Воздушный бой Зимней войны. 1940 г.
---
"Утром 28 февраля нас подняли еще затемно, но я даже не представлял, что этот день станет самым серьезным испытанием за всю войну. Накануне дул сильный южный ветер, затем пошел мелкий дождь, над землей поднялся туман, и по пути в дежурную сауну я увидел плотный слой туч, цеплявшийся за вершины деревьев.
Я подумал, что сегодня мы наконец-то получим заслуженный отдых. Однако к рассвету тучи рассеялись, словно их смела огромная метла, а с первыми лучами солнца мы поднялись в воздух на перехват.
Вылет оказался неудачным, так как мы не встретили вражеских самолетов. Однако когда мы приближались к базе, ниоткуда возник русский истребитель и сбил один из "Гладиаторов", следовавших за нашими "фоккерами". После этого русский исчез так же внезапно, как появился.
После начала Зимней войны правительство Франции передало финнам 50 истребителей Моран-Солнье MS 406. Однако, было получено только 30 самолетов, которые все прибыли в феврале 1940 года. На снимке MS 306 из 1-го флайта LLv 28 на аэродроме Холлола.
После того как мы приземлились, последовала передышка до 12.00, а затем мы получили сообщение: "21 бомбардировщик направляется к Антреа с юга. Высота 5000 метров".
Я немедленно приказал взлетать, чтобы перехватить их, и побежал к своему "фоккеру". Когда я вспрыгнул на крыло, механик крикнул, что правая лыжа отломилась и он еще закрепляет ее. Похоже, во время одного из предыдущих вылетов пуля попала в лыжу и повредила крепление, которое во время сегодняшней посадки отломилось.
Тяжело вздохнув, я спрыгнул на лед и побежал к самолету Тату, который уже двигался, крича, чтобы он принимал командование.
Бристоль "Бленхейм" Mk I (BL-105) прибыл на аэродром Иммола 15 ноября 1937 года. Финляндия закупила 18 этих современных двухмоторных бомбардировщиков в Англии.
С тяжелым сердцем я следил, как истребители взлетают в небо, а потом поплелся в дежурку, слушая затихающий рев моторов. Затем долетел треск пулеметных очередей...
В том направлении, откуда долетали звуки, я увидел незабываемую картину. В считаные секунды небо заполнили крутящиеся и прыгающие самолеты.
Судя по всему, штаб дал нам неправильную информацию относительно курса и сил противника или наши налетели на совершенно другую группу. В результате 15 "фоккеров" и "Гладиаторов", которые еще набирали высоту, сами были атакованы 36 русскими самолетами.
"Бленхеймы" Lentolaivue 46 (LLv 46 - авиационная эскадрилья 46) на линейке в Иммола, 8 октября 1938 года.
Я прыгал, как кошка на горячей крыше. Я еще никогда не видел маневренный воздушный бой с земли, и мне это совершенно не понравилось.
В этот момент примчался на автомобиле командир эскадрильи майор Магнуссон, и мы вместе следили за битвой, разгоревшейся у нас над головами.
Даже в фильме "Ангелы ада" нельзя было увидеть ничего подобного. Наши D. XXI, кургузые И-16, "Гладиаторы" и маленький И-153 перемешались в бешеном водовороте.
Насколько я знаю, это был первый случай, когда мы увидели русские самолеты в яркой расцетке. До того мы видели только грязно-оливковую окраску верхних поверхностей и серо-голубую - нижних.
Но на этих истребителях виднелись яркие красные и желтые пятна, очевидно, они отмечали принадлежность к одному из элитных полков.
В полете Фоккер С. X. Снимок сделан 11 мая 1939 года в районе Виипури (Выборга). Финляндия закупила четыре таких самолета в Голландии, а еще 30 машин были построены к январю 1939 года, по лицензии.
Бой велся на разных высотах - от самой земли до 2000 метров. Иммельманы, бочки, боевые развороты, пике, петли, штопоры - у нас перед глазами мелькали буквально все фигуры высшего пилотажа.
