Ленд-лиз. Трансиранский маршрут.
---
Оригинал взят у andrey_19_73 в Ленд-лиз. Трансиранский маршрут.
Всего для поставки в СССР материалов по программе помощи Ленд-лиз было задействовано пять маршрутов: Арктический, Черноморский, Северный, Дальневосточный и Трансиранский - через Ирак и Иран. Черноморский маршрут был задействован менее всех, только начиная с конца 1944 года, после завершения боевых действий на Кавказе, в Крыму, выводу из войны союзников Германии. Арктический, через Аляску в советские порты в Арктике использовался слабо вследствие того, что порты в тех краях замерзают на зимние месяцы. Дальневосточный маршрут был очень протяженным, при этом существовала опасность встречи с японскими военно-морскими силами. Начиная с августа 1941 года, основным маршрутом поставки вооружения и материалов в СССР становится маршрут от Исландии через Северный ледовитый океан, Баренцево море, в порты Мурманск и Архангельск.
Этот маршрут в качестве основного просуществовал до лета 1942 года, поставки по нему были сокращены после разгрома печально известного каравана PQ-17. Всего же на севере, в рамках конвоев с 1941 по 1942 год было потеряно 343 504 тонны различных грузов. Тогда же основной взор союзников обратился на юг.
горный перевал и автодорога, используемая для поставок грузов в СССР.
Хотя военные события в Иране начали развиваться намного ранее лета 1942 года. 25 августа 1941 года, по взаимной договоренности, на территорию Ирана вошли: с севера части Закавказского фронта Красной армии, с юга - британские части. Иранская армия сопротивления не оказала, уже 27 августа правительство этой страны, настроенное прогермански, подало в отставку. Новое правительство, во главе с известным ученым и литератором М. Форуги отдало приказ своей армии не оказывать сопротивление.
После того, как германские ВМС активизировали свои усилия в районе Заполярья, было предложено увеличить количество поставок вооружения и материалов именно на юге, в районе Ирака и Ирана. Вот что писал У. Черчилль Сталину 18 июля 1942 года:
У. Черчилль И. Сталину.
... Мои военно-морские советники сообщают мне, что если бы они (Германия) располагали надводными, подводными и воздушными силами при данных обстоятельствах, то они гарантировали бы полное уничтожение любого конвоя, направляющегося в северную Россию...
Тем временем мы готовы направить немедленно в Персидский залив некоторые из тех судов, которые должны были отплыть с конвоем PQ... Мы надеемся увеличить пропускную способность трансиранских магистралей с тем, чтобы достичь 75000 тонн в месяц к октябрю, и принимаем меры к дальнейшему ее увеличению. Мы просим правительство Соединенных штатов помочь нам путем ускорения поставок подвижного состава и грузовиков.
... В дополнение к совместным операциям на Севере мы рассматриваем вопрос о том, как помочь Вам на Вашем южном фланге. Если мы сможем отбросить Роммеля, то мы могли бы осенью послать мощные воздушные силы для операций на левом фланге Вашего фронта. Трудности снабжения этих сил по трансиранскому маршруту без сокращения поставок Вам, разумеется, будут значительными, но я надеюсь в ближайшем будущем представить Вам детальные предложения...
Получено 18.07.1942 года.
По: "Переписка Председателя совета министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны". М., ИПЛ, 1976 год.
колонна американских грузовиков в Иране.
Уже с весны 1942 года началось перенацеливание транспортных судов с севера в Персидский залив. Британское правительство, верное союзническому долгу, так же обратилось за помощью к американцам. В начале осени в Ирак и Иран начали прибывать американские военные и специалисты, всего их количество в Иране составляло более 30 тысяч человек. От США эту миссию возглавил генерал-майор Дональд Коннели. В ноябре 1942 года ответственность за трансиранский маршрут поставок грузов для СССР полностью переместилась на плечи американских союзников. Стоит отметить, что еще ранее до прибытия миссии Д. Коннели, союзными специалистами были проведены мероприятия по модернизации портов на р. Тигр, строительству аэродрома в Абадане. Также были построены верфи, на которых производилась сборка авиационной и др. техники, сеть перевалочных баз.
генерал-майор Д. Коннели.
Ну а сам Иран, в то время представлял собой слаборазвитую в экономическом отношении страну. Союзным специалистам приходилось работать в сложных условиях высокогорья, при резких перепадах температур. В кратчайшие сроки были проведены мероприятия по модернизации сети автомобильных и железных дорог. Были модернизированы порты в Персидском заливе и на Каспийском море. Все это впоследствии преобразило и сам Иран. Ну а всего по трансиранскому маршруту, в период с 20 октября 1942 по декабрь 1944 года было перевезено более пяти миллионов тонн различных грузов.
американские самолеты, предназначенные для отправки в СССР на аэродроме Абадан.
