Шью старинное "Есенинское" одеяло современным способом
---
Всё новое - это хорошо забытое старое. В самые стародавние времена на Руси безграмотные крестьянки, но умелые рукодельницы, шили для своей семьи уникальные лоскутные одеяла. Для этого им не надо было дорогих американских хлопков, крутых швейных машинок. Всё делали руками. Долгими зимними вечерами хозяйка шила лоскутное одеяло, которое становилось оберегом для всей семьи. Возрождаем традиции! И по старинной технологии, но уже из современных тканей, и с применением швейных машинок, шьём двухстороннее лоскутное одеяло.
Это одеяло уникальное! Оно получается сразу же двусторонним!
"Есенинское" или "рязанское" одеяло по современной технологии. У каждой мастерицы получается свой вариант! Оно уникальное и неповторимое
И технология пошива самая древняя. В идеале, все операции надо
выполнять вручную. Но нас уже испортила цивилизация, нам надо все сделать побыстрее. Поэтому показываю вариант, где все шьем на швейной машинке.
У каждой мастерицы получается свой вариант
Для работы приготовим квадраты 15 на 15 сантиметров. Конечно, вы можете взять свои размеры. Для удобства работы все детали разложим по кучкам. Две - это светлые ткани двух цветов, и еще две кучки - более насыщенные цвета, возьмем красный и синий. Цветовая гамма у каждой рукодельницы будет своя. Единственная рекомендация: в работу брать ткани с мелким рисунком. И еще, когда шьете цветное полотно, не берите чисто белые и черные ткани.
Размер деталей 15*15 см.
Дальше мы на швейной машинке соединяем, сшиваем вместе попарно все детали. Готовый блок будет состоять из четырех квадратов. Начинаем работу с красного квадрата. Соединяем его со светлым. Потом тут же, не открывая нитки, не делая никаких промежуточных стежков, приставляем и прошиваем пару с синим квадратом. Шить надо много, поэтому сразу же работаем со всем массивом заготовок.
Шьем сразу много, "гирляндой", поточным способом
Получившиеся детали из четырех квадратов расправляем, припуски на швы направляем в сторону темной ткани, все сгибы разглаживаем.
При работе можно обойтись без утюга. В древности такие заготовки шили вручную, буквально "на коленке"
Для того, чтобы получить простую квадратную заготовку, надо просто сложить эту деталь и прошить одним швом. Это уже мы умеем делать. Но, в сегодняшней работе есть небольшая хитрость. Мы же максимально облегчаем себе работу, убираем лишние операции. Поэтому, когда мы расправляем два отшитых квадрата, то соединительный шов делаем следующим образом. Сначала одну короткую сторону, потом длинную, со стороны сцепленных центров, а потом короткую. У нас должен получиться конвертик- пилотка.
Заготовку прошиваем по трем сторонам
Центры у нас уже на месте, они никуда не денутся. И, конечно же, шьем все сразу, гирляндой. Экономим нитки, время, деньги и нервы. Работаем максимально технологично.
Шьем сразу весь массив заготовок
Так, а вот теперь смотрите! По старинной технологии, если все операции делать вручную, то на этом этапе надо вывернуть заготовку, расправить углы, взяться руками за середины свободных сторон и развести их в стороны.
Заготовки выворачиваем и расправляем
Таким образом соединяются вместе два отшитых уголочка. Затем внутрь вкладывается кусочек наполнителя. Открытые края подворачивали и зашивали вручную. В качестве наполнителя раньше использовали то волокно, которое было доступно, к примеру, ту же самую овечью шерсть. А потом этот конвертик-подушечку простегивали, прошивали ручными стежками.
Но мы же стараемся все облегчить! Подворачивать открытые срезы довольно сложно и долго. Поэтому, работаем немного по-другому.
Заготовки складываем "конвертиком"
Заготовки не выворачиваем, а сразу же складываем конвертиком, швами наружу, и прошиваем центральный шов, оставляя отверстие для выворачивания.
Прошиваем центральный шов
Обратите внимание, что у нас должны быть прошиты оба угла и центр.
Когда мы вывернем деталь, то остается небольшое отверстие в короткой стороне получившегося треугольника. Через него мы вкладываем внутрь наполнитель. Открытый срез можно зашить и на швейной машинке.
Через оставшееся отверстие добавляем утеплитель
Сделать два шва по диагонали, тем самым сразу же и простегаются заготовки. Я внутрь вкладываю кусочек синтепона, но можно, для объема, добавить еще немного холофайбера. Хочется пышности. Но, главное, не переборщить, иначе будет сложно дальше работать. В результате у нас должно получиться много симпатичных заготовок- конвертиков. Они двухсторонние. Узор составлен из треугольников.
Двухсторонние симпатичные заготовки-конвертики
А дальше, уже смотрите сами, как вы хотите, чтобы выглядело ваше лоскутное одеяло. Детали можно разворачивать, перекладывать, составлять узоры. Ведь можно поместить рядом два синих треугольника. Тогда в готовом изделии будет узор из ромбов!
