Мыть или не мыть: что известно науке о пользе и вреде чистых рук
---
Блюсти гигиену стоит хотя бы для очистки совести
Для чего люди моют руки? Ответ, казалось бы, очевиден — чтобы обезопасить себя от микробов, способных им навредить. Оказывается, однако, что у этой гигиенической процедуры есть и иные, скрытые смыслы.
Словно повисший в воздухе кран с водой — фонтан на острове Менорка
ACORN 1 / Alamy via Legion Media
Отмытая совесть
Мытье рук помогает избавиться не только от болезнетворных бактерий, но и от тяжести принятых ранее решений — к такому выводу пришли после серии экспериментов, результаты которых были опубликованы в журнале Science, Спайк Ли и Норберт Шварц из университета Мичигана.
А их коллеги — Чень-Бо Чжун из университета Торонто и Кэти Лильенквист из Северо-западного университета — нашли связь между моральной и физической чистотой. В их экспериментах студенты, помывшие руки, избавлялись и от чувства вины, которое оставалось после воспоминания о нехорошем поступке. А те, кто остался с грязными руками, больше ощущали свою виновность и стремились как-то искупить свой проступок. Исследователи назвали этот феномен эффектом Макбет.
Филип Тетлок, профессор из Калифорнийского университета в Беркли, прокомментировал исследование своих коллег в издании New York Times. Он полагает, что подобное можно рассматривать как символический акт, попытку духовного очищения через очищение физическое.
Так что когда речь заходит о грязных и скользких делах — это не только метафора: оказывается, что существует и буквальное их понимание.
Зубные пасты с различным вкусом, щетки различной жесткости, ополаскиватели для полости рта, зубные нити — сегодня мы можем выбирать из огромного числа продуктов. А вот у жителей Древнего Рима особого выбора не было, зубы чистили тертой яичной скорлупой.
(Creative Commons license): Simon Carrasco
Мыть руки, чистить зубы, причесываться, принимать душ, стричься, бриться — все эти процедуры кажутся цивилизованному человеку само собой разумеющимся. Шампуни, кондиционеры, гели, кремы, дезодоранты, зубные пасты, лосьоны, спреи — лиши этого арсенала любого хоть на пару дней, и он начнёт себя чувствовать неряхой и грязнулей.
Конечно, так было не всегда, даже медики стали мыть руки перед приемом пациентов лишь полтора века назад — да и то лишь благодаря наблюдательности венгерского врача Игнаца Земмельвейса (1818–1865). В 1846 году, работая в венском госпитале, он обратил внимание на смертность в родильных отделениях. В одном из них смертность от родильной горячки (послеродового сепсиса) в разы превышала показатель второго отделения (13% против 2%). И именно в этом отделении принимать роды врачам помогали студенты-медики, которые также вскрывали трупы в мертвецкой и оттачивали своё мастерство в инфекционном отделении.
Земмельвейс, предположив, что у них на руках остаются «трупные частички», которые и вызывают горячку рожениц и смерть детей, предложил тщательно мыть руки, обрабатывать их и медицинские инструменты раствором хлорной извести.
ronstik / Alamy via Legion Media
Эта простая мера оказалась крайне эффективной. Однако открытие Земмельвейса было подвергнуто критике, а сам врач уволен из больницы. Земмельвейс писал письма коллегам, выступал на конференциях, опубликовал книгу «Этиология, сущность и профилактика родильной горячки» («Die Aetiologie, der Begriff und die Prophylaxis des Kindbettfiebers», 1861), но при жизни его метод так и не заслужил признания.
Из этой истории вовсе не следует, что до Земмельвейса люди не мыли рук, речь о том, что значимость этой процедуры не осознавалась в полной мере. Мысль, что врач своими руками может навредить больному или роженице, казалась недопустимой и даже кощунственной.
И лишь во второй половине XIX века, когда один за другим стали открывать возбудители инфекционных болезней, стало очевидно, что чистота — шаг к здоровью. Именно с этого времени и началась пропаганда знакомых нам всем гигиенических навыков.
Правила первобытной гигиены
Изучение различных артефактов, сохранившихся с древнейших времен, показывает, что на протяжении всей истории своего существования человек предпринимал попытки очищать себя, защищать от солнца и ветра.