советские пилоты на аэродроме Абадан, прибывшие для получения самолетов от союзников.
Всего для поставки в СССР материалов по программе помощи Ленд-лиз было задействовано пять маршрутов: Арктический, Черноморский, Северный, Дальневосточный и Трансиранский - через Ирак и Иран. Черноморский маршрут был задействован менее всех, только начиная с конца 1944 года, после завершения боевых действий на Кавказе, в Крыму, выводу из войны союзников Германии. Арктический, через Аляску в советские порты в Арктике использовался слабо вследствие того, что порты в тех краях замерзают на зимние месяцы. Дальневосточный маршрут был очень протяженным, при этом существовала опасность встречи с японскими военно-морскими силами. Начиная с августа 1941 года, основным маршрутом поставки вооружения и материалов в СССР становится маршрут от Исландии через Северный ледовитый океан, Баренцево море, в порты Мурманск и Архангельск.
Этот маршрут в качестве основного просуществовал до лета 1942 года, поставки по нему были сокращены после разгрома печально известного каравана PQ-17. Всего же на севере, в рамках конвоев с 1941 по 1942 год было потеряно 343 504 тонны различных грузов. Тогда же основной взор союзников обратился на юг.
горный перевал и автодорога, используемая для поставок грузов в СССР.
Хотя военные события в Иране начали развиваться намного ранее лета 1942 года. 25 августа 1941 года, по взаимной договоренности, на территорию Ирана вошли: с севера части Закавказского фронта Красной армии, с юга - британские части. Иранская армия сопротивления не оказала, уже 27 августа правительство этой страны, настроенное прогермански, подало в отставку. Новое правительство, во главе с известным ученым и литератором М. Форуги отдало приказ своей армии не оказывать сопротивление.
После того, как германские ВМС активизировали свои усилия в районе Заполярья, было предложено увеличить количество поставок вооружения и материалов именно на юге, в районе Ирака и Ирана. Вот что писал У. Черчилль Сталину 18 июля 1942 года:
У. Черчилль И. Сталину.
... Мои военно-морские советники сообщают мне, что если бы они (Германия) располагали надводными, подводными и воздушными силами при данных обстоятельствах, то они гарантировали бы полное уничтожение любого конвоя, направляющегося в северную Россию...
Тем временем мы готовы направить немедленно в Персидский залив некоторые из тех судов, которые должны были отплыть с конвоем PQ... Мы надеемся увеличить пропускную способность трансиранских магистралей с тем, чтобы достичь 75000 тонн в месяц к октябрю, и принимаем меры к дальнейшему ее увеличению. Мы просим правительство Соединенных штатов помочь нам путем ускорения поставок подвижного состава и грузовиков.
... В дополнение к совместным операциям на Севере мы рассматриваем вопрос о том, как помочь Вам на Вашем южном фланге. Если мы сможем отбросить Роммеля, то мы могли бы осенью послать мощные воздушные силы для операций на левом фланге Вашего фронта. Трудности снабжения этих сил по трансиранскому маршруту без сокращения поставок Вам, разумеется, будут значительными, но я надеюсь в ближайшем будущем представить Вам детальные предложения...
Получено 18.07.1942 года.
По: "Переписка Председателя совета министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны". М., ИПЛ, 1976 год.
колонна американских грузовиков в Иране.
Уже с весны 1942 года началось перенацеливание транспортных судов с севера в Персидский залив. Британское правительство, верное союзническому долгу, так же обратилось за помощью к американцам. В начале осени в Ирак и Иран начали прибывать американские военные и специалисты, всего их количество в Иране составляло более 30 тысяч человек. От США эту миссию возглавил генерал-майор Дональд Коннели. В ноябре 1942 года ответственность за трансиранский маршрут поставок грузов для СССР полностью переместилась на плечи американских союзников. Стоит отметить, что еще ранее до прибытия миссии Д. Коннели, союзными специалистами были проведены мероприятия по модернизации портов на р. Тигр, строительству аэродрома в Абадане. Также были построены верфи, на которых производилась сборка авиационной и др. техники, сеть перевалочных баз.
генерал-майор Д. Коннели.
Ну а сам Иран, в то время представлял собой слаборазвитую в экономическом отношении страну. Союзным специалистам приходилось работать в сложных условиях высокогорья, при резких перепадах температур. В кратчайшие сроки были проведены мероприятия по модернизации сети автомобильных и железных дорог. Были модернизированы порты в Персидском заливе и на Каспийском море. Все это впоследствии преобразило и сам Иран. Ну а всего по трансиранскому маршруту, в период с 20 октября 1942 по декабрь 1944 года было перевезено более пяти миллионов тонн различных грузов.
американские самолеты, предназначенные для отправки в СССР на аэродроме Абадан.
советские пилоты на аэродроме Абадан, прибывшие для получения самолетов от союзников.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]