Раскладываем заготовки в нужном порядке
Узор может быть самый разный
По старинной технологии работы, все готовые детали сшиваются вручную, иголкой с ниткой. И если вы сейчас где-то на даче, или в дороге, или на отдыхе, то в свободные минуты вполне можно пошить вручную. Или скоротать так длинные зимние вечера. Здесь не нужна швейная машинка, а ручной шов получится очень красивый и аккуратный. И, заодно, можно сделать и стежку одеяла.
Но мы попробуем все сделать с использованием швейной машинки. Детали будем сшивать встык, трикотажным швом. Это когда машинка делает такой широкий "зигзаг": три стежка в одну сторону, потом три - в другую. Если у вас нет такого шва, то попробуйте просто наложить края подушечек один на другой, и так прошить прямой строчкой.
Сшиваем детали "встык" на швейной машинке
Вы уже знаете, что я люблю шить сразу много и экономно. Соединили две детали, тут же две следующие. И так дальше, до конца полотна. Когда прошили по вертикали, делаем горизонтальные соединения.
Когда прошили по вертикали, делаем горизонтальные соединения
В треугольниках получаются диагональные эластичные соединения. Они тянутся. Но наши соединительные швы, на предыдущем этапе, не дают полотну перекоситься.
Делаем дополнительную стежку. Она не даст "сбиваться" наполнителю
В принципе, уже можно все оставить как есть, но мне хочется сделать еще и дополнительную стёжку. Тем же самым трикотажным швом прошьем все полотно. Конечно же, у меня не повтор традиционного старинного способа шитья, у меня творческая импровизация. Ведь каждая мастерица шьет свой вариант, своим способом.
Традиционное лоскутное одеяло, сшитое современным способом
Повторюсь, этот метод работы над созданием лоскутного одеяла, появился с незапамятных времен. Когда женщина ждала ребенка, то из остатков кроя своей одежды и одежды мужа, начинала потихоньку собирать такое лоскутное одеяло. Рождался ребеночек, а для него готово небольшое одеялко. Подрастает малыш, из остатков кроя его одежды шили и добавляли новые детали. Растет ребенок - растет одеяло! Этот способ шитья очень рационален. Ведь если порвался какой-то фрагмент, то его всегда можно выпороть и заменить другим.
В последнее время такие одеяла стали называть "Есенинские". Дело в том, что сотрудники музея Сергей Есенина, в Рязанской области, при работе над экспозицией, попросили мастера, Веру Голубеву, восстановить и отреставрировать лоскутное одеяло, которое шила мать поэта. И с их легкой руки за такими "деревенскими" одеялами закрепилось название "Есенинское".
Наверное, не случайно, в стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу..." есть слова про "страну березового ситца"!
Размер одеяла можно еще увеличить
В моем одеяле 60 больших деталей. Размер 106 на 176 сантиметров.
Расти еще и расти! Растите вместе с нами!
Это одеяло уникальное! Оно получается сразу же двусторонним!
"Есенинское" или "рязанское" одеяло по современной технологии. У каждой мастерицы получается свой вариант! Оно уникальное и неповторимое
И технология пошива самая древняя. В идеале, все операции надо
выполнять вручную. Но нас уже испортила цивилизация, нам надо все сделать побыстрее. Поэтому показываю вариант, где все шьем на швейной машинке.
У каждой мастерицы получается свой вариант
Для работы приготовим квадраты 15 на 15 сантиметров. Конечно, вы можете взять свои размеры. Для удобства работы все детали разложим по кучкам. Две - это светлые ткани двух цветов, и еще две кучки - более насыщенные цвета, возьмем красный и синий. Цветовая гамма у каждой рукодельницы будет своя. Единственная рекомендация: в работу брать ткани с мелким рисунком. И еще, когда шьете цветное полотно, не берите чисто белые и черные ткани.
Размер деталей 15*15 см.
Дальше мы на швейной машинке соединяем, сшиваем вместе попарно все детали. Готовый блок будет состоять из четырех квадратов. Начинаем работу с красного квадрата. Соединяем его со светлым. Потом тут же, не открывая нитки, не делая никаких промежуточных стежков, приставляем и прошиваем пару с синим квадратом. Шить надо много, поэтому сразу же работаем со всем массивом заготовок.
Шьем сразу много, "гирляндой", поточным способом
Получившиеся детали из четырех квадратов расправляем, припуски на швы направляем в сторону темной ткани, все сгибы разглаживаем.
При работе можно обойтись без утюга. В древности такие заготовки шили вручную, буквально "на коленке"
Для того, чтобы получить простую квадратную заготовку, надо просто сложить эту деталь и прошить одним швом. Это уже мы умеем делать. Но, в сегодняшней работе есть небольшая хитрость. Мы же максимально облегчаем себе работу, убираем лишние операции. Поэтому, когда мы расправляем два отшитых квадрата, то соединительный шов делаем следующим образом. Сначала одну короткую сторону, потом длинную, со стороны сцепленных центров, а потом короткую. У нас должен получиться конвертик- пилотка.
