Как Транссиб русский подводный флот поднимал...
---
Оригинал взят у vita_life777 в Как Транссиб русский подводный флот поднимал...
Огромная благодарность моему товарищу, кинорежиссеру Михаилу Чумаку за собранный материал!
Когда началась война с Японией, и Россия понесла первые потери, возникла необходимость срочного усиления флота миноносками и миноносцами. К классу миноносцев в то время относились и подводные лодки. Это был совершенно новый тип кораблей, который еще только начинал занимать свое место в составе военных флотов ведущих морских держав.
Железная дорога была единственным возможным путем перевозки субмарин от Балтики к Тихому океану. Благодаря созданию Байкальской паромной железнодорожной переправы, Транссиб удалось ввести в эксплуатацию в чрезвычайно короткий срок и, самое главное, до начала Русско-японской войны. Это помогло не только осуществить переброску войск в Маньчжурию, но и доставить на Дальний Восток подводные лодки.
Это была очень сложная транспортная операция. Перевозка кораблей водоизмещением более 100 тонн через весь континент на расстояние 9 тысяч километров осуществлялась впервые в мире. Транссибирская железная дорога могла принять только те грузы, которые при установке на платформы вписывались в габарит, гарантирующий сохранность как самого груза, так и мостов, тоннелей и прочих сооружений железной дороги. Чиновники Министерства путей сообщения и офицеры Главного морского штаба тщательно изучили всю магистраль от Петербурга до Владивостока и пришли к выводу, что подводные лодки по своим габаритам пригодны к перевозке, но необходимо уменьшить их массу до 100 т, чтобы сохранить железнодорожное полотно.
Подводная лодка "Дельфин". Балтика, 1904 год.
Также было решено, что военные корабли будут пересекать озеро Байкал на железнодорожном пароме – по расчетам они не могли пройти по тоннелям еще строящейся Кругобайкальской дороги. Паром «Байкал» позволял принимать негабаритные «тяжеловесы», и по этим показателям Байкальская переправа оказалась универсальнее самой магистрали.
Миноноски и небольшие подводные лодки («Форель», «Челим», «Кета») размещали на стандартных железнодорожных платформах. Для остальных, более крупных субмарин были заказаны специальные шестнадцатиосные транспортеры – пять на Путиловском заводе (для лодок типа «Касатка») и четыре на Невском (для лодок типа Холланда). Они представляли собой четыре попарно соединенные между собой четырехосные платформы.
Перед отправкой транспортеры с лодками проходили контрольную обкатку по портовой ветке Николаевской железной дороги от станции Новый порт до станции Сортировочная и обратно. Для выявления возможных препятствий на пути следования груза впереди военного эшелона пускалась специальная платформа с каркасом габарита подводной лодки.
За два года войны на Дальний Восток было доставлено 12 подводных лодок трех типов. Кроме того, на обычных платформах перевезли четыре маленькие подводные лодки. Среди них был полуподводный катер «Челим» системы лейтенанта Боткина.
Подводная лодка "Налим" на транспортере перед отправкой на Дальний Восток, 1904 год.
Русско-японская война стала первым опытом боевого применения нового типа корабля. И хотя подводные лодки не достигли в ней значительных успехов, самим фактом своего существования они удержали японцев от штурма Владивостока и предотвратили их появление в устье Амура.
В дальнейшем Транссибирскую магистраль неоднократно использовали для доставки небольших военных кораблей: в годы Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн.
6 марта 1906 года подводные лодки были выделены в отдельный класс кораблей. С этих пор они являются неотъемлемой частью Военно-морского флота России и важным инструментом в составе вооруженных сил крупнейшей страны мира, чьи берега омываются водами трех океанов.
Миноноски на железнодорожных платформах по пути на Дальний Восток.
Подводные лодки, перевезенные по Транссибу на Дальний Восток в 1904–1905 годы.
«Форель» («Forelle») — небольшая экспериментальная подводная лодка длиной 12,5 и шириной 1,65 м. Построена в 1903 году в Германии на верфи фирмы Ф. Круппа. Подарена России в связи с заключением контракта на постройку трёх лодок типа «Е». Малые размеры позволяли транспортировать «Форель» на железнодорожной платформе в собранном виде, благодаря чему она была оперативно доставлена на Дальний Восток. Была отправлена 25 августа 1904 года на типовой четырёхосной железнодорожной платформе. 29 сентября прибыла во Владивосток и сразу же вступила в строй.
