«Сразу полюбила эту роспись»: как художница из Тюмени даёт новую жизнь старинному ремеслу
25.06.2023 14 992 0 +523 gelio

«Сразу полюбила эту роспись»: как художница из Тюмени даёт новую жизнь старинному ремеслу

---
+523
В закладки
«Сразу полюбила эту роспись»: как художница из Тюмени даёт новую жизнь старинному ремеслу Ольга, роспись, которые, росписи, только, делает, Ольги, росписью, девушка, броши, можно, каждый, важно, работает, заготовки, деревянные, других, например, изделия, сумки

Ольга Отраднова из Тюмени украшает одежду, аксессуары и посуду кармацкой росписью, которая была популярна у тюменских живописцев в начале XX века. За несколько лет работы проект «Тюменская роспись Ольги Отрадновой» успел привлечь внимание покупателей из разных концов России.

Мы узнали у Ольги, как превратить городские сувениры в произведения искусства, организовать мастерскую на своей даче и как старинная роспись крестьянских домов может разделить жизнь на до и после.

«Сразу полюбила эту роспись»: как художница из Тюмени даёт новую жизнь старинному ремеслу Ольга, роспись, которые, росписи, только, делает, Ольги, росписью, девушка, броши, можно, каждый, важно, работает, заготовки, деревянные, других, например, изделия, сумки

Не работа, а терапия

По профессии Ольга — филолог, но уже после окончания учёбы девушка поняла, что хочет рисовать. До университета Ольга училась в художественной школе, так что все нужные навыки у неё были. Оставалось выбрать направление, и в 2013-м она начала создавать городские сувениры: гравировала магниты, работала лазером, мастерила деревянные броши. Несколько лет назад Ольга поехала в село Нижняя Синячиха в Свердловской области, где впервые увидела кармацкую роспись, которой украшали дома в конце XIX века.

«Я сразу полюбила эту роспись, даже не предполагая, что со временем это обретёт такие масштабы. Когда я приехала в это село, увидела, как это красиво, в какой красоте жили крестьяне, у меня дух захватило. Роспись уже состарилась, но я воспринимаю это только как большее украшение», — вспоминает художница.

Дома от пола до потолка расписывали крестьянские художники — кармацкие мастера, которые жили в районе реки Кармак, но путешествовали из деревни в деревню по разным регионам России. Позволить себе такое искусство могли только зажиточные крестьяне. «Сюжетами были древо жизни, птички, цветочки. Живая, лёгкая, свободная роспись, никаких трафаретов и ни одного повтора — каждый раз разное. И я хотела это сохранить», — рассказывает Ольга.

Девушка продолжала работать над магнитами и другими городскими сувенирами, но роспись уже захватила её: Ольга поехала в экспедицию по сёлам с проектом «Голоса наших предков», побывала в маленьких музеях местных школ и домов культуры, а также запасниках тюменского музейного комплекса имени И. Я. Словцова. Изо дня в день она смотрела, изучала, фотографировала, подбирала по цветовому вееру сложные оттенки старинной росписи, разбирала особенности композиции, манеры письма. В это же время девушка училась на отделении живописи в Тюменском государственном институте культуры и однажды пришла за помощью к одному из своих преподавателей.

— Сначала всё это было скорее терапией, отдыхом. Но в пандемию, пока мы все сидели дома, было время подумать, чего я хочу, и я поняла: расписывать профессионально. Пришла к своему педагогу и сказала, что хочу серьёзно заниматься.

Ольга расписывала каждый день — за три месяца преподаватель «поставила» ей руку. Попутно Ольга училась дома: прошла все мастер-классы по росписи, которые только смогла найти в интернете.

Совершенные броши

Сейчас Ольга расписывает в основном броши и сумки для местных сувенирных и своего магазина «Тюменская роспись Ольги Отрадновой». У всех изделий — свои особенности. Так, для брошей Ольга каждое лето впрок заготавливает деревянные спилы: приезжает на дачу-мастерскую под Тюменью, выбирает яблони, вишни, рябину, которые растут неподалёку, делает спилы, ошкуривает, покрывает лаком, подбирает крепления.

— Для росписи нужны заготовки, и часто мастер спрашивает себя, сколько надо вложить в их покупку. Если нужно много, сомневается, надо ли вообще этим заниматься. А я делаю заготовки сама, поэтому вкладываю в это только время, но довела свои броши до совершенства.

Больше всего Ольга любит яблони — за неправильные формы, неровности, сучки, сложные изогнутые линии. По её словам, не бывает двух одинаковых спилов — каждый раз что-то новое. «И  это важно, потому что мастер, который без конца делает одинаковые вещи, быстро выгорает», — объясняет Ольга.