У этого индийского женского украшения есть и практическое предназначение. С помощью этих приспособлений удаляли серу из ушей и остатки пищи, застрявшие между зубами
(Creative Commons license): Meena Kadri
Мелкий песок и зола были первобытными моющими средствами, каменные ножи и пустые раковины моллюсков выполняли функции современных бритв, эмпирически найденные приёмы лечения продуктами животного и растительного происхождения и первые навыки личной гигиены закреплялись в обычаях.
У жителей Месопотамии были выработаны строгие гигиенические правила: мыть руки и тело, стричь волосы, использовать благовония. Водные процедуры считались древними врачевателями Месопотамии гарантом здоровья.
Особое внимание чистоте тела уделяли в Древней Греции. После длительных и тщательных водных процедур в кожу втирались кремы, масла, ароматические средства. Гиппократ (ок. 460–377 до н. э.) в своих трудах «О здоровом образе жизни» и «О воздухах, водах и местностях» в качестве средств, способствующих сохранению и оздоровлению кожи, рекомендовал правильное питание, свежий воздух, массаж и разумный образ жизни.
Культуру гигиены и эстетики тела от греков позаимствовали римляне. Их термы были совершенно уникальным местом: здесь и отдыхали, и здоровье поправляли, занимались косметическими процедурами, беседовали и развлекались.
В банях делали разные виды массажа для сохранения мышц в хорошем тонусе и эластичности кожи. Набор для поддержания чистоты и красоты римлянина состоял из пинцета для удаления нежелательной растительности, ушных палочек, зубочистки и приспособления для чистки ногтей. Зубы чистили яичной скорлупой, приготовленной особым способом, а для отбеливания применяли пудру из пемзы. От запаха пота римляне спасались ароматическими маслами и мешочками с пахучими травами, которые носили подмышкой. Со строительства водопроводов и канализации начиналось строительство любого города, грязная вода считалась источником болезней.
Однако в средневековой Европе вместе с упадком античной культуры забылись и многие санитарно-гигиенические нормы. Канализации и водопровода не было, все нечистоты выбрасывались на улицы. Бани забылись. К примеру, королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV века), по ее же признанию, за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.
Обеспечить город чистой водой было важнейшей задачей для древних римлян
(Creative Commons license): Francesco Z
Как обстояли дела с гигиеной, легко себе представить, читая роман Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы»:
«В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, задние дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни — тухлой капустой и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни — засаленными простынями, влажными перинами и едкими испарениями ночных горшков. Из каминов несло серой, из дубилен — едкими щелочами, со скотобоен — выпущенной кровью. Люди воняли потом и нестираным платьем; изо рта у них пахло гнилыми зубами, из животов — луковым соком, а из тела, когда они были уже немолоды, начинало пахнуть старым сыром, кислым молоком и злокачественными опухолями».
Подобная ситуация приводила к настоящим эпидемиологическим катастрофам — таким как чума 1347–1353 годов, от которой погибла треть населения Европы. «Черная смерть» затронула тогда и некоторые русские города, посещаемые иностранцами, но это ни в какое сравнение не шло с тем, как свирепствовала чума на Западе.
Cristiano Fronteddu / Alamy via Legion Media
Даже самые тяжкие чумные моры — особенно в 1603−м, 1655−м и 1770 годах — не привели к демографическому кризису в стране. Главной причиной этого принято считать бани. Русские люди не знали недостатка в воде, баня стояла при каждом дворе.
«Много ли мог употреблять воды простой люд в городах Европы, где общественные колодцы до появления в XIX веке водопровода были лишь на некоторых площадях (вдобавок из этих колодцев вечно вылавливали трупы кошек и крыс)?» — вопрошает историк и журналист Александр Горянин, автор книги «Мифы о России и дух нации».
Английский дипломат Джайлс Флетчер (1549–1611), побывавший в Москве в 1588–1589 годах, писал в своем очерке «О государстве русском»:
«Они ходят два или три раза в неделю в баню, которая им служит вместо всяких лекарств. Вы нередко увидите, как они для закалки тела выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окатываются холодной водой даже в самый сильный мороз».
