Культура и религия Непала
---
Фотограф Алексей Терентьев частый гость азиатских стран. На этот раз он рассказывает нам о религии в Непале.
Жертвоприношение
Животное с надрезанным горлом трое здоровых мужчин обносят вокруг алтаря по часовой стрелке. Кровь капает на камни, образовывая красную непрерывную дорожку. Кровь прилипает к босым ногам идущих, попадает на одежду. После совершения жертвоприношения животному большим ножом окончательно перерубают горло.
Жертвоприношение — это праздник. Семейный праздник. Если жертва не связана с понятием радости, то она теряет всякий смысл. Жертвуя материальное, человек приобретает духовные блага и этому радуется. Так сохраняется гармония и равновесие в мире. А участие детей позволяет сохранить традицию, передавать её из поколения в поколение.
На всех самая лучшая одежда, а на девочках — праздничный макияж, даже на самых маленьких, которые еще не могут ходить.
Недалеко от храма на берегу речки стоит грузовик. Рядом соорудили небольшой импровизированный загон. Здесь любой может купить себе животное для жертвоприношения, если у него нет своего собственного.
Так совершается жертвоприношение в одном из небольших городков Непала, недалеко от Катманду. Впрочем, ритуал практически одинаков по всему Непалу и Индии, где до сих пор жертвоприношение играет важную роль в жизни индусов.
Утром после двух дней праздника город производит немного странное впечатление. Народу на улицах не так много. О произошедшем напоминают только пятна крови и горы мусора, которые еще не успели убрать. Следов крови не останется уже через два дня, а кровавые жертвоприношения заменят цветы и кусочки фруктов. Но звук небольшого колокольчика, сопровождающий каждую молитву, все так же, начиная с 4-х утра будет напоминать, что жизнь без жертвы невозможна, и относиться к ней нужно всегда как к празднику.
Садху
— Нет мира с самим собой? Беспокойство и страхи? Вставай каждое утро на рассвете и занимайся йогой. Так же хорошо в это время помогает справиться с отсутствием мира в голове молитва — говорит Садху. Затем несколько раз повторяет слова молитвы, которую нужно выучить.
Мы сидим под большим деревом. В центре настоящий Садху в окружении людей. Преимущественно местные жители и два европейца. Проблема с миром в голове как раз у европейца, у местных проблемы попроще.
Поскольку в индуизме не было монастырей и монашества в западном понимании, то место монахов занимали Садху — люди, отказавшиеся от всех мирских благ и посвятившие себя выбранной религии. Среди Садху были самые разные люди, которые использовали разные техники и способы для служения Богу. Жили они всегда только на добровольные пожертвования людей, которым они помогали.
Институт Садху существует по сей день и в Непале, и в Индии. Настоящего Садху узнать очень просто: он никогда не просит денег, он делится сам. Угощает собравшихся, дает еду — прасад, и самое главное — помогает советами, вникая в любые сложные ситуации каждого человека.
Псевдосадху или человеческий фактор
В одну из прошлых поездок я повстречал Садху, который усиленно красился, чтобы создать образ обезьяны. Сзади был приделан проволочный хвост. Мимика и жесты соответствовали образу выбранного животного. Всем своим видом он старался повторить образ бога-обезьяны — Ханумана, и это у него неплохо получалось.
Увидев камеру, он радостно направился ко мне, корча обезьяноподобные рожицы и издавая то ли лающие, то ли рычащие звуки. Насладившись произведенным впечатлением, он объяснил, что сегодня большой праздник — День Обезьяны. И в этот день нужно давать всем Садху хорошие пожертвования, а Садху в образе обезьяны — особенно большие.
Уже вечером мне довелось еще раз встретиться с этим Садху. Работники туристического кафе выгоняли из зала человека с перемазанным лицом, немного безумными выпученными глазами и большой пачкой денег в руках. Говоря что-то про День Обезьяны, он пытался приставать к посетителям кафе и просил у всех денег.
Многие Садху, с которыми встречаются туристы, таковыми не являются. Это хорошие актеры, которые ярко одеваются, наносят грим, ходят обнаженными или в набедренных повязках, иногда носят с собой коробочки с кобрами и другими змеями, которых показывают желающим. Их задача — попозировать для фото или просто развлечь туристов, заработав на этом деньги. С ними можно сделать красивые и колоритные фотографии, но всегда нужно понимать, что к настоящим Садху они никакого отношения не имеют.
Самое известное место в Непале, где можно сфотографироваться с Садху, — комплекс Пашупатинатх. И здесь попадаются как псевдосадху, так и действительно святые люди.
