Аэропорт Тикси
---
Оригинал взят у kirill_kvs в Аэропорт Тикси
Тикси - аэропорт совместного базирования на севере Якутии, на побережье моря Лаптевых. Это территория военных, и один из самых северных действующих аэродромов страны. Значительная часть полётов отсюда совершается авиацией Министерства Обороны: военно-транспортной и дальней авиацией, а также бортами пограничной службы ФСБ России. Гражданские рейсы тоже есть: несколько раз в неделю можно слетать в республиканскую столицу - Якутск. Что из себя представляет аэропорт - сегодня и посмотрим.
Аэродром Тикси развивался во времена Холодной войны: тогда дальняя авиация стала активно осваивать тундровые и ледовые аэродромы, на побережье Северного Ледовитого океана были развернуты авиационные комендатуры. В Тикси были расквартированы экипажи и технический персонал, базировались самолёты Ту-16, М-4, Ту-95, которые регулярно выполняли полёты на воздушное потрулирование, став надёжным ядерным щитом Родины. Тикси являлся одним из опорным пунктов сформированной в начале 60-х годов Оперативной Группы в Арктике (ОГА). Столь северное расположение аэродрома позволило "дальникам" увеличить свой радиус работы на несколько тысяч километров.
Вообще, в окрестностях Тикси было еще несколько аэродромов, ближайший - это "Тикси-Западный". Он находился нескольких километрах от военного городка и использовался в 1970-1980-х как запасной. С начала октября, с момента образования устойчивого снежного покрова в тундре проводилась укатка ВПП 3500х100 метров, и к декабрю аэродром уже мог принимать дальнюю авиацию.
Еще один - тундровый аэродром подскока "Чекуровка" находился подальше, в 80 км к юго-западу от Тикси.
Поскольку Тикси - вотчина военных, здесь есть соответствующая инфраструктура: сооружения, техника, оборудование связи, средства радиолокации...будет правильным, если это останется за кадром. Все что представлено на фото в данном репортаже, можно без труда увидеть и опознать на гуглокартах. Да будет так :)
Общий вид на аэропорт со стороны Тикси-3:
1
Деления на гражданский и военный сектор как такового нет, но, как правило, прибывающие из Якутска гражданские самолёты заруливают на ближайшие к терминалу стоянки. Зимой не очень понятно, но снежные просторы за территорией аэропорта на фото - это замерзшее море Лаптевых:
2
В распоряжении военных внушительных размеров перрон. Взлётно-посадочная полоса тоже достойная, 3000х59 метров, и недаром - аэродром строился для нужд дальней авиации. ВПП своим южным торцом практически упирается в море, в связи с чем грунт под полосой периодически подмывается. Возможно с этим связано то, что 250 метров ВПП с юга не используется, и фактически в работе оставшийся отрезок в 2750 метров. Сверху всё это хозяйство выглядит вот так.
3
Напомню, Тикси - это пограничная зона, поэтому после остановки двигателей на борт гражданских самолётов поднимаются сотрудники пограничной службы ФСБ для обязательной проверки документов. Тем, у кого в паспорте значится местная прописка, жить проще, остальным же требуются дополнительные документы: пропуск в пограничную зону, либо командировочное удостоверение. Гостям посёлка в аэропорту нужно обязательно зайти в кабинет комендатуры: пограничники переписывают в журнал данные паспорта и сопроводительных документов, уточняют цель визита, место пребывания, контактный телефон. Не запишешься, или задержишься в Тикси сверх указанных в командировочном дней - тебя все равно найдут, посёлок то маленький. За нарушения правил пребывания в пограничной зоне предусмотрена административная ответственность.
