Как дешево и интересно съездить на море с семьей? Дневник автопутешествия и финансовые расчеты.
04.07.2017 579 0 0 artemspec

Как дешево и интересно съездить на море с семьей? Дневник автопутешествия и финансовые расчеты.

---
0
В закладки


Может ли семейное путешествие на юг на автомобиле быть одновременно интересным, ненапряжным, насыщенным разными активностями и недорогим? Мой личный опыт показывает, что может! Ниже приведены мои соображения по организации подобного путешествия, и дневник нашей поездки.



Куда ехать?


Жена сказала – хочу на море! Короткое гугление показало, что за 30 тысяч с человека можно сгонять на майские на неделю в Турцию или в Тунис, в четыре звезд с питанием, но вот купаться там можно будет только в бассейне – моря да океаны еще не прогрелись. Да и что делать в резервации отеля, кроме как пить да есть с утра до вечера? Обычно из курортных отелей я всегда сбегал изучать страну, взяв прокатный автомобиль (из той же Анталии можно поехать за 700 км в Каппадикию), но все это увеличивало бюджет предполагаемой поездки до неприличного числа с пятью нулями. Отказать!


Мы решили найти максимально теплое море максимально близко от Москвы, чтобы можно было просто сидеть на берегу, смотреть на закат, кататься вдоль берега на велосипеде, плавать на SUPе (Stand Up Paddle, он же "падла", он же серф-борд с веслом), жарить шашлыки. В идеале хотелось бы иметь отель на первой линии, примерно за 2000 рублей в сутки за трехместный номер. И чтобы при этом на пляже не было толп некультурно отдыхающих, мусора, битых бутылок и громкой музыки.


После тщательного изучения стало понятно, что всем этим критериям идеально соответствует только расположенное в 1300 км от Москвы Азовское море в районе косы Долгая рядом со станицей Должанская. Дело в том, что на оконечности безлюдной косы исторически собираются виндсерферы и кайтбордисты. Раньше все эти асоциальные личности жили в палатках, но со временем они повзрослели, обзавелись детишками и "крузаками". Теперь на косе оборудованы небольшие отели, предлагающие вполне приемлемый уровень удобств (кондиционер, горячая вода) за скромные 2000 рублей за трехместный номер. Есть и масса другого жилья, но об этом чуть позже.


Подготовка к поездке


Мы решили провести на море пять дней, а дорогу туда и обратно превратить в интересное путешествие, в том числе, с большим количеством грунтовых дорог. С собой хотелось взять все необходимое, включая надувной SUP, который я взял на тест в магазине "Траектория", а также три велосипеда (включая один с детским креслом), самокат, треккинговый рюкзак для переноски малыша и так далее. Скажу сразу, трехколесный детский велосипед, занявший существенную часть багажника, нам так и не понадобился – уж лучше бы мы взяли нашему двухлетнему малышу беговел.


В общем, чтобы впихнуть невпихнуемое требовался вместительный автомобиль. Для езды по грунту нужен был внедорожник. На прошлые майские мы ездили в Красную Поляну на "двухсотке", в этот раз качестве экспедиционного транспортного средства был выбран дизельный Toyota Land Cruiser Prado ( о нем я уже делал обзор).


В связи с внезапной нехваткой места в багажнике (как обычно, я взял слишком много вещей), взрослые велосипеды были установлены на крышу. Забегая вперед, скажу, что мои велосипедные крепления Thule Proride 591 (которым уже 10 лет) выдержали все издевательства, в том числе 600 км езды по грунтовкам и бездорожью, но сильная раскачка на неровностях и издаваемые ими звуки… скажем так, навели на мысль что велосипеды для внедорожных приключений все же должны перевозиться внутри автомобиля.


Что еще взять с собой? Не забывайте про удочки (бычков в Азовском море просто тьма), сачки (дети обожают ловить тех же бычков и креветок), а также ведерки и совочки для песка для маленьких детей. Полезными могут оказаться рывковый трос, лопата и видеорегистратор. И наличные средства — и в кафе, и в недорогих отелях на море принимают только их.


Также крайне рекомендую иметь при себе заранее купленный транспондер "Автодор" -с ним езда по платным участкам трассы М4 становится гораздо проще.


