День, который изменил мир
Почему я не сделала этого раньше? Перед Вами один день Даши, очкарика с 22-летним стажем, которая с утра не могла отличить собаку от пня, а вечером уже видела, что дают на ужин в доме напротив. Под катом 30 фотографий, сделанных в Волгограде 10 января 2017 года в день лазерной коррекции зрения, в день, который изменил мой мир.
Проснулась я в хорошем настроении, вечернего беспокойства как ни бывало. Да-да, засыпая накануне я, трусишка, боялась, что встану с операционного стола изрезанной скальпелями, ослепшей на всю жизнь… Пришлось подключать метод аутотренинга, рисовать себе радужные картинки зоркоокого будущего. Как я бегу по полю и вижу каждый золотящийся колосок…
Утром беспокоиться было некогда, ведь уже к 9:00 нужно было явиться в больничку. И есть, и пить можно было все, что вздумается, что немного радовало, потому что отсутствие еды перед операцией только усиливает тревожность и раздражительность.
1
В больничке к этому времени собралось немало пациентов.
2
3
Таких как я, пришедших на лазерную коррекцию зрения, оказалось пять человек. Начиная с 9:00 в кабинете №1 всех нас по очереди посмотрел врач, убедившись, что предмет оперативного вмешательства за 10 дней с момента назначения операции никуда не делся, результаты анализов в порядке, а «домашнее задание» выполнено. Осмотр каждого занял пару минут. Строго наказав глаза покуда никуда не девать, нас отпустили посидеть в холле до 10:00.
Диагностика перед операцией – это прохождение через длинный ряд всяческих приборов, где глазки тщательно исследуют со всех ракурсов. За 10 дней до операции мне проводили полную диагностику, а непосредственно в день операции – усечённый вариант.
4
5
6
7
«Домашка» перед операцией была несложной. Для меня самым трудным оказалось помнить про запрет на алкоголь (учитывая новогодние праздники и многочисленные походы по гостям). А вот моя соратница выдержала настоящую пытку – 2 недели без линз, к которым она так привыкла (при зрении минус 8 у девушки были только старые очки на минус 4, новые, естественно, покупать не хотелось, поэтому она ходила в старых очках как в тумане).
Соратники по операции мирно расположились в холле в ожидании 10:00, но мне сидеть было никак нельзя. А все потому, что я поспорила с другом, кто пройдет больше шагов за месяц (шаги фиксировались специальным браслетом-шагомером, но это отдельная история). Поэтому я отправилась бродить по больничке, по пути развлекая себя фотографированием.
8
9
10
11
Около 10:00 нас, пятерых счастливчиков, снова собрали в кабинете №1, на этот раз для разговора с заведующей, которая вкратце объяснила, что бояться нечего, больно не будет и усе останутся живы. Самой сейчас удивительно, настолько я доверилась врачам – до операции даже не вникла в суть технологии! Как будто бы не глаза под лазер поставляла, а микроволновку покупала… Впрочем, после операции я тоже не сильно погружалась в тему. Так что опишу технологию Фемто-ЛАСИК буквально в двух словах (для особо любопытных и нежелающих гуглить).
Фемтосекундный лазер посылает импульсы в слои роговицы, образуя микропузырьки. Из слоя микропузырьков формируется клапан, который врач отгибает, чтобы эксимерным лазером придать роговице новую форму, изменяя тем самым её силу преломления.
После осмотра заведующая нас снова отпустила ждать до 11:00, и я продолжила нарезать круги по холлу. Разведала, где находится операционный зал…
12
13
…и буфет с недорогим провиантом. Пирожки и бутерброды 20-25 руб., чай – 5 руб. Если приглядеться, можно заметить, что кроме пирожков там продаются еще и коробки конфет, по-видимому, для тех, кто хочет отблагодарить своих спасителей. Интересно, у врачей попа от сладкого не слипается? Я б на их месте сдавала подаренные конфеты обратно в буфет в обмен на деньги. А что? И финансы в порядке, и сахар в крови в норме!
14
15
11:00 наступило, но на операцию нас так и не приглашали. Между тем, в операционный зал поступали пациенты из стационара. Их приводили группами…
16
… а увозили на каталках.
17
Возможно, у этих людей были более сложные операции, или их состояние требовало госпитализации. Несколько лет назад моей старушке-свекрови меняли хрусталики на обоих глазах (у неё была катаракта). Операцию ей делали сначала на один глаз, а только через месяц – на другой. Два или три дня после каждой операции держали в стационаре. У близорукой молодёжи всё происходит гораздо живее.