Здание аэропорта отремонтировано как снаружи, так и внутри, и, видимо, недавно:
4
У аэропорта, кстати, есть свой логотип: самолёт, взлетающий откуда-то с макушки Земли:
5
Самый "заметный" с дороги летательный аппарат - разобранная до основания "Тэшка" Ми-8Т СССР-25808. Стоит много лет у забора, с дороги ее замечательно видно. Возможно используется для тренировки спасателей, иначе непонятно, почему ее не утащили к остальным "нелетающим". Борт 1974 года выпуска, был списан по ресурсу еще в 1993-м. Для поддержания лётной годности других бортов снято все, что только можно:
6
Аэрофлот | Ми-8Т | СССР-25808
Площадка длительного хранения. Многие назовут ее, скорее всего, "свалкой", и будут в чём-то правы:
7
Из того, что удалось опознать:
Ми-8Т СССР-24666
Ми-8Т RA-22755
Ми-8Т RA-22702
Ми-8Т 55 "красный"
Ан-2Т RA-44910
Ан-2ТП RA-96244
Ан-2П RA-05757
Все списаны, в основном по ресурсу. Фото последнего в списке Ан-2 еще в лётном состоянии есть в сети, вот и вот.
На одной из стен сэкономили, и можно представить себе, каким было здание до ремонта:
8
Тёплый ангар:
9
Еще один отлетавший своё борт - Ан-12АП бортовой 20 "красный". Все опознавательные знаки закрашены, но, вероятнее всего, в носовой части были нанесены мамонт и созвездие малой Медведицы - отличительная черта самолётов дислоцированной в Тикси 24-й отдельной смешанной эскадрильи Дальней авиации.
10
11
Из гражданских в Тикси регулярно летают "Полярные Авиалинии" и "Якутия" на Ан-24, Ан-26, Dash 8Q, и, конечно, на Ми-8. Без вертолётов в Заполярье никуда.
12
Полярные Авиалинии | Ми-8Т | RA-22775
У "Полярных Авиалиний", кстати, несколько вариаций ливреи на тему белого медведя, созвездия и полярного сияния, вариант на киле RA-26030, видимо, самый свежий:
13
В 2013 году этот борт садился в Магане (Якутск) с отказом второго двигателя и на пробеге порвал одну из шин основной стойки шасси. 2015 год тоже не задался: на перроне аэропорта Якутск" с самолётом столкнулся автомобиль с бортпитанием, разбив ему носовой обтекатель. Но сейчас уже всё хорошо.
14
В Тикси на постоянной основе базируются вертолёты ВВС и ФСБ. Самые заметные - это конечно Ми-26.
Пара тяжёлых вертолётов с бортовыми номерами 81 и 82 "красные" была выпущена "Росвертолом" в 2014 году, и, вероятно, сразу получила постоянную прописку в Якутии:
15
ВВС России | Ми-26 | 81 "красный"
16
ВВС России | Ми-26 | 82 "красный"
А вот очень интересный экземпляр: это Ми-8АМТШ-ВА - "арктическая" версия самого массового двухдвигательного вертолёта в мире. Вертолёт создан на базе наиболее "свежей" модификации АМТШ-В, оборудованной более мощными двигателями "Климов" ВК-2500-03 и новой авионикой.
17
ВВС России | Ми-8АМТШ-ВА | 17 красный
В "арктической" версии установлена уникальная система оперативного запуска двигателей при температурах до минус 60°С при безангарном базировании машины, утеплены и снабжены обновлёнными системами обогрева грузовая кабина и кабина экипажа. Для полетов в условиях безориентирной местности и полярной ночи установлено новое навигационное и радиооборудование, в том числе цифровой автопилот и инерциальная система навигации, работающая при отсутствии связи со спутниками. А еще здесь новый метеолокатор, комплекс бортовой обороны, приборы ночного видения, тефлоновые шланги гидросистем, морские спасательные костюмы, микроволновка для нужд экипажа...да много всего. Такой набор "интересностей" позволяет машине не только работать в интересах военных, но и обслуживать полярные научные станции, и участвовать в поисковых и спасательных операциях на Северном Морском Пути.
