Мы почти перестали писать от руки, это влияет на наш мозг?
---
Известно, что писать от руки очень полезно: так лучше запоминается информация, тренируется мелкая моторика и развивается мозг, так легче сосредоточиться и т.д. Сейчас все печатают либо на клавиатуре, либо в смартфоне, логично предположить, что мозг перестает развиваться. Значит ли это, что мы скоро начнем глупеть?
Совсем недавно в одной из московских школ администрация попыталась облегчить жизнь своих учеников и сделать основным средством обучения планшет, который должен был заменить тетради и учебники и избавить ребенка от таскания тяжестей. Родители, однако, взбунтовались. «Не надо делать из наших детей дураков, пусть пишут рукой и развивают мозг!» – таков был основной посыл этого протеста. Логика же состоит в том, что письмо развивает мелкую моторику, а мелкая моторика развивает мозг, как известно сегодня каждому добросовестному родителю, а потому работать над ней нынче начинают чуть ли не сразу же после выписки из роддома.
Что такое мелкая моторика
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
Правда ли, что письмо развивает мозг гораздо лучше, чем нажатие на клавиши? Есть и более конкретный вопрос: что больше способствует усвоению учебного материала – записи рукой или напечатанные на клавиатуре?
«А какая разница?»
Такой вопрос может задать вам ваш ребенок. Если речь идет не о начальной школе, где обучению письму отводится весьма значительная часть времени, а об ученике среднего или старшего звена, то письмо (кроме как на уроке русского языка) постепенно начинает играть все более вспомогательную роль.
Учитель истории, литературы, биологии или физики просит класс во время объяснения нового материала записать основные тезисы его рассказа, составить конспект параграфа из учебника или интересной статьи на изучаемую тему. Вашему сыну или дочери могут дать задание подготовить доклад, например, о жизни того или иного писателя, ученого, полководца, художника. И здесь ваш ребенок скажет вам: «Проще и быстрее написать конспект/доклад на клавиатуре», – и будет прав. При некотором навыке печатания его скорость значительно превышает скорость письма рукой.
Однако за почти 20 лет изучения этого вопроса накопился достаточный массив данных, свидетельствующих о том, что при письме рукой и ребенок, и взрослый гораздо лучше усваивают материал и дольше его помнят. Как ни странно, не в последнюю очередь именно благодаря разнице в скорости.
Когда мы печатаем, например, слушая лекцию, то, как правило, фиксируем формулировки лектора, а когда пишем рукой, мы вынуждены употреблять более краткие и емкие формулировки, а значит, мы прокручиваем в голове лишний раз не просто слова, а мысли лектора, что и приводит к лучшему осмыслению, запоминанию и усвоению.
«Усвоил» значит «сделал своим», а это куда проще, когда мы записываем что-то своими словами, выводя свои буквы, чем когда мы фиксируем чужую речь, нажимая на кнопки клавиатуры – отдельной от нас сущности.
На уровне здравого смысла кажется убедительным, но ведь наверняка ученые придумали какие-то способы доказательства преимуществ письма.
Конечно. Давайте с ними познакомимся.
Заглянем в мозг
В 2021 году было опубликовано исследование международной группы ученых, в котором они наблюдали при помощи электроэнцефалографии за тем, как происходило запоминание участниками иностранных слов.
33 мужчинам и женщинам в возрасте 21–48 лет, чьим родным языком был японский, было предложено запомнить ряд индонезийских слов. При этом они могли записать слова и их значения ручкой на бумаге, цифровой ручкой на экране либо напечатать на клавиатуре.
Ученые оценивали такой показатель их ЭЭГ, как связанные с событиями потенциалы мозга. Он отражает интенсивность работы мозга, которая, в свою очередь, связана с глубиной усвоения учебного материала.
Оказалось, что лучше всего участники запоминали слова при письме обыкновенной ручкой на бумаге, хуже всего – при печатании.
Что же касается письма цифровой ручкой на экране, то оно давало сходный результат с письмом обычной ручкой, но только у тех участников, для которых этот процесс был привычным (они в реальной жизни пользовались именно таким способом записи).
Аналогичные результаты на год позже получили японские ученые, сравнивающие письмо рукой с печатанием на смартфонах и планшетах.