Разработка маршрута


Интересные места по пути помог найти интернет, в частности, сайт altertravel.ru, дающий возможность сразу экспортировать точки в навигационную программу. Ей выступило приложение оффлайновое приложение Maps Me, в котором были заранее скачаны карты всех пересекаемых областей. Особенность этих карт – в их высочайшей детализации, на них отмечены все грунтовки и лесные просеки, что позволяет прокладывать маршруты вне твердых дорог. Правда, делать это надо самостоятельно – заранее изучить грунтовки, и поставить точки на поворотах. Поскольку навигация требует много энергии, имеет смысл иметь с собой два устройства с одинаковым набором карт и точек в Maps Me, а также автономную зарядку.


По пути на юг имеет смысл обратить внимание на интересные места в Тульской, Липецкой, Воронежской и Ростовской областях. Мы не ставили перед собой задачу собрать за один раз все интересные точки. Чтобы ребенок не уставал, мы решили ограничить дневной пробег цифрой в 600 километров, с двумя-тремя остановками на прогулки. Одна остановка – на заправке (на некоторых из них уже появились детские площадки), вторая и третья – в точках интереса.


Как показывает практика, именно такое расписание наиболее комфортно для малыша и родителей. Малыш не устает, а вы успеваете насладиться природой и достопримечательностями, и приезжаете в отель не в ночь – то есть у вас есть время поиграть с ребенком, сходить в ресторан и слегка расслабиться.


Бронирование и подбор отелей


Первоначальной задачей является бронирование отеля на море – в сезон и даже на майские это нужно делать заранее. Если вы планируете заниматься водными видами спорта (например, у вас есть свое оборудование, серф, SUP, каяк или кайт, или вы хотите взять уроки серфинга по 2700 р/час), то имеет смысл жить на конце косы.


Выбор конкретного отеля на косе помогли сделать друзья – серферы, за что им огромное спасибо. В итоге от двери нашего номера в серф-отеле "Элита" до моря было менее 15 метров, а за сам номер мы платили всего 2100 рублей в сутки.


Расположенные рядом "Ундина" и "Серф-Приют" крупнее и популярнее, но и дороже – например, хороший трехместный номер в последнем обойдется в 3800 рублей, а коттедж-сруб с видом на море – и вовсе 14000 рублей. Вдобавок, там регулярно проводятся дискотеки, поэтому если вы любите тишину, это место не для вас. Так что размещение в "Элите" или "Ундине" считаю наиболее адекватным. В каждом из отелей есть кафе. В Элите нам понравились завтраки (как и то, что их подают с 8 утра). "Ундина" открывается на полчаса позже, но обеды и ужины там вкуснее.


Средняя стоимость завтрака составляет 250 рублей на человека, пообедать можно на 300-350 рублей без учета алкоголя.


Если вас совсем не интересуют водные виды спорта, а в приоритете пляжный отдых, советую обратить внимание на пансионат "Казачий Берег", расположенный в начале косы. Инфраструктура в нем неплохо развита, предлагается разнообразное жилье на любой вкус и кошелек (от автокемпера до современного личного коттеджа), есть пляжные навесы, пункты проката велосипедов (включая фэт-байки), детских машинок и т.д.


Кстати, именно там расположена самая дешевая на косе прачечная – под навесом проката притаился ряд стиральных машин. Одна загрузка стоит всего 120 рублей (для примера, в "Серф Приюте" это стоит 350 рублей).


Альтернативный вариант для "пляжников"– жилье в станице Должанская. Одним из лучших вариантов является мини-отель "Алиса", который выгодно отличается клиенто-ориентированностью и очень аккуратной территорией (цена – около 2500 за номер). До моря придется пройтись минут 15.


Что касается отелей на остальных участках маршрута, то мы выбирали их непосредственно перед заселением через приложение booking.com. При выборе места для ночлега в России стоит учитывать особенности менталитета и общую неизбалованность россиян хорошим сервисом – все оценки сильно завышены.


Не стоит вообще рассматривать отели с оценкой ниже 8.5. Также нужно внимательно читать отзывы — в них можно узнать про все недостатки отеля, неочевидные из-за высокой оценки. Например, мы не рассматривали варианты отелей, совмещенных с ресторанами, с плохой шумоизоляцией в номерах, с грибком в ванных комнатах и без охраняемой частной парковки на территории.


Не стоит думать, что соответствие этим требованиям увеличивает цену проживания. Среднее цена двух-трехместного номера от этого не зависит, и составляет от 2000 рублей без завтрака в частных отелях до 3300 рублей с завтраком "шведский стол" в хорошей сетевой "тройке", например, Hampton by Hilton.

Ниже – краткий дневник путешествия. По всем основным фишкам у меня будут отдельные посты, так что если есть вопросы – задавайте в комментариях.


