Экспозиция у ж/д вокзала станции Венёв
---
Оригинал взят у myauu в Экспозиция у ж/д вокзала станции Венёв
В Тульской области в городе Венёве в сквере у железнодорожного вокзала 30 октября 2013 года открылась небольшая экспозиция техники и скульптур.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана есть.
Дата съёмки - 2 апреля 2017 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Самый большой экспонат - паровоз Л-3645.
Про него персональная статья.
03. Самый уникальный - бронеавтомобиль БА-11 на железнодорожном ходу.
Это макет, внешняя оболочка которого воссоздана по сохранившимся чертежам и фотографиям, а шасси использовано от оригинального ЗИС-6.
По крайней мере, так утверждают местные газеты, хотя на самом деле шасси от ЗИЛ-157(вероятнее всего).
Про этот БА-11 я тоже сделал отдельный рассказ.
04. Ещё один любопытный макет - Паровоз Черепановых.
Паровоз Черепановых - это первый паровоз, построенный в России.
Всего было построено два таких паровоза.
Железнодорожный путь, по которому ходили паровозы Черепановых, имел ширину колеи 2 аршина и 5 вершков, то есть 1645 мм.
Первый паровоз был построен Ефимом и Мироном, отцом и сыном Черепановыми в 1833 году на Выйском заводе, входившем в состав Нижнетагильских заводов.
Испытания паровоза начались в августе 1834 года.
После устранения ряда конструктивных недостатков паровоз заработал.
На его основе был изготовлен второй паровоз большего размера и в 1836 году они приступили к перевозке руды от Медного рудника до Выйского завода.
За несколько лет (сколько???? я перерыл десяток источников но нигде нет точного числа) паровозы сожгли в своих топках весь ближайший лес и были заменены конной тягой.
Следы самих локомотивов - теряются.
Интересно, что в книге В.А.Ракова "Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955 г." сказано:
"Под давлением подрядчиков конского извоза и членов правления Нижнетагильских заводов, настроенных против постройки железнодорожной линии протяженностью 3 версты от места добычи медной руды до Выйского завода, работы по паровозам конструкции Черепановых были быстро прекращены, а путь для испытаний был разобран. Дальнейшая судьба паровозов до сих пор неизвестна."
Из этой цитаты возникают сомнения в том, что паровозы, вообще, работали по назначению.
В 1949 г. была изготовлена реплика паровоза, которая ныне стоит перед Дворцом культуры железнодорожников напротив вокзала в Екатеринбурге.
Похожие макеты первого паровоза Черепановых можно увидеть в Историко-техическом музее "Дом Черепановых" - филиале Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" (Нижний Тагил), Политехническом музее (Москва), в музее истории науки и техники Свердловской железнодорожной магистрали (Екатеринбург), во дворе Сибирского государственного университета путей сообщения (Новосибирск), у здания управления Красноярской железной дороги, в Самарском железнодорожном музее и в музее Амурского моста (Хабаровск).
05. Интересно, что у оригинального паровоза ведущая и бегунковая оси не были соединены.
То есть эта штанга - фантазия реконструкторов.
Осевая формула паровоза Черепановых: 1-1-0 - одна бегунковая ось, одна ведущая и ни одной поддерживающей.
Макет паровоза изготовлен и установлен работниками ремонтного локомотивного депо Узловая (эта же бригада построила такой же макет для детской ЖД в Новомосковске).
На машине много мелких деталей - фонарей, механизмов, трубочек, заклёпок.
Трубы увенчаны "коронами".
06. Теплушка - вагон НТВ (Нормальный Товарный Вагон), переоборудованный под перевозку людей или лошадей.
НТВ, как основной тип вагона на российских железных дорогах предполагал конструктивную возможность его быстрого переоборудования для этой цели в случае крайней надобности (то есть прежде всего для переброски войск).
Для этого вагон оборудовался 2-х или 3-ярусными нарами, утеплялся снаружи слоем войлока, пол делался двухслойным, с заполнением промежутка опилками.
В загрузочные бортовые люки вставлялись рамы со стеклами, утеплялись двери, в центре ставилась печка-"буржуйка".
Для перевозки животных сооружались стойла по 4 в каждой из половин вагона.
Часто полное (по проекту) переоборудование вагона не производилось из-за недостатка времени или материалов.
Стандартная вместимость теплушки на базе НТВ — 40 человек или 8 лошадей (или 20 человек + 4 лошади).
"Нормальные" теплушки массово использовались для перевозки войск, беженцев и заключенных в период с 1870-х до конца 1940-х годов.
07. Похожий вагон стоит на станции Тула-1 в качестве вагона-клуба бронепоезда Тульский рабочий.
08. Этот экземпляр вагона оборудован тормозной площадкой с винтовым механическим приводом стояночного тормоза, а так же автосцепкой СА-3.