Как вы успели заметить, в этом исследовании принимали участие исключительно взрослые. На самом деле, такого рода эксперименты до 2020 года действительно проводились только на взрослых добровольцах. Нас же особенно интересуют дети, на развитие которых в значительной степени влияет то, какие виды деятельности и в каком режиме включены в процесс обучения.
У детей то же самое
Первым исследованием такого рода стала работа профессора Норвежского института науки и техники Одри ван дер Меер, сильно обеспокоенной тем, что ряд школ Норвегии полностью перешли на цифровое обучение и в них детей вообще не учат писать ручкой на бумаге. Финские же школы уже практически полностью «оцифрованы», и только редкие из них учат детей писать.
В эксперименте норвежских исследователей также были использованы шапочки, к которым были присоединены 250 датчиков, в реальном времени снимающих ЭЭГ участников исследования.
Каждый сеанс эксперимента занимал 45 минут, и каждую секунду исследователи получали порядка 500 показателей, описывающих работу мозга.
Результаты показали, что мозг детей и молодых взрослых, также участвовавших в эксперименте, гораздо более активен в процессе письма рукой, нежели при печатании на клавиатуре.
«Использование ручки и бумаги дает мозгу больше «крючочков», на которых можно «развесить» то, что нам требуется запомнить. Письмо рукой создает гораздо большую активность в сенсомоторных областях мозга и таким образом повышает способность мозга обучаться», – говорит Одри ван дер Меер.
Человеческий мозг развивается в течение многих тысяч лет. Как говорит исследовательница, все его развитие направлено на способность человека производить разнообразные действия и адаптировать свое поведение к разным условиям. Чтобы развиваться наиболее успешно, считает она, необходимо использовать возможности мозга на максимуме.
«Мы должны пользоваться всеми органами чувств, мы должны выходить из помещения и ощущать то, что окружает нас в самую разную погоду, встречаться с разными людьми. Если мы не ставим мозгу сложные задачи, он не может реализовать своей потенциал полностью», – говорит она.
Профессор ван дер Меер уверена, что правительству необходимо выработать определенные руководства для школ, в которых будет прописан обязательный минимум часов обучения детей письму.
Ищем выход
Казалось бы, все ясно, черта подведена, однако возникает ряд новых вопросов.
Во-первых, что сказать сыну или дочери, которые никак не хотят оставить планшет дома и писать исключительно ручкой в тетрадке?
Во-вторых, надо ли поощрять дошкольников и младших школьников овладевать навыками печатания?
А кроме того, все дети разные, а норма – понятие довольно широкое, и попасть в нее можно, находясь на разных концах спектра. Как быть тем, кто не поспевает за ровесниками в развитии мелкой моторики и в освоении письма?
Надо заметить, что это довольно серьезный аргумент в спорах педагогов о том, как обучать детей в начальной школе читать и писать.
В Норвегии не все учителя поддерживают идею профессора ван дер Меер. Из многолетней практики они знают, что для ряда детишек, только осваивающих навыки грамоты, обучение письму становится огромным стрессом. Сколько переживаний из-за того, что не получается правильно написать ту или иную букву, то или иное слово! Не слишком ли высока цена за мелкую моторику?
Между тем, говорят опытные педагоги, та легкость, с которой те же самые ученики осваивают клавиатуру, мотивирует ребенка к учебе и повышает его уверенность в себе. Когда мы пишем рукой, мы для каждой буквы используем индивидуальный паттерн движения, а нажимая на клавиши, мы все время повторяем одно и то же – этот факт, с одной стороны, подтверждает, что активность мозга при письме гораздо выше (что очень хорошо), с другой – это то, что способно фрустрировать дошкольника/младшего школьника с еще не очень хорошо развитой выносливостью и нервной системой в целом.
Кроме того, дети печатающие гораздо раньше, чем дети пишущие, оказываются способны производить более длинные тексты, скажем, сочинения, потому что они устают не так быстро.
Все это тоже очень важно, и, возможно, здесь нужен какой-то компромисс, позволяющий совместить плюсы письма и печатания и нивелировать их минусы.