Итак, поехали!


День первый: Москва – Венев – Епифань — Полибино – Задонск

Фишки: Знакомство с черноземом, гиперболоид инженера Шухова, кусочек Европы на Дону


Накануне выезда ночью я прилетел из Сочи, где тестировал новый дизельный Pajero Sport. Пересев после него в Toyota в 5 утра следующего дня, я еще раз убедился, что "прадик" по классу все таки выше. Это чувствуется как в салоне, так и на руле. Ощущаешь себя очень комфортно как на трассе, так и на грунте. Возможность изменять жесткость амортизаторов очень кстати на российских "дорогах", равно как и прочие опции – задний климат-контроль, холодильник в центральном боксе, откидное стекло задней двери и так далее. До городка Венев мы долетели, что называется, не успев моргнуть.


Я уже писал про интересные места Тульской и Липецкой областей, поэтому сейчас не буду перечислять их заново. В первый день путешествия мы решили проехать по грунту в село Полибино, где сохранились руины старинной усадьбы 17 века промышленника и мецената Нечаева-Мальцова, а также стальная водонапорная башня, сделанная по проекту легендарного инженера Шухова.


`


Оттуда – обратно, в сторону М4. Изначально мы планировали ночевать в Липецке в пятизвездочном отеле, но уютные грунтовки и желание сэкономить сделали свое – и привели нас в частный мини-отель "Теплый Хутор", расположенный в поселке Нижнее Казачье недалеко от Задонска.


Найти хороший семейный отель в сельской России практически невозможно, в отличие от Западной Европы. Но "Теплый хутор" именно такой — в глуши, на краю деревни, с фантастическим видом на лес — и невероятно уютной атмосферой.



До Дона — всего 20 минут пешком через сосновый лес. Отель построен в европейском стиле, всего пять номеров. Встречает и невероятно вкусно угощает лично хозяйка, которая не скрывает, что идея сделать отель именно таким пришла ей в голову во время путешествий по миру.


Отель напичкан разными артефактами, а по вечерам на террасу выносят… Настоящий телескоп, чтобы любоваться звёздами. Просто идеальное место для умиротворяющего отдыха. Стоит удовольствие недешево, от 3500 рублей за номер без питания, но оно того стоит. Отступив от первоначального финансового плана, мы ничуть не пожалели.


День второй: Задонск – Рамонь — Миллерово

Фишки: Внедорожная срезка Рамонь-заповедник, бобровый питомник, треккинг по лесу


На второй день у нас было намечено посещение Воронежского государственного природного биосферного заповедника. Это, пожалуй, единственное место в центральной России, где разводят… бобров, которых там можно не только посмотреть, но и даже погладить. Находится заповедник недалеко от Воронежа, в 98 км от поселка городского типа Рамонь. Изучив предложение навигатора, мы поняли, что "официальный" маршрут – это какой-то глупый крюк, ведь по прямо расстояние втрое меньше.


По телефону сотрудники заповедника нас заверили, что прямой дороги нет. Но если у вас Prado, все навигаторы рисуют абсурдный по форме и длине маршрут, а администрация заповедника, в который вы едете, утверждает, что "срезки" не существует… Значит, надо её найти.



Полюбовавшись в Рамони на живописный дворец Ольденбургских и не менее живописный, но гораздо более натуральный заброшенный сахарный завод, мы нашли нужную дорогу и без труда оказались в заповеднике, срезав почти 60 километров.



Сам заповедник интересен детям и взрослым. Бобры, интерактивная экспозиция и отличные треккинговые маршруты длиной до 4.5 км не оставят равнодушными любителей живой природы. Чего стоит только корабельный лес с гигантскими мачтовыми соснами…



Далее – перегон к месту ночевки, а именно – мини-отелю "Надежда" в Миллерово. Деревянный сруб, чистый номер с отдельным входом, парковка во дворе и бутерброды в дорогу – отличный набор за 2200 рублей.


День третий: Миллерово- Каменск-Шахтинский – Азов – Должанская

Фишки: Автомузей, остатки крепости в Азове, срезка по полям, долгожданное море


Поскольку в дороге у нас были только бутерброды, мы остановились в Каменск-Шахтинском, чтобы перекусить в кафе "Гараж", выполненного в авто-ретро-стиле. Даже столики и те сделаны из старых "Москвичей".



