В Париже нашествие клопов. Откуда взялась эта настоящая эпидемия?
---
«Никто не находится в безопасности. Вы можете подцепить их где угодно и принести домой, даже не заметив, пока они не размножатся и не распространятся по всему дому». Эти слова, сказанные заместителем мэра Парижа Эммануэлем Грегуаром в интервью одному из французских телеканалов, касались не какой-то зловещей внешней угрозы или опасного вируса, а насекомых, которые кажутся приметой давно минувших дней. Видео с десятками кровососущих гадов, ползающих по сиденьям в общественных местах, становятся вирусными в социальных сетях, улицы французской столицы полны выброшенных матрасов, кресел и других предметов интерьера, которые внезапно стали представлять угрозу. Почему постельные клопы вновь превратились в серьезную проблему, ведь еще относительно недавно с ними эффективно боролись?
Нашествие кровопийц
В последние недели тема Великой парижской эпидемии клопов не сходит с телеэкранов и страниц, реальных и виртуальных, основных французских и мировых СМИ. Создается впечатление, что Париж уже пал перед кровососущими агрессорами, увеличивается количество случаев в Мадриде и Барселоне, клопов начинают замечать в лондонской подземке. Истерия и паника растут, ведь кажется, что сделать с навязчивыми паразитами ничего нельзя.
Действительно, эволюция не прошла мимо клопов, они достигли совершенства в умении выживать рядом с главным источником своей пищи — человеком.
Они незаметны, умеют прятаться, выходят на охоту ночью, когда вкусный и теплый обед обычно мирно спит, умеют доставлять максимальное раздражение, но не убивать и не заражать людей чем-то опасным для их жизни, очень охотно и эффективно размножаются. Шок от нашествия становится еще обиднее, ведь клопы привычно воспринимаются как непременный атрибут прежних времен с их антисанитарией, но никак не цифрового XXI века. Тем не менее их триумфальное возвращение легко объяснимо.
Cimex lectularius
Человек сосуществовал с постельным клопом на протяжении тысячелетий, и в этом симбиозе было столько же неизбежности, сколько и неприятных ощущений. Свидетельства присутствия насекомых в жилье были найдены еще на древнеегипетских раскопках, а к античным временам, благодаря развитию мореходства, они стали уже непременным спутником повседневного быта всего цивилизованного мира. Бороться с клопами не умели, принципов этого не понимали, механическому уничтожению они поддаются плохо. По сути, единственным способом оставалась лишь внимательная инспекция одежды, помогающая избегать первоначального заражения дома.
Если такое заражение все-таки происходило, оставалось лишь принять его как данность, ведь полностью избавиться от колонии в том случае, если клопы получали достаточно времени на размножение, было крайне сложно. Днем следы их деятельности можно было обнаружить разве что по пятнам от случайно раздавленных экземпляров на постельном белье, но даже полное отсутствие источника питания не было гарантией быстрой гибели сформированного сообщества. Потеряв доступ к крови, клопы способны на продолжительное время впадать в спячку, вновь активизируясь при возвращении человека.
Революционное средство
За избавление от клопов, по крайней мере временное и в развитых странах, человечество должно быть благодарно достижениям химической промышленности. Самым эффективным средством стал ДДТ — не рок-группа, а производное хлорбензола, первый надежный инсектицид, произведший настоящий переворот в борьбе с вредными насекомыми.
Успешно убивал ДДТ и клопов, в результате чего (а также благодаря действию других средств того же рода) после Второй мировой войны проблема с ними, казалось, была практически полностью решена во многих странах мира. Для большинства их жителей клопы остались историческим воспоминанием, еще одной проблемой, решенной с помощью достижений научно-технического прогресса. И вот — триумфальное возвращение, причем в города, которые никак не ассоциируются с клопами.