С гигиеническими предписаниями (как хранить продукты питания, как соблюдать чистоту в доме) можно познакомиться и в «Домострое» — памятнике русской литературы XVI века, представляющем собой свод правил семейного-бытового поведения:
«А пока хлебы пекут, тогда и одежды стирают так, что и с одной топки и дровам не убыточно, но нужно приглядывать, как нарядные рубашки стирают и лучшую одежду, и сколько мыла идет, и золы на сколько рубашек, чтобы хорошо постирать и прокипятить, и начисто прополоскать, и высушить, и погладить и скатерти, убрусы, и платки, и полотенца».
В Европе серьезные изменения в правилах гигиены стали происходить с зарождением капиталистического способа производства. Врачи начали обращать внимание на условия труда рабочих и их профессиональные болезни. Так, в 1700 году выходит трактат Бернардино Рамаццини (1633 — 1714) о болезнях, обусловленных профессиями людей.
В 1788 году выходит первое шеститомное сочинение по всем вопросам общественной гигиены Петера Франка (1745–1821) «Полная система медицинской полиции», а в 1796-м — «Макробиотика» Христофора Вильгельма Гуфеланда (1762–1836) по вопросам личной гигиены.
Эти труды стали завершением эмпирического развития гигиены, дальнейшие исследования основывались на научно обоснованных положениях, которые опирались на точные исследования и эксперимент — как, к примеру, руководство по гигиене «Трактат об общественной и частной гигиене» (1844) Мишеля Леви.
Особый вклад в развитие гигиены как науки внёс выдающийся учёный Макс Петтенкофер (1818–1901) своими методическими работами по исследованию воды, воздуха, пищи и почвы. В 1865 году на медицинском факультете Мюнхенского университета ему удалось организовать первую в истории медицины кафедру гигиены.
Немытые руки в ультрафиолетовых лучах. После того, как испытуемый помыл их обычным для себя способом, руки проверили еще раз. Они оказались чистыми. Но очень часто, если руки помыть недобросовестно, остается грязь в районе колец и между пальцами
(Creative Commons license): James Emery
Именно он разработал и ввел в практику метод определения углекислого газа в воздухе и использовал его в качестве индикатора чистоты воздуха жилых и рабочих помещений, дал экспериментальное обоснование практическим санитарным мероприятиям по очистке городов. Совместно с физиологом Карлом фон Фойтом (1831–1908) Петтенкофер изучал вопросы, связанные воздухообменом в помещениях, разработал первые гигиенические нормы питания.
Благодаря их стараниям и усилиям их сподвижников с XIX века на научной основе стали развиваться гигиена труда, гигиена питания, коммунальная гигиена, гигиена детей, военная гигиена.
В стерильном мире
Любовь к чистоте, которую нам упорно прививают с малых лет, не всегда идёт на пользу. В 1989 году британский эпидемиолог Дэвид Стречен, опубликовав статью в журнале British Medical Journal, выдвинул «гигиеническую гипотезу», согласно которой именно излишняя стерильность, окружающая детей с первых месяцев жизни, становится причиной развития различных аллергических реакций.
В первые годы жизни современные дети сталкиваются с очень незначительным количеством болезнетворных микробов. Страдающая бездельем, лишённая стимулов для становления иммунная система начинает сдавать, что в конечном итоге приводит к гиперответу в виде аллергии.
Несмотря на то что правила гигиены нам внушают с детских лет, не все спешат их соблюдать и тем более не спешат в этом признаваться. Свидетельством тому могут служить результаты исследования компании Harris Interactive, которые проводились в четырех американских городах по заказу Ассоциации производителей мыла и моющих средств (Soap and Detergent Association) и Американского общества микробиологии (American Society for Microbiology).
В исследованиях приняли участие 3206 мужчин и 3310 женщин. 91% респондентов утверждали, что всегда моют руки после посещения туалета, тогда как наблюдения в уборных показали, что так поступают только 83% посетителей. Опрос показал, что очень мало людей моет руки после общения с кошками и собаками (всего 43%), после контакта с деньгами (21%) и после чихания или кашля (32%). (Это исследование проводилось задолго до пандемии коронавируса, которая заставила многих пересмотреть отношение к мытью рук. — Прим. Vokrugsveta.ru)
Получается, что, с одной стороны, мы начищаем свои дома до блеска, возможно, нанося серьезный вред самым маленьким и беззащитным членам нашей семьи, а с другой — забываем об элементарных правилах гигиены в случаях, где их соблюдение уж точно не навредит. Вот такой выходит гигиенический дуализм XXI века.
