12 крутейших игр, в которые играли все, кто родился в СССР
---
Некоторые игры нашего детства мы как-то успели подзабыть. А ведь это был чистый восторг. «Банки», например. Или «растягайчики». А «квадрат»?! Предлагаем вместе вспомнить то, что было для нас счастьем и смыслом жизни.
Нам искренне жаль современных детей. Ну что у них за развлечения? Компьютер да смартфон. Сидят у экранов с синими лицами, из комнаты не выманишь. А в эпоху застоя главной угрозой было, что домой загонят и не дадут насладиться уличными состязаниями. Многие советские дворовые игры пришли из прошлого — царской России, а то и из Средневековья. Например, игра в классики — весьма старинная. И играли в нее изначально мальчики. А выглядело это так…
«Классики»
Мелом или кирпичом на асфальте чертили квадраты, нумеровали их и кидали в первый квадрат битку — плоский камень, залитую свинцом коробку из-под гуталина, маленькую хоккейную шайбу. Дальше нужно было перепрыгивать на одной ноге в следующий квадрат, одновременно направляя туда битку. Если она остановится на линии или улетит в следующий квадрат — миссия провалена. Если, прыгнув, наступишь на линию — аналогично. Девочки начали играть в «классики» около 1910 года, а после 1950-го она стала считаться исключительно девчачьей. Хотя некоторые парни все равно в нее резались.
«Казаки-разбойники»
Еще одна старая игра, как минимум дореволюционная. Одна команда, разбойники, убегает, разделяется и прячется по одному, оставляя метки в виде стрелок. Казаки ищут их и, осалив со словами «Красная печать, никому не убегать», отводят в штаб. Их задача — поймать всех разбойников и узнать их пароль. Чтобы выведать его, пленных «пытают» заранее оговоренным способом: щекочут, жгут крапивой, отбивают щелбаны. Истязаемый может выдать пароль, но тут казакам надо догадаться, настоящий он или нет. Если ошиблись, разбойники получают право снова разбегаться. А еще они могут освобождать своих пленных из штаба казаков, прикоснувшись и сказав «Зеленая печать, можно убегать».
«Ножички» («Земли»)
По легенде, этой игрой развлекал себя еще царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, и в припадке эпилепсии упал, наткнувшись на нож. Представить это себе сложно, но само упоминание игры в «тычки» уже любопытно. Точных правил мы не знаем, а вот в «ножички» играли так: чертили круг, делили его на части по числу участников и по очереди втыкали нож в чужую землю. Воткнул — отчерчиваешь себе часть земли.
«Растягайчики»
Не самая распространенная игра, но увлекательная. Противники вставали лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Нож кидали по очереди, втыкая его в землю рядом с ногой противника — но на расстоянии не большем, чем длина ножа. Если бросок был удачным, противник ставил ногу на то место, куда воткнулся нож. И так до тех пор, пока менее ловкий игрок окончательно не раскорячится.
«Резиночка»
Развлечение для девочек, а также мальчиков, которые с интересом следили за процессом. Впрочем, парни иногда тоже прыгали, но редко. Резинка обычно была бельевая, «для трусов», ее продавали на отрез. Из нее делали петлю, способную растянуться на 2,5-3 м. Две девчонки играли роль столбиков, державших резинку, а третья прыгала. Схемы прыжков были разнообразные и многочисленные: попасть внутрь «рельсов» левой ногой, двумя сразу, правой ногой, прыгнуть с поворотом и так далее. Сложность постепенно повышалась: сначала резинку надевали на уровне щиколоток, потом — коленей, бедер и даже талии.
