Собаки-поводыри: истории тех, кто стал глазами незрячих
---
Выпускниками единственной в России школы подготовки собак-проводников в подмосковной деревне Чёрное ежегодно становятся более 60 спутников для незрячих людей. Всего же за свою более чем полувековую историю школа обучила более 4 тысяч собак.
Пёс и хозяин обычно становятся друзьями на всю жизнь. Но случается и так, что проводники за свою работу получают тумаки.
Ибис
Лабрадор Ибис — трёхлетний пёс-проводник. Больше всего на свете он любит сыр и людей. Чтобы стать собакой-проводником, он много работал, проходил серьёзный отбор.
Когда он был ещё щенком, в вольер, где он жил с матерью и братьями, зашёл человек. Ибис испугался лишь в первое мгновение, а после пошёл на разведку. Обнюхал незнакомца и решил, что ему можно доверять. Первый экзамен пройден.
Человек стал приходить каждый день. Он стучал у уха щенка ложкой по металлической миске, хлопал в ладоши. Сначала тихо, потом всё сильнее и сильнее. Ибис не боялся. Он с интересом прислушивался к новым звукам, ждал: что же дальше.
В вольер стали заходить другие люди, их визиты нисколько не смущали Ибиса.
— Главное для собаки-проводника — ничего не бояться: ни толпы людей, ни грозы, ни гремящего поезда, — говорит инструктор и замдиректора школы собак-проводников Наталья Емельянова. — Порядка 20% щенков, которые у нас рождаются, не проходят испытания, и мы их продаём. Чаще всего компаньонами незрячих становятся лабрадоры — до 85% всех собак, остальные — это ретриверы и немецкие овчарки.
Когда Ибис подрос, его стали выводить на тренировочную площадку. Там вместе с инструктором он занимался каждый день по несколько часов. Именно там он понял правила игры: провести человека так, чтобы с ним ничего не случилось, ведь тот ничего не видит. Примерно через полгода пёс научился сигнализировать человеку о том, что впереди яма или лужа.
Теперь Ибис знал: когда встречается ступенька, надо остановиться и ждать, пока человек тростью определит, куда нужно ступать. Переходить дорогу тоже надо внимательно: ждать, пока все машины проедут, и только потом тянуть человека вперёд. О низко висящей ветке надо предупреждать громким лаем, а если человек что-то обронил, поднять и сунуть ему в руку.
Непросто было разобраться с автобусом. Пройти внутрь не проблема. Просто Ибиса первое время немного смущали громко хлопающие двери. Однако пёс научился не обращать на них внимания.
Ещё одним серьёзным испытанием стал поезд (школа расположена недалеко от станции Купавна). Он гудел и стучал колёсами, будто бы хотел напугать Ибиса до смерти. Когда пёс впервые вёл человека через железнодорожные пути, он ненадолго замешкался. Однако потом понял, что и это испытание ему по силам. Теперь Ибис умеет преодолевать и такое препятствие.
На территории школы очень много кошек. Они провокаторы: могут выбежать откуда ни возьмись. Ибис знает: обращать на них внимание нельзя.
— Ежегодно у нас в школе обучают и передают незрячим около 60 собак. Порядка 90% всех подопечных — лабрадоры, — рассказывает Наталья Емельянова. — Эта порода отличается спокойным нравом, любит людей и других домашних животных, неприхотлива в содержании.
По вечерам Ибис отдыхал в своём вольере, разделённом маятниковой дверью на две части. Одна из "комнат" располагалась на улице, другая — под крышей. Вместе с ним в школе жило где-то около сотни собак. Претенденты на звания проводников жили в таких же вольерах, как и Ибис, собаки со щенками — отдельно.
Потеря друга
Получить собаку-проводника имеют право инвалиды по зрению 1-й группы. Для этого необходимо обратиться в орган соцзащиты и написать соответствующее заявление. Оттуда заявка поступает в школу. Через 2—3 месяца незрячий может приехать, чтобы пройти двухнедельный курс обучения обращению с новым другом.
В 2014 году в школу за Ибисом приехала его новая хозяйка — руководитель выборгской организации Всероссийского общества слепых Юлия Булышева. Понимать друг друга женщина и пёс научились очень быстро. По окончании курса уехали вместе в Ленинградскую область.
За два года Ибис полюбил серое северное небо и бесконечные собрания, в которых участвовала хозяйка. Юлия любила пса: Ибис чувствовал это и платил ей такой же монетой. Жить было хорошо и спокойно.
Но 4 мая 2016 года всё изменилось. В тот день хозяйка долго не вставала с кровати. Ибис звал её на прогулку, скулил, лизал руки, но она не реагировала. Юлия умерла. Так Ибис потерял главного друга своей жизни.