На берегу священной реки
Пашупатинатх — это не только место, где можно увидеть Садху. Это еще и крупнейший в регионе индуистский храмовый комплекс, посвященный богу Шиве, и место погребения на берегу небольшой речки Багмати, которая считается у индусов священной.
Погребение на берегу священной реки очень важно для верующих, так как не в последнюю очередь от похорон зависит реинкарнация в следующей жизни. Поэтому погребальные костры здесь горят с раннего утра до позднего вечера.
Священная река объединяет самых разных людей. Здесь же омывают тела перед сожжением, сюда же потом смывают пепел и остатки одежды. Чуть ниже по реке целые группы людей живут за счет того, что вылавливают оставшееся от сожженных. Здесь же проходят ритуальные купания. Сюда приходят попрошайки и здесь же можно встретить настоящих святых, йогов, отшельников.
Два обряда
Культура Непала не была бы такой богатой и разноплановой, если бы в своё время здесь не смешались буддизм и индуизм. Много лет назад именно в Непале произошло зарождение буддизма, в результате чего на территории страны находится множество буддийских святынь. Именно отсюда буддизм распространился в Тибет (где частично вобрал в себя элементы шаманизма — религии Бон, которую исповедовали в то время в Тибете) и на Север Индии, а потом из Тибета вновь вернулся в Непал.
Буддизм изначально спокойно относился к любым верованиям. Часто буддистов не смущало, что люди, которых они учили, одновременно проводили языческие или индуистские ритуалы. Сами же индусы привыкли к большому количеству воплощений своего бога и восприняли Будду как еще одно воплощение. В результате в Непале есть огромное количество храмов и святых мест, одинаково значимых и для буддистов, и для индуистов. Более того, некоторые обряды и ритуалы, а также храмовые постройки вобрали в себя отдельные элементы обеих религий.
Поэтому только на первый взгляд вызывает удивление сцена, когда женщина с изображением нынешнего Далай-Ламы на груди сперва старательно выполняет индуистский ритуал — жертвоприношение, а потом совершает кору, вращает молитвенные барабаны и подходит к буддийскому монаху, чтобы вместе с ним произнести слова буддийской молитвы.
Тибетцы
В Непале, особенно после обострения отношений с Китаем, живет очень много тибетских беженцев. Почти все они, а также коренные жители горных районов Непала, исповедуют тибетский буддизм в чистом виде. Очень большой тибетский квартал расположен около ступы Боднатх — места, почитаемого исключительно тибетскими буддистами.
С ним мирно соседствует неварский буддизм — учение, сочетающее в себе как буддизм, так и индуизм (учение названо так по народности, проживающей в долине Катманду). Казалось бы, что общего может быть у буддизма, отвергающего само понятие бога, и индуизма, с его кучей богов и божеств? Оказывается, эти две религии вполне могут слиться воедино и взаимно дополнять друг друга.
Бесконечное множество путей
В буддизме есть понимание, что все люди разные (об этом говорил еще сам Будда), и для каждого человека подходит свой путь. Главное — куда человек идет, не ошибся ли он с направлением, а дорогу можно выбрать любую. Вероятно, в этом и кроется такая терпимость буддистов к другим религиям, такое разнообразие техник и способов достижения состояния Будды. А также возможность концентрироваться на цели и не слишком привязываться к способу её достижения.
Бог один
На небольшой улочке среди обычных жилых домов затерялся вход в маленький индуистский храм. Высокий квадратный забор, за ним — колокол, статуи с изображением богов и сам храм, перед которым возвышается статуя обезьяны —почитаемого в Индии бога Ханумана. Ему посвящено множество комплексов в самых разных частях Индии и Непала. Именно с ним связано уважительное отношение к обезьянам, которых считают его прямым родственником.
За главной постройкой, в дальнем углу дворика стоит маленький жилой домик. Через двор протянута веревка с развевающимся на ветру бельем. Под деревом сидит женщина и кормит младенца. Я улыбаюсь ей, и она немного смущенно улыбается мне в ответ.
Служитель убирается в храме. Я здороваюсь. Завязывается небольшая беседа. И вдруг он спрашивает, во что верят в моей стране. Я сперва не знаю, что ответить, а потом честно отвечаю, что большинство — христиане, но также есть мусульмане, буддисты и чуть-чуть людей других вероисповеданий. Он некоторое время молчит, а потом на ломаном английском объясняет, что христианство, буддизм, ислам, индуизм — просто разные названия, но Бог — он всегда один в любой религии. И нет разницы, как называется твоя религия, важно лишь то, веришь ли ты в Бога или нет... Потом улыбается, прощается и уходит.