«Банки» («Палки»)
А вот это была сугубо мужская игра. На кирпич ставили консервную банку, которую требовалось сбить точным броском. Самые козырные палки делали из рукоятей хоккейных клюшек. Поле расчерчивали на уровни: рядовой, сержант, лейтенант и так далее. Первый уровень был метров за двадцать от банки, следующий — на шаг ближе. А дальше было сложно. Все бросали палки по очереди, и сбивший банку получал очередное звание и право в следующем круге сделать бросок с более близкого расстояния. Когда все палки были брошены, приходило время бежать за ними, а водящий стоял рядом с банкой и пытался осалить проносящихся мимо игроков своей палкой. Если ему это удавалось, он должен был сразу же сбить и банку. Тогда водящим становился осаленный. А вот если в этот момент успевал сбить банку кто-то из уже подхвативших палку игроков, водящий оставался в своей роли. В итоге ему приходилось и охранять банку в момент возвращения палок, и охотиться на игроков.
«Слон»
Еще одна суровая игра для парней. Нужно было встать цепочкой и спрятать голову под мышку впереди стоящего. В итоге получалась фигура с одной длинной спиной и 4-5-6 парами ног. Противоположная команд такой же численности с разбега запрыгивала сверху. Если все ее члены успешно оказывались на спине «слона», тот должен был сделать несколько шагов, а всадникам предстояло удержаться. Выглядит просто, но и удержать ораву соперников на себе, и, запрыгнув, распределиться равномерно было трудно. Требовались не только физические данные, но и тактические ходы: кто где стоит, кто после кого прыгает.
«Вышибалы»
На вытянутой площадке одна команда становится с разных концов, напротив друг друга, а вторая ждет в середине поля. Те, что по краям, бросают мяч, стараясь задеть тех, кто в середине. Попали в тебя — выходишь из игры. Но только прямым броском, отскоком от земли не считается. Когда в середине остается только один игрок, «вышибалы» бросают в него мяч столько раз, сколько ему полных лет. Смогли попасть — победа, команды меняются местами. Нет — все по новой. А еще выбиваемые игроки могли ловить брошенные в них мячи. Если поймал — у тебя «свечка», дополнительная «жизнь». Можно себе ее оставить или вернуть выбитого товарища на поле.
«Картошка»
Играющие становятся в круг и отбивают друг другу мяч в волейбольной манере. Тот, кто не смог отбить или отбил некачественно, так что партнер никак не мог принять мяч, садится в центр круга. Теперь его задача, не вставая с корточек («картошка не растет»), пытаться поймать пролетающий мяч. Если удалось, то он и все, кто успел к нему присоединиться, возвращаются в круг.
«Квадрат»
Игра с мячом на четверых. Поле расчерчивается на четыре квадрата со стороной 4-6 метров. Водящий вбрасывает мяч по диагонали, тот отскакивает, и игрок должен отбить мяч в любой другой квадрат чем угодно, кроме рук. Далее тем же манером: касание — удар. Но допускалась чеканка: можно было удерживать мяч в воздухе многократными ударами ноги или колена. Квадраты имели условную иерархию — например, «говно», «солдат», «принц» и «король». Никаких преимуществ при игре это не давало, но все же проигравший вставал сами понимаете куда. Играли до 20 очков, очки начисляли в зависимости от того, чем забил — ногой, головой, коленкой или грудью. В некоторых регионах за удачный удар пятой точкой сразу начисляли максимум очков, и игрок побеждал.
«Вкладыши»
Тихая, но азартная игра, пришедшая вместе с импортной жвачкой. До нее когда-то играли в фантики. Но разве сравнится обертка от конфеты с блестящим вкладышем! У игры было минимум два варианта. В одном свернутый особым образом вкладыш от жвачки надо было перевернуть ударом ладони сверху. В другом его клали на край стола или подоконника, чтобы треть выступала, и пытались перевернуть ударом снизу. Если удалось — он твой. На кон ставили вкладыши равной ценности. Педагоги не без основания считали игру азартной и гоняли за нее.
«Машинки»
Из тетрадного листа складывали гоночную машинку с обязательным антикрылом сзади. Ее непременно раскрашивали (обычно в ходе уроков). В игре нужно было, набрав в грудь воздуха, за один выдох переместить свою «гонку» так, чтобы она перевернула машинку соперника или столкнула ее с парты, но сама не упала. Дули по очереди, в случае победы забирали тачку противника себе.
