Родина любавичского течения хасидизма в иудаизме.
15.07.2017 867 0 +1 kirill-moiseev

Родина любавичского течения хасидизма в иудаизме.

---
+1
В закладки
1) В 8 км от границы с Беларусью находится деревня Любавичи, являющаяся мировым центром хасидского течения в иудаизме, называемого "Хабад", который основан на мистике и чувствах, категориях Мудрости, Понимания и Знания как основных средств постижения Бога через Тору. Ныне, штаб-квартира любавичских евреев находится в Нью-Йорке, а главным их сокровищем является библиотека Шнеерсона, включающая в себя более 50,000 иудейских книг и манускриптов, едва ли не ценнейший за пределами Святой земли памятник еврейской культуры.Сейчас она находится в Библиотеке имени Ленина в Москве.
Само село, к сожалению, выглядит очень депрессивно (туда и автобус из райцентра Рудни 1 раз в неделю ходит), опять же, добираться местным на попутках, со знакомыми или такси за 400 рублей.
Обо всём по порядку.
DSC_0249.JPG

2) Приехал в Рудню из Смоленска, там на автостанции стало понятно, что до деревни Любавичи никаким общественным транспортом не доберусь. Расстояние 16 км, на центральной площади только вариант на такси за 400 рублей 15 км. Попробовал поголосовать на дороге в сторону деревни, вдруг автостопом доеду. За 30 минут никто не остановил, да и тогда настроя не было.
Автостанция в Рудне работает исключительно на Смоленск, понимаю, что в Клинцах пока ситуация с пригородными автобусами пока ещё очень хорошая (ну как, до села, где работал, рейсы были в 6.30, 7.40, потом в 12.50 и 15.30, подстраивайся, как хочешь).
На фото - старая схема движения автобусов. Ежедневно 6 раз в день только до Смоленска, оставшиеся 7 маршрутов в различные удалённые населённые пункты только 1-2 раза в неделю по одному рейсу.
IMG_3087.JPG

3) Кафе-ресторан.
IMG_3091.JPG

4) Кстати, вот тут подумал, не повод смеяться, из серии, это какой год. Вот сейчас в Каире живу в старом колониальном доме, в котором были когда-то апартаменты специально для "европейских белых господ" во время принадлежности Египта Англии. Да, этот дом, где живу, относит меня в 1950-е гг., когда Египет воспринимался своеобразной Швейцарии для Европы накануне крушения колониализма. Так и здесь, это кафе относит нас к началу 1980-х гг.
IMG_3090.JPG

5) Тоже машина времени. Не смейтесь. Граждане России любят поехать в Прагу пофотать, здесь тоже, своеобразный артефакт эпохи, относиться к которому можно по-разному, но это артефакт, оставшийся благодаря низкому уровню жизни этой части Смоленской области, одного из беднейших в России регионов (вычитал интересную идею, ценой освобождения Псковской, Тверской, Смоленской, Новгородской областей стало обескровливание этих регионов, уничтожение всей промышленной и экономической базы, ценой этого, граница России начинается не в богатой Белгородской и благополучной Калужской областей, а в бедных нынешних западных регионах страны).
IMG_3089.JPG

6) Подкрепившись немного в кафе, посмотрел на машину таксиста, это была LADA Vesta. Подумал, а ведь ни разу на ней не ездил, ладно, 400 рублей за возможность впервые прокатиться на Весте, можно шикануть.
Ехали по убийственно разбитой дороге, к сожалению. Таксист высадил сразу после этого моста, с которого я позже и сделал этот кадр. Река Березина, не та самая, по которой Наполеон при отступлении из России "Великой армии" переправлялся и потерял остатки боеспособных соединений. Стоял любовался на вид села, в голове был страшный диссонанс из серии "и это то место, куда массово приезжают евреи из Германии, США и Израиля".
DSC_0128.JPG

7) Тем Россия и прекрасна - своим сочетанием несочетаемого. И это в ныне умирающей деревне без общественного транспорта. Библиотека Шнеерсона сейчас является предметом спора на государственном уровне России и США, еврейская община Хабада даже пыталась включить пункт о передаче всей Библиотеки в качестве условия отмены санкций против нашей страны.
Какова моя позиция? Не возвращать, объявить это российской собственностью, но ... перевести весь библиотечный фонд Шнеерсона в село Любавичи с постройкой необходимой инфраструктуры (недорогие гостиницы, кафетерии, ультрасовременное здание библиотеки), что позволит дать второе дыхание не только этому населённому пункту, но и целому району. Если город Умань Черкасской области Украины привлекает до 30,000 паломников со всего мира во время еврейского праздника Нового года Рош-Ха-Шана, то и в Любавичах тоже может получиться.
DSC_0123.JPG

