Застывшая природа, или Неповторимые стеклянные шедевры
---
Природа – лучший художник, скульптор и дизайнер. Её творения удивительны и совершенны, они поражают подбором оттенков и филигранной проработкой мельчайших деталей. Человек всегда пытался повторить лучшие из ее образцов. Иногда у него это неплохо получается!
Человек всегда стремился повторить за природой ее шедевры. Ветка яблони. Коллекция Гарвардского музея.
На фото слева – цветы многолетней астры Symphyotrichum, называемой также Новобельгийской или Виргинской. А чаще эти скромные цветочки называют – за цветение осенью – сентябринками. На фото справа – те же сентябринки, только цветы… стеклянные.
Природа — лучший художник, но иногда у человека получается не хуже. Справа — стеклянная модель
Стеклянные медузы и цветы Леопольда и Рудольфа Блашка
Чех Леопольд Блашка происходил из семьи потомственных стеклодувов, работавших в венецианских и богемских стекольных мастерских. «Мой дедушка был самым известным стеклодувом в Чехии» – говорил Леопольд Блашка.
Инструменты Леопольда Блашка в музее Гарвардского университета.
Опираясь на унаследованное ремесло и учёбу в молодости ювелирному искусству, Леопольд Блашка занялся производством украшений и стеклянных глаз для протезирования и таксидермии.
Во время самостоятельного ведения бизнеса Леопольд Блашка разработал технологию, позволяющую делать из стекла мельчайшие детали. Он называл её «прядение стекла». Дела шли неплохо, но в 1850 году от холеры умерли жена и сын, а некоторое время спустя – и отец Леопольда. В своём горе он искал утешения у природы, бродя по окрестностям и делая зарисовки луговых растений.
Медузы и морские анемоны
Через пару лет Леопольд Блашка отправился в путешествие в Америку. Во время плавания стеклодув наблюдал феерию морских беспозвоночных – медуз, чьи прозрачные тела были так похожи на любимое Блашкой стекло.
Стеклянная модель медузы работы Леопольда Блашка.
В свободное от основной работы время Леопольд начал делать поделки из цветного стекла – модели виденных и зарисованных им морских существ. Благодаря наблюдательности и вниманию к деталям, стеклянные медузы были точными копиями живых прототипов.
Работы, сделанные ради удовольствия, были замечены: натуралист и коллекционер принц Камиль де Рохан заказал мастеру изготовление 100 стеклянных орхидей. А профессор Дрезденского университета Людвиг Райхенбах убедил Леопольда Блашка сделать для музея естествознания в Дрездене коллекцию морских анемонов.
Стеклянный осьминог работы Леопольда Блашка.
Райхенбах же настоял на том, чтобы Блашка отказался от своего устоявшегося бизнеса по производству галантерейных товаров и изделий для фармацевтов и медиков в пользу изготовления натуралистичных стеклянных моделей для аквариумистов, коллекционеров и музеев.
Профессор Райхенбах оказался прав: Леопольда Блашка ждал успех. Уникальные стеклянные модели растений, насекомых и морских животных пользовались успехом у музейщиков всего мира из-за своей искусности и научной точности. Стеклодув переехал в Дрезден, к делу подключился сын мастера от второго брака, Рудольф, еще более талантливый, чем отец.
Стеклянные цветы
Джордж Линкольн Гуддейл, директор Гарвардского ботанического музея, предложил мастерам выполнить большой заказ – ботаническую коллекцию для демонстрации студентам. Сперва отказавшись из-за загруженности работой по изготовлению стеклянных моделей морских существ, Леопольд и Рудольф Блашка в конце концов подписали первый контракт на десять лет. После чего мастера создали уникальную коллекцию, все экспонаты которой, в отличие от морских существ, продававшихся по каталогу, были выполнены в единственном экземпляре.
Экземпляры уникальной коллекции.
Именно стеклянные цветы для Гарварда принесли наибольшую известность чешским мастерам-стеклодувам. За пять десятков лет сотрудничества было создано 4400 ботанических моделей, принадлежащих к 160 таксонам. Из них 780 демонстрируют растения в натуральную величину, есть и увеличенные фрагменты, а также детали цветков и плодов в разрезе.
Стеклянные цветы мастеров Блашка
Чтобы соблюсти научную точность в моделях, стеклодувы изучали растения по атласам, музейным коллекциям и ботаническим садам. Рудольф совершил несколько экспедиций в разные части мира, где собирал образцы растений и делал зарисовки. Они даже сеяли и выращивали у себя некоторые растения, чтобы иметь возможность работать с натуры.
Стеклянные цветы мастеров Блашка.
В 1895 году умер Леопольд Блашка, и дальнейшее создание моделей для Гарварда продолжил Рудольф. В том числе сделал модели растений, повреждённых различными заболеваниями, и плоды в разной степени гниения – не забывайте, что стеклянные цветы задумывались в первую очередь как учебное пособие для студентов-ботаников.
Парша на яблоке, Рудольф Блашка.
Рудольф работал над коллекцией стеклянных цветов до 80 лет, после чего объявил о выходе на пенсию. Отец и сын Блашка не брали учеников. Семья Рудольфа была бездетной, поэтому мастерство и секреты семьи стеклодувов не имели наследников.
Сегодня стеклянные цветы находятся в музее ботанического сада Гарвардского университета и являются самым популярным экспонатом, неизменно поражая зрителей высочайшим мастерством исполнения.
Художественное чудо в области науки и научное чудо в области искусства
Вместе с фигурками морских существ Леопольд и Рудольф Блашка создали почти пятнадцать тысяч стеклянных моделей, равных которым никому не удалось сделать до настоящего времени. «Художественное чудо в области науки и научное чудо в области искусства», – так говорят о работе ремесленников, художников и биологов Леопольда и Рудольфа Блашка.