Для чего люди моют руки? Ответ, казалось бы, очевиден — чтобы обезопасить себя от микробов, способных им навредить. Оказывается, однако, что у этой гигиенической процедуры есть и иные, скрытые смыслы.
Словно повисший в воздухе кран с водой — фонтан на острове Менорка
ACORN 1 / Alamy via Legion Media
Отмытая совесть
Мытье рук помогает избавиться не только от болезнетворных бактерий, но и от тяжести принятых ранее решений — к такому выводу пришли после серии экспериментов, результаты которых были опубликованы в журнале Science, Спайк Ли и Норберт Шварц из университета Мичигана.
А их коллеги — Чень-Бо Чжун из университета Торонто и Кэти Лильенквист из Северо-западного университета — нашли связь между моральной и физической чистотой. В их экспериментах студенты, помывшие руки, избавлялись и от чувства вины, которое оставалось после воспоминания о нехорошем поступке. А те, кто остался с грязными руками, больше ощущали свою виновность и стремились как-то искупить свой проступок. Исследователи назвали этот феномен эффектом Макбет.
Филип Тетлок, профессор из Калифорнийского университета в Беркли, прокомментировал исследование своих коллег в издании New York Times. Он полагает, что подобное можно рассматривать как символический акт, попытку духовного очищения через очищение физическое.
Так что когда речь заходит о грязных и скользких делах — это не только метафора: оказывается, что существует и буквальное их понимание.
Зубные пасты с различным вкусом, щетки различной жесткости, ополаскиватели для полости рта, зубные нити — сегодня мы можем выбирать из огромного числа продуктов. А вот у жителей Древнего Рима особого выбора не было, зубы чистили тертой яичной скорлупой.
(Creative Commons license): Simon Carrasco
Мыть руки, чистить зубы, причесываться, принимать душ, стричься, бриться — все эти процедуры кажутся цивилизованному человеку само собой разумеющимся. Шампуни, кондиционеры, гели, кремы, дезодоранты, зубные пасты, лосьоны, спреи — лиши этого арсенала любого хоть на пару дней, и он начнёт себя чувствовать неряхой и грязнулей.
Конечно, так было не всегда, даже медики стали мыть руки перед приемом пациентов лишь полтора века назад — да и то лишь благодаря наблюдательности венгерского врача Игнаца Земмельвейса (1818–1865). В 1846 году, работая в венском госпитале, он обратил внимание на смертность в родильных отделениях. В одном из них смертность от родильной горячки (послеродового сепсиса) в разы превышала показатель второго отделения (13% против 2%). И именно в этом отделении принимать роды врачам помогали студенты-медики, которые также вскрывали трупы в мертвецкой и оттачивали своё мастерство в инфекционном отделении.
Земмельвейс, предположив, что у них на руках остаются «трупные частички», которые и вызывают горячку рожениц и смерть детей, предложил тщательно мыть руки, обрабатывать их и медицинские инструменты раствором хлорной извести.
ronstik / Alamy via Legion Media
Эта простая мера оказалась крайне эффективной. Однако открытие Земмельвейса было подвергнуто критике, а сам врач уволен из больницы. Земмельвейс писал письма коллегам, выступал на конференциях, опубликовал книгу «Этиология, сущность и профилактика родильной горячки» («Die Aetiologie, der Begriff und die Prophylaxis des Kindbettfiebers», 1861), но при жизни его метод так и не заслужил признания.
Из этой истории вовсе не следует, что до Земмельвейса люди не мыли рук, речь о том, что значимость этой процедуры не осознавалась в полной мере. Мысль, что врач своими руками может навредить больному или роженице, казалась недопустимой и даже кощунственной.
И лишь во второй половине XIX века, когда один за другим стали открывать возбудители инфекционных болезней, стало очевидно, что чистота — шаг к здоровью. Именно с этого времени и началась пропаганда знакомых нам всем гигиенических навыков.
Правила первобытной гигиены
Изучение различных артефактов, сохранившихся с древнейших времен, показывает, что на протяжении всей истории своего существования человек предпринимал попытки очищать себя, защищать от солнца и ветра.