Родственники Юлии от собаки отказались. Ибиса передали другой хозяйке, но работать проводником он не мог. Два месяца жил на даче практически без присмотра, ходил по огородам и гонял голубей. Ел плохо, к людям не ласкался, только постоянно смотрел в ту сторону, куда уехала машина, которая его привезла.
Директор школы Людмила Верещагина забрала собаку и привезла обратно. Выяснилось, что пёс потерял почти все навыки. Так Ибис вновь вернулся на площадку.
Боль потери к тому моменту поутихла, пёс полностью отдался тренировкам и сейчас, спустя два месяца, уже готов к передаче новому хозяину.
Риста и Анора
Риста — двухлетний палевый лабрадор. В апреле этого года её вернули из Омска. Когда-то добрая, ласковая Риста превратилась в запуганное существо, затравленно смотрящее по сторонам. Оказалось, над собакой измывался полуторагодовалый сын хозяйки.
Маленький мальчик, не понимая, что причиняет боль животному, не упускал возможности ущипнуть Ристу, ткнуть в неё острым предметом, схватиться за шерсть. Незрячая мама слышала странные звуки, но не понимала, что происходит.
Забили тревогу соседи, когда увидели на теле у собаки мелкие ссадины. Ристу вернули в Купавну, но работать с незрячими она уже не могла. Собаку отдали в частные руки.
Чёрный лабрадор Анора за свою недолгую жизнь успела попутешествовать по России больше многих людей. В июне 2013 года уехала в Восточную Сибирь — в Слюдянский район Иркутской области. Там прожила год. Потом сама хозяйка её вернула назад, объяснив тем, что ухаживать за животным у неё нет возможности, так как муж тяжело заболел.
Но Анора сохранила все навыки, и ей быстро нашли нового хозяина. На этот раз собака отправилась в Кемеровскую область к юноше лет 25. Но и у него чёрная красавица прожила недолго. Хозяин покончил жизнь самоубийством. Анору опять забрали представители школы.
В августе 2015 года самолёт вновь отвёз её в Кемерово, где Анору ждала новая хозяйка. Пока так и живёт там.
Случается, что слепые приезжают за собакой и оказывается, что они хотят не верного друга обрести, а денег заработать.
— Тут на днях мужчина приезжал и очень удивился, что собаки все стерилизованные, — говорит Людмила Верещагина.
А план был такой: получить бесплатно чистокровного лабрадора, дождаться потомства и продавать щенков.
— Не все понимают, что животное — это не вещь для облегчения жизни. Это живое существо, и ему тоже нужна забота, — подчёркивает инструктор и замдиректора школы собак-проводников Наталья Емельянова. — К сожалению, мы не застрахованы от трагических случаев, ведь жизнь собаки в доме у инвалида никто не контролирует.
Надежная опора
Пробыв несколько часов в окружении этих собак, я не могла не рискнуть пройти по тренировочной площадке с одной из них. Меня доверили чёрному лабрадору Багире. Крепко зажмурив глаза, я уверенно взялась за повод.
Багира потянула меня вперёд по асфальтированной дорожке на территории школы. Первые несколько шагов — не страшно. Ведь я буквально только что закрыла глаза и помнила, что впереди преград и опасностей нет. Но спустя секунд 30 каждый следующий шаг становился всё менее уверенным. Инструктор Елена Журавлёва держала руку наготове, чтобы в любой момент подхватить меня.
— Падение — это обычное дело на первых порах. Но вы не бойтесь, — посоветовала она. —Доверяйте собаке.
В том, что Багира — профессионал, у меня сомнений не было. Сомневалась я в себе самой. Мне казалось, что собака шла ужасающе быстро. Один неверный шаг, и я запнулась о выступ на асфальте. Вздрогнула и вцепилась в поводок.
— Осторожно: впереди металлическая калитка, — предупредила Елена. — У вас же трости нет, поэтому заранее говорю.
И тут я слегка запаниковала и приоткрыла глаза. Удар о металл не входил в мои планы. Первое желание — бросить эту затею. Но инструктор уговорила меня продолжить эксперимент.
— Вы просто не умеете доверять собаке, ведёте себя, как зрячая, — отметила Елена. — Именно доверие между хозяином и собакой — самое важное условие успешных прогулок. Собака не просто помощник. Она — лучший друг, член семьи.
Глубоко вздохнув пару раз, я снова закрыла глаза. Багира уверенно зашагала вперёд. В итоге преодолеть калитку, а скорее — свой собственный страх и неуверенность мне удалось. Дальше — легче. Так шаг за шагом я прошла-таки часть площадки. Я чувствовала: Багира со мной, за меня, за то, чтобы со мной всё было хорошо.