Первая жертва — Париж
Почему проблема вновь актуализировалась сейчас и именно в Париже? На самом деле специалисты-энтомологи отмечают рост количества случаев заражения домохозяйств постельными клопами примерно с начала нового столетия. Проблема с Парижем заключается в том, что нынешняя эпидемия началась после длительного анабиоза, связанного с коронавирусными ограничениями. Люди сидели по домам, не выходили на улицы, не пользовались общественными местами и транспортом, не путешествовали. Когда ограничения были сняты, истосковавшиеся за долгие месяцы по живой коммуникации граждане принялись с удвоенной энергией наверстывать упущенное, что привело к взрывному распространению паразитов.
В конце концов, Париж — это самый посещаемый туристами город мира, в который только в 2022 году приехало 44 миллиона человек.
Этот факт вкупе со скученностью людей стал благодатной почвой для развития нашествия. Неудивительно, что более всего от беды страдают гостиницы и общественный транспорт, откуда на одежде и багаже клопы проникают в личные дома, пересекают границы и водные преграды.
Рождение суперклопа
Вторым важным обстоятельством стал тот факт, что, проиграв битву с ДДТ, клопы вовсе не собирались полностью сдаваться на милость победителю. Этот инсектицид уничтожал самую слабую часть популяции, в то время как сильнейшие особи, наиболее устойчивые к химическому убийце и его аналогам, выживали. Дальнейшее развитие популяции уже шло в рамках этой, наиболее резистентной группы, и качества, позволявшие клопу выживать, мультиплицировались. Тем более инбридинг (скрещивание близкородственных особей) не представляет для насекомого опасности.
В итоге многие специалисты уверены, что увлечение химическими способами борьбы с паразитами привело к появлению суперклопов.
«Насекомые, с которыми мы сталкиваемся сегодня, вовсе не такие, как их бабушки и дедушки, — говорит Дини Миллер, профессор энтомологии Технологического института Вирджинии. — Они толстокожие, сильно пьющие постельные клопы-мутанты».
Клопы достигли совершенства, и именно поэтому справиться с ними стало сложнее.
С новым экзоскелетом
В последние десятилетия, когда человечество искренне считало, что клопы изведены, и почивало на лаврах этой мнимой победы, те на самом деле работали над жесткостью и проницаемостью своей оболочки. Кровопийцы научились передвигаться отрывая тело от поверхности, что минимизировало потенциальный физический контакт с инсектицидом.
Более того, клопы принялись вырабатывать специальные белковые соединения — энзимы, которые способны разлагать токсины от химикатов, все-таки попадающих внутрь их организмов.
«Мы можем их „вырубить“ с помощью спецсредств, они даже будут выглядеть мертвыми, но через четыре часа встанут и отряхнутся, потому что ферменты в их организме расщепляют инсектицид. Они могут выздороветь, — утверждает Дини Миллер. — Мы практически уничтожили всех насекомых, чувствительных к инсектицидам, и отобрали устойчивых. Мы сами с собой это сделали».
Вопрос денег
Естественно, ученые разработают новые средства атаки на паразитов для преодоления обновленных защитных механизмов. Они существуют и сейчас, но проблема заключается в том, что специальная обработка обходится недешево. По данным Anses, французского национального агентства, занимающегося вопросами безопасности пищевых продуктов, окружающей среды и гигиены труда, средняя стоимость одной обработки домохозяйства специалистами составляет 890 евро, а в запущенных случаях может быть значительно выше. Количество запросов на такого рода работы существенно выросло в 2023 году.
Если раньше лишь около 40—50% вызовов на дезинсекцию касались клопов, то сейчас в Париже эта цифра достигла 80%.
Однако позволить себе дополнительные траты может лишь государство, крупные компании (например, гостиничные операторы или транспортные перевозчики) и граждане, принадлежащие к слоям, которые принято называть средним классом и выше. Малообеспеченные семьи, озабоченные вопросами покупки продуктов питания, вряд ли смогут изыскать внушительные суммы на дезинсекцию. Соответственно, их жилье продолжает оставаться крайне уязвимым для проникновения клопов. Насекомых совершенно не интересует стоимость мебели в квартире или доме, наличие или отсутствие там дорогой техники, цена и происхождение висящей в шкафах одежды.
