Зачем Израилю шесть подводных лодок?
---
Оригинал взят у коллеги oleggranovsky в Зачем Израилю шесть подводных лодок?
Уже несколько месяцев в Израиле продолжается скандал, связанный с подозрениями в коррупции в процессе покупки 3-й партии подводных лодок (ПЛ) типа «Дольфин». Пока конца скандалу не видно и чем всё завершится не ясно. Как я уже писал в статье «Хронология принятия решения о закупке третьей партии ПЛ ‘Дольфин’ и связи с Ираном», данные ПЛ предназначены для замены 3 «Дольфин» первой партии, поставки 1999-2000 гг.
И тут возникает вопрос, а зачем собственно Израилю именно 6 ПЛ? Собственно вопрос этот не нов, возник он ещё при покупке «Дольфин» второй партии (именно после этого количество ПЛ в ВМС выросло с 3 до 6, включая заказанные), но покупка третьей партии продемонстрировала значительное внимание руководства страны к данному вопросу, уже в 2015 г. начавшая долгосрочный процесс, цель которого – к 2025 г. обновить парк субмарин, по достижению «Дольфин» первой партии 25 летнего возраста.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поднимает израильский флаг на прибывшей в Израиль неатомной подводной лодке Rahav - второй лодке модифицированного типа Dolphin (Tanin). Хайфа, 12.01.2016 (с) ЕРА
Долгосрочное планирование всегда было проблемой в Израиле вообще и в АОИ в частности, из-за постоянной нехватки средств бюджета и регулярного возникновения незапланированных ситуаций, будь то войны, крупные антитеррористические операции или волны репатриации. Конечно, по мере роста населения страны и её ВВП, влияние этих ситуаций снижается, тем не менее, долгосрочное планирование функционирует мягко сказать не лучшим образом. Но тут, в вопросе ПЛ, планирование работает и на довольно высоком уровне.
ВМС Израиля проявляли интерес к ПЛ с момента создания в 1948 г. (и даже ранее, но это уже тема для отдельной статьи). После визита в ряд Западных стран для ВМС была выбрана голландская система эксплуатации ПЛ: их количество кратно трём, из каждой тройки одна ПЛ на боевом дежурстве, одна тренируется и одна на ремонте/техобслуживании, в этот период экипаж также получает плановые отпуска и проходит различные курсы. При такой системе флот способен немедленно использовать для боевых нужд одну ПЛ каждой тройки, в течении нескольких дней добавить к ней ещё одну, а в определённых ситуациях ещё одну (свернув ремонт в самом начале или быстро завершив его, если работы на последнем этапе).
ПЛ состоят на вооружении ВМС Израиля с 1959 г. Из-за недостатка средств пришлось ограничиться только двумя лодками: в 1958 г. в Великобритании были куплены ПЛ типа S времён Второй Мировой войны: HMS Springer (Ц-71 «Танин» в ВМС Израиля) и HMS Sanguine (Ц-73 «Раhав»); после ремонта и учений в Великобритании, ПЛ прибыли в Хайфу 16.12.59 и 15.06.60 соответственно. Эти лодки простояли на вооружении до 1967-1968 гг.
Далее Израиль всегда покупал по 3 ПЛ. Лодки второй партии, английские класс Т, также были подержанными времён Второй Мировой войны, но далее покупались только новые лодки: «Галь», «Дольфин», «Дольфин API». С тех пор кроме переходных периодов (смена лодок предыдущей партии на новую) на вооружении постоянно было по 3 ПЛ, и только после завершения абсорбции «Дольфин API» (2019 г.) ВМС будут иметь 6 ПЛ.
Ещё один важный факт: несмотря на сказанное выше, при заказе «Дольфин» второй партии вначале (2006 г.) по финансовым причинам было заказано лишь две подлодки. Третья была дозаказана позже (2011 г.). Это означает, что в процесс принятия решения были вовлечены разные политические партии (в т.ч. «Кадима», «Авода», «Ликуд»), разные премьер министры и разные министры обороны. Это означает, что руководству страны были чётко понятны причины расширения подводного флота и это расширение имело широкую поддержку в правительстве, вне зависимости от партийной принадлежности.