Что же касается школьников среднего и старшего звена, то, если не удается убедить их в том, что при письме они лучше усвоят учебный материал, предложите им научиться печатать вслепую, то есть не глядя на клавиатуру. Это тот навык, который очень благоприятно влияет на развитие различных структур мозга.
Печатание, при котором вы знаете местоположение всех букв на клавиатуре наощупь, невозможно при вовлечении лишь двух пальцев – а это то, как печатаем все мы, кто не осваивал данный навык профессионально. Тот, кто научился печатать вслепую, использует сразу все десять пальцев – только подумайте, как много мелких мышц и суставов двигается практически одновременно, как много мозговых центров и структур задействуется!
Когда мы пишем рукой, в двигательный процесс вовлекается левое полушарие мозга и правая половина мозжечка (структуры мозга, отвечающей за двигательную активность), или наоборот, если речь идет о левше.
При слепом же печатании работают разные области правого и левого полушария, а также обе половины мозжечка.
Вот в этом исследовании японских ученых было установлено, что при профессиональном печатании и письме рукой у тех же испытуемых были задействованы одни и те же анатомические зоны мозга, однако при печатании было активировано несколько дополнительных зон.
Заметим в скобках, что в ранее описанных экспериментах профессионалы участия не принимали и вслепую никто не печатал.
Кроме развития мозга и памяти печатание вслепую имеет огромные практические преимущества. Это прежде всего высокая скорость работы за компьютером. Однако не менее важно то, что такая работа снижает нагрузку на зрение и на опорно-двигательную систему: вам не нужно горбиться для того, чтобы смотреть на клавиатуру. Шея и спина, которые болят в конце рабочего или учебного дня, будут беспокоить вас значительно меньше.
Все это указывает на печатание вслепую как на отличную альтернативу письму для подростков и молодых людей. К сожалению, этот навык не применишь на мобильных девайсах, но его можно использовать дома за стационарным компьютером, и даже сам процесс обучения этому профессиональному навыку для подростка будет очень благоприятен. Возможно, руководителям образования стоит даже подумать о том, чтобы в школах (может быть, в рамках какого-то из уже существующих предметов) ввести обучение слепому методу печатания.
Иными словами, если мы при воспитании ребенка сталкиваемся с минусами новых технологий, давайте максимально использовать и их плюсы и применять их для каждого ребенка и подростка с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.
Совсем недавно в одной из московских школ администрация попыталась облегчить жизнь своих учеников и сделать основным средством обучения планшет, который должен был заменить тетради и учебники и избавить ребенка от таскания тяжестей. Родители, однако, взбунтовались. «Не надо делать из наших детей дураков, пусть пишут рукой и развивают мозг!» – таков был основной посыл этого протеста. Логика же состоит в том, что письмо развивает мелкую моторику, а мелкая моторика развивает мозг, как известно сегодня каждому добросовестному родителю, а потому работать над ней нынче начинают чуть ли не сразу же после выписки из роддома.
Что такое мелкая моторика
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
Правда ли, что письмо развивает мозг гораздо лучше, чем нажатие на клавиши? Есть и более конкретный вопрос: что больше способствует усвоению учебного материала – записи рукой или напечатанные на клавиатуре?
«А какая разница?»
Такой вопрос может задать вам ваш ребенок. Если речь идет не о начальной школе, где обучению письму отводится весьма значительная часть времени, а об ученике среднего или старшего звена, то письмо (кроме как на уроке русского языка) постепенно начинает играть все более вспомогательную роль.
Учитель истории, литературы, биологии или физики просит класс во время объяснения нового материала записать основные тезисы его рассказа, составить конспект параграфа из учебника или интересной статьи на изучаемую тему. Вашему сыну или дочери могут дать задание подготовить доклад, например, о жизни того или иного писателя, ученого, полководца, художника. И здесь ваш ребенок скажет вам: «Проще и быстрее написать конспект/доклад на клавиатуре», – и будет прав. При некотором навыке печатания его скорость значительно превышает скорость письма рукой.
Однако за почти 20 лет изучения этого вопроса накопился достаточный массив данных, свидетельствующих о том, что при письме рукой и ребенок, и взрослый гораздо лучше усваивают материал и дольше его помнят. Как ни странно, не в последнюю очередь именно благодаря разнице в скорости.
