Дело Профьюмо
---
Дело Профьюмо — один из самых громких сексуальных скандалов в истории Британии. Этот эпизод рассказывает о том, как неосторожная интрижка разбила судьбы нескольких людей и повлияла на политическую ситуацию в стране. Действующие лица: военный министр Великобритании Джон Профьюмо, модель и девушка по вызову Кристин Килер, военно-морской атташе СССР и полковник ГРУ Евгений Иванов, остеопат и человек искусства Стивен Уорд.
Джон Профьюмо — наследник огромного состояния, блестящий политик, в 25 лет ставший самым молодым членом Палаты общин. В 1960-м году премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, представитель консервативной партии, назначил его на пост военного министра. Профьюмо был женат на красавице-актрисе Валери Хобсон.
Кристин Килер — 19-летняя малообразованная девушка, мечтавшая стать моделью. Кристин бросила школу, когда ей было 15 лет. Некоторое время она работала официанткой и продавщицей, а в 16 лет её фотография появилась в британском еженедельнике Tit-Bibs. В 17 Кристин устроилась работать в кабаре Murray’s, где девушки выступали топлесс. Среди клиентов этого заведения было множество знаменитостей, в том числе, людей из высшего общества. Именно там она познакомилось со Стивеном Уордом, к которому вскоре переехала, но, как утверждала, они жили «как брат и сестра».
Стивен Уорд — успешный практикующий остеопат, среди его клиентов было множество известных и богатых людей Лондона. Одним из его хобби было рисование, благодаря чему Уорд стал известен также в кругах богемы.
Евгений Иванов — полковник ГРУ, в 1960-м году вместе с женой Майей был отправлен в Великобританию как военно-морской атташе СССР. MI5 пытались завербовать Иванова и склонить его к шпионажу против СССР.
У каждого из героев этой истории — своя правда. Кто-то, как Килер и Иванов, изложили ее в мемуарах, центральная же фигура, Джон Профьюмо, хранил молчание. И только его сын, Дэвид, позже выпустил роман.
Все началось в тот момент, когда Стивен Уорд поселил в своем особняке молоденькую стриптизершу Кристин Килер. Уорд был известной персоной, среди его клиентов было немало высокопоставленных и именитых людей, таких, как Уинстон Черчилль и принц Филипп. Они же были гостями на его закрытых вечеринках. На одном из таких приемов Уорд познакомил Кристин с военным атташе СССР Евгением Ивановым и военным министром Великобритании Джоном Профьюмо.
Последний, к великому неудовольствию своей жены, присоединился к плавающей голышом в бассейне Килер.
Позже он обещал не терять девушку из виду и связаться с ней в скором времени. Но тем вечером Уорд попросил Иванова увезти Кристин в ее лондонскую квартиру. По воспоминаниям Иванова, Килер сама пригласила его подняться, а в мемуарах Кристин инициатором, наоборот, выступает советский атташе. Так или иначе, они стали любовниками.
Кристин утверждает, что Уорд на самом деле был двойным агентом, работавшим на британскую и советскую разведку. Он, по ее словам, невероятно радовался тому факту, что ей удалось переспать с Ивановым и одновременно с этим заинтриговать Профьюмо.
Вскоре министр дал о себе знать: заехал за Кристин на взятом напрокат у коллеги Бентли и прокатил ее по Лондону. Точно неизвестно, сколько именно длилась их связь: по некоторым сведениям — пару недель, по словам Килер — много месяцев. Сам Профьюмо позже признался сыну, что девушка была проста и глуповата, и говорить с ней было совершенно не о чем, не считая причесок, макияжа и музыки. Но, вероятно, в Килер все-таки было нечто цепляющее и соблазнительное, «что-то волшебное», — как вспоминал затем Иванов.
Итак, Килер спала с «идеологическими противниками» — советским разведчиком и военным министром Великобритании.
По одной из версий, Иванов и сам был заинтересован в том, чтобы Профьюмо соблазнился Килер. С ее помощью он надеялся получить сведения о сроках размещения ракет с ядерными боеголовками на территории ФРГ. По словам Килер, этой же информации требовал и Уорд. В то же время MI5, которой было известно о похождениях Профьюмо и связях Кристин с Ивановым, пыталась играть в свою игру.