Рядом, в отеле "СССР" (за 2800р с завтраком там все хорошо, но в отзывах ругают шумоизоляцию номеров), находится автомобильный музей "Легенды СССР", посещение которого я рекомендую всем путешественникам (несмотря на небольшую ложку дегтя, о которой я расскажу в отдельном посте).


Далее – снова перегон, в котором главное не влипнуть в пробку под Ростовом, и не ехать к Ейску по стандартному маршруту через Батайск и Кущевскую. Гораздо интереснее заехать в Азов, чтобы прогуляться по остаткам фортификационных укреплений старой крепости и покушать в отличном ресторане "Крепостной-Вал".



После этого путь лежит по пустой трассе Азов-Ейск. Ускорить процесс можно, срезав дорогу по полям, что мы и сделали. Полевые дороги в этих краях ровнее, чем асфальтовые, и ехать по ним можно быстрее.


В районе станицы Старощербинской мы рисковали стать жертвой собственной невнимательности. Свернув в очередную срезку, я очень вовремя вспомнил, что на крыше стоят велосипеды…



Закупка продуктов и углей для мангала в "Магните" — и вот мы уже на месте. Где нет ничего, кроме узкой полоски усыпанного ракушками пляжа и безграничного моря в 15 метрах от порога номера. Ближайшие несколько дней будем осваивать косу Долгая и её окрестности.



День четвертый: Должанская

Фишки: бег, SUP, катание на велосипеде


Что такое обычный день в отпуске? Утром пробежка, потом соревнования по SUP-серфингу, потом пару часов поработать, после обеда семейный выезд на великах) Все просто и незатейливо, в волосах – песок и ракушки, вкусное пиво на разлив стоит от 80 рублей за 0.5. Лепота)


День пятый: Должанская

Фишки: бег, SUP, катание на велосипеде


Хщщщ. Большие полустертые колеса рыжего от ржавчины трактора Т-40 хрустят по бесчисленным крошечным ракушкам. Рыбацкий катер бесшумно соскальзывает в воду.



Акваторию Азовского моря рыбаки делят пополам с чудаковатыми любителями ветра. Но сегодня его, ветра, почти нет…А значит — прекрасная возможность для SUP и велосипеда)



День шестой: Должанская

Фишки: бег, SUP, катание на велосипеде, аттракционы для ребенка в "Казачьем Берегу", шашлык


С утра на пробежке я встретил черепаху. Она спряталась от меня в теплом матовом зелёном панцире. Я убрал её с дороги в заросли дикого мака.



А еще в этот день было много катания на велике, махания веслом, купания в море — и немного мяса, приготовленного на мангале с видом на уплывающий за горизонт приплюснутый оранжевый солнечный диск.


День седьмой: Должанская

Фишки: Внедорожное путешествие вдоль моря, SUP


Основная тема этого дня — слово "зачем". Зачем ехать на край света в поисках ветра? Зачем нужен гигантский автодом (встреченный накануне на пляже)? Зачем нужен "крузак", когда везде есть асфальтовые дороги?





На самом деле, все очень просто. Ветер — это повод его обогнать. Автодом — это просто удобно. Внедорожник позволяет избегать навязанной дорожной карты и ехать не туда, куда проложена дорога, а туда, куда тебе интересно. Например, в бескрайние поля. На берег пересыхающего соленого озера. Проехать по линии прибоя прямо по морю… Выехать в расположенную в сотне километров станицу, ни разу не коснувшись колесами асфальта.


 


День восьмой: Должанская – Азов – Старочеркасская – Новочеркасск

Фишки: Паромная переправа, старая станица, внедорожная срезка


Сегодня утром выступающего в моря конца Должанской косы не стало. Сильный юго-западный ветер повалил сухое дерево на краю. Узкий песчаный хвостик косы исчез в бурунах волн, окрасивших море в грязно- жёлтый цвет взметнувшегося песка. Берега наводнили виндсерферы и кайтеры. А это значит, нам пора двигаться дальше.



Снова десятки километров полей, рябые асфальтовые ленты. Мы движемся в стороне от магистралей. Вместо двухполоски — разбитый грунт. Вместо моста — паромная переправа через Дон, которая привела нас в станицу Старочеркасская.



В бывшей столице Донского казачества словно переносишься на два века назад. Кругом уютные домики традиционной архитектуры — курни. Особняк с колоннами, который хорошо смотрелся бы и в Замоскворечье — дворец местного атамана. В притворе величественного храма висит толстая цепь — тут был прикован после поимки Стенька Разин.



