Концептуальное искусство XV—XVI веков
26.07.2017 1 005 0 0 tanjand

Концептуальное искусство XV—XVI веков

---
0
В закладки
«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует — все суета!»

Vanitas_01.jpg

Многие знают, что череп – символ хрупкости бытия. Об этом уж очень любят упоминать священники, в принципе, загробное существование – краеугольный камень христианства. Но не только наши попы и пасторы морально давят на больную мозоль, еще в древнем Риме о быстротечности жизни вовсю об напоминали друг другу обыватели.
Тогда считалось, что, если будешь помнить о бренности, - станешь более благородным и великодушным.  Наивные))
Но принцип такой был – напоминать. Этим занимались и в эпоху зарождения натюрморта, то есть в XV—XVI веках. Только вот чудеса – они создавали шедевры. Наверно, душу вкладывали.

Центром развития жанра стал город Лейден в Нидерландах, один из центров кальвинизма, требовавшего от человека приверженности строгому моральному кодексу. Систему символов назвали Vanitas — от латинского «суета». Это отсылка к одной из самых философских книг Библии — Экклесиасту: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует — все суета!» Ну вот. Художники - глашатаи идеологий, они несут миру все нужные властям идеи, они стараются достучаться до сознаний простых граждан.

Нужно напомнить людям что надо думать не тщете земной, а о духовном, значит, будем писать черепа. Со всей силой таланта, данного Богом.

В определенной степени Vanitas на натюрмортах — отображение морали тех времен; многие натюрморты являются еще и личной историей художника, который говорит о своих искушениях и страстях только визуальным языком и особым смысловым кодом. Первые знаменитые натюрморты можно понять, лишь зная язык символов, очевидный для человека средневековья.

e848bff65f21dc1feeaa54ef415dd6d3.jpg

Череп перекочевал в натюрморты из портретов, в которых был напоминанием о скоротечности человеческой жизни и опасности иллюзий могущества и славы. Зритель должен увидеть в черепе свой собственный портрет.
Вы видите там собственный портрет? Я - нет, воображения не хватает. Хоть смысл понятен.

Vanitas_15.jpg

Глобус — символ науки. Деньги и драгоценности означают тщеславие, высокомерие, самовлюбленность.
На полотне нет владельца сокровищ, а значит, он не смог унести их с собой в могилу. Эверт Кольер, «Vanitas»

Vanitas_17-e1500982636424.jpg

Короны имеют схожее значение с оружием и доспехами, а также напоминают, что настоящая власть принадлежит лишь одному Богу. Иногда в натюрморте присутствует лист с нравоучительным изречением. Эверт Кольер, «Натюрморт с короной»

Vanitas_05.jpg

А вот интересно: Нож — фаллический символ и напоминание: ты уязвим, грешник.
Яблоки — понятно, да? Ева, змий и потерянный Рай; это значение имеют также груши, цитрусовые, помидоры, виноград, персики и вишни. Смоквы, вишни, сливы, опять же яблоки и персики символизируют страсть и сексуальные отношения. Лимон, особенно очищенный, означает, что порок привлекателен лишь на первый взгляд, а внутри всегда кислый и горький.
Также спелые фрукты обозначают богатство и достаток, а гнилые — символ старения и дряхлости. Питер Клас, «Натюрморт с крабом»

Vanitas_16.jpg

Медицинские инструменты… понятный символ и сегодня -  уязвимо наше тело перед болезнями. Питер Клас, «Vanitas»

Vanitas_13-e1500982560215.jpg

Палитра и кисти — не случайны, не только ради красоты и армонии натюрморта. Это символы живописи. Питер Боел, «Большой Vanitas», фрагмент

Vanitas_11.jpg

Зеркала означают тщеславие и иллюзорность явлений. Песочные и механические часы - быстротечность времени. Питер Клас, «Vanitas со скрипкой и зеркальным шаром», фрагмент

Vanitas_10.jpg

Курительная трубка – ах, ах, это быстротечные и неуловимые земные наслаждения. Хармен Стенвик, «Натюрморт из скульптурного бюста, черепа, масляной лампы и других предметов на каменном выступе»

Vanitas_08-e1500982243398.jpg

Мыльные пузыри — символ не легкомыслия и веселья, а скоротечности физического существования человека. Эверт Кольер, «Натюрморт с книгами, манускриптами и черепом»

Vanitas_02-1.jpg

Vanitas_07-e1500982483337.jpg

Стекло — символ хрупкости, белый фарфор — чистоты. Бутылка — пьянство. Ступка и пестик символизируют мужское и женское начала, сексуальные контакты. Хармен Стенвик, «Ванитас», фрагмент

Vanitas_06-e1500982413236.jpg

Значение цветов тоже различно. Опиумный мак — символ лености и пассивности; розы — любви, секса, тщеславия; тюльпаны — безответственности и неразумного обращения с подарками, дарованными Богом. Йоханнес Борман, «Vanitas с вазой с цветами и черепом»

Vanitas_03-e1500982432464.jpg

Свечи и светильники — символ человеческой души. Гаснущие, они обозначают смерть — как и колпачок для гашения свечей. Симон Ренар де Сен-Андре, «Vanitas»

А дальше попробуйте сами найти символы в натюрмортах и определить их значение. Ну во, можно сказать, что концептуальное искусство не вчера родилось – это раз. А два – чтобы понять всю полноту заложенного смысла, надо включать анализ – совсем, как с сегодняшним искусством.

vanitas_neizv_hudoghnik.jpg

Винсен ван дер Винне. Натюрморт полон символов.

vanitas.jpg

Но череп писали не только на натюрмортах. Есть огромное количество работ, в которых мастера использовали этот символ. Вот, например. Известный модернист, Густав Климт

256330_original-707x1024.jpg

В работе «Надежда II» кость (возле живота героини) олицетворяет опасность, преграждая дорогу к счастью. Удивительно, что автор, чьи работы полны золотых красок и светлых оттенков затрагивает подобные темы, однако мрачности средневековых картин в них нет.

3-3c59f5acedd24a0b4d71b67a9bd87a37-1024x928.jpg

Надежда II
В работе «Смерть и жизнь» фигура в расписном одеянии играет «саму себя».уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]