©
Жертвоприношение
Животное с надрезанным горлом трое здоровых мужчин обносят вокруг алтаря по часовой стрелке. Кровь капает на камни, образовывая красную непрерывную дорожку. Кровь прилипает к босым ногам идущих, попадает на одежду. После совершения жертвоприношения животному большим ножом окончательно перерубают горло.
Жертвоприношение — это праздник. Семейный праздник. Если жертва не связана с понятием радости, то она теряет всякий смысл. Жертвуя материальное, человек приобретает духовные блага и этому радуется. Так сохраняется гармония и равновесие в мире. А участие детей позволяет сохранить традицию, передавать её из поколения в поколение.
На всех самая лучшая одежда, а на девочках — праздничный макияж, даже на самых маленьких, которые еще не могут ходить.
Недалеко от храма на берегу речки стоит грузовик. Рядом соорудили небольшой импровизированный загон. Здесь любой может купить себе животное для жертвоприношения, если у него нет своего собственного.
Так совершается жертвоприношение в одном из небольших городков Непала, недалеко от Катманду. Впрочем, ритуал практически одинаков по всему Непалу и Индии, где до сих пор жертвоприношение играет важную роль в жизни индусов.
Утром после двух дней праздника город производит немного странное впечатление. Народу на улицах не так много. О произошедшем напоминают только пятна крови и горы мусора, которые еще не успели убрать. Следов крови не останется уже через два дня, а кровавые жертвоприношения заменят цветы и кусочки фруктов. Но звук небольшого колокольчика, сопровождающий каждую молитву, все так же, начиная с 4-х утра будет напоминать, что жизнь без жертвы невозможна, и относиться к ней нужно всегда как к празднику.
Садху
— Нет мира с самим собой? Беспокойство и страхи? Вставай каждое утро на рассвете и занимайся йогой. Так же хорошо в это время помогает справиться с отсутствием мира в голове молитва — говорит Садху. Затем несколько раз повторяет слова молитвы, которую нужно выучить.
Мы сидим под большим деревом. В центре настоящий Садху в окружении людей. Преимущественно местные жители и два европейца. Проблема с миром в голове как раз у европейца, у местных проблемы попроще.
Поскольку в индуизме не было монастырей и монашества в западном понимании, то место монахов занимали Садху — люди, отказавшиеся от всех мирских благ и посвятившие себя выбранной религии. Среди Садху были самые разные люди, которые использовали разные техники и способы для служения Богу. Жили они всегда только на добровольные пожертвования людей, которым они помогали.
Институт Садху существует по сей день и в Непале, и в Индии. Настоящего Садху узнать очень просто: он никогда не просит денег, он делится сам. Угощает собравшихся, дает еду — прасад, и самое главное — помогает советами, вникая в любые сложные ситуации каждого человека.
Псевдосадху или человеческий фактор
В одну из прошлых поездок я повстречал Садху, который усиленно красился, чтобы создать образ обезьяны. Сзади был приделан проволочный хвост. Мимика и жесты соответствовали образу выбранного животного. Всем своим видом он старался повторить образ бога-обезьяны — Ханумана, и это у него неплохо получалось.
Увидев камеру, он радостно направился ко мне, корча обезьяноподобные рожицы и издавая то ли лающие, то ли рычащие звуки. Насладившись произведенным впечатлением, он объяснил, что сегодня большой праздник — День Обезьяны. И в этот день нужно давать всем Садху хорошие пожертвования, а Садху в образе обезьяны — особенно большие.
Уже вечером мне довелось еще раз встретиться с этим Садху. Работники туристического кафе выгоняли из зала человека с перемазанным лицом, немного безумными выпученными глазами и большой пачкой денег в руках. Говоря что-то про День Обезьяны, он пытался приставать к посетителям кафе и просил у всех денег.
Многие Садху, с которыми встречаются туристы, таковыми не являются. Это хорошие актеры, которые ярко одеваются, наносят грим, ходят обнаженными или в набедренных повязках, иногда носят с собой коробочки с кобрами и другими змеями, которых показывают желающим. Их задача — попозировать для фото или просто развлечь туристов, заработав на этом деньги. С ними можно сделать красивые и колоритные фотографии, но всегда нужно понимать, что к настоящим Садху они никакого отношения не имеют.
Самое известное место в Непале, где можно сфотографироваться с Садху, — комплекс Пашупатинатх. И здесь попадаются как псевдосадху, так и действительно святые люди.
