Луис Комфорт Тиффани: человек, превративший стекло в искусство
10.11.2022 29 559 0 +897 Decompeller

Луис Комфорт Тиффани: человек, превративший стекло в искусство

---
+897
В закладки
Луис Комфорт Тиффани внёс столь весомый вклад в развитие модерна начала XX века, что это направление иногда так и называют «тиффани».

Он вывел декоративно-прикладное искусство на новый уровень, одним из первых примерил профессию дизайнера, изобрёл принципиально новую технику работы с витражным стеклом, влюбил весь мир в свои красочные абажуры и создал стиль, который остаётся востребованным больше ста лет спустя. Рассказываем, как у него это получилось.

Луис Комфорт Тиффани: человек, превративший стекло в искусство Тиффани, Комфорт, компании, стиля, первых, новую, витражей, создал, «Тиффани, именно, дизайна, Клара, стали, витражи, которые, жизни, интерьеров, флоральных, необходимой, работать

Семейный бизнес и искусство

Луи Комфорт Тиффани (1848-1933) не был основателем компании «Тиффани и Ко», он был сыном основателя компании и на первых порах не проявлял никакого интереса к её развитию. Его волновало искусство и то, что он называл поисками истинной красоты. Его отец Чарльз Льюис Тиффани, вероятно огорченный холодным отношением наследника к семейному бизнесу, всё же не стал препятствовать художественному паломничеству сына.

Луи Комфорт Тиффани (также известный как ЛКТ) обучался в нью-йоркской Национальной академии дизайна и много путешествовал по Европе, впитывая её культурное и эстетического разнообразие.

Самым ярким впечатлением для начинающего художника-ремесленника стали витражи Шартрского собора, которые определили его будущий творческий путь.

Луис Комфорт Тиффани: человек, превративший стекло в искусство Тиффани, Комфорт, компании, стиля, первых, новую, витражей, создал, «Тиффани, именно, дизайна, Клара, стали, витражи, которые, жизни, интерьеров, флоральных, необходимой, работать

Абажур «Нарциссы»

В 1872 году Тиффани вернулся к жизни в Нью-Йорке, завёл семью и всерьез занялся изучением декоративного искусства. Он занимался и дизайном интерьеров, в 1879 году ЛКТ открыл собственную фирму, которая оказывала услуги по подбору стиля, мебели и декора для жилых пространств обеспеченных американских граждан. То есть по сути была одной из первых дизайн-студий. В 1882 году фирма Тиффани даже получила заказ на оформление интерьеров Белого Дома. В этом проекте тоже не обошлось без витражей. К сожалению, новомодные труды Тиффани были демонтированы в 1902 году, когда действующая власть решила вернуться к классическому стилю.

Луис Комфорт Тиффани: человек, превративший стекло в искусство Тиффани, Комфорт, компании, стиля, первых, новую, витражей, создал, «Тиффани, именно, дизайна, Клара, стали, витражи, которые, жизни, интерьеров, флоральных, необходимой, работать

Луис Комфорт Тиффани: человек, превративший стекло в искусство Тиффани, Комфорт, компании, стиля, первых, новую, витражей, создал, «Тиффани, именно, дизайна, Клара, стали, витражи, которые, жизни, интерьеров, флоральных, необходимой, работать

В 1883 году ЛКТ распустил дизайн-студию и основал мастерскую, в которой трудились дизайнеры, художники и стеклодувы. А после кончины отца в 1902 году стал первым арт-директором в «Тиффани и Ко» и создал отдел ювелирных украшений при легендарном магазине на Манхэттене.

Но прославился Луи Комфорт Тиффани прежде всего благодаря своим витражным лампам и новому взгляду на работу со стеклом.

Стекло и природа

Витражное стекло стало главной страстью в жизни Тиффани. Существующие технологии не отвечали его творческим замыслам, и он создал новую витражную технику, соединяя маленькие кусочки стекла при помощи тонких полосок медной фольги. Раньше для этих целей использовали свинцовые полосы, которые ЛКТ посчитал слишком грубыми: свинец не позволял работать с объемными формами и достичь необходимой детализации рисунка.

Новый способ изготовления витражей унаследовал фамилию своего создателя и до сих пор известен под ней во всём мире.

На создании новаторской витражной техники ЛКТ не остановился. Углубившись в изучение химии, он изобрел несколько новых видов стека, среди которых особой популярностью пользовалось фавриль. Дело в том, что от средневековых технологий окраски готовых стекол Тиффани тоже был не в восторге, потому что они лишали столь любимый им материал необходимой прозрачности. Слияние расплавленной стеклянной массы с оксидами металлов позволило Тиффани создать фавриль — переливающееся всеми цветами стекло с диахроническим эффектом, которое не нужно было окрашивать.

Луис Комфорт Тиффани: человек, превративший стекло в искусство Тиффани, Комфорт, компании, стиля, первых, новую, витражей, создал, «Тиффани, именно, дизайна, Клара, стали, витражи, которые, жизни, интерьеров, флоральных, необходимой, работать

Абажур «Ракитник»

Его витражи не походили на аналоги прошлого, они были утонченнее и зрелищнее. Новая технология позволяла собирать изделие из мелких стеклянных фрагментов, а самое главное: работать не только с плоскостью, но и с объёмом, благодаря чему мир увидел красочные витражные плафоны, мягко приглушающие электрический свет ламп. Лампы Тиффани быстро стали трендом и синонимом стиля модерн для всей Европы.

Тиффани был творцом эпохи ар-нуво. Как и все адепты нового искусства, он искал вдохновение в природных мотивах, плавных флоральных изгибах, перламутровых крыльях стрекоз, ярких оттенках листвы и зрелых плодов, пытаясь поймать и зафиксировать красоту живого мира в неподвижности цветного стекла.

Луис Комфорт Тиффани: человек, превративший стекло в искусство Тиффани, Комфорт, компании, стиля, первых, новую, витражей, создал, «Тиффани, именно, дизайна, Клара, стали, витражи, которые, жизни, интерьеров, флоральных, необходимой, работать

Не так давно стало популярно мнение, согласно которому основные элементы растительного дизайна культовых ламп разработал не сам Тиффани, а некая Клара Дрисколл, трудившаяся под его началом в женском подразделении компании. Поговаривают, что именно Клара была создательницей знаменитых флоральных плафонов, тогда как до неё узоры витражей от Тиффани были в основном геометрическими.

Как бы там ни было, вклад самого ЛКТ не стоит недооценивать, как минимум, говоря о технической составляющей процесса.

Много лет спустя

Торговая марка Тиффани стала воплощением стиля модерн. Именно из-за этой неразрывной связи в 1930-х годах продажи компании резко упали, когда на смену ар-нуво пришло ар-деко. К сожалению, именно в этот период банкротства скончался Луис Комфорт Тиффани, не узнав, что компания сможет пережить тяжелые времена, а цена на его оригинальные светильники в наше время будет стартовать от миллиона долларов.

Интерес к витражной технике Тиффани до сих пор жив, на сегодняшний день она является самой распространенной в мире. А светильники в стиле Тиффани, собранные из разноцветных фрагментов стекла, снова востребованы в нашу новую интерьерную эпоху, позволяющую свободно смешивать стили.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]