И еще несколько вертушек:
18
19
Было приятно посмотреть на то, что вертолёты не просто базируются здесь, а реально летают, и летают много. Над посёлком то и дело раздается узнаваемый гул, одни борта возвращаются с дежурства, другие на смену им поднимаются "на крыло". Ми-26 тоже летают, и по одному, и парами. Какие задачи выполняют экипажи - конечно неизвестно, зато известно, что летают в том числе и на остров Котельный (архипелаг Новосибирские Острова): там, на западной оконечности острова восстанавливается знаменитый арктический аэродром "Темп", и завершается строительство военной базы "Северный Клевер"
20
21
Из интересной наземной техники - вот, двухзвенный гусеничный вездеход Д-30. Это новинка в войсках, универсальная платформа, на базе которой, например, созданы арктические версии ЗРК "Тор" и "Панцирь". Такие комплексы были впервые представлены широкой публике на Параде Победы 2017 года в Москве. В феврале этого года такие вездеходы приняли участие в уникальных испытаниях в условиях Крайнего Севера: тогда колонна вездеходного транспорта Министерства Обороны прошла по льду моря Лаптевых от Тикси до о. Котельный и обратно, преодолев в общей сложности 2400 км пути.
22
Вдалеке - посёлок Тикси-1. По прямой здесь 6 километров. Над посёлком возвышается гора с забавным названием "Лялькин пуп", на ее вершине виден радиопеленгатор системы "Круг":
23
А вокруг - бескрайние просторы...
24
25
В один из дней попались на глаза пограничники на Ан-72П:
26
27
ФСБ России | Ан-72П | RF-72020
"Полярные" на Ан-24 стартуют регулярным рейсом в Якутск. Взлёт курсом на юг, вид со стороны моря:
28
29
Полярные авиалинии | Ан-24РВ | RA-46834
А в аккурат в день моего вылета в Якутск прилетели пара военных Ил-76 из города Н:
30
31
И вот они же с перрона:
32
Слева на фото виднеется хвостовое оперение Ан-12, до него доберёмся в одном из следующих репортажей. А на сегодня у меня всё.
Спасибо за внимание!
Тикси - аэропорт совместного базирования на севере Якутии, на побережье моря Лаптевых. Это территория военных, и один из самых северных действующих аэродромов страны. Значительная часть полётов отсюда совершается авиацией Министерства Обороны: военно-транспортной и дальней авиацией, а также бортами пограничной службы ФСБ России. Гражданские рейсы тоже есть: несколько раз в неделю можно слетать в республиканскую столицу - Якутск. Что из себя представляет аэропорт - сегодня и посмотрим.
Аэродром Тикси развивался во времена Холодной войны: тогда дальняя авиация стала активно осваивать тундровые и ледовые аэродромы, на побережье Северного Ледовитого океана были развернуты авиационные комендатуры. В Тикси были расквартированы экипажи и технический персонал, базировались самолёты Ту-16, М-4, Ту-95, которые регулярно выполняли полёты на воздушное потрулирование, став надёжным ядерным щитом Родины. Тикси являлся одним из опорным пунктов сформированной в начале 60-х годов Оперативной Группы в Арктике (ОГА). Столь северное расположение аэродрома позволило "дальникам" увеличить свой радиус работы на несколько тысяч километров.
Вообще, в окрестностях Тикси было еще несколько аэродромов, ближайший - это "Тикси-Западный". Он находился нескольких километрах от военного городка и использовался в 1970-1980-х как запасной. С начала октября, с момента образования устойчивого снежного покрова в тундре проводилась укатка ВПП 3500х100 метров, и к декабрю аэродром уже мог принимать дальнюю авиацию.
Еще один - тундровый аэродром подскока "Чекуровка" находился подальше, в 80 км к юго-западу от Тикси.