Нам искренне жаль современных детей. Ну что у них за развлечения? Компьютер да смартфон. Сидят у экранов с синими лицами, из комнаты не выманишь. А в эпоху застоя главной угрозой было, что домой загонят и не дадут насладиться уличными состязаниями. Многие советские дворовые игры пришли из прошлого — царской России, а то и из Средневековья. Например, игра в классики — весьма старинная. И играли в нее изначально мальчики. А выглядело это так…
«Классики»
Мелом или кирпичом на асфальте чертили квадраты, нумеровали их и кидали в первый квадрат битку — плоский камень, залитую свинцом коробку из-под гуталина, маленькую хоккейную шайбу. Дальше нужно было перепрыгивать на одной ноге в следующий квадрат, одновременно направляя туда битку. Если она остановится на линии или улетит в следующий квадрат — миссия провалена. Если, прыгнув, наступишь на линию — аналогично. Девочки начали играть в «классики» около 1910 года, а после 1950-го она стала считаться исключительно девчачьей. Хотя некоторые парни все равно в нее резались.
«Казаки-разбойники»
Еще одна старая игра, как минимум дореволюционная. Одна команда, разбойники, убегает, разделяется и прячется по одному, оставляя метки в виде стрелок. Казаки ищут их и, осалив со словами «Красная печать, никому не убегать», отводят в штаб. Их задача — поймать всех разбойников и узнать их пароль. Чтобы выведать его, пленных «пытают» заранее оговоренным способом: щекочут, жгут крапивой, отбивают щелбаны. Истязаемый может выдать пароль, но тут казакам надо догадаться, настоящий он или нет. Если ошиблись, разбойники получают право снова разбегаться. А еще они могут освобождать своих пленных из штаба казаков, прикоснувшись и сказав «Зеленая печать, можно убегать».
«Ножички» («Земли»)
По легенде, этой игрой развлекал себя еще царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, и в припадке эпилепсии упал, наткнувшись на нож. Представить это себе сложно, но само упоминание игры в «тычки» уже любопытно. Точных правил мы не знаем, а вот в «ножички» играли так: чертили круг, делили его на части по числу участников и по очереди втыкали нож в чужую землю. Воткнул — отчерчиваешь себе часть земли.
«Растягайчики»
Не самая распространенная игра, но увлекательная. Противники вставали лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Нож кидали по очереди, втыкая его в землю рядом с ногой противника — но на расстоянии не большем, чем длина ножа. Если бросок был удачным, противник ставил ногу на то место, куда воткнулся нож. И так до тех пор, пока менее ловкий игрок окончательно не раскорячится.
«Резиночка»
Развлечение для девочек, а также мальчиков, которые с интересом следили за процессом. Впрочем, парни иногда тоже прыгали, но редко. Резинка обычно была бельевая, «для трусов», ее продавали на отрез. Из нее делали петлю, способную растянуться на 2,5-3 м. Две девчонки играли роль столбиков, державших резинку, а третья прыгала. Схемы прыжков были разнообразные и многочисленные: попасть внутрь «рельсов» левой ногой, двумя сразу, правой ногой, прыгнуть с поворотом и так далее. Сложность постепенно повышалась: сначала резинку надевали на уровне щиколоток, потом — коленей, бедер и даже талии.
«Банки» («Палки»)
А вот это была сугубо мужская игра. На кирпич ставили консервную банку, которую требовалось сбить точным броском. Самые козырные палки делали из рукоятей хоккейных клюшек. Поле расчерчивали на уровни: рядовой, сержант, лейтенант и так далее. Первый уровень был метров за двадцать от банки, следующий — на шаг ближе. А дальше было сложно. Все бросали палки по очереди, и сбивший банку получал очередное звание и право в следующем круге сделать бросок с более близкого расстояния. Когда все палки были брошены, приходило время бежать за ними, а водящий стоял рядом с банкой и пытался осалить проносящихся мимо игроков своей палкой. Если ему это удавалось, он должен был сразу же сбить и банку. Тогда водящим становился осаленный. А вот если в этот момент успевал сбить банку кто-то из уже подхвативших палку игроков, водящий оставался в своей роли. В итоге ему приходилось и охранять банку в момент возвращения палок, и охотиться на игроков.