«Скат» – российская подводная лодка типа «Касатка». Была заложена на Балтийском заводе в марте 1904 года. В августе спущена на воду и после пробного погружения отправлена железной дорогой во Владивосток. Перевозилась на шестнадцатиосном транспортере в одном эшелоне (№ 633) с подводной лодкой «Налим».
«Налим» – российская подводная лодка типа «Касатка». Заложена на Балтийском заводе в 1904 году. В августе спущена на воду и после пробного погружения отправлена железной дорогой во Владивосток. Перевозилась на шестнадцатиосном транспортере в одном эшелоне (№ 633) в подводной лодкой «Скат». Эшелон № 633 с подводными лодками «Скат» и «Налим» под начальством командира «Ската» лейтенанта М. М. Тьедера был отправлен во Владивосток 2 ноября 1904 года. В специализированных вагонах перевозились снятые с миноносцев принадлежности. В начале декабря эшелон № 633 переправлен паромом «Байкал» от станции Байкал к станции Танхой. 12 декабря 1904 года подводные лодки прибыли во Владивосток.
«Касатка» – российская подводная лодка типа «Касатка» («Миноносец № 140»). Заложена на Балтийском заводе 18 марта 1904 года, спущена на воду 24 июля. 4 ноября 1904 года «Касатка» была отправлена по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток на шестнадцатиосном транспортере в одном эшелоне (№ 634) с подводной лодкой «Фельдмаршал Граф Шереметев» под начальством командира «Касатки» лейтенанта А. В. Плотто.
«Фельдмаршал Граф Шереметев» – российская подводная лодка типа «Касатка». Была заказана на средства, собранные «Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Значительную сумму внесла семья Шереметевых, благодаря чему корабль был назван в честь генерала-фельдмаршала графа Бориса Шереметева (1652–1719), соратника Петра I. Лодка заложена на Балтийском заводе в 1904 году, спущена на воду 24 июля. 4 ноября 1904 года была отправлена во Владивосток на шестнадцатиосном транспортере в одном эшелоне (№ 634) с подводной лодкой «Касатка». В начале декабря эшелон перевезен паромом «Байкал», 13 декабря прибыл во Владивосток.
«Дельфин» – первая российская подводная лодка из официально зачисленных в списки кораблей Российского флота, единственная в составе флота к началу Русско-японской войны. Построена по проекту И. Г. Бубнова и М. Н. Беклемишева. 31 мая 1904 года «миноносец № 150» получил наименование «Дельфин». В 1903–1904 годах лодка достраивалась и проходила испытания на Балтике, служила для подготовки первых русских подводников. На Дальний Восток «Дельфин» перевозился на транспортере Путиловского завода. 15 ноября 1904 года «Дельфин» был отправлен из Петербурга эшелоном № 602 совместно с подводной лодкой «Сом». 11 декабря эшелон переправлен на пароме через Байкал. Прибыл во Владивосток 29 декабря 1904 года.
«Сом» («Fulton«) — российская подводная лодка, построенная по проекту Джона Холланда. Подводная лодка «Fulton» была спущена на воду 2 июня 1901 года на верфи Льюиса Никсона (США). Была куплена в апреле 1904 года и к июню доставлена на Невский завод. 31 мая 1904 года приказом Морского ведомства лодка получила название «Сом». По её образцу в России в 1904–1906 годах была построена серия подводных лодок типа «Сом». На Дальний Восток перевозилась на транспортере Невского завода. 15 ноября 1904 года «Сом» был отправлен во Владивосток с эшелоном № 602 совместно с подводной лодкой «Дельфин» под начальством командира подлодки «Сом» лейтенанта князя В. В. Трубецкого. За день до отъезда обе команды были приняты императором Николаем II в Александровском дворце Царского Села. 11 декабря эшелон переправлен на пароме через Байкал. Прибыл во Владивосток 29 декабря 1904 года.