8) Попасть во внутренние помещения могло не получиться, может даже вся поездка сорвалась бы в плане достижения всех целей. У ворот находились две женщины (с которыми я катался сразу после Любавич в село Микулино, где расположен мемориальный комплекс героям-минёрам и исторический католический польских костёл), Света и Татьяна, приехавшие из Витебска. Татьяна родом из Беларуси, более 10 лет жила в Италии, приехала в Рудню Смоленской области на несколько месяцем работать переводчиком итальянского языка для организации совместного предприятия по производству обуви. В свободное время от работы они решили поездить по смоленской глубинке и познакомиться с достопримечательностями. Кстати, они обе были еврейского происхождения, что помогло нам в поездке. Они почти час ждали местного жителя Анатолия, у которого были ключи от главного здания любавичской общины. Сам он не еврей, а из местных жителей. В селе же сейчас не осталось ни одного еврея-ашкеназа, территорию вокруг главного здания они выкупили и за несколько лет до моего визита в начале 2010-х обнесли высоким забором, поэтому туда не попасть. Территория объявлена частной собственностью, по его словам, там установлены даже видеокамеры, так за зданием и порядком можно наблюдать из нынешней штаб-квартиры любавичских евреев в Нью-Йорке (если они работали, то как он нас впустил?). Смотритель Анатолий поинтересовался, как мы связаны с евреями. У женщин с этим проблем не было. О себе же сказал, что журналист, блогер, пишу об интересных местах по всему миру. Мужчина пошутил, что я своей внешности никак с евреями не связан, слишком белокур, я ответил ему же, что у меня часть польских корней в роду.
На фото - общий вид Любавич в 1898 году, в бытность еврейского местечка. На тот период времени в Любавичах было 5 синагог, а из 382 домов 238 принадлежало евреям. В 1860 году население штетла (население с преобладаем еврейского населения) достигало 1500 человек с долей ашкеназов в 70% и крупнейшей ярмаркой в Могилёвской губернии 2 половины XIX века. Постоянно живущих евреев после Великой Отечественной войны тут практически не осталось. Последняя, Галина Моисеевна Липкина, умерла в 2003 году (сейчас, кстати, только 400 человек из русских и белорусов живут, на вид ещё меньше).
Внизу карты- река Березина.
DSC_0157.JPG

9) Как понимаю, они постепенно с годами собираются создать здесь своими силами еврейский культурный центр, делается же это на собственные деньги без контактов с российской стороной или министерством культуры РФ.
На доске - фотографии тех, кто учился в Любавичской иешиве (название еврейского религиозного учебного заведения).
DSC_0150.JPG

10) Впервые в письменных источниках деревня Любавичи упоминается в 1654 году, принадлежало князьям Любомирским, но по-настоящему широко известна в узких кругах стала в XIX веке. Зарождение хасидизма связано с деятельностью его основателя Исраэла бен Элизера (Бешта) — каббалиста и целителя, обосновавшегося в 1740 году в местечке Меджибож в исторической области Подолье на территории современной Украины. Вокруг Бешта собрался круг учеников, чья деятельность вызвала недовольство со стороны ортодоксальных раввинов, связанного с кризисом, который охватил еврейскую общину Речи Посполитой. Хасидизм напоминал некоторые идеи протестантизма, только в иудаизме, связанным с акцентом на личном переживании Бога, на личной праведности и роли харизматических лидеров (цадик). Однако хасиды не отказывались от строгого соблюдения иудейских обрядов, не впадая, впрочем, в аскетизм. После 1772 года хасидизм распался на ряд ветвей в польском Лежайске, Витебске, украинском Бердичеве и Чернобыле (том самом, где авария на ЧАЭС произошла).
DSC_0148.JPG

11) После разделов Речи Посполитой хасидские центры оказались на территории Российской империи. Первым хасидским лидером на территории России стал Шнеур-Залман из Ляд. После присоединения Беларуси к России в 1772 году он призывал хасидов не бояться России. От него отсчитывает свою историю любавичский хасидизм, центром которого впоследствии стали смоленские Любавичи. Его сын, рабби (учитель) Дов Бер и перенёс в 1813 году именно в Любавичи свою резиденцию.
IMG_3110.JPG

12) Телефон смотрителя Анатолия +7-920-319-87-70, без него во внутрь не попадёте, всё закрыто, так как частная собственность.
На фото - Двор Любавических Ребе (духовных глав хасидского течения). Мелкими буквами: еврейская религиозная община любавических хасидов в СНГ. Вот так, ни много, ни мало. Вокруг синагоги штук 5 табличек на идише и одна (на самом здании) - в т.ч. на русском.
DSC_0187.JPG