«Слон»
Еще одна суровая игра для парней. Нужно было встать цепочкой и спрятать голову под мышку впереди стоящего. В итоге получалась фигура с одной длинной спиной и 4-5-6 парами ног. Противоположная команд такой же численности с разбега запрыгивала сверху. Если все ее члены успешно оказывались на спине «слона», тот должен был сделать несколько шагов, а всадникам предстояло удержаться. Выглядит просто, но и удержать ораву соперников на себе, и, запрыгнув, распределиться равномерно было трудно. Требовались не только физические данные, но и тактические ходы: кто где стоит, кто после кого прыгает.
«Вышибалы»
На вытянутой площадке одна команда становится с разных концов, напротив друг друга, а вторая ждет в середине поля. Те, что по краям, бросают мяч, стараясь задеть тех, кто в середине. Попали в тебя — выходишь из игры. Но только прямым броском, отскоком от земли не считается. Когда в середине остается только один игрок, «вышибалы» бросают в него мяч столько раз, сколько ему полных лет. Смогли попасть — победа, команды меняются местами. Нет — все по новой. А еще выбиваемые игроки могли ловить брошенные в них мячи. Если поймал — у тебя «свечка», дополнительная «жизнь». Можно себе ее оставить или вернуть выбитого товарища на поле.
«Картошка»
Играющие становятся в круг и отбивают друг другу мяч в волейбольной манере. Тот, кто не смог отбить или отбил некачественно, так что партнер никак не мог принять мяч, садится в центр круга. Теперь его задача, не вставая с корточек («картошка не растет»), пытаться поймать пролетающий мяч. Если удалось, то он и все, кто успел к нему присоединиться, возвращаются в круг.
«Квадрат»
Игра с мячом на четверых. Поле расчерчивается на четыре квадрата со стороной 4-6 метров. Водящий вбрасывает мяч по диагонали, тот отскакивает, и игрок должен отбить мяч в любой другой квадрат чем угодно, кроме рук. Далее тем же манером: касание — удар. Но допускалась чеканка: можно было удерживать мяч в воздухе многократными ударами ноги или колена. Квадраты имели условную иерархию — например, «говно», «солдат», «принц» и «король». Никаких преимуществ при игре это не давало, но все же проигравший вставал сами понимаете куда. Играли до 20 очков, очки начисляли в зависимости от того, чем забил — ногой, головой, коленкой или грудью. В некоторых регионах за удачный удар пятой точкой сразу начисляли максимум очков, и игрок побеждал.
«Вкладыши»
Тихая, но азартная игра, пришедшая вместе с импортной жвачкой. До нее когда-то играли в фантики. Но разве сравнится обертка от конфеты с блестящим вкладышем! У игры было минимум два варианта. В одном свернутый особым образом вкладыш от жвачки надо было перевернуть ударом ладони сверху. В другом его клали на край стола или подоконника, чтобы треть выступала, и пытались перевернуть ударом снизу. Если удалось — он твой. На кон ставили вкладыши равной ценности. Педагоги не без основания считали игру азартной и гоняли за нее.
«Машинки»
Из тетрадного листа складывали гоночную машинку с обязательным антикрылом сзади. Ее непременно раскрашивали (обычно в ходе уроков). В игре нужно было, набрав в грудь воздуха, за один выдох переместить свою «гонку» так, чтобы она перевернула машинку соперника или столкнула ее с парты, но сама не упала. Дули по очереди, в случае победы забирали тачку противника себе.
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]