«Осётр» (до 1904 года – «Протектор») – подводная лодка конструкции Саймона Лэка американской постройки. 18 июня 1904 года «Протектор» был принят в состав Военно-морского флота России под именем «Осётр». Он должен был отправиться на Дальний восток 8 декабря на специально заказанном для лодок фирмы Лэка транспортере Путиловского завода, но на испытаниях выяснилось, что транспортер требует переделки. Отправку лодки пришлось задержать до весны – времени, когда после зимнего перерыва возобновит работу Байкальская переправа. 1 марта 1905 года на переделанном транспортере «Осетр» прошел успешные ходовые испытания и 15 марта 1905 года проследовал на Дальний Восток с эшелоном № 931. На дорогу от Петербурга до Владивостока ушло всего 34 дня – рекордный для перевозок тяжеловесов в 1904–1905 годах срок.
«Кефаль» — российская подводная лодка типа «Осётр». Куплена у фирмы С. Лэка, в разобранном виде была доставлена в Либаву. Сборка была закончена 22 апреля 1905 года. Транспортировка подводных лодок Лэка, собираемых в Либаве, оказалась наиболее сложной. Общая масса тяжеловеса составляла 160 т. По габаритам эти лодки были больше и «касаток», и купленного готовым «Осетра», поэтому при подготовке для транспортировки с них пришлось снимать не только боевую рубку, но и надстройку в носовой и кормовой частях корпуса, а также верхний пояс листов цистерн. 1 июня 1905 года «Кефаль» была отправлена на Дальний Восток эшелоном № 408 на транспортёре Путиловского завода. 7 июля достигла Владивостока.
«Щука» – второй корабль образца американской субмарины «Fulton» проекта Холланда (типа «Сом»). Была заложена 10 мая 1904 года на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге. Спуск на воду состоялся 15 октября 1904 года. В конце июля 1905 года после пробных испытаний отправлена по железной дороге во Владивосток на транспортере своего завода.
«Бычок» — российская подводная лодка типа «Осётр». Куплена у фирмы С. Лэка, в разобранном виде была доставлена в Либаву. Сборка была закончена 22 апреля 1905 года, после чего «Бычок» был отправлен по железной дороге во Владивосток 31 июля с эшелоном № 978 на транспортёре Путиловского завода и прибыл на место 8 сентября.
«Палтус» — российская подводная лодка типа «Осётр». Куплена у фирмы С. Лэка, в разобранном виде была доставлена в Либаву. Сборка была закончена 1 августа 1905 года. 14 августа 1905 года эшелон №255 с подводной лодкой «Палтус» на транспортере Путиловского завода был отправлен из Либавы и прибыл во Владивосток 24 сентября.
«Плотва» — российская подводная лодка типа «Осётр». Куплена у фирмы С. Лэка, 10 февраля 1905 году в разобранном виде была доставлена в Либаву. Сборка была закончена в июле 1905 года, после чего «Плотва» была отправлена по железной дороге во Владивосток 25 августа на транспортёре Путиловского завода. Эшелон прибыл на место 9 октября – уже после заключения мира с Японией.
«Кета» – опытная полуподводная лодка конструкции С. А. Яновича. Переделана лейтенантом Яновичем из серийной подводной лодки Джевецкого. Вес «Кеты» не превышал 3 т, а длина – 6,4 м. 26 марта 1905 года была зачислена в списки судов флота. 12 апреля срочным грузовым эшелоном № 923 платформа с подводной лодкой была отправлена по железной дороге до Сретенска. Остальные 3500 км до устья Амура «Кету» буксировали на деревянной барже. Во время Русско-японской войны «Кета» использовалась для защиты подступов к Николаевску-на-Амуре.
Лодка системы лейтенанта Боткина на железнодорожной платформе транспортируется на Дальний Восток, сентябрь 1905 года.
«Челим» – полуподводная (частично погружающаяся) лодка конструкции лейтенанта С. А. Боткина. Построена в 1903–1904 годах на Балтийском заводе. В августе 1905 года было проведено испытание торпедных аппаратов в Кронштадте. В сентябре 1905 года лодка была отправлена на Дальний Восток эшелоном №221 в сопровождении мичмана В. Л. Соллогуба. Во Владивостоке лодка системы Боткина была причислена к Отдельному отряду миноносцев. Позднее её боевую ценность признали незначительной. «Челим» использовался для перевозки грузов, а в дальнейшем его мотор установили на портовый катер.
Огромная благодарность за предоставленные фотоматериалы Центральному военно-морскому музею, Музею истории подводных сил России им. А.И. Маринеско; Российскому государственному архиву Военно-Морского Флота, Центральному государственному архиву кинофотофонодокументов.