С левой стороны к вагону пристроена лестница по которой, теоретически, можно зайти внутрь через грузовую дверь.
Но во время нашего посещения на двери висел замок, а вокруг не было ни души.
09. Пневматическая тормозная система вагона.
Тормозной цилиндр, грузовой воздухораспределитель, запасной резервуар тормозной системы, система приводных рычагов и тормозные колодки.
10. Железнодорожный рельс, произведённый в сентябре 1907 года.
Маркировка: А.Ю.Р.З.Б.О. 1907 г.IX
Аббревиатура расшифровывается как: Александровский Южно-Российский Завод Брянского акционерного Общества.
Этот завод находился в Екатеринославе (Днепропетровске).
Сейчас это ЧАО "ЕВРАЗ - Днепровский металлургический завод" на Украине.
Коллекцию похожих рельсов я видел в Иркутске.
11. Памятник Ивану Алексеевичу Лихачёву - директору Московского автомобильного завода (АМО, ЗИС, ЗИЛ).
Иван Лихачёв родился в 1896 году в селе Озеренцы (ныне Озеренская слобода города Венёв).
12. В 1926 году И. А. Лихачёв был назначен директором Московского автомобильного завода (затем ЗИС), на этом посту проработал 13 лет.
Лихачёву достался маленький и плохо оснащенный завод.
Но за очень небольшой срок директор АМО (ЗИС) Лихачёв создал мощнейший автогигант.
В 1929 и 1930 посетил автомобильные заводы Германии и США, где знакомился с принципами современного производства автомобилей.
С 1939 года по 1940 год - Народный комиссар среднего машиностроения СССР.
В 1940—1950 годах вновь возглавлял завод.
За время его работы завод становится крупнейшим предприятием с новейшим оборудованием и проектной мощностью 150 тыс. грузовых автомобилей в год.
В годы ВОВ завод под руководством Лихачёва снабжал армию оружием и грузовиками.
Иван Лихачёв новаторски организовал сборку автомашин на конвейере, впервые в СССР.
За годы эвакуации ЗИС 1941—1942 Лихачёв наладил производство на таких стратегически значимых для СССР предприятиях, как Ульяновский автомобильный, Миасский автомоторный (УралАЗ), Челябинский кузнечно-прессовый, Шадринский автоагрегатный заводы.
Эти мощные титаны производства стали промышленным достоянием всего СССР.
В руках у Ивана Лихачёва грузовик ЗиС-5 - символ военного времени, выпускавшийся на заводе ЗИС.
Памятники ЗиС-5 и машинам на его базе я видел в Туле (грузовик, гвардейский миномёт Катюша) и Брянске.
13. Скульптура девушки с хлебом с солью приветствует входящих в сквер со стороны вокзала.
Позади неё старая водонапорная башня.
Башню построили в самом начале XX века и первоначально она была выше.
К сожалению, в ноябре 1941 года башня была взорвана и теперь она в половину прежней высоты.
В начале реконструкции были предложения совсем снести башню, т.к. она частично закрывает вид на здание вокзала со стороны улицы Стрешнева.
Очень хорошо, что этого не случилось.
Решено сделать из неё подобие крепостной башни со стеклянной смотровой площадкой и шатром сверху.
Полностью работы над башней будут закончены в 2014 году. (Венёвский уезд).
Как видим в 2017 году никакого шатра и смотровой площадки ещё нет.
Похоже, что-то пошло не так.
14. Рядом с башней стоят витязь и пушка.
15. Скульптура очень детально проработана.
Кольчуга, щит, подол рубахи, сапоги.
Мне показалось, что взгляд у богатыря - усталый.
16. Если к пушке близко не подходить, то можно подумать, что она настоящая.
Но нет - колёса не крутятся, глубина ствола меньше 10 сантиметров, цапфы сделаны заодно со станком.
И вообще, у меня создалось впечатление, что в ней нет ни одной металлической детали, кроме полоски фиксирующей казённую часть ствола.
Но проработка тоже очень неплоха.
17. Беглый поиск не дал мне ответа на вопрос, что за герб изображён на стволе.
Явно различим коронованный двуглавый орёл с полосатым норманским щитом, держащий в лапах ленту ткани с девизом (букв не видно).
Орёл заключён в овал, лежащий на знамёнах и копьях-флагштоках и увенчанный двумя коронами(?).
На брянских макетах старых пушек такого герба не было.
18. Хорошая точка притяжения для путешественников.
Где находится:
Wikimapia
Фото на Yandex
KMZ-файл
Координаты:
54°20'54.12"С
38°14'39.50"В
Источники:
Венёвский уезд (veneva.ru);
wiki: Паровозы Черепановых;
wiki: Вагон Теплушка;
wiki: Железнодорожный тормоз.