У этого индийского женского украшения есть и практическое предназначение. С помощью этих приспособлений удаляли серу из ушей и остатки пищи, застрявшие между зубами
(Creative Commons license): Meena Kadri
Мелкий песок и зола были первобытными моющими средствами, каменные ножи и пустые раковины моллюсков выполняли функции современных бритв, эмпирически найденные приёмы лечения продуктами животного и растительного происхождения и первые навыки личной гигиены закреплялись в обычаях.
У жителей Месопотамии были выработаны строгие гигиенические правила: мыть руки и тело, стричь волосы, использовать благовония. Водные процедуры считались древними врачевателями Месопотамии гарантом здоровья.
Особое внимание чистоте тела уделяли в Древней Греции. После длительных и тщательных водных процедур в кожу втирались кремы, масла, ароматические средства. Гиппократ (ок. 460–377 до н. э.) в своих трудах «О здоровом образе жизни» и «О воздухах, водах и местностях» в качестве средств, способствующих сохранению и оздоровлению кожи, рекомендовал правильное питание, свежий воздух, массаж и разумный образ жизни.
Культуру гигиены и эстетики тела от греков позаимствовали римляне. Их термы были совершенно уникальным местом: здесь и отдыхали, и здоровье поправляли, занимались косметическими процедурами, беседовали и развлекались.
В банях делали разные виды массажа для сохранения мышц в хорошем тонусе и эластичности кожи. Набор для поддержания чистоты и красоты римлянина состоял из пинцета для удаления нежелательной растительности, ушных палочек, зубочистки и приспособления для чистки ногтей. Зубы чистили яичной скорлупой, приготовленной особым способом, а для отбеливания применяли пудру из пемзы. От запаха пота римляне спасались ароматическими маслами и мешочками с пахучими травами, которые носили подмышкой. Со строительства водопроводов и канализации начиналось строительство любого города, грязная вода считалась источником болезней.
Однако в средневековой Европе вместе с упадком античной культуры забылись и многие санитарно-гигиенические нормы. Канализации и водопровода не было, все нечистоты выбрасывались на улицы. Бани забылись. К примеру, королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV века), по ее же признанию, за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.
Обеспечить город чистой водой было важнейшей задачей для древних римлян
(Creative Commons license): Francesco Z
Как обстояли дела с гигиеной, легко себе представить, читая роман Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы»:
«В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, задние дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни — тухлой капустой и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни — засаленными простынями, влажными перинами и едкими испарениями ночных горшков. Из каминов несло серой, из дубилен — едкими щелочами, со скотобоен — выпущенной кровью. Люди воняли потом и нестираным платьем; изо рта у них пахло гнилыми зубами, из животов — луковым соком, а из тела, когда они были уже немолоды, начинало пахнуть старым сыром, кислым молоком и злокачественными опухолями».
Подобная ситуация приводила к настоящим эпидемиологическим катастрофам — таким как чума 1347–1353 годов, от которой погибла треть населения Европы. «Черная смерть» затронула тогда и некоторые русские города, посещаемые иностранцами, но это ни в какое сравнение не шло с тем, как свирепствовала чума на Западе.
Cristiano Fronteddu / Alamy via Legion Media
Даже самые тяжкие чумные моры — особенно в 1603−м, 1655−м и 1770 годах — не привели к демографическому кризису в стране. Главной причиной этого принято считать бани. Русские люди не знали недостатка в воде, баня стояла при каждом дворе.
«Много ли мог употреблять воды простой люд в городах Европы, где общественные колодцы до появления в XIX веке водопровода были лишь на некоторых площадях (вдобавок из этих колодцев вечно вылавливали трупы кошек и крыс)?» — вопрошает историк и журналист Александр Горянин, автор книги «Мифы о России и дух нации».
Английский дипломат Джайлс Флетчер (1549–1611), побывавший в Москве в 1588–1589 годах, писал в своем очерке «О государстве русском»:
«Они ходят два или три раза в неделю в баню, которая им служит вместо всяких лекарств. Вы нередко увидите, как они для закалки тела выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окатываются холодной водой даже в самый сильный мороз».