Никто не давал пощады и не просил, и когда самолет с воем врезался в землю, над деревьями плыл дым похоронного костра, отмечая последнее пристанище пилота.
В небе виднелись несколько парашютов. Фантастическая какофония примерно полусотни авиамоторов, воющих на максимальных оборотах, и прерывистый треск множества очередей описать просто невозможно.
Это была фантастическая дуэль, подобная тем, которые разыграются в небе над Францией год спустя. Бой продолжался всего около 15 минут, хотя нам с земли он показался просто бесконечным. Когда противник улетел, наши истребители, поодиночке и парами, начали возвращаться на базу.
Этот Фоккер D.XXI (FR-80) - один из семи закупленных в Голландии. Еще 35 D.XXI было построено к августу 1939 года по лицензии.
Старуха сегодня пускала в ход свою косу без всяких колебаний и никому не отдавала предпочтения - на базу не вернулись один "фоккер" и пять "Гладиаторов". Мы не понесли бы таких серьезных потерь, если бы наша маленькая группа не была застигнута в крайне невыгодном положении.
Лейтенанты Тату Хуханантти, Эркки Халме и датчанин Кристенсен погибли в этом бою. Другой датский доброволец, лейтенант Христенсен, и младший лейтенант Олави Лилья выпрыгнули с парашютами, хотя последний получил несколько ран.
Младший лейтенант Толкки спасся чудом, так как упал в сугроб, когда его истребитель взорвался над самыми верхушками деревьев.
Во время Зимней Воины Фоккер С. X играли главную роль в непосредственной поддержке войск. FK-97 из состава LLv 12 па базе полка в Суур-Мерийоки 18 января 1939 года.
Но самой горькой из потерь для меня стала гибель Тату. Опытный пилот, меткий стрелок, который имел больше всех побед в нашей эскадрилье, Тату одним из первых испытывал D. XXI.
Я никогда не желал иметь более дисциплинированного и бесстрашного заместителя командира звена. Вероятнее всего, он был тяжело ранен во время боя, но в самый последний момент он протаранил русский истребитель."
Из воспоминаний Эйно Луукканена, третьего по результативности (56 сбитых) летчика-истребителя и самого молодого командира эскадрильи в финских ВВС.
Был награжден высшими орденами - Крестом Маннергейма и Железным Крестом, - но в 1953 году "национального героя Суоми" арестовали и осудили как советского шпиона.
Все Фоккеры С. X устанавливались на лыжи долгой зимой, длившейся четыре - пять месяцев. Заправка FK-99 из LLv 12 в ходе учебной газовой атаки па аэродроме Суур-Мерийоки 23 февраля 1939 года.
Закамуфлированный Фоккер D.XXI (FR-H6) из Lentolaivue 24 на аэродроме Утти 1 декабря 1939 года - второй день Зимней Войны.
"4 синий" (FR-1I6) из 5/LLv 24 на аэродроме Йороинен 8 апреля 1940 года. Менее чем две недели спустя LLv 24 поменяла свои Фоккеры D.XXI на Брюстеры Модель 239.
"6 белый" (французский MS305) из 1/LLv 28 отправляется с Холлола в последний вылет в Зимней Войне 13 марта 1940 года. В последние недели войны Мораны сбили 14 самолетов.
"Бленхейм" Мк II (BL-124) вернулся с боевого задания 8 марта 1940 года.
Шведы подарили финским ВВС один Дуглас DC-2.
В декабре 1939 года Финляндия закупила в Англии 20 истребителей Глостер "Гладиатор" II, а еще десять были получены в подарок. Летавшая на "Гладиаторах" LLv 26 одержала в ходе Зимней Войны 34 победы.
Три британских Авро "Энсон" I были приобретены в 1936 году для тренировки экипажей бомбардировщиков.
Шведские добровольцы из Flygflottilj 19 прибыли защищать Лапландию 10 января 1940 годи. В это подразделение входило двенадцать истребителей Глостер "Гладиатор" II и четыре легких бомбардировщика Хоукер "Харт". Шведы сбили восемь самолетов.
Строй из шести "Гладиаторов" Flygflotlilj 19 на аэродроме Каухава 30 марта 1940 года.
