Почему мир искусства делится на два лагеря в отношении Гогена
---
Для одних Поль Гоген великий богемный ренегат модернизма, который вырвался из буржуазных кандалов Европы в захватывающий поиск творческого освобождения в Южных морях.
Для других он мошенник, доигрывающий миф о благородном дикаре, чтобы удовлетворять свои экзотические фантазии, одновременно повышая спрос на свое искусство в Европе. Гоген - одна из великих дилемм истории, и спустя более чем столетие после того, как он написал свои противоречивые композиции обнаженных, темнокожих таитянских девушек, мир искусства продолжает спорить о его наследии.
Есть много художников, чей тревожный образ жизни можно понять несколько отдельно от их искусства, а трудность с Гогеном состоит в том, что его образ жизни обнажается на его полотнах, его представления об обнаженных таитянках отражают сексуальную и расовую фантазию, выкованную с позиции патриархальной колониальной власти.
Его художественные достижения, которые, если быть справедливыми, не оспариваются. Его яркие, мягкие цветовые гармонии и радикально декоративные, плоские поверхности оказали огромное влияние на западные каноны, на Боннарда и Пикассо, и Матисса.
И его отход от импрессионизма к повествовательному, личному, экспрессионистскому стилю открыл дверь для более весомого искусства.
Часто повторяется рассказ о путешествии Гогена в Южные моря. Он родился во время революции 1848 года в Париже в семье отца журналиста, одержимого радикальными республиканскими идеями; а мать, Алина Мария (1825—1867), была родом из Перу из богатой семьи. Её матерью была известная Флора Тристан (1803—1844), разделявшая идеи утопического социализма и опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии».и (по иронии) она была феминистской активисткой. Гоген провел свои первые годы со своей семьей в Перу, скрываясь от консервативного нового режима Наполеона. Он присоединился к купеческим морским пехотинцам и военно-морскому флоту в его позднем подростковом возрасте, и когда он вернулся в Париж, стал биржевым маклером и начал рисовать и собирать импрессионистские работы.
Но не долго - после падения фондового рынка в 1882 году остался без работы, бросил все и обратился к живописи. Вскоре он устал от гнетущих социальных нравов парижской жизни.
Вдохновленный популярными рассказами о диком и волевом духе тропиков и соблазнившись экспонатом Таити в 1889 году в выставочной Универцелле в Париже (где Франция продвигала свою новую колонию к потенциальным европейским поселенцам), Гоген стремился создать Студию в Южных морях.
«В ателье Тропиков» я, возможно, стану святым Иоанном Крестителем создавая картины будущего, активизировавшись там к более естественной, примитивной и, прежде всего, менее испорченной жизньи», - писал он в 1890 году своему другу Винсенту ван Гогу.
Гоген провел два знаменитых бурных месяца в Арле с голландским художником, а затем осуществил свой план, продавая картины, чтобы финансировать его рейс, и подкреплял дополнительную поддержку со стороны Министерства общественного образования и изобразительных искусств Франции под уловкой, что он будет документировать жизнь на Таити для французского правительства.
Но когда Гоген прибыл в Папеэте в 1891 году, он понял, что французское колониальное правление и столетие миссионерской интервенции испортили его утопическое видение
Он покинул столицу Таити для более отдаленных, доколониальных частей острова, но так и не нашел свою «экзотическую утопию культурной разницы». Поэтому Гоген, сам создал свою фантазию, как в своих полотнах, так и в писаниях. Яркие «тропические» ткани, которые мы видим в его картинах, были импортированы из Европы, а мистицизм, который он пытался изобразить, был гибридом европейских и древних таитянских традиций
Он провел свои таитянские годы производя картины, рисунки, гравюры на дереве и керамику, полную тропических клише, чтобы продавать дома. Он также взял трех молодых жен (в возрасте 13, 14 и 14 лет), заразил их сифилисом и в конце концов умер от сифилитических осложнений в возрасте 54 лет на отдаленных островах Маркезас.
В его полотнах материализовалась утопия, которую придумал больной тяжелой заразной болезнью художник, испортивший жизнь (буквально) многим таитянским женщинам, используя их для исполнения своей мечты.
И после его смерти начался спор критиков. Мир искусства разделился на два лагеря – и обе стороны обратили внимание на построение модернизма досовременного «другого» стиля, а также на неоспоримую силу и привилегию белого мужчины художника того времени использовать коренных женщин во имя искусства.
А тем временем на Таити индустрия туризма продолжает продавать ту самую примитивную утопию, которую вообразил Гоген. «В искусстве нет такого понятия, как преувеличение», - писал Гоген в 1885 году. «И я даже верю, что есть спасение только в крайности».
Крайности, да ... Так кто Гоген для вас?
Взято: tanjand.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]