Когда мы печатаем, например, слушая лекцию, то, как правило, фиксируем формулировки лектора, а когда пишем рукой, мы вынуждены употреблять более краткие и емкие формулировки, а значит, мы прокручиваем в голове лишний раз не просто слова, а мысли лектора, что и приводит к лучшему осмыслению, запоминанию и усвоению.
«Усвоил» значит «сделал своим», а это куда проще, когда мы записываем что-то своими словами, выводя свои буквы, чем когда мы фиксируем чужую речь, нажимая на кнопки клавиатуры – отдельной от нас сущности.
На уровне здравого смысла кажется убедительным, но ведь наверняка ученые придумали какие-то способы доказательства преимуществ письма.
Конечно. Давайте с ними познакомимся.
Заглянем в мозг
В 2021 году было опубликовано исследование международной группы ученых, в котором они наблюдали при помощи электроэнцефалографии за тем, как происходило запоминание участниками иностранных слов.
33 мужчинам и женщинам в возрасте 21–48 лет, чьим родным языком был японский, было предложено запомнить ряд индонезийских слов. При этом они могли записать слова и их значения ручкой на бумаге, цифровой ручкой на экране либо напечатать на клавиатуре.
Ученые оценивали такой показатель их ЭЭГ, как связанные с событиями потенциалы мозга. Он отражает интенсивность работы мозга, которая, в свою очередь, связана с глубиной усвоения учебного материала.
Оказалось, что лучше всего участники запоминали слова при письме обыкновенной ручкой на бумаге, хуже всего – при печатании.
Что же касается письма цифровой ручкой на экране, то оно давало сходный результат с письмом обычной ручкой, но только у тех участников, для которых этот процесс был привычным (они в реальной жизни пользовались именно таким способом записи).
Аналогичные результаты на год позже получили японские ученые, сравнивающие письмо рукой с печатанием на смартфонах и планшетах.
Как вы успели заметить, в этом исследовании принимали участие исключительно взрослые. На самом деле, такого рода эксперименты до 2020 года действительно проводились только на взрослых добровольцах. Нас же особенно интересуют дети, на развитие которых в значительной степени влияет то, какие виды деятельности и в каком режиме включены в процесс обучения.
У детей то же самое
Первым исследованием такого рода стала работа профессора Норвежского института науки и техники Одри ван дер Меер, сильно обеспокоенной тем, что ряд школ Норвегии полностью перешли на цифровое обучение и в них детей вообще не учат писать ручкой на бумаге. Финские же школы уже практически полностью «оцифрованы», и только редкие из них учат детей писать.
В эксперименте норвежских исследователей также были использованы шапочки, к которым были присоединены 250 датчиков, в реальном времени снимающих ЭЭГ участников исследования.
Каждый сеанс эксперимента занимал 45 минут, и каждую секунду исследователи получали порядка 500 показателей, описывающих работу мозга.
Результаты показали, что мозг детей и молодых взрослых, также участвовавших в эксперименте, гораздо более активен в процессе письма рукой, нежели при печатании на клавиатуре.
«Использование ручки и бумаги дает мозгу больше «крючочков», на которых можно «развесить» то, что нам требуется запомнить. Письмо рукой создает гораздо большую активность в сенсомоторных областях мозга и таким образом повышает способность мозга обучаться», – говорит Одри ван дер Меер.
Человеческий мозг развивается в течение многих тысяч лет. Как говорит исследовательница, все его развитие направлено на способность человека производить разнообразные действия и адаптировать свое поведение к разным условиям. Чтобы развиваться наиболее успешно, считает она, необходимо использовать возможности мозга на максимуме.
«Мы должны пользоваться всеми органами чувств, мы должны выходить из помещения и ощущать то, что окружает нас в самую разную погоду, встречаться с разными людьми. Если мы не ставим мозгу сложные задачи, он не может реализовать своей потенциал полностью», – говорит она.
Профессор ван дер Меер уверена, что правительству необходимо выработать определенные руководства для школ, в которых будет прописан обязательный минимум часов обучения детей письму.
Ищем выход
Казалось бы, все ясно, черта подведена, однако возникает ряд новых вопросов.