В Тульской области в городе Венёве в сквере у железнодорожного вокзала 30 октября 2013 года открылась небольшая экспозиция техники и скульптур.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана есть.
Дата съёмки - 2 апреля 2017 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Самый большой экспонат - паровоз Л-3645.
Про него персональная статья.
03. Самый уникальный - бронеавтомобиль БА-11 на железнодорожном ходу.
Это макет, внешняя оболочка которого воссоздана по сохранившимся чертежам и фотографиям, а шасси использовано от оригинального ЗИС-6.
По крайней мере, так утверждают местные газеты, хотя на самом деле шасси от ЗИЛ-157(вероятнее всего).
Про этот БА-11 я тоже сделал отдельный рассказ.
04. Ещё один любопытный макет - Паровоз Черепановых.
Паровоз Черепановых - это первый паровоз, построенный в России.
Всего было построено два таких паровоза.
Железнодорожный путь, по которому ходили паровозы Черепановых, имел ширину колеи 2 аршина и 5 вершков, то есть 1645 мм.
Первый паровоз был построен Ефимом и Мироном, отцом и сыном Черепановыми в 1833 году на Выйском заводе, входившем в состав Нижнетагильских заводов.
Испытания паровоза начались в августе 1834 года.
После устранения ряда конструктивных недостатков паровоз заработал.
На его основе был изготовлен второй паровоз большего размера и в 1836 году они приступили к перевозке руды от Медного рудника до Выйского завода.
За несколько лет (сколько???? я перерыл десяток источников но нигде нет точного числа) паровозы сожгли в своих топках весь ближайший лес и были заменены конной тягой.
Следы самих локомотивов - теряются.
Интересно, что в книге В.А.Ракова "Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955 г." сказано:
"Под давлением подрядчиков конского извоза и членов правления Нижнетагильских заводов, настроенных против постройки железнодорожной линии протяженностью 3 версты от места добычи медной руды до Выйского завода, работы по паровозам конструкции Черепановых были быстро прекращены, а путь для испытаний был разобран. Дальнейшая судьба паровозов до сих пор неизвестна."
Из этой цитаты возникают сомнения в том, что паровозы, вообще, работали по назначению.
В 1949 г. была изготовлена реплика паровоза, которая ныне стоит перед Дворцом культуры железнодорожников напротив вокзала в Екатеринбурге.
Похожие макеты первого паровоза Черепановых можно увидеть в Историко-техическом музее "Дом Черепановых" - филиале Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" (Нижний Тагил), Политехническом музее (Москва), в музее истории науки и техники Свердловской железнодорожной магистрали (Екатеринбург), во дворе Сибирского государственного университета путей сообщения (Новосибирск), у здания управления Красноярской железной дороги, в Самарском железнодорожном музее и в музее Амурского моста (Хабаровск).
05. Интересно, что у оригинального паровоза ведущая и бегунковая оси не были соединены.
То есть эта штанга - фантазия реконструкторов.
Осевая формула паровоза Черепановых: 1-1-0 - одна бегунковая ось, одна ведущая и ни одной поддерживающей.
Макет паровоза изготовлен и установлен работниками ремонтного локомотивного депо Узловая (эта же бригада построила такой же макет для детской ЖД в Новомосковске).
На машине много мелких деталей - фонарей, механизмов, трубочек, заклёпок.
Трубы увенчаны "коронами".
06. Теплушка - вагон НТВ (Нормальный Товарный Вагон), переоборудованный под перевозку людей или лошадей.
НТВ, как основной тип вагона на российских железных дорогах предполагал конструктивную возможность его быстрого переоборудования для этой цели в случае крайней надобности (то есть прежде всего для переброски войск).
Для этого вагон оборудовался 2-х или 3-ярусными нарами, утеплялся снаружи слоем войлока, пол делался двухслойным, с заполнением промежутка опилками.
В загрузочные бортовые люки вставлялись рамы со стеклами, утеплялись двери, в центре ставилась печка-"буржуйка".
Для перевозки животных сооружались стойла по 4 в каждой из половин вагона.
Часто полное (по проекту) переоборудование вагона не производилось из-за недостатка времени или материалов.
Стандартная вместимость теплушки на базе НТВ — 40 человек или 8 лошадей (или 20 человек + 4 лошади).
"Нормальные" теплушки массово использовались для перевозки войск, беженцев и заключенных в период с 1870-х до конца 1940-х годов.
07. Похожий вагон стоит на станции Тула-1 в качестве вагона-клуба бронепоезда Тульский рабочий.
08. Этот экземпляр вагона оборудован тормозной площадкой с винтовым механическим приводом стояночного тормоза, а так же автосцепкой СА-3.
