Действия бронепоездов «Адмирал Колчак»  и «Адмирал Непенин» на севере России
22.07.2017 485 0 0 foto-history

Действия бронепоездов «Адмирал Колчак» и «Адмирал Непенин» на севере России

---
0
В закладки


Гражданская война в России выделяется на фоне других конфликтов XX века не только беспрецедентно массовым применением кавалерии, но и размахом использования бронепоездов – практически на всех фронтах той войны.
Развитая сеть железных дорог, охватывавшая огромные пространства страны, способствовала тому, что блиндированными и бронированными поездами, импровизированными и специальной постройки, обзаводились все противоборствующие стороны: красные, белые, интервенты, националисты.


(Бронепоезд «Адмирал Колчак»)

Вторжение войск Антанты на север России началось летом 1918 года. 2 августа 9-тысячный контингент союзников высадился в Архангельске. К концу года количество английских и французских войск в регионе достигало уже 15 тысяч. Их декларируемая цель – не допустить, чтобы имущество с русских военных складов, в том числе – помощь стран Антанты, попало в руки немцев.


(«Адмирал Колчак» на позиции, стрельба на дальнюю дистанцию. Справа от поезда - стреляные гильзы. На фотографии – обычный
боевой состав поезда. На платформе перед паровозом хорошо видна горная пушка, приспособленная для стрельбы по аэропланам. 1919 г.)

На севере России функционировало две железных дороги: Мурманская (Мурманск-Петроград) и Вологодская (Архангельск-Вологда). Английские войска, стремившиеся взять под контроль как можно большую территорию северных губерний, с самого начала кампании ощущали острую потребность в бронепоездах.

Уже к 17 августа 1918 г. на станции Бакарица англичане построили блиндированный поезд. Его вагоны имели защиту из ящиков, заполненных песком. Вооружение поезда состояло из двух 12-фунтовых морских орудий, гаубицы, установленной в переднем вагоне, и нескольких пулеметов. Командование блиндированным поездом принял лорд Кеннет, непосредственно подчинявшийся командующему британским железнодорожным отрядом полковнику Гэду из Королевского Шотландского полка. Вскоре поезд принял участие в глубокой разведке по Вологодской железной дороге.


(Матросы-канониры и плутонговый командир мичман В.В. Фетелего (в центре) у орудия. 1919 г.)

31 августа 1918 г. блиндированный поезд успешно действовал в бою за Чамский мост. К тому времени поезд уже получил собственное наименование «Майлз» («Miles», оно было написано мелом на переднем и заднем вагонах).
Такое название было предложено командиром, в честь своего товарища по училищу в Харидже – летчика и поэта Майлза Дея, погибшего во время ожесточенных боев на территории Бельгии, во Фландрии.

В конце сентября на Вологодской железной дороге появился еще один английский блиндированный поезд, вооруженный дальнобойными орудиями и несколькими пулеметами. Его экипажем командовал ветеран Мировой войны Хилтон Янг, потерявший в боях руку. Этот импровизированный бронепоезд провоевал до самой эвакуации из Архангельска.Согласно разведывательным данным штаба 6-й армии красных, а также показаниям пленных и сведениям агентуры, действовавшей на севере России, к 16 февраля 1919 г. в Архангельске находилось четыре бронированных и блиндированных поезда.
К 23 марта 1919 г. в районе станции Обозерская в боях участвовали два вооруженных поезда (каких именно – неизвестно).
Один из них имел два морских 6-дюймовых орудия, второй – четыре 3-дюймовых зенитных орудия. К 5 мая в составе отряда «Сирена», действовавшего вдоль Вологодской железной дороги, имелся бронепоезд с командой из русских офицеров, вооруженный двумя 4,5-дюймовыми и одним 18-фунтовым орудиями.


(Покраска вагонов. Работами руководит поручик по адмиралтейству Романов. 1919 г.)

Русские войска Северной области к концу мая 1919 г. располагали уже двумя блиндированными поездами – 1-м («Адмирал Колчак») и 2-м («Адмирал Непенин»). Каждый из них был вооружен 6-дюймовыми морскими орудиями и пулеметами, их личный состав был укомплектован офицерами флота. В конце августа в Архангельске находились в постройке еще два бронепоезда, которые впоследствии получили названия «Генерал Деникин» и «Губа».
Блиндированные поезда белых и союзников на севере России сыграли значительную роль в боевых действиях, поддерживая огнем своих орудий и пулеметов сухопутные войска на двух наиболее важных направлениях – Архангельском и Мурманском.

29 августа 1919 г. белые и союзные войска при поддержке бронепоезда и танков перешли в наступление вдоль Вологодской железной дороги и захватили станции Емца и Шелекса, но были остановлены красными на подступах к станции Плесецкая.
С началом эвакуации войск союзников с русского севера, команды всех блиндированных поездов стали комплектоваться белогвардейцами. В феврале 1920 г., после краха белого фронта на севере России, все поезда попали в руки красных.

Судьба членов команд блиндированных поездов была различной, но чаще – трагической. 18 февраля 1920 г. у станции Холмогорская нижние чины из команды поезда «Адмирал Колчак» перешли на сторону красных. Офицеры поездов «Адмирал Колчак» и «Адмирал Непенин», вынужденные отступать в пешем порядке к Мурманской железной дороге, в пути были окружены красными и сдались им.


(Укладка брони над зарядным погребом. Бронепоезд «Адмирал Колчак», 1919 г.)

Личный состав морских бронепоездов, действовавших на Двинском фронте под командованием капитана 1-го ранга Ю.Ю. Рыбалтовского, после переворота в Архангельске был вынужден оставить свою технику и отступать к Мурманской железной дороге.
Однако морякам не суждено было добраться до станции Сорока. Окруженные в деревне Сухое они были вынуждены сдаться. Всех морских офицеров из командного состава блиндированного поезда «Адмирал Колчак» и других расстреляли в Холмогорах.
Так погибли капитан 1-го ранга Ю.Ю. Рыбалтовский, старший лейтенант А.А. Лобода, командир поезда «Адмирал Колчак» капитан 1 -го ранга Н.А. Олюнин. Их судьбу разделили командир бронепоезда лейтенант Ю.Н. Витте (бывший офицер линкора «Чесма»), мичманы граф Г.А. Гейден (бывший офицер эсминца «Бесстрашный») и барон П.А. Рокоссовский, старший гардемарин Зайцев и многие другие.


(Группа офицеров у носового орудия бронепоезда «Адмирал Непенин». Станция Плесецкая, 1920 г.)

Только одна большая группа, в составе которой находились и члены команды блиндированного поезда «Адмирал Непенин» (командир – капитан 2-го ранга И.М. Леман), сражалась на мурманском направлении вместе с другими примкнувшими к ней офицерами и гардемаринами и смогла пробиться в Финляндию, где была интернирована. Впоследствии гардемарины прибыли из Финляндии на юг России.

(с.) Александр Дерябинуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]