Огромная благодарность моему товарищу, кинорежиссеру Михаилу Чумаку за собранный материал!
Когда началась война с Японией, и Россия понесла первые потери, возникла необходимость срочного усиления флота миноносками и миноносцами. К классу миноносцев в то время относились и подводные лодки. Это был совершенно новый тип кораблей, который еще только начинал занимать свое место в составе военных флотов ведущих морских держав.
Железная дорога была единственным возможным путем перевозки субмарин от Балтики к Тихому океану. Благодаря созданию Байкальской паромной железнодорожной переправы, Транссиб удалось ввести в эксплуатацию в чрезвычайно короткий срок и, самое главное, до начала Русско-японской войны. Это помогло не только осуществить переброску войск в Маньчжурию, но и доставить на Дальний Восток подводные лодки.
Это была очень сложная транспортная операция. Перевозка кораблей водоизмещением более 100 тонн через весь континент на расстояние 9 тысяч километров осуществлялась впервые в мире. Транссибирская железная дорога могла принять только те грузы, которые при установке на платформы вписывались в габарит, гарантирующий сохранность как самого груза, так и мостов, тоннелей и прочих сооружений железной дороги. Чиновники Министерства путей сообщения и офицеры Главного морского штаба тщательно изучили всю магистраль от Петербурга до Владивостока и пришли к выводу, что подводные лодки по своим габаритам пригодны к перевозке, но необходимо уменьшить их массу до 100 т, чтобы сохранить железнодорожное полотно.
Подводная лодка "Дельфин". Балтика, 1904 год.
Также было решено, что военные корабли будут пересекать озеро Байкал на железнодорожном пароме – по расчетам они не могли пройти по тоннелям еще строящейся Кругобайкальской дороги. Паром «Байкал» позволял принимать негабаритные «тяжеловесы», и по этим показателям Байкальская переправа оказалась универсальнее самой магистрали.
Миноноски и небольшие подводные лодки («Форель», «Челим», «Кета») размещали на стандартных железнодорожных платформах. Для остальных, более крупных субмарин были заказаны специальные шестнадцатиосные транспортеры – пять на Путиловском заводе (для лодок типа «Касатка») и четыре на Невском (для лодок типа Холланда). Они представляли собой четыре попарно соединенные между собой четырехосные платформы.
Перед отправкой транспортеры с лодками проходили контрольную обкатку по портовой ветке Николаевской железной дороги от станции Новый порт до станции Сортировочная и обратно. Для выявления возможных препятствий на пути следования груза впереди военного эшелона пускалась специальная платформа с каркасом габарита подводной лодки.
За два года войны на Дальний Восток было доставлено 12 подводных лодок трех типов. Кроме того, на обычных платформах перевезли четыре маленькие подводные лодки. Среди них был полуподводный катер «Челим» системы лейтенанта Боткина.
Подводная лодка "Налим" на транспортере перед отправкой на Дальний Восток, 1904 год.
Русско-японская война стала первым опытом боевого применения нового типа корабля. И хотя подводные лодки не достигли в ней значительных успехов, самим фактом своего существования они удержали японцев от штурма Владивостока и предотвратили их появление в устье Амура.
В дальнейшем Транссибирскую магистраль неоднократно использовали для доставки небольших военных кораблей: в годы Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн.
6 марта 1906 года подводные лодки были выделены в отдельный класс кораблей. С этих пор они являются неотъемлемой частью Военно-морского флота России и важным инструментом в составе вооруженных сил крупнейшей страны мира, чьи берега омываются водами трех океанов.
Миноноски на железнодорожных платформах по пути на Дальний Восток.
Подводные лодки, перевезенные по Транссибу на Дальний Восток в 1904–1905 годы.
«Форель» («Forelle») — небольшая экспериментальная подводная лодка длиной 12,5 и шириной 1,65 м. Построена в 1903 году в Германии на верфи фирмы Ф. Круппа. Подарена России в связи с заключением контракта на постройку трёх лодок типа «Е». Малые размеры позволяли транспортировать «Форель» на железнодорожной платформе в собранном виде, благодаря чему она была оперативно доставлена на Дальний Восток. Была отправлена 25 августа 1904 года на типовой четырёхосной железнодорожной платформе. 29 сентября прибыла во Владивосток и сразу же вступила в строй.
