Что такое красота? Вот 4 причины, которые заставляют нас назвать вещь прекрасной
---
Нейробиолог объяснила, почему мы считаем одни предметы эстетичными, а другие — отталкивающими
Посетитель выставки в Париже рассматривает картину Огюста Ренуара «Портрет актрисы Жанны Самари» 1877 года.
Vladimir Pomortzeff / Alamy
Симметрия и привычка
Нашим восприятием красоты занимается отдельный раздел науки — нейроэстетика, и в этой области всегда кипят споры вокруг тех или иных концепций. Не зря говорят, что красота — понятие субъективное.
— Считается, что у человека за красоту отвечают те же процессы, что и за математику. Человек ориентируется на симметрию: обычно сильно несимметричное нам кажется некрасивым, — рассказала порталу «Вокруг света» Виктория Давлетбаева — нейробиолог, консультант по биологии Домашней школы «ИнтернетУрок».
Эволюционно это важно для оценки здоровья партнера, пригодности еды, определения хищника и так далее, объясняет ученый. Отсюда же неприятие нестыковок размеров и форм в окружающем мире, ставшее основой шуток про «ад перфекциониста».
Кроме того, мы обычно считаем красивым то, с чем ранее сталкивались в большом количестве. Привычное узнаваемо, а значит, приятно. Также мы стремимся к средним значениям, избегая крайностей: легкая асимметрия в интерьере, не слишком худое и не слишком полное телосложение у человека.
Сверхстимулы
— Во многом мы ориентируемся также на биологические стимулы. Взять, например, такой параметр красоты, как длинные женские ноги. А сверхстимулы привлекают еще больше — высокий каблук визуально делает просто длинные ноги очень длинными, — объясняет Виктория Давлетбаева.
Этот принцип соблюдается и в живописи: у Айвазовского насыщенные, очень синие, очень большие волны, они выглядят совсем не как реальные волны на море, приводит пример нейробиолог.
Иван Айвазовский, «Судно посреди шторма»
Viktor Birkus / Alamy
Главная тема
И в классической, и в современной музыке прослеживаются гиперболизированные звуки, не характерные для природы. Также важно, чтобы музыкальное произведение было ритмичным, — симметрия связана не только с визуальным восприятием. При этом мозг обычно выбирает один самый важный сигнал и отбрасывает остальные.
— Например, мы не слышим, что нам говорят, когда мы сильно заняты другим делом. И если кто-то уже сделал это за наш мозг — выделил основную тему в музыке, центральную фигуру на картине, сделал акцент в имидже, — то мозг может не тратить на это ресурсы. От этого мозгу приятно, а нам хорошо и «красиво», — пояснила Виктория Давлетбаева.
Посетитель выставки в Париже рассматривает картину Огюста Ренуара «Портрет актрисы Жанны Самари» 1877 года.
Vladimir Pomortzeff / Alamy
Симметрия и привычка
Нашим восприятием красоты занимается отдельный раздел науки — нейроэстетика, и в этой области всегда кипят споры вокруг тех или иных концепций. Не зря говорят, что красота — понятие субъективное.
— Считается, что у человека за красоту отвечают те же процессы, что и за математику. Человек ориентируется на симметрию: обычно сильно несимметричное нам кажется некрасивым, — рассказала порталу «Вокруг света» Виктория Давлетбаева — нейробиолог, консультант по биологии Домашней школы «ИнтернетУрок».
Эволюционно это важно для оценки здоровья партнера, пригодности еды, определения хищника и так далее, объясняет ученый. Отсюда же неприятие нестыковок размеров и форм в окружающем мире, ставшее основой шуток про «ад перфекциониста».
Кроме того, мы обычно считаем красивым то, с чем ранее сталкивались в большом количестве. Привычное узнаваемо, а значит, приятно. Также мы стремимся к средним значениям, избегая крайностей: легкая асимметрия в интерьере, не слишком худое и не слишком полное телосложение у человека.
Сверхстимулы
— Во многом мы ориентируемся также на биологические стимулы. Взять, например, такой параметр красоты, как длинные женские ноги. А сверхстимулы привлекают еще больше — высокий каблук визуально делает просто длинные ноги очень длинными, — объясняет Виктория Давлетбаева.
Этот принцип соблюдается и в живописи: у Айвазовского насыщенные, очень синие, очень большие волны, они выглядят совсем не как реальные волны на море, приводит пример нейробиолог.
Иван Айвазовский, «Судно посреди шторма»
Viktor Birkus / Alamy
Главная тема
И в классической, и в современной музыке прослеживаются гиперболизированные звуки, не характерные для природы. Также важно, чтобы музыкальное произведение было ритмичным, — симметрия связана не только с визуальным восприятием. При этом мозг обычно выбирает один самый важный сигнал и отбрасывает остальные.
— Например, мы не слышим, что нам говорят, когда мы сильно заняты другим делом. И если кто-то уже сделал это за наш мозг — выделил основную тему в музыке, центральную фигуру на картине, сделал акцент в имидже, — то мозг может не тратить на это ресурсы. От этого мозгу приятно, а нам хорошо и «красиво», — пояснила Виктория Давлетбаева.
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]