Заготовку прошиваем по трем сторонам
Центры у нас уже на месте, они никуда не денутся. И, конечно же, шьем все сразу, гирляндой. Экономим нитки, время, деньги и нервы. Работаем максимально технологично.
Шьем сразу весь массив заготовок
Так, а вот теперь смотрите! По старинной технологии, если все операции делать вручную, то на этом этапе надо вывернуть заготовку, расправить углы, взяться руками за середины свободных сторон и развести их в стороны.
Заготовки выворачиваем и расправляем
Таким образом соединяются вместе два отшитых уголочка. Затем внутрь вкладывается кусочек наполнителя. Открытые края подворачивали и зашивали вручную. В качестве наполнителя раньше использовали то волокно, которое было доступно, к примеру, ту же самую овечью шерсть. А потом этот конвертик-подушечку простегивали, прошивали ручными стежками.
Но мы же стараемся все облегчить! Подворачивать открытые срезы довольно сложно и долго. Поэтому, работаем немного по-другому.
Заготовки складываем "конвертиком"
Заготовки не выворачиваем, а сразу же складываем конвертиком, швами наружу, и прошиваем центральный шов, оставляя отверстие для выворачивания.
Прошиваем центральный шов
Обратите внимание, что у нас должны быть прошиты оба угла и центр.
Когда мы вывернем деталь, то остается небольшое отверстие в короткой стороне получившегося треугольника. Через него мы вкладываем внутрь наполнитель. Открытый срез можно зашить и на швейной машинке.
Через оставшееся отверстие добавляем утеплитель
Сделать два шва по диагонали, тем самым сразу же и простегаются заготовки. Я внутрь вкладываю кусочек синтепона, но можно, для объема, добавить еще немного холофайбера. Хочется пышности. Но, главное, не переборщить, иначе будет сложно дальше работать. В результате у нас должно получиться много симпатичных заготовок- конвертиков. Они двухсторонние. Узор составлен из треугольников.
Двухсторонние симпатичные заготовки-конвертики
А дальше, уже смотрите сами, как вы хотите, чтобы выглядело ваше лоскутное одеяло. Детали можно разворачивать, перекладывать, составлять узоры. Ведь можно поместить рядом два синих треугольника. Тогда в готовом изделии будет узор из ромбов!
Раскладываем заготовки в нужном порядке
Узор может быть самый разный
По старинной технологии работы, все готовые детали сшиваются вручную, иголкой с ниткой. И если вы сейчас где-то на даче, или в дороге, или на отдыхе, то в свободные минуты вполне можно пошить вручную. Или скоротать так длинные зимние вечера. Здесь не нужна швейная машинка, а ручной шов получится очень красивый и аккуратный. И, заодно, можно сделать и стежку одеяла.
Но мы попробуем все сделать с использованием швейной машинки. Детали будем сшивать встык, трикотажным швом. Это когда машинка делает такой широкий "зигзаг": три стежка в одну сторону, потом три - в другую. Если у вас нет такого шва, то попробуйте просто наложить края подушечек один на другой, и так прошить прямой строчкой.
Сшиваем детали "встык" на швейной машинке
Вы уже знаете, что я люблю шить сразу много и экономно. Соединили две детали, тут же две следующие. И так дальше, до конца полотна. Когда прошили по вертикали, делаем горизонтальные соединения.
Когда прошили по вертикали, делаем горизонтальные соединения
В треугольниках получаются диагональные эластичные соединения. Они тянутся. Но наши соединительные швы, на предыдущем этапе, не дают полотну перекоситься.
Делаем дополнительную стежку. Она не даст "сбиваться" наполнителю
В принципе, уже можно все оставить как есть, но мне хочется сделать еще и дополнительную стёжку. Тем же самым трикотажным швом прошьем все полотно. Конечно же, у меня не повтор традиционного старинного способа шитья, у меня творческая импровизация. Ведь каждая мастерица шьет свой вариант, своим способом.
Традиционное лоскутное одеяло, сшитое современным способом
Повторюсь, этот метод работы над созданием лоскутного одеяла, появился с незапамятных времен. Когда женщина ждала ребенка, то из остатков кроя своей одежды и одежды мужа, начинала потихоньку собирать такое лоскутное одеяло. Рождался ребеночек, а для него готово небольшое одеялко. Подрастает малыш, из остатков кроя его одежды шили и добавляли новые детали. Растет ребенок - растет одеяло! Этот способ шитья очень рационален. Ведь если порвался какой-то фрагмент, то его всегда можно выпороть и заменить другим.
В последнее время такие одеяла стали называть "Есенинские". Дело в том, что сотрудники музея Сергей Есенина, в Рязанской области, при работе над экспозицией, попросили мастера, Веру Голубеву, восстановить и отреставрировать лоскутное одеяло, которое шила мать поэта. И с их легкой руки за такими "деревенскими" одеялами закрепилось название "Есенинское".
Наверное, не случайно, в стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу..." есть слова про "страну березового ситца"!
Размер одеяла можно еще увеличить
В моем одеяле 60 больших деталей. Размер 106 на 176 сантиметров.
Расти еще и расти! Растите вместе с нами!
Источник: sam.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]