Поскольку Тикси - вотчина военных, здесь есть соответствующая инфраструктура: сооружения, техника, оборудование связи, средства радиолокации...будет правильным, если это останется за кадром. Все что представлено на фото в данном репортаже, можно без труда увидеть и опознать на гуглокартах. Да будет так :)
Общий вид на аэропорт со стороны Тикси-3:
1
Деления на гражданский и военный сектор как такового нет, но, как правило, прибывающие из Якутска гражданские самолёты заруливают на ближайшие к терминалу стоянки. Зимой не очень понятно, но снежные просторы за территорией аэропорта на фото - это замерзшее море Лаптевых:
2
В распоряжении военных внушительных размеров перрон. Взлётно-посадочная полоса тоже достойная, 3000х59 метров, и недаром - аэродром строился для нужд дальней авиации. ВПП своим южным торцом практически упирается в море, в связи с чем грунт под полосой периодически подмывается. Возможно с этим связано то, что 250 метров ВПП с юга не используется, и фактически в работе оставшийся отрезок в 2750 метров. Сверху всё это хозяйство выглядит вот так.
3
Напомню, Тикси - это пограничная зона, поэтому после остановки двигателей на борт гражданских самолётов поднимаются сотрудники пограничной службы ФСБ для обязательной проверки документов. Тем, у кого в паспорте значится местная прописка, жить проще, остальным же требуются дополнительные документы: пропуск в пограничную зону, либо командировочное удостоверение. Гостям посёлка в аэропорту нужно обязательно зайти в кабинет комендатуры: пограничники переписывают в журнал данные паспорта и сопроводительных документов, уточняют цель визита, место пребывания, контактный телефон. Не запишешься, или задержишься в Тикси сверх указанных в командировочном дней - тебя все равно найдут, посёлок то маленький. За нарушения правил пребывания в пограничной зоне предусмотрена административная ответственность.
Здание аэропорта отремонтировано как снаружи, так и внутри, и, видимо, недавно:
4
У аэропорта, кстати, есть свой логотип: самолёт, взлетающий откуда-то с макушки Земли:
5
Самый "заметный" с дороги летательный аппарат - разобранная до основания "Тэшка" Ми-8Т СССР-25808. Стоит много лет у забора, с дороги ее замечательно видно. Возможно используется для тренировки спасателей, иначе непонятно, почему ее не утащили к остальным "нелетающим". Борт 1974 года выпуска, был списан по ресурсу еще в 1993-м. Для поддержания лётной годности других бортов снято все, что только можно:
6
Аэрофлот | Ми-8Т | СССР-25808
Площадка длительного хранения. Многие назовут ее, скорее всего, "свалкой", и будут в чём-то правы:
7
Из того, что удалось опознать:
Ми-8Т СССР-24666
Ми-8Т RA-22755
Ми-8Т RA-22702
Ми-8Т 55 "красный"
Ан-2Т RA-44910
Ан-2ТП RA-96244
Ан-2П RA-05757
Все списаны, в основном по ресурсу. Фото последнего в списке Ан-2 еще в лётном состоянии есть в сети, вот и вот.
На одной из стен сэкономили, и можно представить себе, каким было здание до ремонта:
8
Тёплый ангар:
9
Еще один отлетавший своё борт - Ан-12АП бортовой 20 "красный". Все опознавательные знаки закрашены, но, вероятнее всего, в носовой части были нанесены мамонт и созвездие малой Медведицы - отличительная черта самолётов дислоцированной в Тикси 24-й отдельной смешанной эскадрильи Дальней авиации.
10
11
Из гражданских в Тикси регулярно летают "Полярные Авиалинии" и "Якутия" на Ан-24, Ан-26, Dash 8Q, и, конечно, на Ми-8. Без вертолётов в Заполярье никуда.
12
Полярные Авиалинии | Ми-8Т | RA-22775
У "Полярных Авиалиний", кстати, несколько вариаций ливреи на тему белого медведя, созвездия и полярного сияния, вариант на киле RA-26030, видимо, самый свежий:
13
В 2013 году этот борт садился в Магане (Якутск) с отказом второго двигателя и на пробеге порвал одну из шин основной стойки шасси. 2015 год тоже не задался: на перроне аэропорта Якутск" с самолётом столкнулся автомобиль с бортпитанием, разбив ему носовой обтекатель. Но сейчас уже всё хорошо.