Финляндия захватила восемь истребителей Поликарпова И-153 во время Зимней Войны.
Советские пилоты. Зимняя война.
Я подумал, что сегодня мы наконец-то получим заслуженный отдых. Однако к рассвету тучи рассеялись, словно их смела огромная метла, а с первыми лучами солнца мы поднялись в воздух на перехват.
Вылет оказался неудачным, так как мы не встретили вражеских самолетов. Однако когда мы приближались к базе, ниоткуда возник русский истребитель и сбил один из "Гладиаторов", следовавших за нашими "фоккерами". После этого русский исчез так же внезапно, как появился.
После начала Зимней войны правительство Франции передало финнам 50 истребителей Моран-Солнье MS 406. Однако, было получено только 30 самолетов, которые все прибыли в феврале 1940 года. На снимке MS 306 из 1-го флайта LLv 28 на аэродроме Холлола.
После того как мы приземлились, последовала передышка до 12.00, а затем мы получили сообщение: "21 бомбардировщик направляется к Антреа с юга. Высота 5000 метров".
Я немедленно приказал взлетать, чтобы перехватить их, и побежал к своему "фоккеру". Когда я вспрыгнул на крыло, механик крикнул, что правая лыжа отломилась и он еще закрепляет ее. Похоже, во время одного из предыдущих вылетов пуля попала в лыжу и повредила крепление, которое во время сегодняшней посадки отломилось.
Тяжело вздохнув, я спрыгнул на лед и побежал к самолету Тату, который уже двигался, крича, чтобы он принимал командование.
Бристоль "Бленхейм" Mk I (BL-105) прибыл на аэродром Иммола 15 ноября 1937 года. Финляндия закупила 18 этих современных двухмоторных бомбардировщиков в Англии.
С тяжелым сердцем я следил, как истребители взлетают в небо, а потом поплелся в дежурку, слушая затихающий рев моторов. Затем долетел треск пулеметных очередей...
В том направлении, откуда долетали звуки, я увидел незабываемую картину. В считаные секунды небо заполнили крутящиеся и прыгающие самолеты.
Судя по всему, штаб дал нам неправильную информацию относительно курса и сил противника или наши налетели на совершенно другую группу. В результате 15 "фоккеров" и "Гладиаторов", которые еще набирали высоту, сами были атакованы 36 русскими самолетами.
"Бленхеймы" Lentolaivue 46 (LLv 46 - авиационная эскадрилья 46) на линейке в Иммола, 8 октября 1938 года.
Я прыгал, как кошка на горячей крыше. Я еще никогда не видел маневренный воздушный бой с земли, и мне это совершенно не понравилось.
В этот момент примчался на автомобиле командир эскадрильи майор Магнуссон, и мы вместе следили за битвой, разгоревшейся у нас над головами.
Даже в фильме "Ангелы ада" нельзя было увидеть ничего подобного. Наши D. XXI, кургузые И-16, "Гладиаторы" и маленький И-153 перемешались в бешеном водовороте.
Насколько я знаю, это был первый случай, когда мы увидели русские самолеты в яркой расцетке. До того мы видели только грязно-оливковую окраску верхних поверхностей и серо-голубую - нижних.
Но на этих истребителях виднелись яркие красные и желтые пятна, очевидно, они отмечали принадлежность к одному из элитных полков.
В полете Фоккер С. X. Снимок сделан 11 мая 1939 года в районе Виипури (Выборга). Финляндия закупила четыре таких самолета в Голландии, а еще 30 машин были построены к январю 1939 года, по лицензии.
Бой велся на разных высотах - от самой земли до 2000 метров. Иммельманы, бочки, боевые развороты, пике, петли, штопоры - у нас перед глазами мелькали буквально все фигуры высшего пилотажа.
Никто не давал пощады и не просил, и когда самолет с воем врезался в землю, над деревьями плыл дым похоронного костра, отмечая последнее пристанище пилота.
В небе виднелись несколько парашютов. Фантастическая какофония примерно полусотни авиамоторов, воющих на максимальных оборотах, и прерывистый треск множества очередей описать просто невозможно.
