского кинематографа. Сам актёр, кажется, был всем доволен. У него не было ни машины, ни дачи. Он никогда не умел заискивать и просить. Звание народного артиста Милляру присвоили лишь в 85 лет. В 87 его отправили на пенсию, лишив даже тех крох, которые Георгий Францевич зарабатывал, снимаясь в эпизодах.
Последние годы Милляр с женой жили очень бедно. Помимо этого, оба на старости лет стали очень плохо видеть, им стало трудно даже себя обслуживать. Представители Гильдии Актёров приходили часто, чтобы приготовить престарелым супругам поесть. Иначе те бы с голоду умерли.
Георгий Францевич Милляр не дожил совсем немного до своего 90-летия. Умер он так как и жил — тихо и незаметно, во сне.
Могила Георгия Милляра и его Марии Васильевны.
Источник: showbiz.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]