Наконец-то нашу небольшую группу тоже позвали в операционный отсек. Приятная медсестра проводила нас по узким коридорам в специальную комнату, где выдала спецодёжку, которую нужно было напялить поверх своей одежды.
18
Далее нас снова повели по узким коридорам к операционной. Там предложили сесть на диван и подождать еще чуток. Я, конечно же не села, а продолжила ходить взад-вперед.
19
20
21
Ходила, ходила, пока не схлопотала замечание и настойчивое повеление сесть и не двигаться. Что им жалко, что ли? Но пришлось подчиниться, всё-таки на стороне персонала был лазер… Солнечные очки – обязательный предмет, они понадобятся стазу после операции, когда глаза будут болезненно реагировать на любой свет.
22
А в операционной всё происходит так. Сначала тебя сажают в подготовительный кабинет, протирают лицо спиртом и велят не дотрагиваться до него. И вообще не вставать и ничего руками не трогать. И оставляют так минут на 10. Ну не свинство ли? Сидеть 10 минут и ничего не делать! Может, они проводят какой-нибудь социальный эксперимент, наблюдая через видеокамеру, будут пациенты, находящиеся в шаге от операции, выполнять их указания или нет. Я выполняла. Ну… почти… Только сфотографировала помещение разок и всё.
23
24
Пока ты сидишь в предбаннике, товарища, вошедшего раньше, в самой операционной подогревают лазером. Жутко любопытно, как там всё происходит, но я не решилась заглянуть. Когда пришла моя очередь, то попросила сфотографировать меня на операционном столе, но мне не разрешили. Сказали «тут всё стерильно!» хотя я искренне не понимаю, как фотоаппарат, который находится в руках медсестры, которая стоит на пороге кабинета, может нарушить стерильность… На одной чаше весов лежал хороший пост в ЖЖ, а на другой – хорошие глаза… поэтому возмущаться я не стала, смирившись с деспотизмом персонала.
А в операционной всё просто. Укладываешься на стол, над тобой нависает сложный аппарат. За ним человека 3-4, судя по голосам (расстроившись из-за отсутствия фоток, всех посчитать и рассмотреть не успела). Какое-то время они там что-то копошатся, настраивают, рассказывают основные правила поведения (типа не дергаться и слушаться маму).
Операцию делают сначала на одном глазу, потом на другом. В оперируемый глаз вставляется расширитель, чтобы веки не захлопывались, и ты этот прибор поначалу ощущаешь. Это не больно, но немного некомфортно, особенно когда его вдавливают немного, чтобы глаз был более выпуклым (это мои догадки). Всё делают очень аккуратно, поэтому дёргаться и орать не хочется. Во время процедуры несколько раз капают обезболивающее прямо в глаз. Водят разными инструментами (даже догадок нет, зачем). Ты понимаешь, что до глаза чем-то дотрагиваются, но не чувствуешь этого.
В общем, разные подготовительные манипуляции делают минут 5, потом велят смотреть на зеленый огонёк и включают лазер. Лазер работает 6-12 секунд, всё это время самодовольно жужжит (отдалённо напоминая бормашину) и извлекает из глаза легкий запах наподобие того, который появляется при обтачивании зубов (или когда ноготь подпалишь). После того, как лазер замолкает, врач ещё пару минут чем-то мажет глаз, делает какие-то замеры. Потом то же самое повторяется со вторым глазом. Общее время операции на оба глаза – 15 минут.
Всё, операция окончена! Медсестра помогает мне встать и выйти в коридор. Приносит солнечные очки. Теперь нужно посидеть минут 20 (лучше с закрытыми глазами) около кабинета. Зрение есть, но всё как в тумане. Ничего не болит. Через 20 минут медсестра выводит меня в общий холл и вверяет супругу. Из буфета приносят чай и пирожок с капустой. И в тот самый момент, когда я надкусываю пирожок и вдыхаю аромат начинки, я понимаю, как хороша она, жизнь! Зрение ещё немного нечёткое, да и надолго открывать глаза я не решаюсь. Но увидеть, получилась фотография или нет, уже могу.