Каковы задачи ПЛ в ВМС Израиля? Об этом известно немного. Всё что связано с ПЛ строго засекречено, режим секретности сохраняется неплохо (не припоминаю какие-либо утечки информации, попавшие в печать), и хотя публикации по ПЛ появляются и достаточно регулярно, речь идёт о том, что цензура АОИ разрешает опубликовать. Из того что известно – торпедные и ракетные атаки на корабли противника, поиск и уничтожение вражеских ПЛ, высадка и эвакуация морского спецназа (13-я флотилия), разведка (электронная и фотосъёмка через перископ), корректировка артогня в прибрежной зоне (применялась в 1982 г.).
И есть ещё одна задача, о которой известно на уровне спекуляций: применение ядерного оружия (ЯО). Само наличие такого оружия никогда официально не подтверждалось Израилем, впрочем и не опровергалось. Но если подытожить все публикации на эту тему, достаточно ясно, что ЯО у Израиля есть, к тому же арсенал не маленький: около 200 ядерных боеприпасов (различные публикации называют цифры от 75-80 до 400). А если так, нужны носители ЯО. И, согласно тем же публикациям, Израиль (как это принято у других ядерных держав) обладает ядерной триадой, т.е. носителями сухопутного, воздушного и морского базирования. Т.е. баллистические ракеты (БР), авиация и ПЛ. Разница лишь в масштабах: дальность БР, типы самолётов-носителей (истребители-бомбардировщики вместо бомбардировщиков, впрочем сейчас и такие страны, как Франция и Великобритания, бомбардировщиков не имеют), использование крылатых (а не баллистических) ракет с ПЛ.
Крылатые ракеты (КР), используемые «Дольфин», это Popeye Turbo SLCM (submarine-launched cruise missile). Само существование этих ракет – спекуляция, никогда не подтверждавшаяся ни Израилем, ни публикацией каких-либо снимков. Название Popeye Turbo появилось в 90-е гг., тогда «Рафаэль», разработчик ракеты «Попай», участвовало в тендере CASOM (Conventionally Armed Stand Off Missile) ВВС Великобритании на поставку той ракет класса «воздух-земля» с дальностью 350 км. Оригинальная «Попай» («Хамудон» в ВВС Израиля, AGM-142 Have Nap в ВВС США) имеет твердотопливный ракетный двигатель и дальность всего 78 км, поэтому для CASOM был разработан вариант с турбореактивным двигателем на жидком топливе – Popeye Turbo. Однако ракета проиграла на тендере, Великобритания выбрала Storm Shadow компании BAe, созданную на базе французской APACHE/SCALP фирмы Matra. Таким образом, Popeye Turbo серийно не выпускалась, существование Popeye Turbo SLCM вообще не подтверждено.
Далее о Popeye Turbo SLCM просто процитирую Википедию: A reportedly stretched version of the Popeye Turbo developed for use as a submarine-launched cruise missile (SLCM) was widely reported in a US Navy observed 2002 test in the Indian Ocean to have hit a target 1500 km away. It can allegedly carry a 200 kt nuclear warhead. It is believed that the stretched Popeye Turbo is the primary strategic second strike nuclear deterrent weapon that can be fired from the 650 mm secondary torpedo tubes of the Israeli Dolphin-class submarines. It is believed that the SLCM version of the Popeye was developed by Israel after the US Clinton administration refused an Israeli request in 2000 to purchase Tomahawk long range SLCM's because of international MTCR proliferation rules. While the standard Popeye is 533 mm the Dolphin class submarines have four 650 mm torpedo tubes in addition to the six standard 533 mm tubes allowing for the possibility that a SLCM Popeye derivative may be a larger diameter.