14
В Тикси на постоянной основе базируются вертолёты ВВС и ФСБ. Самые заметные - это конечно Ми-26.
Пара тяжёлых вертолётов с бортовыми номерами 81 и 82 "красные" была выпущена "Росвертолом" в 2014 году, и, вероятно, сразу получила постоянную прописку в Якутии:
15
ВВС России | Ми-26 | 81 "красный"
16
ВВС России | Ми-26 | 82 "красный"
А вот очень интересный экземпляр: это Ми-8АМТШ-ВА - "арктическая" версия самого массового двухдвигательного вертолёта в мире. Вертолёт создан на базе наиболее "свежей" модификации АМТШ-В, оборудованной более мощными двигателями "Климов" ВК-2500-03 и новой авионикой.
17
ВВС России | Ми-8АМТШ-ВА | 17 красный
В "арктической" версии установлена уникальная система оперативного запуска двигателей при температурах до минус 60°С при безангарном базировании машины, утеплены и снабжены обновлёнными системами обогрева грузовая кабина и кабина экипажа. Для полетов в условиях безориентирной местности и полярной ночи установлено новое навигационное и радиооборудование, в том числе цифровой автопилот и инерциальная система навигации, работающая при отсутствии связи со спутниками. А еще здесь новый метеолокатор, комплекс бортовой обороны, приборы ночного видения, тефлоновые шланги гидросистем, морские спасательные костюмы, микроволновка для нужд экипажа...да много всего. Такой набор "интересностей" позволяет машине не только работать в интересах военных, но и обслуживать полярные научные станции, и участвовать в поисковых и спасательных операциях на Северном Морском Пути.
И еще несколько вертушек:
18
19
Было приятно посмотреть на то, что вертолёты не просто базируются здесь, а реально летают, и летают много. Над посёлком то и дело раздается узнаваемый гул, одни борта возвращаются с дежурства, другие на смену им поднимаются "на крыло". Ми-26 тоже летают, и по одному, и парами. Какие задачи выполняют экипажи - конечно неизвестно, зато известно, что летают в том числе и на остров Котельный (архипелаг Новосибирские Острова): там, на западной оконечности острова восстанавливается знаменитый арктический аэродром "Темп", и завершается строительство военной базы "Северный Клевер"
20
21
Из интересной наземной техники - вот, двухзвенный гусеничный вездеход Д-30. Это новинка в войсках, универсальная платформа, на базе которой, например, созданы арктические версии ЗРК "Тор" и "Панцирь". Такие комплексы были впервые представлены широкой публике на Параде Победы 2017 года в Москве. В феврале этого года такие вездеходы приняли участие в уникальных испытаниях в условиях Крайнего Севера: тогда колонна вездеходного транспорта Министерства Обороны прошла по льду моря Лаптевых от Тикси до о. Котельный и обратно, преодолев в общей сложности 2400 км пути.
22
Вдалеке - посёлок Тикси-1. По прямой здесь 6 километров. Над посёлком возвышается гора с забавным названием "Лялькин пуп", на ее вершине виден радиопеленгатор системы "Круг":
23
А вокруг - бескрайние просторы...
24
25
В один из дней попались на глаза пограничники на Ан-72П:
26
27
ФСБ России | Ан-72П | RF-72020
"Полярные" на Ан-24 стартуют регулярным рейсом в Якутск. Взлёт курсом на юг, вид со стороны моря:
28
29
Полярные авиалинии | Ан-24РВ | RA-46834
А в аккурат в день моего вылета в Якутск прилетели пара военных Ил-76 из города Н:
30
31
И вот они же с перрона:
32
Слева на фото виднеется хвостовое оперение Ан-12, до него доберёмся в одном из следующих репортажей. А на сегодня у меня всё.
Спасибо за внимание!
Взято: zavodfoto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]