«Скат» – российская подводная лодка типа «Касатка». Была заложена на Балтийском заводе в марте 1904 года. В августе спущена на воду и после пробного погружения отправлена железной дорогой во Владивосток. Перевозилась на шестнадцатиосном транспортере в одном эшелоне (№ 633) с подводной лодкой «Налим».
«Налим» – российская подводная лодка типа «Касатка». Заложена на Балтийском заводе в 1904 году. В августе спущена на воду и после пробного погружения отправлена железной дорогой во Владивосток. Перевозилась на шестнадцатиосном транспортере в одном эшелоне (№ 633) в подводной лодкой «Скат». Эшелон № 633 с подводными лодками «Скат» и «Налим» под начальством командира «Ската» лейтенанта М. М. Тьедера был отправлен во Владивосток 2 ноября 1904 года. В специализированных вагонах перевозились снятые с миноносцев принадлежности. В начале декабря эшелон № 633 переправлен паромом «Байкал» от станции Байкал к станции Танхой. 12 декабря 1904 года подводные лодки прибыли во Владивосток.
«Касатка» – российская подводная лодка типа «Касатка» («Миноносец № 140»). Заложена на Балтийском заводе 18 марта 1904 года, спущена на воду 24 июля. 4 ноября 1904 года «Касатка» была отправлена по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток на шестнадцатиосном транспортере в одном эшелоне (№ 634) с подводной лодкой «Фельдмаршал Граф Шереметев» под начальством командира «Касатки» лейтенанта А. В. Плотто.
«Фельдмаршал Граф Шереметев» – российская подводная лодка типа «Касатка». Была заказана на средства, собранные «Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Значительную сумму внесла семья Шереметевых, благодаря чему корабль был назван в честь генерала-фельдмаршала графа Бориса Шереметева (1652–1719), соратника Петра I. Лодка заложена на Балтийском заводе в 1904 году, спущена на воду 24 июля. 4 ноября 1904 года была отправлена во Владивосток на шестнадцатиосном транспортере в одном эшелоне (№ 634) с подводной лодкой «Касатка». В начале декабря эшелон перевезен паромом «Байкал», 13 декабря прибыл во Владивосток.
«Дельфин» – первая российская подводная лодка из официально зачисленных в списки кораблей Российского флота, единственная в составе флота к началу Русско-японской войны. Построена по проекту И. Г. Бубнова и М. Н. Беклемишева. 31 мая 1904 года «миноносец № 150» получил наименование «Дельфин». В 1903–1904 годах лодка достраивалась и проходила испытания на Балтике, служила для подготовки первых русских подводников. На Дальний Восток «Дельфин» перевозился на транспортере Путиловского завода. 15 ноября 1904 года «Дельфин» был отправлен из Петербурга эшелоном № 602 совместно с подводной лодкой «Сом». 11 декабря эшелон переправлен на пароме через Байкал. Прибыл во Владивосток 29 декабря 1904 года.
«Сом» («Fulton«) — российская подводная лодка, построенная по проекту Джона Холланда. Подводная лодка «Fulton» была спущена на воду 2 июня 1901 года на верфи Льюиса Никсона (США). Была куплена в апреле 1904 года и к июню доставлена на Невский завод. 31 мая 1904 года приказом Морского ведомства лодка получила название «Сом». По её образцу в России в 1904–1906 годах была построена серия подводных лодок типа «Сом». На Дальний Восток перевозилась на транспортере Невского завода. 15 ноября 1904 года «Сом» был отправлен во Владивосток с эшелоном № 602 совместно с подводной лодкой «Дельфин» под начальством командира подлодки «Сом» лейтенанта князя В. В. Трубецкого. За день до отъезда обе команды были приняты императором Николаем II в Александровском дворце Царского Села. 11 декабря эшелон переправлен на пароме через Байкал. Прибыл во Владивосток 29 декабря 1904 года.