На берегу священной реки
Пашупатинатх — это не только место, где можно увидеть Садху. Это еще и крупнейший в регионе индуистский храмовый комплекс, посвященный богу Шиве, и место погребения на берегу небольшой речки Багмати, которая считается у индусов священной.
Погребение на берегу священной реки очень важно для верующих, так как не в последнюю очередь от похорон зависит реинкарнация в следующей жизни. Поэтому погребальные костры здесь горят с раннего утра до позднего вечера.
Священная река объединяет самых разных людей. Здесь же омывают тела перед сожжением, сюда же потом смывают пепел и остатки одежды. Чуть ниже по реке целые группы людей живут за счет того, что вылавливают оставшееся от сожженных. Здесь же проходят ритуальные купания. Сюда приходят попрошайки и здесь же можно встретить настоящих святых, йогов, отшельников.
Два обряда
Культура Непала не была бы такой богатой и разноплановой, если бы в своё время здесь не смешались буддизм и индуизм. Много лет назад именно в Непале произошло зарождение буддизма, в результате чего на территории страны находится множество буддийских святынь. Именно отсюда буддизм распространился в Тибет (где частично вобрал в себя элементы шаманизма — религии Бон, которую исповедовали в то время в Тибете) и на Север Индии, а потом из Тибета вновь вернулся в Непал.
Буддизм изначально спокойно относился к любым верованиям. Часто буддистов не смущало, что люди, которых они учили, одновременно проводили языческие или индуистские ритуалы. Сами же индусы привыкли к большому количеству воплощений своего бога и восприняли Будду как еще одно воплощение. В результате в Непале есть огромное количество храмов и святых мест, одинаково значимых и для буддистов, и для индуистов. Более того, некоторые обряды и ритуалы, а также храмовые постройки вобрали в себя отдельные элементы обеих религий.
Поэтому только на первый взгляд вызывает удивление сцена, когда женщина с изображением нынешнего Далай-Ламы на груди сперва старательно выполняет индуистский ритуал — жертвоприношение, а потом совершает кору, вращает молитвенные барабаны и подходит к буддийскому монаху, чтобы вместе с ним произнести слова буддийской молитвы.
Тибетцы
В Непале, особенно после обострения отношений с Китаем, живет очень много тибетских беженцев. Почти все они, а также коренные жители горных районов Непала, исповедуют тибетский буддизм в чистом виде. Очень большой тибетский квартал расположен около ступы Боднатх — места, почитаемого исключительно тибетскими буддистами.
С ним мирно соседствует неварский буддизм — учение, сочетающее в себе как буддизм, так и индуизм (учение названо так по народности, проживающей в долине Катманду). Казалось бы, что общего может быть у буддизма, отвергающего само понятие бога, и индуизма, с его кучей богов и божеств? Оказывается, эти две религии вполне могут слиться воедино и взаимно дополнять друг друга.
Бесконечное множество путей
В буддизме есть понимание, что все люди разные (об этом говорил еще сам Будда), и для каждого человека подходит свой путь. Главное — куда человек идет, не ошибся ли он с направлением, а дорогу можно выбрать любую. Вероятно, в этом и кроется такая терпимость буддистов к другим религиям, такое разнообразие техник и способов достижения состояния Будды. А также возможность концентрироваться на цели и не слишком привязываться к способу её достижения.
Бог один
На небольшой улочке среди обычных жилых домов затерялся вход в маленький индуистский храм. Высокий квадратный забор, за ним — колокол, статуи с изображением богов и сам храм, перед которым возвышается статуя обезьяны —почитаемого в Индии бога Ханумана. Ему посвящено множество комплексов в самых разных частях Индии и Непала. Именно с ним связано уважительное отношение к обезьянам, которых считают его прямым родственником.
За главной постройкой, в дальнем углу дворика стоит маленький жилой домик. Через двор протянута веревка с развевающимся на ветру бельем. Под деревом сидит женщина и кормит младенца. Я улыбаюсь ей, и она немного смущенно улыбается мне в ответ.
Служитель убирается в храме. Я здороваюсь. Завязывается небольшая беседа. И вдруг он спрашивает, во что верят в моей стране. Я сперва не знаю, что ответить, а потом честно отвечаю, что большинство — христиане, но также есть мусульмане, буддисты и чуть-чуть людей других вероисповеданий. Он некоторое время молчит, а потом на ломаном английском объясняет, что христианство, буддизм, ислам, индуизм — просто разные названия, но Бог — он всегда один в любой религии. И нет разницы, как называется твоя религия, важно лишь то, веришь ли ты в Бога или нет... Потом улыбается, прощается и уходит.
©
Взято: dymontiger.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]