С гигиеническими предписаниями (как хранить продукты питания, как соблюдать чистоту в доме) можно познакомиться и в «Домострое» — памятнике русской литературы XVI века, представляющем собой свод правил семейного-бытового поведения:
«А пока хлебы пекут, тогда и одежды стирают так, что и с одной топки и дровам не убыточно, но нужно приглядывать, как нарядные рубашки стирают и лучшую одежду, и сколько мыла идет, и золы на сколько рубашек, чтобы хорошо постирать и прокипятить, и начисто прополоскать, и высушить, и погладить и скатерти, убрусы, и платки, и полотенца».
В Европе серьезные изменения в правилах гигиены стали происходить с зарождением капиталистического способа производства. Врачи начали обращать внимание на условия труда рабочих и их профессиональные болезни. Так, в 1700 году выходит трактат Бернардино Рамаццини (1633 — 1714) о болезнях, обусловленных профессиями людей.
В 1788 году выходит первое шеститомное сочинение по всем вопросам общественной гигиены Петера Франка (1745–1821) «Полная система медицинской полиции», а в 1796-м — «Макробиотика» Христофора Вильгельма Гуфеланда (1762–1836) по вопросам личной гигиены.
Эти труды стали завершением эмпирического развития гигиены, дальнейшие исследования основывались на научно обоснованных положениях, которые опирались на точные исследования и эксперимент — как, к примеру, руководство по гигиене «Трактат об общественной и частной гигиене» (1844) Мишеля Леви.
Особый вклад в развитие гигиены как науки внёс выдающийся учёный Макс Петтенкофер (1818–1901) своими методическими работами по исследованию воды, воздуха, пищи и почвы. В 1865 году на медицинском факультете Мюнхенского университета ему удалось организовать первую в истории медицины кафедру гигиены.
Немытые руки в ультрафиолетовых лучах. После того, как испытуемый помыл их обычным для себя способом, руки проверили еще раз. Они оказались чистыми. Но очень часто, если руки помыть недобросовестно, остается грязь в районе колец и между пальцами
(Creative Commons license): James Emery
Именно он разработал и ввел в практику метод определения углекислого газа в воздухе и использовал его в качестве индикатора чистоты воздуха жилых и рабочих помещений, дал экспериментальное обоснование практическим санитарным мероприятиям по очистке городов. Совместно с физиологом Карлом фон Фойтом (1831–1908) Петтенкофер изучал вопросы, связанные воздухообменом в помещениях, разработал первые гигиенические нормы питания.
Благодаря их стараниям и усилиям их сподвижников с XIX века на научной основе стали развиваться гигиена труда, гигиена питания, коммунальная гигиена, гигиена детей, военная гигиена.
В стерильном мире
Любовь к чистоте, которую нам упорно прививают с малых лет, не всегда идёт на пользу. В 1989 году британский эпидемиолог Дэвид Стречен, опубликовав статью в журнале British Medical Journal, выдвинул «гигиеническую гипотезу», согласно которой именно излишняя стерильность, окружающая детей с первых месяцев жизни, становится причиной развития различных аллергических реакций.
В первые годы жизни современные дети сталкиваются с очень незначительным количеством болезнетворных микробов. Страдающая бездельем, лишённая стимулов для становления иммунная система начинает сдавать, что в конечном итоге приводит к гиперответу в виде аллергии.
Несмотря на то что правила гигиены нам внушают с детских лет, не все спешат их соблюдать и тем более не спешат в этом признаваться. Свидетельством тому могут служить результаты исследования компании Harris Interactive, которые проводились в четырех американских городах по заказу Ассоциации производителей мыла и моющих средств (Soap and Detergent Association) и Американского общества микробиологии (American Society for Microbiology).
В исследованиях приняли участие 3206 мужчин и 3310 женщин. 91% респондентов утверждали, что всегда моют руки после посещения туалета, тогда как наблюдения в уборных показали, что так поступают только 83% посетителей. Опрос показал, что очень мало людей моет руки после общения с кошками и собаками (всего 43%), после контакта с деньгами (21%) и после чихания или кашля (32%). (Это исследование проводилось задолго до пандемии коронавируса, которая заставила многих пересмотреть отношение к мытью рук. — Прим. Vokrugsveta.ru)
Получается, что, с одной стороны, мы начищаем свои дома до блеска, возможно, нанося серьезный вред самым маленьким и беззащитным членам нашей семьи, а с другой — забываем об элементарных правилах гигиены в случаях, где их соблюдение уж точно не навредит. Вот такой выходит гигиенический дуализм XXI века.
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]