Ибис, Багира, Риста, Анора и другие собаки-проводники готовы стать не просто настоящим другом незрячему человеку, но верной опорой в мире, который стал для таких людей невидимым.
Пёс и хозяин обычно становятся друзьями на всю жизнь. Но случается и так, что проводники за свою работу получают тумаки.
Ибис
Лабрадор Ибис — трёхлетний пёс-проводник. Больше всего на свете он любит сыр и людей. Чтобы стать собакой-проводником, он много работал, проходил серьёзный отбор.
Когда он был ещё щенком, в вольер, где он жил с матерью и братьями, зашёл человек. Ибис испугался лишь в первое мгновение, а после пошёл на разведку. Обнюхал незнакомца и решил, что ему можно доверять. Первый экзамен пройден.
Человек стал приходить каждый день. Он стучал у уха щенка ложкой по металлической миске, хлопал в ладоши. Сначала тихо, потом всё сильнее и сильнее. Ибис не боялся. Он с интересом прислушивался к новым звукам, ждал: что же дальше.
В вольер стали заходить другие люди, их визиты нисколько не смущали Ибиса.
— Главное для собаки-проводника — ничего не бояться: ни толпы людей, ни грозы, ни гремящего поезда, — говорит инструктор и замдиректора школы собак-проводников Наталья Емельянова. — Порядка 20% щенков, которые у нас рождаются, не проходят испытания, и мы их продаём. Чаще всего компаньонами незрячих становятся лабрадоры — до 85% всех собак, остальные — это ретриверы и немецкие овчарки.
Когда Ибис подрос, его стали выводить на тренировочную площадку. Там вместе с инструктором он занимался каждый день по несколько часов. Именно там он понял правила игры: провести человека так, чтобы с ним ничего не случилось, ведь тот ничего не видит. Примерно через полгода пёс научился сигнализировать человеку о том, что впереди яма или лужа.
Теперь Ибис знал: когда встречается ступенька, надо остановиться и ждать, пока человек тростью определит, куда нужно ступать. Переходить дорогу тоже надо внимательно: ждать, пока все машины проедут, и только потом тянуть человека вперёд. О низко висящей ветке надо предупреждать громким лаем, а если человек что-то обронил, поднять и сунуть ему в руку.
Непросто было разобраться с автобусом. Пройти внутрь не проблема. Просто Ибиса первое время немного смущали громко хлопающие двери. Однако пёс научился не обращать на них внимания.
Ещё одним серьёзным испытанием стал поезд (школа расположена недалеко от станции Купавна). Он гудел и стучал колёсами, будто бы хотел напугать Ибиса до смерти. Когда пёс впервые вёл человека через железнодорожные пути, он ненадолго замешкался. Однако потом понял, что и это испытание ему по силам. Теперь Ибис умеет преодолевать и такое препятствие.
На территории школы очень много кошек. Они провокаторы: могут выбежать откуда ни возьмись. Ибис знает: обращать на них внимание нельзя.
— Ежегодно у нас в школе обучают и передают незрячим около 60 собак. Порядка 90% всех подопечных — лабрадоры, — рассказывает Наталья Емельянова. — Эта порода отличается спокойным нравом, любит людей и других домашних животных, неприхотлива в содержании.
По вечерам Ибис отдыхал в своём вольере, разделённом маятниковой дверью на две части. Одна из "комнат" располагалась на улице, другая — под крышей. Вместе с ним в школе жило где-то около сотни собак. Претенденты на звания проводников жили в таких же вольерах, как и Ибис, собаки со щенками — отдельно.
Потеря друга
Получить собаку-проводника имеют право инвалиды по зрению 1-й группы. Для этого необходимо обратиться в орган соцзащиты и написать соответствующее заявление. Оттуда заявка поступает в школу. Через 2—3 месяца незрячий может приехать, чтобы пройти двухнедельный курс обучения обращению с новым другом.
В 2014 году в школу за Ибисом приехала его новая хозяйка — руководитель выборгской организации Всероссийского общества слепых Юлия Булышева. Понимать друг друга женщина и пёс научились очень быстро. По окончании курса уехали вместе в Ленинградскую область.
За два года Ибис полюбил серое северное небо и бесконечные собрания, в которых участвовала хозяйка. Юлия любила пса: Ибис чувствовал это и платил ей такой же монетой. Жить было хорошо и спокойно.
Но 4 мая 2016 года всё изменилось. В тот день хозяйка долго не вставала с кровати. Ибис звал её на прогулку, скулил, лизал руки, но она не реагировала. Юлия умерла. Так Ибис потерял главного друга своей жизни.