25
Еще через полчаса меня осматривает врач и отпускает домой с приказом явиться поутру в тот же самый кабинет №1. На часах почти час дня. Пока ждём родителей, которые вызвались отвезти нас домой (и удостовериться, что с дочерью всё в порядке), действие анастезии начинает проходить и начинается… треш! От света в глазах появляется кисло-щекочущее ощущение, и они начинают слезиться. Очки спасают частично. Голову приходится постоянно держать опущенной. От слёз появляются сопли... То есть, родители увидели меня уже ревущую, с болезненно трясущейся головой и видом «уйдите все, я в печали». Мечталось, что вот приеду домой, лягу спать и пересплю все неприятности (отмену симптомов обещали часам к 18-19 вечера).
26
Но дома ощущения только усилились, и моя мечта поспать была перенесена в разряд несбыточных. В горизонтальном положении терпеть щекотку в глазах было невыносимо. Впрочем, в вертикальном ощущения были немногим слабее. Единственное, что спасало – движение. При быстрой ходьбе внимание переключается, что ли… В общем, я ходила и ходила, с час или даже два, всё время приговаривая про себя: «Рома, прости! Рома, прости!!!» (Рома – это мой противник по шаговой дуэли, от которого я на тот момент нехило оторвалась, объяснив это будущим бездействием после операции. Соперник-то ждал, что пока я буду отлёживаться, он меня нагонит и даже, возможно, вырвется в лидеры…) Рома, я искренне хотела бы поспать поспать тогда, очень хотела! Честно!!!
Вот когда я порадовалась, что мне взбрело в голову сшить плотные тёмные шторы. Шторы + солнечные очки + ходьба = можно жить.
27
Творожный пирог – мощнейший антидепрессант. И отлично кушается прямо на ходу.
28
Все описанные симптомы после операции у остальных товарищей по счастью не повторялись. У каждого было что-то уникальное: у кого-то резь в глазах, у кого-то чесотка. А кто-то спать завалился по возвращении домой и только к вечеру ощутил неприятные симптомы.
У меня часов в 19-20 слёзы стали иссякать, а жизнь налаживаться. Когда слёзы перестали литься ручьём, обнаружилось, что ВДАЛЬ я вижу ВСЁ. Всё! Ну, как и положено человеку с нормальным зрением. Полдня ожидания + 15 минут страха + полдня мучений = новый мир.
29
На радостях я доела творожный пирог, ещё немного погуляла по дому (на улицу выходить было запрещено) и, наконец, легла спать!
30
Лирическое отступление. Сразу после операции видеть вблизи я, наоборот, стала нечётко. То есть длинные смс-ки или письма на ноутбке писать стало некомфортно, приходилось фокусироваться, прилагая к этому немалые усилия. ЭТО ВРЕМЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ, которое проходит через неделю-три:
На второй день после операции я смогла написать краткий пост о новых глазах и даже периодически отвечала на комментарии к нему.
Через неделю я начала работать за компьютером по полчаса-часу в день.
Через две недели начала постепенно увеличивать время пребывания за компьютером, благо заказчики мои из любви и заботы старались подкинуть мне разъездную работу, не связанную со статическими зрительными нагрузками, за что им огромнейшая благодарность!!!
А вот пялиться в телефон, особенно в транспорте, я себе запрещала еще месяца полтора. Некомфортно было фокусироваться, особенно, когда ветра в глаза дуют (как это часто бывает в метро). С месяц после операции врачи велят делать упражнения на фокусировку, капать сначала три вида капель, потом два, потом один – от сухости глаз. Вообще мне обещали, что ощущение сухости будет сохраняться месяца два, но по факту получилось меньше. В целом, через месяц ты уже ощущаешь себя полноценным членом общества и забываешь о том, что когда-то носил очки (хотя нет, вру, вставая из-за компьютера я, порой, привычно подношу руку к лицу, чтобы снять очки).
В общем, кажется, описала всё. Если у кого-то остались вопросы, то с удовольствием на них отвечу!
P.S. А, да, мне 34 года, зрение у меня было –4, ухудшаться начало в пятом классе. Очки носила не постоянно, надевала, если нужно было что-то разглядывать или работать за компьютером (то есть, большую часть дня). Бегать / танцевать / плавать в очках было неудобно, а линзы моим глазкам не подходили, от частого использования появлялось раздражение. Поэтому линзы ежедневной замены надевала только на важные мероприятия. Так что операция для меня стала оптимальным вариантом установления дружеских отношений с окружающей реальностью.
Взято: odin-moy-den.livejournal.com