«Осётр» (до 1904 года – «Протектор») – подводная лодка конструкции Саймона Лэка американской постройки. 18 июня 1904 года «Протектор» был принят в состав Военно-морского флота России под именем «Осётр». Он должен был отправиться на Дальний восток 8 декабря на специально заказанном для лодок фирмы Лэка транспортере Путиловского завода, но на испытаниях выяснилось, что транспортер требует переделки. Отправку лодки пришлось задержать до весны – времени, когда после зимнего перерыва возобновит работу Байкальская переправа. 1 марта 1905 года на переделанном транспортере «Осетр» прошел успешные ходовые испытания и 15 марта 1905 года проследовал на Дальний Восток с эшелоном № 931. На дорогу от Петербурга до Владивостока ушло всего 34 дня – рекордный для перевозок тяжеловесов в 1904–1905 годах срок.
«Кефаль» — российская подводная лодка типа «Осётр». Куплена у фирмы С. Лэка, в разобранном виде была доставлена в Либаву. Сборка была закончена 22 апреля 1905 года. Транспортировка подводных лодок Лэка, собираемых в Либаве, оказалась наиболее сложной. Общая масса тяжеловеса составляла 160 т. По габаритам эти лодки были больше и «касаток», и купленного готовым «Осетра», поэтому при подготовке для транспортировки с них пришлось снимать не только боевую рубку, но и надстройку в носовой и кормовой частях корпуса, а также верхний пояс листов цистерн. 1 июня 1905 года «Кефаль» была отправлена на Дальний Восток эшелоном № 408 на транспортёре Путиловского завода. 7 июля достигла Владивостока.
«Щука» – второй корабль образца американской субмарины «Fulton» проекта Холланда (типа «Сом»). Была заложена 10 мая 1904 года на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге. Спуск на воду состоялся 15 октября 1904 года. В конце июля 1905 года после пробных испытаний отправлена по железной дороге во Владивосток на транспортере своего завода.
«Бычок» — российская подводная лодка типа «Осётр». Куплена у фирмы С. Лэка, в разобранном виде была доставлена в Либаву. Сборка была закончена 22 апреля 1905 года, после чего «Бычок» был отправлен по железной дороге во Владивосток 31 июля с эшелоном № 978 на транспортёре Путиловского завода и прибыл на место 8 сентября.
«Палтус» — российская подводная лодка типа «Осётр». Куплена у фирмы С. Лэка, в разобранном виде была доставлена в Либаву. Сборка была закончена 1 августа 1905 года. 14 августа 1905 года эшелон №255 с подводной лодкой «Палтус» на транспортере Путиловского завода был отправлен из Либавы и прибыл во Владивосток 24 сентября.
«Плотва» — российская подводная лодка типа «Осётр». Куплена у фирмы С. Лэка, 10 февраля 1905 году в разобранном виде была доставлена в Либаву. Сборка была закончена в июле 1905 года, после чего «Плотва» была отправлена по железной дороге во Владивосток 25 августа на транспортёре Путиловского завода. Эшелон прибыл на место 9 октября – уже после заключения мира с Японией.
«Кета» – опытная полуподводная лодка конструкции С. А. Яновича. Переделана лейтенантом Яновичем из серийной подводной лодки Джевецкого. Вес «Кеты» не превышал 3 т, а длина – 6,4 м. 26 марта 1905 года была зачислена в списки судов флота. 12 апреля срочным грузовым эшелоном № 923 платформа с подводной лодкой была отправлена по железной дороге до Сретенска. Остальные 3500 км до устья Амура «Кету» буксировали на деревянной барже. Во время Русско-японской войны «Кета» использовалась для защиты подступов к Николаевску-на-Амуре.
Лодка системы лейтенанта Боткина на железнодорожной платформе транспортируется на Дальний Восток, сентябрь 1905 года.
«Челим» – полуподводная (частично погружающаяся) лодка конструкции лейтенанта С. А. Боткина. Построена в 1903–1904 годах на Балтийском заводе. В августе 1905 года было проведено испытание торпедных аппаратов в Кронштадте. В сентябре 1905 года лодка была отправлена на Дальний Восток эшелоном №221 в сопровождении мичмана В. Л. Соллогуба. Во Владивостоке лодка системы Боткина была причислена к Отдельному отряду миноносцев. Позднее её боевую ценность признали незначительной. «Челим» использовался для перевозки грузов, а в дальнейшем его мотор установили на портовый катер.
Огромная благодарность за предоставленные фотоматериалы Центральному военно-морскому музею, Музею истории подводных сил России им. А.И. Маринеско; Российскому государственному архиву Военно-Морского Флота, Центральному государственному архиву кинофотофонодокументов.
Взято: zavodfoto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]