Из облицовки печей в декор храмов: как изразцы поднялись высоко над головами
---
Набившие оскомину плоские поверхности с древних времён украшали, используя всевозможные методы. Задолго до нашей эры появились барельефы, способные заставить испытать зашедших внутрь здания величие львиных грив и складок на туниках. Объём - то же средство художественной выразительности, пусть хоть и отчасти, но переносящее в нашу реальность рукотворные картины. Изразцы остаются полюбившимся на Руси ещё в 15 веке видом декоративно-прикладного искусства. С тех пор они проделали огромный путь, прежде чем увенчали фасады и стены крупных храмов в центрах российских городов.
Повторяющие друг друга и перемежающиеся между собой, как шахматные клетки, изразцы словно не ценят по достоинству своеобразие своих изображений. Ведь многие ищут в творчестве самобытность, а тут им дают сразу десятки и сотни картинок, всегда выпуклых и нарядных, словно печатные пряники. Зачастую они одинаковые, и просто дублируют слой за слоем самих же себя. Изразцы служили обрамлением для самого центра жилища. Они украшали печку - семейный очаг, где готовили еду, спали и грелись. Такой источник тепла и жара не мог быть обделён украшениями, как любой алтарь, его хотели сделать более возвышенным и сказочным.
А с учётом того, что именно в печах обжигали сами изразцы, то выглядело это так, словно они - часть той стихии, которой они и решили сполна воздать внешней красотой облицовки. Жаростойкие и с надёжной и в то же время простой системой теплообмена, изразцы круглый год радуют глаз и очаровывают жителей богатой усадьбы. В отличие от простой обожжённой глины, будущие изразцы в виде полых глазурованных плиток более технически совершенные и стойкие как к переменам погоды, так и к воздействиям влаги. Неудивительно, что они вошли в состав внешней отделки роскошных теремов и даже православных храмов.
Любой изразец включает объёмный узор, но в то же время - это и особенная роспись. Общий эффект воздействия показанного сопрягает рисунки в двух плоскостях. Их не сразу стали покрывать глазурью, которая придала более торжественный и сверкающий вид. При этом глазурь со временем стала неотъемлемой частью изразцов, как и наличие румпы - приспособления, которое помогало сохранять тепло. Требовалась она и для печей, и для стен, чтобы не впускать воздух через сквозные щели. Сегодня изразцы всё ещё пользуются популярностью, для создания интерьера в русском или восточном стиле.
Сами плиты сделаны из керамики, а надлежащую прочность им придают встроенные румпы. Они значительно меньше по размеру, нежели сами изразцы во всей красе. Помогают встроиться в ряд изразцам крепёжные части, которые также поддерживают изразцы в долговечном положении. При всём при этом, элементы декоративно-прикладного искусства могут быть очень хрупкими, и стоит избегать столкновения с ними на полной скорости и опасной близости тяжёлых предметов. Первые изразцы покажутся сегодня допотопными, напоминающими скорее сплющенные глиняные сосуды.
Белорусские мастера, знающие секреты приготовления глазурей насыщенных цветов, пользовались особым почётом в мастерстве изготовления изразцов. Барельефы дополняли керамические плиты, заставляя всех хотеть прикоснуться к выпуклым деталям или орнаменту, а росписи на местный манер, веками приживающийся в конкретных землях, привносили декоративность. Совершенно умопомрачительную стать изразцам придало использование их во внешней, а со временем и внутренней отделке православных храмов.
Ярким примером будет церковь Иоанна Златоуста в старинном городе Ярославле, украшенная изразцами чуть ли не сверху донизу. Там они гармонично дополняют изумрудными оттенками крышу и купола святыни. Нельзя не упомянуть и Покровский Собор в столице России, увенчанный более чем двумя сотнями великолепных изразцовых плит. Храм, как и печь, тоже своего рода центр мироздания для многих людей - быть может, поэтому он и обзавёлся изразцами в таких объёмах и в таком многообразии.
Изразцы на доменных печках также предохраняют неосторожных или любопытных от ожогов. Облицовку отделяет от источника огня комфортная воздушная прослойка, которая не подпускает источник нестерпимой боли. Изразцы по сей день стараются выдерживать в едином стиле, сочетая рельефные узоры и росписи местной школы. Традиционных техник народной живописи - пруд пруди, но вносить некоторое многоголосие кажется не очень надёжным экспериментов и изобилует рисками дурновкусия. Особенно радует глаз сглаженная и сбалансированная техника, то есть синтез местных обычаев в барельефах и росписях.
Изразцы подразделяются на множество видов, не все их которых прошли проверку временем и перекочевали в наши дни. Муравленые включали особенный упор в рельефе, и всегда были однотонные по окраске, обычно - зелёного цвета. В отдельный класс выделяют ярославские изразцы, славящиеся особенно броскими цветами и природными орнаментами. Увесистые цветочные розетки, тщательно выделанные из обособленных элементов, каждый из которых мог сперва показаться отдельной работой, можно встретить на львиной доле старинных зданий Ярославля. Совершенной противоположностью видится калужский изразец, вплетающий в себя изящный законченный силуэт цветка в корзине или диковинной птицы. Строгая квадратная или же прямоугольная форма так же играет в пользу сдержанности калужских экземпляров, их подчёркнутой строгости и минималистичности, оставляющей меньше места для воображения.
Выделяется также майолика, снабжённая двумя слоями глазури. Бывает итальянской и восточной. Представители солнечной европейской страны пестрят мелкими деталями, и склонны к воспеванию бытовых зарисовок. Изображается всё из повседневности, от сбора урожая до заседания суда. Применяются тёплые оранжевые, салатные и терракотовые оттенки. Восточные же, как и можно догадаться из названия, даруют взгляду соцветия и ростки наряду со стройным порядком геометрических фигур. Среди них, конечно, особое внимание уделено полумесяцу и ромбу. Рисунок в восточной майолике занимает центровую вертикаль и заполняет углы.
В наше время изразцы стали массовым явлением. Зачастую ими трудно удивить кого-либо. Их делают массово, словно на конвейере, следуя определённым этапам. Несколько раз подвергают обжигу. распределяют в формы и обстоятельно просушивают в камерах. Однако это не означает, что все изразцы - идентичные между собой в своём своеобразии. Взгляните на современные ярославские изразцы - в оформлении одного храма глаз не сможет наткнуться на две абсолютно одинаковых плиты. В этом замысел: избежать того, чтобы они ровно накладывались друг на друга. Только пересечения и самобытность в каждой плите.
Источник: kvartira.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]