Вкус крови для них никак не связан с достатком. Поэтому эпидемия клопов — это еще и очередная социальная проблема.
Какой же выход?
При всем своем эволюционном развитии даже современные суперклопы все-таки продолжают оставаться живыми существами, а значит, при желании их можно убить. Дезинсекция остается самым простым, но и самым дорогим способом. Однако при соблюдении определенных правил можно добиться минимизации риска заражения своего жилья кровососущей заразой. Клопы остаются все так же чувствительны к резким перепадам температуры. Их убивают и мороз, и жара. При температуре в +50°С они (причем и взрослые особи, и личинки, и яйца) погибают мгновенно.
Самые легкие способы предотвратить инвазивное проникновение заключаются в тепловой обработке одежды, особенно побывавшей в зоне повышенного риска заражения.
Это же касается мебели, особенно бывшей в употреблении и купленной в комиссионных магазинах или на барахолках, предметов интерьера, книг. Клоп умеет быть незаметным, от этого зависит его выживание, поэтому от тщательности подхода зависит и эффективность борьбы с ним. Обработка матрасов горячим паром, даже использование пылесоса для профилактики щелей или трещин, где паразиты просто обожают прятать себя и свое потомство, также поможет.
Клопы останутся с нами
Некоторые французские политики считают, что проблема клопов в Париже искусственно раздута в социальных медиа. Многие специалисты-энтомологи косвенно с ними соглашаются, подтверждая, что клопы всегда жили в крупных городах и продолжат быть нашими спутниками. «Они ведут затворнический образ жизни и очень застенчивы, — говорит Гейл Ридж, научный сотрудник Сельскохозяйственной экспериментальной станции Коннектикута. — Они зависят от людей, и жизнь их ужасна, поскольку для них именно мы — главные хищники на планете. Клопы смогут выжить только имея механизмы, позволяющие уклоняться от наших попыток их убить».
Прогноз не слишком утешительный, ведь исходя из опыта второй половины XX века эта борьба может быть вечной. Пока же остается лишь наблюдать за успехами (или их отсутствием) парижан в нелегком сражении за свой комфортный сон.
Нашествие кровопийц
В последние недели тема Великой парижской эпидемии клопов не сходит с телеэкранов и страниц, реальных и виртуальных, основных французских и мировых СМИ. Создается впечатление, что Париж уже пал перед кровососущими агрессорами, увеличивается количество случаев в Мадриде и Барселоне, клопов начинают замечать в лондонской подземке. Истерия и паника растут, ведь кажется, что сделать с навязчивыми паразитами ничего нельзя.
Действительно, эволюция не прошла мимо клопов, они достигли совершенства в умении выживать рядом с главным источником своей пищи — человеком.
Они незаметны, умеют прятаться, выходят на охоту ночью, когда вкусный и теплый обед обычно мирно спит, умеют доставлять максимальное раздражение, но не убивать и не заражать людей чем-то опасным для их жизни, очень охотно и эффективно размножаются. Шок от нашествия становится еще обиднее, ведь клопы привычно воспринимаются как непременный атрибут прежних времен с их антисанитарией, но никак не цифрового XXI века. Тем не менее их триумфальное возвращение легко объяснимо.
Cimex lectularius
Человек сосуществовал с постельным клопом на протяжении тысячелетий, и в этом симбиозе было столько же неизбежности, сколько и неприятных ощущений. Свидетельства присутствия насекомых в жилье были найдены еще на древнеегипетских раскопках, а к античным временам, благодаря развитию мореходства, они стали уже непременным спутником повседневного быта всего цивилизованного мира. Бороться с клопами не умели, принципов этого не понимали, механическому уничтожению они поддаются плохо. По сути, единственным способом оставалась лишь внимательная инспекция одежды, помогающая избегать первоначального заражения дома.
