Цель воспитания и основные вехи ее эволюции
22.04.2024 16 234 0 +537 shumakova.nyusha

Цель воспитания и основные вехи ее эволюции

---
+537
В закладки
Цель воспитания и основные вехи ее эволюции воспитания, реализации, образования, воспитание, период, личность, развития, воспитании, подход, влияния, эпоху, человека, технологий, становится, конечно, который, плана, можно, сказать, условий

Одной из основных задач в процессе воспитания выступает определение его цели. Человеческая деятельность по определению отличается целенаправленным характером как способностью в определенной мере предвосхищать и прогнозировать желаемый результат. Правда, в силу ряда факторов, и прежде всего естественного изменения со временем окружающей обстановки, в полной мере достичь цели в воспитании практически никогда не удается. В том числе по причине ее недостаточно конкретного определения с учетом длительности самого периода воспитания. Ведь мы не знаем точно, как изменятся те же условия жизни через десяток-другой лет. И мы не можем не учитывать стремления и желания того, кого мы учим, а они меняются со временем, по мере роста и взросления человека, представляя собой некий субъективный фактор в дополнение к изменению объективных обстоятельств жизни.

Индивид растет, меняется со временем, и он имеет право на свободу выбора и воли

Потому что а зачем его в противном случае тогда столько учить?! Если мы, конечно же, стремимся воспитать активно и самостоятельно действующую личность, а не робкое, забитое, запуганное всеми существо.

Поэтому можно смело сказать, что реализация процесса воспитания осуществляется как результат влияния трех факторов – воздействия условий жизни, собственных желаний и стремлений обучающегося и влияния со стороны тех, кто непосредственно осуществляет процесс воспитания. Причем в этом процессе необходимо постараться предугадывать как возможность или меру изменения окружающих условий, так и то, кем воспитуемый захочет или сможет в результате быть.

По-любому, цель включает в себя наше представление об обществе в разрезе будущего времени, а также представление о том, кем пожелает и кем сможет быть в подобном обществе ребенок. В принципе, это напоминает поиск черной кошки в темной комнате, но действовать без цели в воспитании принципиально все же невозможно.

Цель воспитания и основные вехи ее эволюции воспитания, реализации, образования, воспитание, период, личность, развития, воспитании, подход, влияния, эпоху, человека, технологий, становится, конечно, который, плана, можно, сказать, условий Вследствие отсутствия определенности условий цель имеет вероятностный характер, а само планирование никогда не выступает жестким, потому что неожиданно может возникнуть потребность в коррекции. Как в известной притче о Ходже Насреддине, когда он собирался научить осла говорить за двадцать лет на деньги, полученные от эмира. Ясно, что за такой срок очень вероятны изменения, как минимум с ослом… Ну, в воспитании, положим, дело все же обстоит полегче, однако сами сроки в целом идентичны.

Если обстановка в обществе стабильна, то, конечно, исторически сложившийся подход к реализации цели вполне применим. По крайней мере, остается разобраться с волей и стремлением ученика в условиях, которые способны к прогнозируемому изменению или вообще практически стабильны. Но вот в случае, когда условия резко меняются, учесть влияние двух этих факторов (а состояние общественной системы обладает дополнительным воздействием на личность испытуемого) становится чрезвычайно сложно. Возникает слишком много неизвестных. Да, и педагогам, и родителям необходимо изменять подход к детям и самим меняться при этом, что очень сложно.

По данной причине получается, что воспитание все в большей степени не достигает своей цели, а влияние на подрастающую личность становится стихийным и неуправляемым процессом. И если прежде по традиции мы выделяли компонент образования и воспитания, который должен был передаваться и усваиваться воспитуемым в любых условиях, и компонент, который был модифицируем под изменившиеся обстоятельства, то сегодня содержание первого стремительно сжимается, вбирая в себя только в наибольшей мере основное и фундаментальное, что в первую очередь необходимо передать.

Исторически цель воспитания менялась в свете эволюции культуры, причем сложно сказать, чтобы это изменение всегда происходило в направлении строго к лучшему

В античной Греции идеалом выступала гармонично и универсально развитая личность, обладавшая способностями к деятельности в самых разных сферах, но всегда на исключительно высоком, превосходном уровне. Подобное развитие, основанное на феномене синкретического, целостного сознания и влиянии практической философии, закономерно усиливало эффект реализации способностей в каждой из областей по сравнению с тем, как если бы человек занимался какой-либо одной, отдельно взятой и избранной сферой деятельности. Возникал некий эффект суммирования с выходом на новый качественный уровень, возможно, через понимание принципов единства мироздания. И разумеется, существовали также технологии, одновременно исходящие из общефилософских постулатов, но пригодные к реализации на практике, возможно, эффективнее, чем современные педагогические. Возможность реализации подобного подхода зачастую объясняется ограниченным характером научных знаний по сравнению с сегодняшним днем.