«Сразу полюбила эту роспись»: как художница из Тюмени даёт новую жизнь старинному ремеслу Ольга, роспись, которые, росписи, только, делает, Ольги, росписью, девушка, броши, можно, каждый, важно, работает, заготовки, деревянные, других, например, изделия, сумки

«Сразу полюбила эту роспись»: как художница из Тюмени даёт новую жизнь старинному ремеслу Ольга, роспись, которые, росписи, только, делает, Ольги, росписью, девушка, броши, можно, каждый, важно, работает, заготовки, деревянные, других, например, изделия, сумки

Холщовые сумки в ассортименте появились как вещь, которая объединяет традиции и современные тренды: такие легко вписываются в повседневный гардероб. «А ещё сумочка — это то, что само по себе украшает женщину. Это то, что остаётся на виду, и мне бы хотелось, чтобы роспись была на виду», — говорит мастерица.

Цены на изделия варьируются в зависимости от сложности работы: так, броши стоят от 500 до 1200 рублей, деревянное панно с росписью Ольги можно купить за 3500 рублей.

Ольга говорит, что ей часто советуют поднять цены, но она отказывается: хочет, чтобы как можно больше людей узнавало о тюменской росписи и могло себе её позволить. Иногда она всё же делает вещи подороже (например, расписывает деревянные подносы), но это требует больше сил и времени.

Красота в деталях

Свой проект Ольга ведёт одна: делает все заготовки, расписывает, заполняет социальные сети и коммуницирует с сувенирными магазинами, куда отдаёт свои изделия на реализацию. «Я очень много работаю — почти без выходных, — ещё участвую в городских мероприятиях; заказы поступают. Например, на этот Новый год я украшала расписными спилами городскую ёлку», — рассказывает мастерица.

Рассматривая вопрос сотрудничества с той или иной точкой, девушка обращает внимание на то, что ещё там продают, как выкладывают товар: Ольге важно, чтобы всё было сделано со вкусом.

Покупателям из Тюмени она сразу предлагает посетить магазины, а для клиентов из других городов делает видеообзоры и отправляет заказы почтой. Ольга продаёт как готовые изделия, так и работает на заказ, — в таком случае сроки выполнения работ и цена обсуждаются в индивидуальном порядке. Так, например, кроме брошей и панно, у Ольги заказывают расписные подносы, ключницы, разделочные доски и другие предметы быта. Также она работает с росписью одежды.

«Сразу полюбила эту роспись»: как художница из Тюмени даёт новую жизнь старинному ремеслу Ольга, роспись, которые, росписи, только, делает, Ольги, росписью, девушка, броши, можно, каждый, важно, работает, заготовки, деревянные, других, например, изделия, сумки

ЦА своего проекта она описывает как людей, которые интересуются народной культурой в широком смысле — не только отдельными ремёслами и регионами.

— Заказывают по всей России. Людям нравится сам стиль, но, когда начинаешь рассказывать о росписи, замечаешь, что им интересны и эти детали. Есть волна интереса к русской культуре — и со временем она становится всё больше.

Больше всего Ольгу радует, когда её работы сравнивают с росписью мастеров прошлого и говорят, что современную роспись не отличить от той, что была раньше: это лучшая похвала. Что касается других мастеров, то, по словам Ольги, как таковой конкуренции между ними нет. «В Тюмени есть ребята, которые тоже занимаются росписью, но я не воспринимаю это как соревнование. Наоборот, это прекрасно, и я только радуюсь, что не одна такая», — говорит она.

«Сразу полюбила эту роспись»: как художница из Тюмени даёт новую жизнь старинному ремеслу Ольга, роспись, которые, росписи, только, делает, Ольги, росписью, девушка, броши, можно, каждый, важно, работает, заготовки, деревянные, других, например, изделия, сумки

Материалы, которые можно заменить

Для художницы очень важно делать то, что в первую очередь интересно ей самой. Так иногда рождаются параллельные проекты: например, в 2021 году она организовала выставку в музее «Дом Машарова», для которой удалось достать материалы, использовавшиеся в прошлом для росписи, — от растений до тёртых костей.

Современные материалы не так экзотичны: в своей работе Ольга применяет обычные акриловые краски, которые можно найти в любом художественном магазине. Однако она никогда не работает готовым цветом, так как ей нужны сложные, природные оттенки. А холщовые сумки под роспись Ольга покупает у других мастериц.

Что касается возможных проблем с поставками тех или иных расходников, то девушка сравнивает себя с крестьянскими мастерами, которые брали в работу всё, что было под рукой: «Так и я: не будет этих материалов — подыщу другие. Я всегда найду, из чего сделать что-то красивое».

«Сразу полюбила эту роспись»: как художница из Тюмени даёт новую жизнь старинному ремеслу Ольга, роспись, которые, росписи, только, делает, Ольги, росписью, девушка, броши, можно, каждый, важно, работает, заготовки, деревянные, других, например, изделия, сумки

— Я вообще всегда стараюсь просто делать то, что нравится. Экспериментирую, расписываю, организовываю, и всё это, как любовь, непредсказуемо. Даже бизнесом свой проект не могу назвать: делаю, когда люблю и что люблю.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]