13) С годами просвещённый Хабад стал одним из самых влиятельных хасидских течений, во главе его вплоть до наших дней стояла династия Шнеерсон; шестой ребе Иосиф Шнеерсон не по своей воле в 1927 году покинул СССР: ОГПУ приговорила его сначала к расстрелу, затем к ссылке и наконец к выдворению. Однако ещё раньше он успел наладить сеть общин Хабада за границей, жил в Латвии и Польше и наконец с началом войны уехал в Нью-Йорк, где его дом "770" (по адресу) до сих пор остаётся центром Хабада. Седьмой реббе Менахем Мендл Шнеерсон, богослов и философ, многими последователями считается едва ли не Мессией. Путь, пройденный в ХХ веке многими еврейскими общинами - от белорусского захолустья до Нью-Йорка и Иерусалима.
Любавические хасиды или Хабад сейчас является наиболее крупным течением хасидизма нашего времени. В настоящее время, любавичским хасидом является например и один из главных раввинов России Берл Лазар.
DSC_0136.JPG

14)
DSC_0145.JPG

15) Разглядываю картину. Любавическая вариация картины Залмана Клеймана "Хасиды едут к своему ребе", напомнившая мне полотно "Над городом" Марка Шагала, отразившей встречу с возлюбленной Белой после 5-летней разлуки над утреннем Витебском.
DSC_0143.JPG

16)
DSC_0142.JPG

17) Паломническая гостиница. Как-раз для большого наплыва гостей со всего мира здесь много матрасов.
DSC_0140.JPG

18) Седьмой Любавический ребе Менахем Мендл Шнеерсон.
DSC_0138.JPG

19)
DSC_0146.JPG

20)
DSC_0157.JPG

21) Как я понял, с этого места ребе общался с прихожанами.
DSC_0158.JPG

22) Ящичек для пожертвований.
DSC_0159.JPG

23) Собрание Библиотеки Шнеерсона насчитывает около 12 тысяч книг (!!!) и 50 тысяч редких документов, в том числе 381 рукопись. Хасиды считают библиотеку религиозной святыней: в ней собраны рукописи и книги о хасидизме с момента появления этого течения, центром которого были Любавичи. Это рукописные философские трактаты XVIII столетия и работы третьего любавичского ребе Менахема Менделя, известного также, как Цемах Цедек. То есть это не просто стопка книг на полке, это десятки тысяч документов, имеющих сакральное для хасидов значение. О перепитиях этой коллекции и о собственно скандале вы без труда узнаете из открытых источников, а мы посмотрим, что же из себя представляет потенциальная мекка паломничества хасидов (мекка паломничества хасидов - сильно сказано!).
DSC_0160.JPG

24) Несколько манускриптов из собрания библиотеки. Советская власть в своё время отобрала её у евреев (национализация культурного наследия, ибо "искусство принадлежит народу"), но и советская власть же сберегла её от войны. Как известно, за отказ отдать/вернуть библиотеку Россия обязана выплачивать 50 тыс. $ в день (правда, выплачивает ли?)
DSC_0172.JPG

25)
IMG_3118.JPG

26)
IMG_3117.JPG

27)
IMG_3116.JPG

28)
IMG_3102.JPG

29)
IMG_3097.JPG

30) Анатолия в конце осмотра мы отблагодарили, он любезно указал нам на место расстрела всей еврейской общины Любавич во время нацистской оккупации, а сам поехал встречать приехавших паломников из Москвы.
DSC_0170.JPG

31) Мир, унесенный холокостом.
21 июля 1941 года Любавичи были оккупированы Вермахтом. 27 сентября в Любавичах было создано еврейское гетто, куда были согнаны не успевшие или не захотевшие эвакуироваться. 4 ноября все еврейское население Любавичей в количестве 483 человека было расстреляно на южной окраине села рядом со скотобойней. 10 октября 1943 года в Любавичах работала комиссия по расследованию злодеяний немецких оккупантов. Захоронение было эксгумировано, останки, как тогда было принято, после осмотра закопаны на том же самом месте.
DSC_0193.JPG