В августе 1961-го года Профьюмо вызвал для беседы секретарь кабинета министров Норман Брук. Он предупредил об опасности водить дела с такими людьми, как Стивен Уорд, в чьей благонадежности Служба безопасности не была уверена. Брук не стал открыто заявлять о том, что им известно о романе министра с Килер, однако предложил тому способствовать в вербовке Иванова. Профьюмо ответил отказом.
В Москве также обдумывали, как можно использовать ситуацию. Иванов утверждал, что у Центра был план: шантажировать Профьюмо и принудить его к сотрудничеству под угрозой огласки их связи с Килер. По мнению Москвы, министр должен был согласиться, дабы избежать скандала. Но все их планы были разрушены самой Кристин.
Профьюмо, который подозревал, что об интрижке стало известно, решил закончить отношения. Он отправил девушке письмо, отменив запланированную встречу, ссылаясь на занятость и скорый отъезд. Позже именно это письмо станет «уликой» против него самого.
После разрыва с Профьюмо, Килер уехала в Нью-Йорк, где вместе с подругой Мэрилин Риз-Дэйвис пыталась построить наконец модельную карьеру. Однако удача была не на их стороне, и вскоре девушки вернулись в Лондон. Килер сошлась с бывшим коммерсантом из Антигуа Джонни Эджкомом, крайне вспыльчивым и ревнивым молодым человеком.
Однажды в драке он пырнул ножом бывшего возлюбленного Кристин, после чего она с ним порвала. Вскоре Джонни объявился на пороге дверей особняка Уорда, но охрана его не впустила. Тогда Эджком достал пистолет и выстрелил в дверь, после чего был задержан полицейскими. Килер давала показания, и в ходе беседы ляпнула и про Уорда, и про Иванова, и про Джона Профьюмо. Одним из тех, к кому попала информация, был Джон Льюис, бывший член Парламента от лейбористов и давний политический противник Профьюмо и тогдашнего премьер-министра Гарольда Макмиллана. Он немедленно сообщил подробности своему бывшему коллеге, действующему члену Парламента, Джорджу Уиггу, и тот начал свое расследование.
В декабре 1962-го года желтая газета Sunday Pictorial (ныне — Sunday Mirror) опубликовала разоблачительные материалы о любовном треугольнике, после чего Иванова немедленно отозвали домой в СССР.
Профьюмо же предстояло объясниться. 21 мая 1963 года он выступил в Палате общин с заявлением, что не имел никаких отношений с девушкой по вызову Кристин Килер. Однако уже начатое расследование показало обратное. Министр вскоре вынужден был признать факт. Позже он заявил, что скрыл правду, чтобы защитить свою семью, однако затем рассказал все жене.
Валери Хобсон оказалась преданной и достойной супругой, она дала понять, что будет стоять на стороне мужа в любом случае, и встретит все невзгоды вместе с ним. 4 июня 1963 года Профьюмо подал в отставку.
И хотя дальнейшее разбирательство показало, что министр не выдавал Килер никаких государственных тайн, связь с любовницей советского шпиона поставила жирный крест на его политической карьере. Вместе с ним пал и премьер-министр Макмиллан, а место консерваторов в Парламенте, после непродолжительного пребывания на посту Александра Дуглас-Хьюма, заняли лейбористы во главе с Гарольдом Вильсоном.
Джон Профьюмо вскоре после отставки появился в центре для беженцев Тойнби Хилл в Лондоне, предложив свою помощь в качестве посудомойки. Впоследствии он во многом помог центру расширить свою деятельность, используя свой политический опыт и связи. Его жена Валери также занималась благотворительностью, оказывая помощь больным проказой.
В 1975-м году Профьюмо стал кавалером ордена британской империи, а в 1995-м получил приглашение посетить прием в часть 70-летия Маргарет Тэтчер, где был посажен за стол рядом с королевой. Сама Тэтчер назвала Профьюмо «одним из национальных героев».
Килер была приговорена судом к 9-ти месяцем заключения за лжесвидетельство. Она дважды была замужем, оба раза недолго. Килер выпустила несколько книг-воспоминаний, в которых рассказывала в подробностях о Профьюмо, Иванове и скандальном деле.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]