Дороги в Сербии
---
Еще несколько лет назад все автопутешественники на форумах в один голос называли сербские дороги совершенно отвратительными за бесконечные ямы и выбоины, отмечали убогость инфраструктуры, а путешествие на машине по Сербии сравнивали с адом и испытанием на прочность для техники и пассажиров. Всему виной являлись война и бомбовые удары сил НАТО, из-за которых серьезно пострадала дорожная сеть в стране, и в экономике многие годы зияла серьезная пробоина, не позволяющая всерьез заняться крайне дорогостоящим восстановлением.
Нашей компании в рамках Большого Балканского Путешествия предстояло провести в Сербии несколько дней и проехать через всю страну с севера на юг, так что мы на своей шкуре смогли испытать все прелести сербских дорог и оценить, насколько сегодня эти дороги отличаются от того, что писали о них раньше.
Изменилось ли что-то? Действительно ли путешествие по дорогам Сербии превращает поездку в ад и что необходимо знать автопутешественнику, если он соберется отправиться в Сербию на машине?
2. Братья наши - сербы. Как живут, чем дышат, какие планы на будущее?
Обо всем этом постараюсь рассказать в сербской серии постов из своего Большого Балканского Путешествия, ну а начну серию как раз с дорог, ведь дорога - это первое, что встречает тебя, как только ты пересекаешь границу и въезжаешь в страну.
Наш маршрут в Сербию пролегал из Венгрии по платной автомагистрали М5, ехать по которой одно удовольствие - идеальное покрытие, отличная видимость, низкая загруженность транспортом. Приближаясь к пункту пропуска Хоргош, мы морально готовились к плохим дорогам и наслаждались последними минутами комфортной поездки.
Покидая Венгрию, ты покидаешь Евросоюз, поэтому на границе существует паспортный контроль, а не как внутри ЕС прозрачные границы. Но очереди на выезде не было совершенно никакой, перед нами оказалось буквально несколько машин. Несколько минут ожидания, четыре штампа в наши паспорта, еще через несколько минут окошко сербского пограничника, еще четыре штампа и все, мы в Сербии!
Добро дошли!
3. Первые километры по Сербии ничем не отличались от последних километров по Венгрии, на которых мы готовились к плохим дорогам. Такая же автомагистраль с разделительной полосой, развязки, понятные и хорошо читаемые дорожные знаки. Наши опасения оказались напрасными? Два последующих дня показали, что так оно и есть, и за последние годы в Сербии серьезным образом изменилось состояние дорог по всей стране - и на основных магистралях, и на менее значимых дорогах.
По большому счету, можно сказать, что убитые дорогие нам не попались вообще ни разу. Были не очень хорошие - да. Но убитых не было, чтобы там не писали на автофорумах. Ну а с севера на юг - от границы с Венгрией через Нови Сад, Белград, Ниш и до границы с Македонией проходит платная автомагистраль А1, ехать по которой и вовсе одно удовольствие.
4. Если говорить об основных правилах на сербских дорогах, то они следующие.
Ограничение скорости:
- в населенном пункте - 50 км/ч
- вне населенного пункта - 80 км/ч
- на автомобильной дороге - 100 км/ч
- на автомагистрали - 120 км/ч
Максимально допустимый уровень алкоголя в крови 0.3 ‰. Если уровень алкоголя в крови находится в диапазоне от 0.31 ‰ до 0.5 ‰, то штраф составит 5000 сербских динаров (2700 рублей).
Ближний свет обязателен 24 часа в сутки круглый год.
Обязательны ремни безопасности и для передних, и для задних пассажиров, но полиция за их использованием особо не следит.
Перевозка детей до 12-ти лет в детском сиденье.
Антирадары запрещены, на авторагистраторы запретов нет.
Штрафы:
- нарушение правил парковки - 5000 динаров (2700 рублей)
- обгон под знаком или чрез сплошную - 6000-20000 динаров (3200-10900 рублей)
- проезд на красный - 15000-30000 динаров (8150-16300 рублей)
- превышение скорости до 10 км/ч - 3000 динаров (1630 рублей)
- превышение скорости от 11 до 20 км/ч - 3000-5000 динаров (1600-2700 рублей)
- превышение скорости от 21 до 40 км/ч - 6000-20000 динаров (3200-10900 рублей)
При этом превышение считается от максимально разрешенной скорости, а не как мы привыкли, накидывая 20 км/ч.
