В некоторых странах ваш дом и квартиру могут захватить и присвоить самоселы. Как это происходит?
---
Представьте ситуацию. У вас есть дом, квартира или даже просто земельный участок в курортной местности, в горах или у теплого моря, куда вы несколько раз в год приезжаете на заслуженный отдых. Либо же у вас имеется второй дом или квартира, которые могут пустовать как инвестиция или сдаваться на сервисах аренды жилья посуточно или на долгий срок. Казалось бы, самое плохое, что с такой собственностью может случиться, это квартирные воришки или сложные соседи, могущие, например, затопить вашу недвижимость. Однако в некоторых странах существует и совершенно незнакомая в наших широтах проблема. В ваше жилье могут проникнуть захватчики (бездомные и не очень) и через некоторое время вполне легально стать его владельцами. А вы останетесь ни с чем, ну или по крайней мере будете вынуждены ввязаться в неприятные и весьма дорогие судебные тяжбы. Как возможна эта парадоксальная ситуация даже в государствах, заявляющих, что частная собственность на их территории неприкосновенна?
Случай в Техасе
Несколько недель назад Onlíner писал про историю, приключившуюся с жительницей американского штата Техас Линдой Джанг. Женщина, владеющая вторым домом, который она сдавала в аренду, в одно прекрасное утро просто не смогла попасть внутрь него. Как оказалось, внутри уже некоторое время жила семья из пяти человек — скорее всего, взломавшая дверь и сменившая на ней замки. Самоселы утверждали, что сняли дом через риелтора и даже демонстрировали хозяйке, полиции и журналистам соответствующий договор. При этом сама Джанг понятия не имела, о чем идет речь, заявив, что договор заключен посторонними и подпись на нем ей не принадлежит.
О подобных потенциально неприятных ситуациях многие американские юристы предупреждают своих клиентов при заключении сделки купли-продажи. Теоретически захватчики могли предъявить на дом свои права, а установление истины могло занять длительное время в суде. В данном случае Линде Джанг повезло. Власти оперативно установили, что семья самоселов уже трижды попадала в подобные истории, и вынесли решение о ее выселении. Однако при определенных условиях все могло бы закончиться для собственницы дома куда печальнее, чем систематически и пользуется определенная категория граждан.
История сквоттеров
В США, да уже и не только, подобных персонажей называют сквоттерами, а сам процесс самовольного заселения — сквоттингом. В определенном смысле многие современные граждане Соединенных Штатов являются сквоттерами, если подразумевать, что они заняли в том числе пустующие земли, на которых прежде жило коренное население страны. Но, строго говоря, в нынешнем понимании сквоттеры в основном забирают заброшенные или пустующие по тем или иными причинам здания, а со временем начинают предъявлять на них права, сопротивляясь выселению.
Раньше явление носило достаточно маргинальный характер, как, например, в 1980-е годы, когда группы неформальных художников захватили несколько десятков зданий в центре нью-йоркского Манхэттена, образовав там арт-коммуны. Куда большее распространение сквоттинг получил после ипотечного кризиса в США конца нулевых. Когда пузырь на американском рынке недвижимости лопнул, образовалось большое количество домов и квартир, ставших заложниками длительных судебных разбирательств или не могущих найти покупателей. На них, в свою очередь, начали претендовать граждане, пострадавшие от экономической депрессии и более не могущие позволить себе аренду жилья на прежних условиях. Случаи их самовольного заселения в пустующую недвижимость приобрели довольно массовый характер и, по мнению многих организаций по защите прав потребителей, были морально обоснованны.
Приобретательная давность
Получить в свою собственность дом, квартиру, земельный участок и так далее сквоттеры могут на основании такого юридического понятия, как «приобретательная давность». В Соединенных Штатах оно носит название adverse possession, «противопоставленное (или враждебное) владение». Говоря простым языком, суть его заключается в том, что стать владельцем имущества (в данном случае недвижимости) можно не являясь его собственником, но в случае открытого и непрерывного владения им на протяжении определенного времени. В США условия применения adverse possession отличаются в зависимости от штата, но, в общем и целом, подразумевают, что сквоттер должен жить в пустующем доме открыто и общеизвестно, не имея разрешения владельца, владея недвижимостью как своей, а главное, непрерывно.
В основном разница в правоприменении от штата к штату заключается как раз в сроке этой непрерывной жизни в чужом жилье. Сейчас из-за распространения практики самовольного захвата недвижимости эти сроки имеют тенденцию к увеличению, но ранее, например, в Техасе достаточно было открыто, не прячась, демонстративно прожить в чужом доме всего три года, чтобы предыдущий владелец с большой долей вероятности потерял на него права. Сегодня средний срок непрерывной жизни в условно бесхозном доме составляет в США 10—15 лет. В течение этого времени текущий собственник вправе истребовать свое имущество назад.
Не только в США
Приобретательная давность является основанием для «возникновения права собственности» и в нашей стране. Согласно ст. 235 Гражданского кодекса Республики Беларусь, «гражданин, в собственности которого не находится имущество, но который добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество». Однако очевидно, что в США практика применения подобной нормы обширнее. Во-первых, в стране избыток недвижимости. Во-вторых, в стране избыток пустующей недвижимости.
Приведем пример. Многие американские пожилые люди, выйдя на пенсию, переезжают в теплые штаты (например, во Флориду или Аризону), где и проводят осень своей жизни. Зачастую прежнее жилье они оставляют за собой, но, по сути, перестают им пользоваться. Дети и внуки к тому времени уже могут жить в других городах, а заниматься заработком на сдаче в аренду или просто продажей, особенно когда цены падают, хлопотно. В таких условиях в штатах с низким порогом непрерывности «враждебного владения» сквоттерам достаточно всего нескольких лет самовольного (и порой совершенно незаметного для истинных владельцев) проживания, чтобы попытаться в судебном порядке стать хозяевами жилья.
Подобные практики распространены и в европейских странах. К примеру, среди жителей Северной Европы популярно приобретение второго дома или квартиры где-нибудь на Средиземном море, чаще всего в Испании. Местное законодательство защищает право на проживание, даже если речь идет об очевидных захватчиках (или «окупас», как их называют). Поэтому приезжающие раз в год на отдых северяне могут столкнуться с тем, что их квартира уже занята сквоттерами, легальное выселение которых может занять многие месяцы.
Как быть?
Данная норма («приобретательная давность»), конечно, не задумывалась для защиты непонятных личностей, против вашей воли нагло занимающих вашу же жилплощадь, как в случае с хьюстонкой Линдой Джанг. Она призвана оформить юридическую смену собственника в случае, если речь действительно идет о давно «ничейном», «брошенном», «бесхозном» имуществе. Однако юридической лазейкой могут воспользоваться и сквоттеры, которым при определенных условиях вполне может повезти.
Поэтому юристы при повышенном риске возникновения такой ситуации советуют принимать превентивные меры против захватчиков. Настоящий хозяин может установить забор или камеры видеонаблюдения, попросить о помощи соседей, которые могут следить за пустующим жильем, или просто самостоятельно его регулярно проведывать, поддерживая хотя бы видимость обитаемой недвижимости. В конце концов, никто не позаботится о вашей собственности лучше вас самих.
Источник: kvartira.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]