Итак, допустим «Дольфин» является носителем ЯО с тем или иным типом КР. Но почему нужно шесть ПЛ, если раньше довольствовались тремя? Из сказанного выше следует, что причину нужно искать именно в этой роли «Дольфин», а не в её конвенциональном применении. И тут мне видится два возможных объяснения.
Первое: усиление Ирана. Как уже было сказано, «Дольфин» второй партии были заказаны в 2006 г. Но до этого были переговоры с производителем, а ещё ранее – процесс принятия решения внутри руководства Израиля. Т.е. начало процесса примерно совпадает с 2003 г., Вторая война в Заливе, свержение Саддама Хусейна, начало передачи власти в Ираке шиитом и начало создания оси Иран-Ирак-Сирия-Ливан с прямым сухопутным выходом к границам Израиля. Не говоря уже о работах в самом Иране над созданием ЯО.
Второе (как второстепенное и дополнительное к первому): состав ядерной триады. Как уже было сказано, один из её компонентов – БР сухопутного базирования. Согласно различным публикациям, в состав ВВС Израиля входит база «2-е авиакрыло» («Канаф-2», оно же «Сдот Миха» или «Сдот hа-Элла»), где базируются 150-я, 199-я и 248-я эскадрильи, вооружённые БР «Йерихо» («Иерихон») разных модификаций. Вполне возможно, что принято решение несколько сократить парк этих БР (за счёт отказа от дозакупки новых ракет для замены старых, по истечении гарантийных сроков хранения: «Йерихо-2» приняты на вооружение в 1989 г., т.е. приближаются к 30-летнему возрасту) и в то же время расширить флот ПЛ. Хотя стоимость закупки и содержания ПЛ значительно дороже, они имеют лучшею живучесть по сравнению с базой ВВС, координаты и планы которой в эпоху спутниковой съёмки хорошо известны, к тому же ПЛ – оружие универсальное, которое можно повседневно применять и для конвенциональных задач.
Ссылки:
Категория: Израильские ПЛ, Википедия.
Уже несколько месяцев в Израиле продолжается скандал, связанный с подозрениями в коррупции в процессе покупки 3-й партии подводных лодок (ПЛ) типа «Дольфин». Пока конца скандалу не видно и чем всё завершится не ясно. Как я уже писал в статье «Хронология принятия решения о закупке третьей партии ПЛ ‘Дольфин’ и связи с Ираном», данные ПЛ предназначены для замены 3 «Дольфин» первой партии, поставки 1999-2000 гг.
И тут возникает вопрос, а зачем собственно Израилю именно 6 ПЛ? Собственно вопрос этот не нов, возник он ещё при покупке «Дольфин» второй партии (именно после этого количество ПЛ в ВМС выросло с 3 до 6, включая заказанные), но покупка третьей партии продемонстрировала значительное внимание руководства страны к данному вопросу, уже в 2015 г. начавшая долгосрочный процесс, цель которого – к 2025 г. обновить парк субмарин, по достижению «Дольфин» первой партии 25 летнего возраста.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поднимает израильский флаг на прибывшей в Израиль неатомной подводной лодке Rahav - второй лодке модифицированного типа Dolphin (Tanin). Хайфа, 12.01.2016 (с) ЕРА
Долгосрочное планирование всегда было проблемой в Израиле вообще и в АОИ в частности, из-за постоянной нехватки средств бюджета и регулярного возникновения незапланированных ситуаций, будь то войны, крупные антитеррористические операции или волны репатриации. Конечно, по мере роста населения страны и её ВВП, влияние этих ситуаций снижается, тем не менее, долгосрочное планирование функционирует мягко сказать не лучшим образом. Но тут, в вопросе ПЛ, планирование работает и на довольно высоком уровне.
