В заложниках сделки: кому выгоден украинский маршрут аммиакопровода Самара–Одесса
06.12.2022 3 837 0 +139 kyznetcov81

В заложниках сделки: кому выгоден украинский маршрут аммиакопровода Самара–Одесса

---
+139
В закладки
Готовящаяся провокация на Одесском припортовом заводе по срыву возобновления работы аммиакопровода Самара–Одесса преподнесла России поучительный исторический урок о том, как нельзя полагаться на чужую политическую волю. История создания аммиакопровода восходит к брежневской эпохе и, мало кто знает, плотно завязана на интересы американского капитала, да так что он до сих пор не отпускает российский аммиак с недружественной Украины.

Зерновая сделка тесно связана с ещё одним видом сырья, необходимого для продуктового жизнеообеспечения человечества — аммиаком, необходимого для производства удобрений. Переговоры по зерну велись под гарантии разблокировки Киевом аммиакопровода в Одесском порту, закрытого на следующий же день после начала СВО, 25 февраля.

Однако в настоящее время, по данным российской разведки, Украина готовится исподтишка сорвать сделку, готовя провокацию на Одесском припортовом заводе — предприятии по производству жидких аммиачных удобрений. Британские спецслужбы с помощью канадской ЧВК GardaWorld собираются взорвать крышу хранилища аммиака и цехов, обставив диверсию как ракетный удар ВС РФ, в сущности повторив сценарий подрыва «Северных потоков», чтобы выставить Москву врагом человечества и лишить экспорта ещё одного вида сырья.

Показательно, что аммиакопровод беспрерывно работал все восемь лет войны, проходя через зоны боевых действий в Донбассе и по украинской территории, через Харьковскую, Запорожскую и Николаевскую области. Он соединяет ОАО «Тольятти-Азот» с Одесским портовым терминалом, забирает также сырье с АО «Минудобрения» из Россоши (Воронежская область), имеет ответвление на завод «Стирол» в Горловке (ДНР). Годовая мощность равна 2,6 млн тонн аммиака, с которых Украина ежегодно получала 100 млн долларов транзитных. Россия получала 2,4 млрд долларов в год, хоть и поставляла аммиак на 13–16% ниже рыночной стоимости.

А теперь самое главное — кто покупатель. Половина всего объема продавалась в США, 15% шло во Францию, остальная часть уходила в 20 стран дальнего зарубежья. Приоритетный экспорт в Америку обусловлен тем, что именно гражданин США был инициатором и спонсором постройки практически всей аммиачной отрасли Советского Союза, включая крупнейший завод по производству аммиака — «ТольяттиАзот» и аммиакопровод «Тольятти-Одесса», а также Одесский и Вентспилсский припортовые заводы — предприятий по производству жидких аммиачных удобрений в СССР.

Звали Арманд Хаммер — личность более чем историческая для советско-американских отношений. Потомок переселенцев из Одессы, убежденный коммунист и агент Коминтерна, в 23 года он стал первым американцем, получившим концессию в Советской России — месторождение асбеста под Алапаевском. Вместе с братом Виктором он проработал в России более восьми лет, поставляя в СССР американскую пшеницу в обмен на пушнину, чёрную икру и драгоценности Гохрана. В 20-е годы они представляли интересы 37 американских компаний, в том числе автомобильный концерн Генри Форда, и участвовали в секретных операциях советской военной разведки и ОГПУ.

В конце 50-х годов в США Арманд Хаммер возглавил корпорацию Occidental Petroleum и уже публично прославился как «большой друг Советского Союза» и лично Леонида Ильича Брежнева. В Москве при участии Хаммера был построен Центр международной торговли. Сами американцы считают его посредником между советскими генсеками и семью американскими президентами. За активное участие в налаживании дружественных отношений и экономического сотрудничества между США и СССР Арманд Хаммер был даже удостоен в 1978 году Ордена дружбы народов.

Аммиакопровод Тольятти–Одесса был запущен в 1981 году, спустя 15 лет после того, как Хаммер начал его лоббировать во второй половине 60-х. Главным условием льготного кредитования были поставки аммиака в США, а также маршрут через Одессу – родной город Хаммеров. Уже впоследствии рассматривались дополнительные варианты для экспорта аммиака через Новороссийск, Тамань, Туапсе и Темрюк. Тем не менее ни один из них так и не был реализован даже в новое время, несмотря на закрытие для РФ специализированных портов в Прибалтике (эстонского Силламяэ и латвийского Вентспилс).

Получится ли переориентировать экспорт российского аммиака теперь, после столь радикальных событий на Украине и вокруг Одесского порта и завода в частности, большой вопрос. Эксперты связывают торможение строительства Таманского терминала с долей «хаммеровской» OPC в украинском секторе аммиакопровода Тольятти – Одесса и в Одесском аммиачном терминале. А вот попытка сорвать аммиачную сделку за счет диверсии — это уже из сферы британских козней американским парням.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]