Цель воспитания и основные вехи ее эволюции воспитания, реализации, образования, воспитание, период, личность, развития, воспитании, подход, влияния, эпоху, человека, технологий, становится, конечно, который, плана, можно, сказать, условий В эпоху Древнего Рима воспитание сужается, приобретая социально-политический характер. С точки зрения потребностей империи особое значение приобретает спектр гуманитарных дисциплин с риторикой во главе как способом и формой управления массами и совершенствования человека через функции мышления и речи. И само мышление все в большей мере переходит в речевую форму и ассоциируется с ней.

В качестве основной профессии в Риме выступает ритор, или же оратор, а по совместительству, по обстоятельствам, он же политик, педагог или юрист. Физический аспект развития понемногу отступает на второй план, главное – задача сохранения и удержания огромнейшей империи.

Одновременно в Древней Греции высокого развития достигают физико-математические знания, обслуживающие институт империи со стороны неримского состава населения. Такие достижения, как маяк в Александрии или римский Пантеон, который сохранился вплоть до наших дней, свидетельствуют о большом прогрессе инженерных технологий в период поздней Античности. Но техническое и гуманитарное направления в образовании в этот период уже стали явно расходиться.

В эпоху христианства основной аспект делается на религиозном воспитании населения при полном забвении развития физического плана, потому что Бог спасает душу, а не тело, – соответственно, все воспитание должно быть направлено на спасение самой души. Впрочем, воспитание в тот период происходило по сословиям, и различия были существенны, но религиозность, доходящая порой до фанатизма, составляла основной его аспект. Душа должна была совершенствоваться в любви и стремлении к Богу, тело же служило проявлением обремененности души в земном и материальном, а поэтому заведомо греховном мире.

Эпоха Возрождения попыталась возвратиться к древнегреческому идеалу воспитания, и это даже в некоторой мере, можно сказать, все же получилось благодаря реализации позднеантичных традиций, но тысячелетие влияния христианства не прошло, естественно, бесследно

И достичь гармонии и внутренней психологической стабильности, присущей для Древней Греции и Древнего Рима, не удалось.

Однако именно благодаря позднеантичному влиянию, пришедшему из Византии, мир обязан появлению таких универсальнейших творцов, как Леонардо, Микеланджело или Челлини. В эту эпоху множество людей свободного происхождения стремились проявить себя в искусстве – живописи или же скульптуре. И вполне можно даже полагать, что подобные способности служили пропуском в солидные круги общества.

Эпоха Просвещения принесла с собой идеи об универсальном развитии личности, прежде всего гуманитарно-математического и художественного плана, основанном на реализации концепции многостороннего интереса и воспитывающего обучения. Воспитание на основе и посредством умственного, интеллектуального образования становится своеобразным лейтмотивом данной эпохи.

Цель воспитания и основные вехи ее эволюции воспитания, реализации, образования, воспитание, период, личность, развития, воспитании, подход, влияния, эпоху, человека, технологий, становится, конечно, который, плана, можно, сказать, условий Соответственно, в Европе и в России наблюдается практически повальное увлечение образованного слоя философией и далее литературным творчеством. Вполне сродни тому, как Возрождение влекло к занятию живописью или же скульптурой. Этих философских увлечений удалось в Европе избежать разве что туманной Англии с присущим для нее практическим характером образования. А центром философии являлась, разумеется, Германия.

Вторая половина XIX века и развитие науки и промышленности акцентируют внимание образования и воспитания на практику.

Рост информации научного порядка побуждает сделать основным образование естественно-научного характера, забыв об устремлении к универсальности

Здесь побеждает подход, свойственный в целом для Англии и устремленный к достижению практической полезности и конкретных результатов. Но тем не менее сама элита продолжает давать детям преимущественно гуманитарно-математическое образование универсального характера.

С другой же стороны, с развитием практических устремлений некогда повальное увлечение философией перерастает постепенно в явное влечение к применению ее на практике, но только не в индивидуальном, а в общественном ключе, для того чтобы, следуя подходу философии от общего, принципиально изменить саму систему общества. Европа начинает понемногу закипать, бурлить, а становиться революционерами оказывается чрезвычайно модно, но… все-таки опасно! Постепенно революционный пыл Европы достигает и границ России…

В период советской власти вновь провозглашается идея всестороннего и гармоничного развития личности, однако за отсутствием античных технологий и культуры ее было бы, наверное, уместнее определить как педагогику универсального разностороннего образования и воспитания человека, тем более что основой выступала та же мысль эпохи Просвещения с германскими корнями, перешедшая в наследство от императорской России. А так, за исключением содержания образования, отражавшего, конечно, современные потребности естественно-научного характера, это все то же в целом научное образование теоретического плана, ориентированное на развитие технологий в многочисленных НИИ.

Запад в это время погружается все более в процесс формирования практического опыта в процессе воспитания, необходимого с позиции ориентации и успешной деятельности в присущих ему рыночных условиях.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]