«Сразу полюбила эту роспись»: как художница из Тюмени даёт новую жизнь старинному ремеслу
---
Ольга Отраднова из Тюмени украшает одежду, аксессуары и посуду кармацкой росписью, которая была популярна у тюменских живописцев в начале XX века. За несколько лет работы проект «Тюменская роспись Ольги Отрадновой» успел привлечь внимание покупателей из разных концов России.
Мы узнали у Ольги, как превратить городские сувениры в произведения искусства, организовать мастерскую на своей даче и как старинная роспись крестьянских домов может разделить жизнь на до и после.
Не работа, а терапия
По профессии Ольга — филолог, но уже после окончания учёбы девушка поняла, что хочет рисовать. До университета Ольга училась в художественной школе, так что все нужные навыки у неё были. Оставалось выбрать направление, и в 2013-м она начала создавать городские сувениры: гравировала магниты, работала лазером, мастерила деревянные броши. Несколько лет назад Ольга поехала в село Нижняя Синячиха в Свердловской области, где впервые увидела кармацкую роспись, которой украшали дома в конце XIX века.
«Я сразу полюбила эту роспись, даже не предполагая, что со временем это обретёт такие масштабы. Когда я приехала в это село, увидела, как это красиво, в какой красоте жили крестьяне, у меня дух захватило. Роспись уже состарилась, но я воспринимаю это только как большее украшение», — вспоминает художница.
Дома от пола до потолка расписывали крестьянские художники — кармацкие мастера, которые жили в районе реки Кармак, но путешествовали из деревни в деревню по разным регионам России. Позволить себе такое искусство могли только зажиточные крестьяне. «Сюжетами были древо жизни, птички, цветочки. Живая, лёгкая, свободная роспись, никаких трафаретов и ни одного повтора — каждый раз разное. И я хотела это сохранить», — рассказывает Ольга.
Девушка продолжала работать над магнитами и другими городскими сувенирами, но роспись уже захватила её: Ольга поехала в экспедицию по сёлам с проектом «Голоса наших предков», побывала в маленьких музеях местных школ и домов культуры, а также запасниках тюменского музейного комплекса имени И. Я. Словцова. Изо дня в день она смотрела, изучала, фотографировала, подбирала по цветовому вееру сложные оттенки старинной росписи, разбирала особенности композиции, манеры письма. В это же время девушка училась на отделении живописи в Тюменском государственном институте культуры и однажды пришла за помощью к одному из своих преподавателей.
— Сначала всё это было скорее терапией, отдыхом. Но в пандемию, пока мы все сидели дома, было время подумать, чего я хочу, и я поняла: расписывать профессионально. Пришла к своему педагогу и сказала, что хочу серьёзно заниматься.
Ольга расписывала каждый день — за три месяца преподаватель «поставила» ей руку. Попутно Ольга училась дома: прошла все мастер-классы по росписи, которые только смогла найти в интернете.
Совершенные броши
Сейчас Ольга расписывает в основном броши и сумки для местных сувенирных и своего магазина «Тюменская роспись Ольги Отрадновой». У всех изделий — свои особенности. Так, для брошей Ольга каждое лето впрок заготавливает деревянные спилы: приезжает на дачу-мастерскую под Тюменью, выбирает яблони, вишни, рябину, которые растут неподалёку, делает спилы, ошкуривает, покрывает лаком, подбирает крепления.
— Для росписи нужны заготовки, и часто мастер спрашивает себя, сколько надо вложить в их покупку. Если нужно много, сомневается, надо ли вообще этим заниматься. А я делаю заготовки сама, поэтому вкладываю в это только время, но довела свои броши до совершенства.
Больше всего Ольга любит яблони — за неправильные формы, неровности, сучки, сложные изогнутые линии. По её словам, не бывает двух одинаковых спилов — каждый раз что-то новое. «И это важно, потому что мастер, который без конца делает одинаковые вещи, быстро выгорает», — объясняет Ольга.
Холщовые сумки в ассортименте появились как вещь, которая объединяет традиции и современные тренды: такие легко вписываются в повседневный гардероб. «А ещё сумочка — это то, что само по себе украшает женщину. Это то, что остаётся на виду, и мне бы хотелось, чтобы роспись была на виду», — говорит мастерица.
Цены на изделия варьируются в зависимости от сложности работы: так, броши стоят от 500 до 1200 рублей, деревянное панно с росписью Ольги можно купить за 3500 рублей.
Ольга говорит, что ей часто советуют поднять цены, но она отказывается: хочет, чтобы как можно больше людей узнавало о тюменской росписи и могло себе её позволить. Иногда она всё же делает вещи подороже (например, расписывает деревянные подносы), но это требует больше сил и времени.
Красота в деталях
Свой проект Ольга ведёт одна: делает все заготовки, расписывает, заполняет социальные сети и коммуницирует с сувенирными магазинами, куда отдаёт свои изделия на реализацию. «Я очень много работаю — почти без выходных, — ещё участвую в городских мероприятиях; заказы поступают. Например, на этот Новый год я украшала расписными спилами городскую ёлку», — рассказывает мастерица.
Рассматривая вопрос сотрудничества с той или иной точкой, девушка обращает внимание на то, что ещё там продают, как выкладывают товар: Ольге важно, чтобы всё было сделано со вкусом.
Покупателям из Тюмени она сразу предлагает посетить магазины, а для клиентов из других городов делает видеообзоры и отправляет заказы почтой. Ольга продаёт как готовые изделия, так и работает на заказ, — в таком случае сроки выполнения работ и цена обсуждаются в индивидуальном порядке. Так, например, кроме брошей и панно, у Ольги заказывают расписные подносы, ключницы, разделочные доски и другие предметы быта. Также она работает с росписью одежды.
ЦА своего проекта она описывает как людей, которые интересуются народной культурой в широком смысле — не только отдельными ремёслами и регионами.
— Заказывают по всей России. Людям нравится сам стиль, но, когда начинаешь рассказывать о росписи, замечаешь, что им интересны и эти детали. Есть волна интереса к русской культуре — и со временем она становится всё больше.
Больше всего Ольгу радует, когда её работы сравнивают с росписью мастеров прошлого и говорят, что современную роспись не отличить от той, что была раньше: это лучшая похвала. Что касается других мастеров, то, по словам Ольги, как таковой конкуренции между ними нет. «В Тюмени есть ребята, которые тоже занимаются росписью, но я не воспринимаю это как соревнование. Наоборот, это прекрасно, и я только радуюсь, что не одна такая», — говорит она.
Материалы, которые можно заменить
Для художницы очень важно делать то, что в первую очередь интересно ей самой. Так иногда рождаются параллельные проекты: например, в 2021 году она организовала выставку в музее «Дом Машарова», для которой удалось достать материалы, использовавшиеся в прошлом для росписи, — от растений до тёртых костей.
Современные материалы не так экзотичны: в своей работе Ольга применяет обычные акриловые краски, которые можно найти в любом художественном магазине. Однако она никогда не работает готовым цветом, так как ей нужны сложные, природные оттенки. А холщовые сумки под роспись Ольга покупает у других мастериц.
Что касается возможных проблем с поставками тех или иных расходников, то девушка сравнивает себя с крестьянскими мастерами, которые брали в работу всё, что было под рукой: «Так и я: не будет этих материалов — подыщу другие. Я всегда найду, из чего сделать что-то красивое».
— Я вообще всегда стараюсь просто делать то, что нравится. Экспериментирую, расписываю, организовываю, и всё это, как любовь, непредсказуемо. Даже бизнесом свой проект не могу назвать: делаю, когда люблю и что люблю.
Источник: sam.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]