Из Старочеркасской в Новочеркасск есть прямая дорога. Половина — мощеная камнем, ей полторы сотни лет. Половина — разбитая и узкая бетонка, непроходимая для легковых авто. Но для нас это не препятствие, хотя быстрее 30-40 километров в час тут ехать небезопасно — из земли торчит арматура, встречаются огромные ямы. Трясет немилосердно. Велосипеды раскачиваются так, что кажется, что вот-вот оторвутся…



Уже в темноте въехали в Новочеркасск. Заселились в мини-отель "Дача". Попили чаю. И не сговариваясь решили, что путешествие в стиле экспромта нужно еще немного продолжить:)


День девятый: Новочеркасск – Павловск – Костомарово – Лиски – Воронеж

Фишки: Внедорожный маршрут, пещерные монастыри


Дорога к дому всегда тяжелее, чем в неизвестную даль. Но ничто не способно поколебать путника, если решение принято. В нашем случае, решение максимально избегать дорог с твёрдым покрытием.

Путь мы начали из Новочеркасска, знаменитого двумя одинаковыми триумфальными арками на противоположных въездах в город, возведенными в 1817 году перед визитом царя. Строители не знали, где именно поедет государь, и решили подстраховаться.


Короткий, в четыре сотни километров перегон до Павловска — и вот снова под колёсами чернозем чередуется с мелом. Под рычание дизеля и скрип велобагажников мы прорываемся вдоль Дона по едва различимых на картах Maps Me грунтовкам.



Куда? Конечно же, в Костомаровский пещерный монастырь — одно из рукотворных чудес света.



Но сначала — встретить десятки гигантских сурков, выглядывающих парами (спина к спине!) из глубоких нор на берегах Дона. Сурки — любопытные, но осторожные. Фьють-фьють, и вот уже коричневая бошка исчезает, и остаётся лишь зелёная трава.


После недели отрыва от цивилизации, Воронеж воспринимается как филиал Ада (которым представляется Москва). Но выбирать родину не приходится… Пора домой.


День десятый: Воронеж – Москва

Фишки: Перегон


Плотно позавтракав в отеле Hampton by Hilton, который мы выбрали для ночлега (3300 рублей с завтраком), мы выдвинулись в обратный путь. Путешествие из жары во внезапную зиму сопровождалось серьезными пробками на подъезде к Москве.


Потратив на въезд в город более двух часов, мы немного жалели, что не смогли остаться на море еще на несколько деньков. Но дело сделано, и остаётся только мечтать о следующем путешествии…


Сколько стоит поехать на море?


"Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями." Этот старый тост из советского фольклора как нельзя лучше описывает жизнь семейного человека. Когда у тебя нет детей, все гораздо проще – можно жить сегодняшним днем. Ехать, куда глаза глядят. Когда появляется ребенок – в жизни появляется планирование, в том числе, и финансовое.


Как я уже говорил, изначально мы планировали потратить на поездку на троих не более 50 000 рублей. Цифра оказалась более чем реальной, хотя мы в результате мы потратили немного больше, увеличив количество ночевок и протяженность маршрута (3200 км вместо 2300 км "напрямую").


Обращаю ваше внимание, что мы ни в чем себе не отказывали, посещали дорогие рестораны, музеи, жили в недешевых отелях. У нас было куча активностей (велосипеды, SUP, бездорожье), реализация которых в любой "пакетной" турпоездке потребовала бы существенных дополнительных затрат.


Расход солярки с велосипедами на крыше тоже оказался выше, чем я ожидал – при довольно быстром движении по трассам (на некоторых участках М4 легально можно ехать 130+20 км.ч.), среднее потребление составило 11.5 л/100 км по БК. Без великов, думаю, было бы на полтора-два литра меньше.


Таким образом, сбавив скорость, переместив велики в салон и оптимизировав маршрут, исключив из него дорогие отели и рестораны, мы бы смогли уложиться в существенно меньшую сумму. Ссылка на таблицу со всеми расходами — тут.


Так что не верьте, когда вам говорят, что на наше море стоит поехать дороже, чем в Турцию! Это полуправда, которая при ближайшем рассмотрении оказывается рекламным вымыслом туроператоров. Они, к слову, для организации насыщенного семейного путешествия совершенно не нужны, в чем из раза в раз я убеждаюсь на личном опыте.


Надеюсь, мой пост был вам полезен, и вы не зря потратили время на чтение. Хочу спросить — как вам наш маршрут, бюджет и поездка в целом? Делитесь своими мыслями и соображениями, задавайте вопросы!

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]