Человек всегда стремился повторить за природой ее шедевры. Ветка яблони. Коллекция Гарвардского музея.
На фото слева – цветы многолетней астры Symphyotrichum, называемой также Новобельгийской или Виргинской. А чаще эти скромные цветочки называют – за цветение осенью – сентябринками. На фото справа – те же сентябринки, только цветы… стеклянные.
Природа — лучший художник, но иногда у человека получается не хуже. Справа — стеклянная модель
Стеклянные медузы и цветы Леопольда и Рудольфа Блашка
Чех Леопольд Блашка происходил из семьи потомственных стеклодувов, работавших в венецианских и богемских стекольных мастерских. «Мой дедушка был самым известным стеклодувом в Чехии» – говорил Леопольд Блашка.
Инструменты Леопольда Блашка в музее Гарвардского университета.
Опираясь на унаследованное ремесло и учёбу в молодости ювелирному искусству, Леопольд Блашка занялся производством украшений и стеклянных глаз для протезирования и таксидермии.
Во время самостоятельного ведения бизнеса Леопольд Блашка разработал технологию, позволяющую делать из стекла мельчайшие детали. Он называл её «прядение стекла». Дела шли неплохо, но в 1850 году от холеры умерли жена и сын, а некоторое время спустя – и отец Леопольда. В своём горе он искал утешения у природы, бродя по окрестностям и делая зарисовки луговых растений.
Медузы и морские анемоны
Через пару лет Леопольд Блашка отправился в путешествие в Америку. Во время плавания стеклодув наблюдал феерию морских беспозвоночных – медуз, чьи прозрачные тела были так похожи на любимое Блашкой стекло.
Стеклянная модель медузы работы Леопольда Блашка.
В свободное от основной работы время Леопольд начал делать поделки из цветного стекла – модели виденных и зарисованных им морских существ. Благодаря наблюдательности и вниманию к деталям, стеклянные медузы были точными копиями живых прототипов.
Работы, сделанные ради удовольствия, были замечены: натуралист и коллекционер принц Камиль де Рохан заказал мастеру изготовление 100 стеклянных орхидей. А профессор Дрезденского университета Людвиг Райхенбах убедил Леопольда Блашка сделать для музея естествознания в Дрездене коллекцию морских анемонов.
Стеклянный осьминог работы Леопольда Блашка.
Райхенбах же настоял на том, чтобы Блашка отказался от своего устоявшегося бизнеса по производству галантерейных товаров и изделий для фармацевтов и медиков в пользу изготовления натуралистичных стеклянных моделей для аквариумистов, коллекционеров и музеев.
Профессор Райхенбах оказался прав: Леопольда Блашка ждал успех. Уникальные стеклянные модели растений, насекомых и морских животных пользовались успехом у музейщиков всего мира из-за своей искусности и научной точности. Стеклодув переехал в Дрезден, к делу подключился сын мастера от второго брака, Рудольф, еще более талантливый, чем отец.
Стеклянные цветы
Джордж Линкольн Гуддейл, директор Гарвардского ботанического музея, предложил мастерам выполнить большой заказ – ботаническую коллекцию для демонстрации студентам. Сперва отказавшись из-за загруженности работой по изготовлению стеклянных моделей морских существ, Леопольд и Рудольф Блашка в конце концов подписали первый контракт на десять лет. После чего мастера создали уникальную коллекцию, все экспонаты которой, в отличие от морских существ, продававшихся по каталогу, были выполнены в единственном экземпляре.
Экземпляры уникальной коллекции.
Именно стеклянные цветы для Гарварда принесли наибольшую известность чешским мастерам-стеклодувам. За пять десятков лет сотрудничества было создано 4400 ботанических моделей, принадлежащих к 160 таксонам. Из них 780 демонстрируют растения в натуральную величину, есть и увеличенные фрагменты, а также детали цветков и плодов в разрезе.
Стеклянные цветы мастеров Блашка
Чтобы соблюсти научную точность в моделях, стеклодувы изучали растения по атласам, музейным коллекциям и ботаническим садам. Рудольф совершил несколько экспедиций в разные части мира, где собирал образцы растений и делал зарисовки. Они даже сеяли и выращивали у себя некоторые растения, чтобы иметь возможность работать с натуры.
Стеклянные цветы мастеров Блашка.
В 1895 году умер Леопольд Блашка, и дальнейшее создание моделей для Гарварда продолжил Рудольф. В том числе сделал модели растений, повреждённых различными заболеваниями, и плоды в разной степени гниения – не забывайте, что стеклянные цветы задумывались в первую очередь как учебное пособие для студентов-ботаников.
Парша на яблоке, Рудольф Блашка.
Рудольф работал над коллекцией стеклянных цветов до 80 лет, после чего объявил о выходе на пенсию. Отец и сын Блашка не брали учеников. Семья Рудольфа была бездетной, поэтому мастерство и секреты семьи стеклодувов не имели наследников.
Сегодня стеклянные цветы находятся в музее ботанического сада Гарвардского университета и являются самым популярным экспонатом, неизменно поражая зрителей высочайшим мастерством исполнения.
Художественное чудо в области науки и научное чудо в области искусства
Вместе с фигурками морских существ Леопольд и Рудольф Блашка создали почти пятнадцать тысяч стеклянных моделей, равных которым никому не удалось сделать до настоящего времени. «Художественное чудо в области науки и научное чудо в области искусства», – так говорят о работе ремесленников, художников и биологов Леопольда и Рудольфа Блашка.
Источник: sam.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]