Если такое заражение все-таки происходило, оставалось лишь принять его как данность, ведь полностью избавиться от колонии в том случае, если клопы получали достаточно времени на размножение, было крайне сложно. Днем следы их деятельности можно было обнаружить разве что по пятнам от случайно раздавленных экземпляров на постельном белье, но даже полное отсутствие источника питания не было гарантией быстрой гибели сформированного сообщества. Потеряв доступ к крови, клопы способны на продолжительное время впадать в спячку, вновь активизируясь при возвращении человека.
Революционное средство
За избавление от клопов, по крайней мере временное и в развитых странах, человечество должно быть благодарно достижениям химической промышленности. Самым эффективным средством стал ДДТ — не рок-группа, а производное хлорбензола, первый надежный инсектицид, произведший настоящий переворот в борьбе с вредными насекомыми.
Успешно убивал ДДТ и клопов, в результате чего (а также благодаря действию других средств того же рода) после Второй мировой войны проблема с ними, казалось, была практически полностью решена во многих странах мира. Для большинства их жителей клопы остались историческим воспоминанием, еще одной проблемой, решенной с помощью достижений научно-технического прогресса. И вот — триумфальное возвращение, причем в города, которые никак не ассоциируются с клопами.
Первая жертва — Париж
Почему проблема вновь актуализировалась сейчас и именно в Париже? На самом деле специалисты-энтомологи отмечают рост количества случаев заражения домохозяйств постельными клопами примерно с начала нового столетия. Проблема с Парижем заключается в том, что нынешняя эпидемия началась после длительного анабиоза, связанного с коронавирусными ограничениями. Люди сидели по домам, не выходили на улицы, не пользовались общественными местами и транспортом, не путешествовали. Когда ограничения были сняты, истосковавшиеся за долгие месяцы по живой коммуникации граждане принялись с удвоенной энергией наверстывать упущенное, что привело к взрывному распространению паразитов.
В конце концов, Париж — это самый посещаемый туристами город мира, в который только в 2022 году приехало 44 миллиона человек.
Этот факт вкупе со скученностью людей стал благодатной почвой для развития нашествия. Неудивительно, что более всего от беды страдают гостиницы и общественный транспорт, откуда на одежде и багаже клопы проникают в личные дома, пересекают границы и водные преграды.
Рождение суперклопа
Вторым важным обстоятельством стал тот факт, что, проиграв битву с ДДТ, клопы вовсе не собирались полностью сдаваться на милость победителю. Этот инсектицид уничтожал самую слабую часть популяции, в то время как сильнейшие особи, наиболее устойчивые к химическому убийце и его аналогам, выживали. Дальнейшее развитие популяции уже шло в рамках этой, наиболее резистентной группы, и качества, позволявшие клопу выживать, мультиплицировались. Тем более инбридинг (скрещивание близкородственных особей) не представляет для насекомого опасности.
В итоге многие специалисты уверены, что увлечение химическими способами борьбы с паразитами привело к появлению суперклопов.
«Насекомые, с которыми мы сталкиваемся сегодня, вовсе не такие, как их бабушки и дедушки, — говорит Дини Миллер, профессор энтомологии Технологического института Вирджинии. — Они толстокожие, сильно пьющие постельные клопы-мутанты».
Клопы достигли совершенства, и именно поэтому справиться с ними стало сложнее.
С новым экзоскелетом
В последние десятилетия, когда человечество искренне считало, что клопы изведены, и почивало на лаврах этой мнимой победы, те на самом деле работали над жесткостью и проницаемостью своей оболочки. Кровопийцы научились передвигаться отрывая тело от поверхности, что минимизировало потенциальный физический контакт с инсектицидом.