С левой стороны к вагону пристроена лестница по которой, теоретически, можно зайти внутрь через грузовую дверь.
Но во время нашего посещения на двери висел замок, а вокруг не было ни души.
09. Пневматическая тормозная система вагона.
Тормозной цилиндр, грузовой воздухораспределитель, запасной резервуар тормозной системы, система приводных рычагов и тормозные колодки.
10. Железнодорожный рельс, произведённый в сентябре 1907 года.
Маркировка: А.Ю.Р.З.Б.О. 1907 г.IX
Аббревиатура расшифровывается как: Александровский Южно-Российский Завод Брянского акционерного Общества.
Этот завод находился в Екатеринославе (Днепропетровске).
Сейчас это ЧАО "ЕВРАЗ - Днепровский металлургический завод" на Украине.
Коллекцию похожих рельсов я видел в Иркутске.
11. Памятник Ивану Алексеевичу Лихачёву - директору Московского автомобильного завода (АМО, ЗИС, ЗИЛ).
Иван Лихачёв родился в 1896 году в селе Озеренцы (ныне Озеренская слобода города Венёв).
12. В 1926 году И. А. Лихачёв был назначен директором Московского автомобильного завода (затем ЗИС), на этом посту проработал 13 лет.
Лихачёву достался маленький и плохо оснащенный завод.
Но за очень небольшой срок директор АМО (ЗИС) Лихачёв создал мощнейший автогигант.
В 1929 и 1930 посетил автомобильные заводы Германии и США, где знакомился с принципами современного производства автомобилей.
С 1939 года по 1940 год - Народный комиссар среднего машиностроения СССР.
В 1940—1950 годах вновь возглавлял завод.
За время его работы завод становится крупнейшим предприятием с новейшим оборудованием и проектной мощностью 150 тыс. грузовых автомобилей в год.
В годы ВОВ завод под руководством Лихачёва снабжал армию оружием и грузовиками.
Иван Лихачёв новаторски организовал сборку автомашин на конвейере, впервые в СССР.
За годы эвакуации ЗИС 1941—1942 Лихачёв наладил производство на таких стратегически значимых для СССР предприятиях, как Ульяновский автомобильный, Миасский автомоторный (УралАЗ), Челябинский кузнечно-прессовый, Шадринский автоагрегатный заводы.
Эти мощные титаны производства стали промышленным достоянием всего СССР.
В руках у Ивана Лихачёва грузовик ЗиС-5 - символ военного времени, выпускавшийся на заводе ЗИС.
Памятники ЗиС-5 и машинам на его базе я видел в Туле (грузовик, гвардейский миномёт Катюша) и Брянске.
13. Скульптура девушки с хлебом с солью приветствует входящих в сквер со стороны вокзала.
Позади неё старая водонапорная башня.
Башню построили в самом начале XX века и первоначально она была выше.
К сожалению, в ноябре 1941 года башня была взорвана и теперь она в половину прежней высоты.
В начале реконструкции были предложения совсем снести башню, т.к. она частично закрывает вид на здание вокзала со стороны улицы Стрешнева.
Очень хорошо, что этого не случилось.
Решено сделать из неё подобие крепостной башни со стеклянной смотровой площадкой и шатром сверху.
Полностью работы над башней будут закончены в 2014 году. (Венёвский уезд).
Как видим в 2017 году никакого шатра и смотровой площадки ещё нет.
Похоже, что-то пошло не так.
14. Рядом с башней стоят витязь и пушка.
15. Скульптура очень детально проработана.
Кольчуга, щит, подол рубахи, сапоги.
Мне показалось, что взгляд у богатыря - усталый.
16. Если к пушке близко не подходить, то можно подумать, что она настоящая.
Но нет - колёса не крутятся, глубина ствола меньше 10 сантиметров, цапфы сделаны заодно со станком.
И вообще, у меня создалось впечатление, что в ней нет ни одной металлической детали, кроме полоски фиксирующей казённую часть ствола.
Но проработка тоже очень неплоха.
17. Беглый поиск не дал мне ответа на вопрос, что за герб изображён на стволе.
Явно различим коронованный двуглавый орёл с полосатым норманским щитом, держащий в лапах ленту ткани с девизом (букв не видно).
Орёл заключён в овал, лежащий на знамёнах и копьях-флагштоках и увенчанный двумя коронами(?).
На брянских макетах старых пушек такого герба не было.
18. Хорошая точка притяжения для путешественников.
Где находится:
Wikimapia
Фото на Yandex
KMZ-файл
Координаты:
54°20'54.12"С
38°14'39.50"В
Источники:
Венёвский уезд (veneva.ru);
wiki: Паровозы Черепановых;
wiki: Вагон Теплушка;
wiki: Железнодорожный тормоз.
Взято: zavodfoto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]