Родственники Юлии от собаки отказались. Ибиса передали другой хозяйке, но работать проводником он не мог. Два месяца жил на даче практически без присмотра, ходил по огородам и гонял голубей. Ел плохо, к людям не ласкался, только постоянно смотрел в ту сторону, куда уехала машина, которая его привезла.
Директор школы Людмила Верещагина забрала собаку и привезла обратно. Выяснилось, что пёс потерял почти все навыки. Так Ибис вновь вернулся на площадку.
Боль потери к тому моменту поутихла, пёс полностью отдался тренировкам и сейчас, спустя два месяца, уже готов к передаче новому хозяину.
Риста и Анора
Риста — двухлетний палевый лабрадор. В апреле этого года её вернули из Омска. Когда-то добрая, ласковая Риста превратилась в запуганное существо, затравленно смотрящее по сторонам. Оказалось, над собакой измывался полуторагодовалый сын хозяйки.
Маленький мальчик, не понимая, что причиняет боль животному, не упускал возможности ущипнуть Ристу, ткнуть в неё острым предметом, схватиться за шерсть. Незрячая мама слышала странные звуки, но не понимала, что происходит.
Забили тревогу соседи, когда увидели на теле у собаки мелкие ссадины. Ристу вернули в Купавну, но работать с незрячими она уже не могла. Собаку отдали в частные руки.
Чёрный лабрадор Анора за свою недолгую жизнь успела попутешествовать по России больше многих людей. В июне 2013 года уехала в Восточную Сибирь — в Слюдянский район Иркутской области. Там прожила год. Потом сама хозяйка её вернула назад, объяснив тем, что ухаживать за животным у неё нет возможности, так как муж тяжело заболел.
Но Анора сохранила все навыки, и ей быстро нашли нового хозяина. На этот раз собака отправилась в Кемеровскую область к юноше лет 25. Но и у него чёрная красавица прожила недолго. Хозяин покончил жизнь самоубийством. Анору опять забрали представители школы.
В августе 2015 года самолёт вновь отвёз её в Кемерово, где Анору ждала новая хозяйка. Пока так и живёт там.
Случается, что слепые приезжают за собакой и оказывается, что они хотят не верного друга обрести, а денег заработать.
— Тут на днях мужчина приезжал и очень удивился, что собаки все стерилизованные, — говорит Людмила Верещагина.
А план был такой: получить бесплатно чистокровного лабрадора, дождаться потомства и продавать щенков.
— Не все понимают, что животное — это не вещь для облегчения жизни. Это живое существо, и ему тоже нужна забота, — подчёркивает инструктор и замдиректора школы собак-проводников Наталья Емельянова. — К сожалению, мы не застрахованы от трагических случаев, ведь жизнь собаки в доме у инвалида никто не контролирует.
Надежная опора
Пробыв несколько часов в окружении этих собак, я не могла не рискнуть пройти по тренировочной площадке с одной из них. Меня доверили чёрному лабрадору Багире. Крепко зажмурив глаза, я уверенно взялась за повод.
Багира потянула меня вперёд по асфальтированной дорожке на территории школы. Первые несколько шагов — не страшно. Ведь я буквально только что закрыла глаза и помнила, что впереди преград и опасностей нет. Но спустя секунд 30 каждый следующий шаг становился всё менее уверенным. Инструктор Елена Журавлёва держала руку наготове, чтобы в любой момент подхватить меня.
— Падение — это обычное дело на первых порах. Но вы не бойтесь, — посоветовала она. —Доверяйте собаке.
В том, что Багира — профессионал, у меня сомнений не было. Сомневалась я в себе самой. Мне казалось, что собака шла ужасающе быстро. Один неверный шаг, и я запнулась о выступ на асфальте. Вздрогнула и вцепилась в поводок.
— Осторожно: впереди металлическая калитка, — предупредила Елена. — У вас же трости нет, поэтому заранее говорю.
И тут я слегка запаниковала и приоткрыла глаза. Удар о металл не входил в мои планы. Первое желание — бросить эту затею. Но инструктор уговорила меня продолжить эксперимент.
— Вы просто не умеете доверять собаке, ведёте себя, как зрячая, — отметила Елена. — Именно доверие между хозяином и собакой — самое важное условие успешных прогулок. Собака не просто помощник. Она — лучший друг, член семьи.
Глубоко вздохнув пару раз, я снова закрыла глаза. Багира уверенно зашагала вперёд. В итоге преодолеть калитку, а скорее — свой собственный страх и неуверенность мне удалось. Дальше — легче. Так шаг за шагом я прошла-таки часть площадки. Я чувствовала: Багира со мной, за меня, за то, чтобы со мной всё было хорошо.
Ибис, Багира, Риста, Анора и другие собаки-проводники готовы стать не просто настоящим другом незрячему человеку, но верной опорой в мире, который стал для таких людей невидимым.
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]