Более того, клопы принялись вырабатывать специальные белковые соединения — энзимы, которые способны разлагать токсины от химикатов, все-таки попадающих внутрь их организмов.
«Мы можем их „вырубить“ с помощью спецсредств, они даже будут выглядеть мертвыми, но через четыре часа встанут и отряхнутся, потому что ферменты в их организме расщепляют инсектицид. Они могут выздороветь, — утверждает Дини Миллер. — Мы практически уничтожили всех насекомых, чувствительных к инсектицидам, и отобрали устойчивых. Мы сами с собой это сделали».
Вопрос денег
Естественно, ученые разработают новые средства атаки на паразитов для преодоления обновленных защитных механизмов. Они существуют и сейчас, но проблема заключается в том, что специальная обработка обходится недешево. По данным Anses, французского национального агентства, занимающегося вопросами безопасности пищевых продуктов, окружающей среды и гигиены труда, средняя стоимость одной обработки домохозяйства специалистами составляет 890 евро, а в запущенных случаях может быть значительно выше. Количество запросов на такого рода работы существенно выросло в 2023 году.
Если раньше лишь около 40—50% вызовов на дезинсекцию касались клопов, то сейчас в Париже эта цифра достигла 80%.
Однако позволить себе дополнительные траты может лишь государство, крупные компании (например, гостиничные операторы или транспортные перевозчики) и граждане, принадлежащие к слоям, которые принято называть средним классом и выше. Малообеспеченные семьи, озабоченные вопросами покупки продуктов питания, вряд ли смогут изыскать внушительные суммы на дезинсекцию. Соответственно, их жилье продолжает оставаться крайне уязвимым для проникновения клопов. Насекомых совершенно не интересует стоимость мебели в квартире или доме, наличие или отсутствие там дорогой техники, цена и происхождение висящей в шкафах одежды.
Вкус крови для них никак не связан с достатком. Поэтому эпидемия клопов — это еще и очередная социальная проблема.
Какой же выход?
При всем своем эволюционном развитии даже современные суперклопы все-таки продолжают оставаться живыми существами, а значит, при желании их можно убить. Дезинсекция остается самым простым, но и самым дорогим способом. Однако при соблюдении определенных правил можно добиться минимизации риска заражения своего жилья кровососущей заразой. Клопы остаются все так же чувствительны к резким перепадам температуры. Их убивают и мороз, и жара. При температуре в +50°С они (причем и взрослые особи, и личинки, и яйца) погибают мгновенно.
Самые легкие способы предотвратить инвазивное проникновение заключаются в тепловой обработке одежды, особенно побывавшей в зоне повышенного риска заражения.
Это же касается мебели, особенно бывшей в употреблении и купленной в комиссионных магазинах или на барахолках, предметов интерьера, книг. Клоп умеет быть незаметным, от этого зависит его выживание, поэтому от тщательности подхода зависит и эффективность борьбы с ним. Обработка матрасов горячим паром, даже использование пылесоса для профилактики щелей или трещин, где паразиты просто обожают прятать себя и свое потомство, также поможет.
Клопы останутся с нами
Некоторые французские политики считают, что проблема клопов в Париже искусственно раздута в социальных медиа. Многие специалисты-энтомологи косвенно с ними соглашаются, подтверждая, что клопы всегда жили в крупных городах и продолжат быть нашими спутниками. «Они ведут затворнический образ жизни и очень застенчивы, — говорит Гейл Ридж, научный сотрудник Сельскохозяйственной экспериментальной станции Коннектикута. — Они зависят от людей, и жизнь их ужасна, поскольку для них именно мы — главные хищники на планете. Клопы смогут выжить только имея механизмы, позволяющие уклоняться от наших попыток их убить».
Прогноз не слишком утешительный, ведь исходя из опыта второй половины XX века эта борьба может быть вечной. Пока же остается лишь наблюдать за успехами (или их отсутствием) парижан в нелегком сражении за свой комфортный сон.
Источник: kvartira.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]