День в истории: как мыслят шахматисты и первый тест IQ
Альфред Бине
Wikimedia Commons
Бине родился 8 июля 1857 года в Ницце, в семье врача и художницы, но его родители расстались, и будущего ученого воспитывала мать-одиночка. Но это не помешало сыну получить отличное образование. Когда ему исполнилось 15 лет, семья переехала в столицу, и юный Альфред последние школьные годы провел в Лицее Людовика Великого, одном из старейших учебных заведений Парижа, где до него учились Гюго, Мольер, Эварист Галуа, Робеспьер и десятки других знаменитых французов.
Двор Лицея Людовика Великого
Wikimedia Commons
После этого Бине получил высшее юридическое образование, став доктором права. Но карьера юриста его не очень привлекала, и, проработав шесть лет, молодой человек ушел в отставку. К этому момент он уже посещал медицинские курсы (которые так и не окончит впоследствии) и познакомился с психофизиологом Шарлем Фере, с которым позднее опубликовал ряд работ, посвященных в том числе животному магнетизму и гипнозу. Критикуя животный магнетизм Месмера с перетеканием флюидов, авторы пишут, что можно вводить в оцепенение людей и других животных, но никакого волшебства в этом нет – только гипноз.
Выйдя в отставку, Альфред решил заняться самообразованием в Национальной библиотеке. К этому не было никаких особенных препятствий: после учебы в знаменитом лицее Бине владел английским в совершенстве, и мог читать труды не только французских, но и зарубежных авторов.
В том же 1884 году он женился на дочери зоолога и эмбриолога Эдуарда Бальбиани, открывшего гигантские утолщения хромосом у комаров-звонцов (кольца Бальбиани), изучавшего также размножение инфузорий, цитологию и гистологию. Бине продолжил свои занятия естественными науками в Сорбонне, посещая заодно курс своего тестя. Через год он захотел продолжить свои занятия психологией и психофизиологией, и поступил к знаменитому Жану-Мартену Шарко – создателю современной неврологии как науки (подробнее о 10 самых известных учениках Шарко читайте в нашем материале). Шарко работал в больнице Сальпетриер, что с французского переводится как «склад селитры», так как до больницы там была тюрьма, приют для душевнобольных и престарелых, а еще раньше – пороховой завод. У великого Шарко, подарившего миру не только фундаментальные труды, но и множество талантливых учеников, Бине проработал семь лет, придумав немало экспериментов для изучения гипноза. Затем Альфред разочаровался в этой теме и раскритиковал мнение своего учителя о ней. Конечно, ему не оставалось иного выхода, кроме как покинуть это место.
Шарко читает лекцию об истерии. Фрагмент полотна Андре Бруилле 1881 г.
Wikimedia Commons
Бине стал ассистентом Анри Бони, проработав три года в его лаборатории психофизиологии и не получая никакого жалования. Его бескорыстная любовь к науке была вознаграждена: после отставки руководителя он стал главой лаборатории. Вскоре карьера Бине пошла в гору, и он стал лектором в Бухаресте, главным редактором одного психологического журнала и членом редколлегии другого. Чуть позже он основал первую во Франции лабораторию экспериментальной психологии.
В это время его научные интересы снова сместились. Наблюдая за подрастающими дочками и опираясь на опыт превосходного педагога и лектора, Бине увлекся изучением детской психологии и умственного развития. В эпоху, когда почти все внимание психологов было приковано к болезням и отклонениям, Бине осмелился сместить фокус научной мысли также и на норму, которая до того пользовалась гораздо более скромным успехом.
Тест на умение рисовать квадрат для пятилетних детей, 1908 год, иллюстрация в журнале L’Année psychologique («Психологический ежегодник»), основанном Альфредом Бине и Анри Бони. Журнал жив и по сей день, приобрел и англоязычную версию.
Wikimedia Commons
Ученый заметил, что его дочки взрослеют по-разному: если Маргарита была наблюдательной и четко формулировала свои мысли, подробно описывала образы, то Арманда была фантазеркой. Бине отнес их к двум различным типам и предположил, что образование следует подбирать так, чтобы оно компенсировало эти особенности. Обратившись к существовавшим педагогическим методикам, ученый нашел их весьма посредственными и порождающими проблемы, а не решающими их. В последнем он как раз и видел призвание воспитания.
Но критикой Бине не ограничился (все бы так критиковали): он решил создать свою методику оценку умственного развития детей. Вместе с Теодором Симоном ученый создал первый в мире тест для оценки интеллекта в 1905 году, который помогал определить «умственный возраст» ребенка. Дети должны были выполнять указания, помещать предметы по порядку, называть объекты, копировать рисунки. Альфред Бине, однако, предостерегал от поспешных выводов после такой проверки. Необходимо было сопоставить результаты с физическим состоянием ребенка, с его прилежанием к учебе, уровнем внимания, мотивации, влиянием внешних факторов. В 1916 эта шкала будет переработана Терменом в шкалу «Стэнфорд-Бине».
Бине разработал и систему оценки успеваемости, основываясь на двух ключевых принципах: вопросы тестов не могут быть случайными, а должны четко основываться на программе; успехи ребенка оцениваются по сравнению с успехами его сверстников. Такие же принципы легли в основу и его методик оценки.
По мнению ученого, на успешность ученика могли влиять не только его здоровье и ум, но и материальное положение семьи (которое, например, позволяет нанять лучшего учителя), а также характер ребенка.
Память ученый сравнивал с полем, а интеллект – с капиталом, который можно вложить в возделывание этой земли. Бине также описал еще один вид запоминания, ранее неизвестный – абстрактную память, которая закрепляет информацию о понятиях и объектах схематично. Именно так запоминают положения фигур, играя вслепую на нескольких досках, шахматисты, которых ученый впервые поместил в фокус внимания психологии. Запоминая общий смысл, даже некоторые мастера не могли сходу ответить на вопрос о цвете конкретной клетки на доске, и только после построения мысленной схемы, опираясь на знания о соседних фигурах, говорили правильный вариант. Правда, сам Альфред Бине в шахматах не особенно разбирался: одному из испытуемых он поверил, что тот может просчитать игру на 500 ходов вперед.
Наблюдения и эксперименты Альфреда Бине показали, что уровень интеллекта с возрастом может меняться, и нельзя ставить крест на ребенке, если сначала у него что-то не получается. Даже если ученик сначала не демонстрирует блистательных успехов, надо стараться приспособить его к жизни в обществе, развивая его в том направлении, которое ему подходит. Да и темпы развития у детей могут быть разными, и, возможно, не самый способный ученик еще догонит и перегонит своих сверстников. Поэтому в педагогике, как и в медицине, для Бине была важна не только «постановка диагноза», но и «лечение».
Андре Латур
Wikimedia Commons
Бине хотел уточнить свои тесты, чтобы снизить риск неверной интерпретации, но этому помешала его смерть от инсульта всего в 54 года. Но успел он немало: перед смертью он даже попробовал себя в драматургии, сочетая психологический талант с мастерством Андре Латура, работавшего под псевдонимом де Лурда. Плодом их трудов стало полдюжины пьес, посвященных одержимости, урокам в Сальпетриер и свойствам человеческой природы.
Текст: Екатерина Мищенко
Взято: med-history.livejournal.com