ВМС Израиля проявляли интерес к ПЛ с момента создания в 1948 г. (и даже ранее, но это уже тема для отдельной статьи). После визита в ряд Западных стран для ВМС была выбрана голландская система эксплуатации ПЛ: их количество кратно трём, из каждой тройки одна ПЛ на боевом дежурстве, одна тренируется и одна на ремонте/техобслуживании, в этот период экипаж также получает плановые отпуска и проходит различные курсы. При такой системе флот способен немедленно использовать для боевых нужд одну ПЛ каждой тройки, в течении нескольких дней добавить к ней ещё одну, а в определённых ситуациях ещё одну (свернув ремонт в самом начале или быстро завершив его, если работы на последнем этапе).
ПЛ состоят на вооружении ВМС Израиля с 1959 г. Из-за недостатка средств пришлось ограничиться только двумя лодками: в 1958 г. в Великобритании были куплены ПЛ типа S времён Второй Мировой войны: HMS Springer (Ц-71 «Танин» в ВМС Израиля) и HMS Sanguine (Ц-73 «Раhав»); после ремонта и учений в Великобритании, ПЛ прибыли в Хайфу 16.12.59 и 15.06.60 соответственно. Эти лодки простояли на вооружении до 1967-1968 гг.
Далее Израиль всегда покупал по 3 ПЛ. Лодки второй партии, английские класс Т, также были подержанными времён Второй Мировой войны, но далее покупались только новые лодки: «Галь», «Дольфин», «Дольфин API». С тех пор кроме переходных периодов (смена лодок предыдущей партии на новую) на вооружении постоянно было по 3 ПЛ, и только после завершения абсорбции «Дольфин API» (2019 г.) ВМС будут иметь 6 ПЛ.
Ещё один важный факт: несмотря на сказанное выше, при заказе «Дольфин» второй партии вначале (2006 г.) по финансовым причинам было заказано лишь две подлодки. Третья была дозаказана позже (2011 г.). Это означает, что в процесс принятия решения были вовлечены разные политические партии (в т.ч. «Кадима», «Авода», «Ликуд»), разные премьер министры и разные министры обороны. Это означает, что руководству страны были чётко понятны причины расширения подводного флота и это расширение имело широкую поддержку в правительстве, вне зависимости от партийной принадлежности.
Каковы задачи ПЛ в ВМС Израиля? Об этом известно немного. Всё что связано с ПЛ строго засекречено, режим секретности сохраняется неплохо (не припоминаю какие-либо утечки информации, попавшие в печать), и хотя публикации по ПЛ появляются и достаточно регулярно, речь идёт о том, что цензура АОИ разрешает опубликовать. Из того что известно – торпедные и ракетные атаки на корабли противника, поиск и уничтожение вражеских ПЛ, высадка и эвакуация морского спецназа (13-я флотилия), разведка (электронная и фотосъёмка через перископ), корректировка артогня в прибрежной зоне (применялась в 1982 г.).
И есть ещё одна задача, о которой известно на уровне спекуляций: применение ядерного оружия (ЯО). Само наличие такого оружия никогда официально не подтверждалось Израилем, впрочем и не опровергалось. Но если подытожить все публикации на эту тему, достаточно ясно, что ЯО у Израиля есть, к тому же арсенал не маленький: около 200 ядерных боеприпасов (различные публикации называют цифры от 75-80 до 400). А если так, нужны носители ЯО. И, согласно тем же публикациям, Израиль (как это принято у других ядерных держав) обладает ядерной триадой, т.е. носителями сухопутного, воздушного и морского базирования. Т.е. баллистические ракеты (БР), авиация и ПЛ. Разница лишь в масштабах: дальность БР, типы самолётов-носителей (истребители-бомбардировщики вместо бомбардировщиков, впрочем сейчас и такие страны, как Франция и Великобритания, бомбардировщиков не имеют), использование крылатых (а не баллистических) ракет с ПЛ.