Это была фантастическая дуэль, подобная тем, которые разыграются в небе над Францией год спустя. Бой продолжался всего около 15 минут, хотя нам с земли он показался просто бесконечным. Когда противник улетел, наши истребители, поодиночке и парами, начали возвращаться на базу.
Этот Фоккер D.XXI (FR-80) - один из семи закупленных в Голландии. Еще 35 D.XXI было построено к августу 1939 года по лицензии.
Старуха сегодня пускала в ход свою косу без всяких колебаний и никому не отдавала предпочтения - на базу не вернулись один "фоккер" и пять "Гладиаторов". Мы не понесли бы таких серьезных потерь, если бы наша маленькая группа не была застигнута в крайне невыгодном положении.
Лейтенанты Тату Хуханантти, Эркки Халме и датчанин Кристенсен погибли в этом бою. Другой датский доброволец, лейтенант Христенсен, и младший лейтенант Олави Лилья выпрыгнули с парашютами, хотя последний получил несколько ран.
Младший лейтенант Толкки спасся чудом, так как упал в сугроб, когда его истребитель взорвался над самыми верхушками деревьев.
Во время Зимней Воины Фоккер С. X играли главную роль в непосредственной поддержке войск. FK-97 из состава LLv 12 па базе полка в Суур-Мерийоки 18 января 1939 года.
Но самой горькой из потерь для меня стала гибель Тату. Опытный пилот, меткий стрелок, который имел больше всех побед в нашей эскадрилье, Тату одним из первых испытывал D. XXI.
Я никогда не желал иметь более дисциплинированного и бесстрашного заместителя командира звена. Вероятнее всего, он был тяжело ранен во время боя, но в самый последний момент он протаранил русский истребитель."
Из воспоминаний Эйно Луукканена, третьего по результативности (56 сбитых) летчика-истребителя и самого молодого командира эскадрильи в финских ВВС.
Был награжден высшими орденами - Крестом Маннергейма и Железным Крестом, - но в 1953 году "национального героя Суоми" арестовали и осудили как советского шпиона.
Все Фоккеры С. X устанавливались на лыжи долгой зимой, длившейся четыре - пять месяцев. Заправка FK-99 из LLv 12 в ходе учебной газовой атаки па аэродроме Суур-Мерийоки 23 февраля 1939 года.
Закамуфлированный Фоккер D.XXI (FR-H6) из Lentolaivue 24 на аэродроме Утти 1 декабря 1939 года - второй день Зимней Войны.
"4 синий" (FR-1I6) из 5/LLv 24 на аэродроме Йороинен 8 апреля 1940 года. Менее чем две недели спустя LLv 24 поменяла свои Фоккеры D.XXI на Брюстеры Модель 239.
"6 белый" (французский MS305) из 1/LLv 28 отправляется с Холлола в последний вылет в Зимней Войне 13 марта 1940 года. В последние недели войны Мораны сбили 14 самолетов.
"Бленхейм" Мк II (BL-124) вернулся с боевого задания 8 марта 1940 года.
Шведы подарили финским ВВС один Дуглас DC-2.
В декабре 1939 года Финляндия закупила в Англии 20 истребителей Глостер "Гладиатор" II, а еще десять были получены в подарок. Летавшая на "Гладиаторах" LLv 26 одержала в ходе Зимней Войны 34 победы.
Три британских Авро "Энсон" I были приобретены в 1936 году для тренировки экипажей бомбардировщиков.
Шведские добровольцы из Flygflottilj 19 прибыли защищать Лапландию 10 января 1940 годи. В это подразделение входило двенадцать истребителей Глостер "Гладиатор" II и четыре легких бомбардировщика Хоукер "Харт". Шведы сбили восемь самолетов.
Строй из шести "Гладиаторов" Flygflotlilj 19 на аэродроме Каухава 30 марта 1940 года.
Финляндия захватила восемь истребителей Поликарпова И-153 во время Зимней Войны.
Советские пилоты. Зимняя война.
Взято: oper-1974.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]