32)
DSC_0199.JPG

33) "Яма смерти".
DSC_0201.JPG

34) Надпись на торце "Местечко Любавичи. 1784 - 04.11.1941".
DSC_0205.JPG

35) Аллея праведников народов Мира Смоленской области.
Праведник народов Мира - почётное звание присваиваемое Израильским институтом Катастрофы и героизма национального мемориала Холокоста и Героизма «Яд ва-Шем».
Согласно израильскому Закону о Памяти Холокоста, данное звание присуждается неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы, рискуя при этом собственной жизнью. На 1 января 2016 года Институт Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» признал праведниками мира 26 119 человек из 51 страны.
Как пишет швейцарский историк Франсуа Визард, рассмотрение Холокоста часто ограничивается противопоставлением палачей и жертв. Однако существовала третья группа лиц, чья деятельность имела важное значение: те, кто спасал преследуемых и помогал им.Помощь евреям требовала большого мужества и самопожертвования. Нацисты угрожали смертью любому, кто укрывал евреев.
DSC_0188.JPG

36)
DSC_0191.JPG

37)
DSC_0192.JPG

38) Дальше поехали искать кладбище. На самом деле это не так-то сложно - от костёла ехать той же главной улицей, но не прямо, а на первом большом повороте свернуть направо (ориентир - домик сельской администрации).
На фото - дом Шнеерсона рядом с кладбищем. Менахем-Мендл Шнеерсон был 7 и последний из Любавических ребе умер глубоким стариком в Нью-Йорке в 1994 году так и не побывав в Любавичах. К тому времени его последователи выкупили и отремонтировали для него в Любавичах дом. Ожидали, что он переедет туда, откуда пошла его вера и где похоронены его предшественники. Но он не приехал. Продавать дом не стали. Он и сейчас называется «Дом Шнеерсона», в нем всегда натоплено и чисто – Анатолий поддерживает тепло и порядок в ожидании хасидов, приезжающих в Любавичи помолиться и почтить память основателей Хабада.
DSC_0262.JPG

39) По узкой дорожке через огород и пашню направляемся к старому еврейскому кладбищу.
DSC_0211.JPG

40)
DSC_0213.JPG

41) Здесь захоронены третий Любавичский ребе Менахем Мендл (Цемех Цедек) и его сын - четвёртый Любавичский Ребе Шмуэль (Махараш). Их могилы являются местом паломничества хасидов всего мира. Над захоронениями в начале 90-х прошлого века приверженцы ХАБАДа возвели Огэль - своеобразный мавзолей и молитвенный дом одновременно.
DSC_0218.JPG

42) По традиции паломники оставляют на могилах записки. В основном здесь записаны просьбы, мольбы о помощи. Люди просят о здоровье для себя, для детей и внуков. Записок очень много. Считается, что так же, как и при жизни, цадики, так и их захоронения, обладают чудодейственной силой. Паломники молятся у могил и просят помочь. Когда записок становится очень много их сжигают
DSC_0220.JPG

43)
DSC_0223.JPG

44) Кладбище занимает площадь около двух гектаров, почти полностью заросло кустарником и мелкими деревьями и в настоящий момент труднопроходимо. Первое письменное упоминание о любавических евреях относится к XVII веку. Судя по всему кладбище существовало уже тогда. Всего на кладбище насчитывается свыше 500 мацейв - еврейских каменных надгробий. От растительности расчищена только небольшая часть рядом с могилами цадиков.
DSC_0229.JPG

45) Остальное всё утоплено в бурьяне.
DSC_0239.JPG

46)
DSC_0240.JPG

47)
DSC_0245.JPG

48)
DSC_0249.JPG

49) Дорога обратно к машине, чтобы вместе с Татьяной и Светой поехать в Микулино, только сначала попить чай в кафешке в Рудне.
DSC_0258.JPG

50) Российская глубинка.
DSC_0261.JPG

51) Девочки- паломники из Москвы.
DSC_0266.JPG

52) В заключение, именно здесь расположен один из трёх на территории России польских костёлов ещё с самой Речи Посполитой - ныне, Успенская церковь, построенная в 1725 году.
DSC_0303.JPG

53)
DSC_0302.JPG

54)
DSC_0300.JPG

55)
DSC_0286.JPG

56) Нужна реставрация. Оставшее нищающее население села просто не потянет, а вот создание мирового еврейского культурного центра поможет создать центр паломничества. Только подумайте, там на территории 40 км столько достопримечательностей:
- Смоленская крепостная стена
- усадьба в Талашкино
- Катынь
- Любавичи
- монумент героям-минёрам в Микулино
Вместе с Беларусью создать единый туристический маршрут Витебск-Смоленск.
DSC_0283.JPG

57)
DSC_0280.JPG

58)
DSC_0274.JPG

59) Неразорвавшийся немецкий артиллерийский снаряд в стене церкви.
IMG_3165.JPG

60) Посвящается моей учительнице по музыке и близкому другу.
DSC_0268.JPGуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]