Крылатые ракеты (КР), используемые «Дольфин», это Popeye Turbo SLCM (submarine-launched cruise missile). Само существование этих ракет – спекуляция, никогда не подтверждавшаяся ни Израилем, ни публикацией каких-либо снимков. Название Popeye Turbo появилось в 90-е гг., тогда «Рафаэль», разработчик ракеты «Попай», участвовало в тендере CASOM (Conventionally Armed Stand Off Missile) ВВС Великобритании на поставку той ракет класса «воздух-земля» с дальностью 350 км. Оригинальная «Попай» («Хамудон» в ВВС Израиля, AGM-142 Have Nap в ВВС США) имеет твердотопливный ракетный двигатель и дальность всего 78 км, поэтому для CASOM был разработан вариант с турбореактивным двигателем на жидком топливе – Popeye Turbo. Однако ракета проиграла на тендере, Великобритания выбрала Storm Shadow компании BAe, созданную на базе французской APACHE/SCALP фирмы Matra. Таким образом, Popeye Turbo серийно не выпускалась, существование Popeye Turbo SLCM вообще не подтверждено.
Далее о Popeye Turbo SLCM просто процитирую Википедию: A reportedly stretched version of the Popeye Turbo developed for use as a submarine-launched cruise missile (SLCM) was widely reported in a US Navy observed 2002 test in the Indian Ocean to have hit a target 1500 km away. It can allegedly carry a 200 kt nuclear warhead. It is believed that the stretched Popeye Turbo is the primary strategic second strike nuclear deterrent weapon that can be fired from the 650 mm secondary torpedo tubes of the Israeli Dolphin-class submarines. It is believed that the SLCM version of the Popeye was developed by Israel after the US Clinton administration refused an Israeli request in 2000 to purchase Tomahawk long range SLCM's because of international MTCR proliferation rules. While the standard Popeye is 533 mm the Dolphin class submarines have four 650 mm torpedo tubes in addition to the six standard 533 mm tubes allowing for the possibility that a SLCM Popeye derivative may be a larger diameter.
Итак, допустим «Дольфин» является носителем ЯО с тем или иным типом КР. Но почему нужно шесть ПЛ, если раньше довольствовались тремя? Из сказанного выше следует, что причину нужно искать именно в этой роли «Дольфин», а не в её конвенциональном применении. И тут мне видится два возможных объяснения.
Первое: усиление Ирана. Как уже было сказано, «Дольфин» второй партии были заказаны в 2006 г. Но до этого были переговоры с производителем, а ещё ранее – процесс принятия решения внутри руководства Израиля. Т.е. начало процесса примерно совпадает с 2003 г., Вторая война в Заливе, свержение Саддама Хусейна, начало передачи власти в Ираке шиитом и начало создания оси Иран-Ирак-Сирия-Ливан с прямым сухопутным выходом к границам Израиля. Не говоря уже о работах в самом Иране над созданием ЯО.
Второе (как второстепенное и дополнительное к первому): состав ядерной триады. Как уже было сказано, один из её компонентов – БР сухопутного базирования. Согласно различным публикациям, в состав ВВС Израиля входит база «2-е авиакрыло» («Канаф-2», оно же «Сдот Миха» или «Сдот hа-Элла»), где базируются 150-я, 199-я и 248-я эскадрильи, вооружённые БР «Йерихо» («Иерихон») разных модификаций. Вполне возможно, что принято решение несколько сократить парк этих БР (за счёт отказа от дозакупки новых ракет для замены старых, по истечении гарантийных сроков хранения: «Йерихо-2» приняты на вооружение в 1989 г., т.е. приближаются к 30-летнему возрасту) и в то же время расширить флот ПЛ. Хотя стоимость закупки и содержания ПЛ значительно дороже, они имеют лучшею живучесть по сравнению с базой ВВС, координаты и планы которой в эпоху спутниковой съёмки хорошо известны, к тому же ПЛ – оружие универсальное, которое можно повседневно применять и для конвенциональных задач.
Ссылки:
Категория: Израильские ПЛ, Википедия.
Взято: bmpd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]