Во-первых, что сказать сыну или дочери, которые никак не хотят оставить планшет дома и писать исключительно ручкой в тетрадке?
Во-вторых, надо ли поощрять дошкольников и младших школьников овладевать навыками печатания?
А кроме того, все дети разные, а норма – понятие довольно широкое, и попасть в нее можно, находясь на разных концах спектра. Как быть тем, кто не поспевает за ровесниками в развитии мелкой моторики и в освоении письма?
Надо заметить, что это довольно серьезный аргумент в спорах педагогов о том, как обучать детей в начальной школе читать и писать.
В Норвегии не все учителя поддерживают идею профессора ван дер Меер. Из многолетней практики они знают, что для ряда детишек, только осваивающих навыки грамоты, обучение письму становится огромным стрессом. Сколько переживаний из-за того, что не получается правильно написать ту или иную букву, то или иное слово! Не слишком ли высока цена за мелкую моторику?
Между тем, говорят опытные педагоги, та легкость, с которой те же самые ученики осваивают клавиатуру, мотивирует ребенка к учебе и повышает его уверенность в себе. Когда мы пишем рукой, мы для каждой буквы используем индивидуальный паттерн движения, а нажимая на клавиши, мы все время повторяем одно и то же – этот факт, с одной стороны, подтверждает, что активность мозга при письме гораздо выше (что очень хорошо), с другой – это то, что способно фрустрировать дошкольника/младшего школьника с еще не очень хорошо развитой выносливостью и нервной системой в целом.
Кроме того, дети печатающие гораздо раньше, чем дети пишущие, оказываются способны производить более длинные тексты, скажем, сочинения, потому что они устают не так быстро.
Все это тоже очень важно, и, возможно, здесь нужен какой-то компромисс, позволяющий совместить плюсы письма и печатания и нивелировать их минусы.
Что же касается школьников среднего и старшего звена, то, если не удается убедить их в том, что при письме они лучше усвоят учебный материал, предложите им научиться печатать вслепую, то есть не глядя на клавиатуру. Это тот навык, который очень благоприятно влияет на развитие различных структур мозга.
Печатание, при котором вы знаете местоположение всех букв на клавиатуре наощупь, невозможно при вовлечении лишь двух пальцев – а это то, как печатаем все мы, кто не осваивал данный навык профессионально. Тот, кто научился печатать вслепую, использует сразу все десять пальцев – только подумайте, как много мелких мышц и суставов двигается практически одновременно, как много мозговых центров и структур задействуется!
Когда мы пишем рукой, в двигательный процесс вовлекается левое полушарие мозга и правая половина мозжечка (структуры мозга, отвечающей за двигательную активность), или наоборот, если речь идет о левше.
При слепом же печатании работают разные области правого и левого полушария, а также обе половины мозжечка.
Вот в этом исследовании японских ученых было установлено, что при профессиональном печатании и письме рукой у тех же испытуемых были задействованы одни и те же анатомические зоны мозга, однако при печатании было активировано несколько дополнительных зон.
Заметим в скобках, что в ранее описанных экспериментах профессионалы участия не принимали и вслепую никто не печатал.
Кроме развития мозга и памяти печатание вслепую имеет огромные практические преимущества. Это прежде всего высокая скорость работы за компьютером. Однако не менее важно то, что такая работа снижает нагрузку на зрение и на опорно-двигательную систему: вам не нужно горбиться для того, чтобы смотреть на клавиатуру. Шея и спина, которые болят в конце рабочего или учебного дня, будут беспокоить вас значительно меньше.
Все это указывает на печатание вслепую как на отличную альтернативу письму для подростков и молодых людей. К сожалению, этот навык не применишь на мобильных девайсах, но его можно использовать дома за стационарным компьютером, и даже сам процесс обучения этому профессиональному навыку для подростка будет очень благоприятен. Возможно, руководителям образования стоит даже подумать о том, чтобы в школах (может быть, в рамках какого-то из уже существующих предметов) ввести обучение слепому методу печатания.
Иными словами, если мы при воспитании ребенка сталкиваемся с минусами новых технологий, давайте максимально использовать и их плюсы и применять их для каждого ребенка и подростка с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]