5. Использование шипованных шин в Сербии запрещено, но в зимний период с 1 октября по 1 апреля обязательна зимняя резина
6. Реклама-указатель "Макдоналдс через 143 километра" насмешил. Хотя по факту с придорожной инфраструктурой в Сербии пока еще не все хорошо, она находится в довольно зачаточном состоянии. По большому счету, точки питания и отдыха находятся на большинстве дорог только на заправках, но и то очень условные. Сами заправки расположены вдоль трасс не так часто, как мы привыкли в центральном части России, и в этом плане больше напоминают ситуацию у нас за Уралом, когда между АЗС может быть 50 и более км.
7. Сербское новшество - тест видимости на дороге.
Сначала мы не могли понять, что обозначают все эти Маугли и Тачки, но затем разобрались. Таблички предлагают оценить, сколько точек детекции видно на трассе. Если все три, то можно двигаться с максимально скоростью, если только две, то рекомендуют не больше 60 км/ч, если лишь одна, то и вовсе 40 км/ч. Дело в том, что в Сербии достаточно часто бывают туманы и тогда на дорогах значительно падает видимость, что приводит к многочисленным ДТП.
8. Если покрытие основной трассы А1 (Е75) можно назвать почти идеальным, то на других крупных магистралях, в том числе и платных, оно несколько хуже, встречаются следы ремонта, но выбоин и ям нет. И даже максимальная скорость такая же, как и на идеальной А1 - 120 км/ч.
9. Платных дорог в Сербии всего две. Это основная трасса А1 (Е75) от границы Венгрии и почти до границы с Македонией Суботица-Белград-Лесковац и Е70 - Белград-Шид (до границы с Хорватией). Стоимость проезда по платным дорогам довольно низкая.
Так проезд от границы с Венгрией до Белграда (189 км) для легковой машины обойдется в 620 динаров (340 рублей).
Из Белграда до Лесковаца (275 км) - 880 динаров (478 рублей).
Из Белграда до Шида (110 км) - 140 динаров (76 рублей)
10. Оплата производится на промежуточных пунктах или при съезде с платной дороги. На въезде получают талон в автоматическом терминале...
11. Талон привязывается к номеру машины, который высвечивается перед шлагбаумом на специальном табло.
Номер машины также указан и на талоне
12. Оплатить проезд по дороге можно как наличными (динарами или евро), так и картой. Хотя на табличке было написано, что картам здесь не рады или это игра слов, не знаю, но везде мы платили картой, никаких отказов не было
13. Кстати, в нескольких местах уже съехав с платных магистралей, мы замечали пустующие навесы очень напоминающие пункты оплаты дороги. Судя по всему, постепенно планируется сделать платными и другие дороги в стране.
14. Интересно, что довольно много дорог в Сербии обозначены синим знаком "Автомобильная дорога" и на них разрешена скорость 100 км/час. У нас это была бы самая обычная дорога с ограничением в 90. Здесь же есть еще одна категория - те самые обычные дороги с ограничением в 80 км/ч. Разница в том, что по этим запрещено передвигаться на тракторах, мопедах и велосипедах, а на категории 80 разрешено.
15. Вот такой знак стоит на дорогах для автомобилей. У нас я подобных не встречал вообще.
16. Несколько раз попадали на ремонтирующиеся дороги и нужно сказать, что в Сербии этот процесс организован просто идеально.
Во-первых, везде, помимо знаков "Ремонтные работы", стоят вот такие информационные таблички. На них указана протяженность ремонтируемого участка и ... стоимость ремонтных работ! С обоих сторон участка, который ремонтируют, стоят регулировщики, управляющие реверсивным пропуском транспортного потока во избежание пробок. И никаких "забытых" временных знаков, ограничивающих скорость.
17. В глухих деревнях вдали от основных трасс дороги несколько хуже, часто с множеством латок, но все же без ям и выбоин.
По ним можно вполне нормально ехать с адекватной скоростью, далекой от черепашьей
18. А вот что делает сербские дороги похожими на многие наши и отличает от ухоженных европейских - это частое отсутствие обочины и заросли травы вплотную у дорожного полотна. На европейских дорогах обочина почти всегда ухожена, трава скошена и даже за счет этого появляется пространство на обочине, позволяющее безопасно остановить машину в случае необходимости.
19. Кстати, встречаются и довольно удивительные явления на дорогах. Как например, эта параллельная велосипедная дорожка вдоль трассы на берегу Голубацкого озера. Велосипедов я на ней не заметил вообще - ни когда мы ехали в одну сторону, ни когда возвращались через несколько километров в другую... Тоже распил?
20. Что касается цен на бензин. По сравнению с соседней Венгрией они несколько ниже, но выше, чем в Македонии.
95-й стоит 144 динара (78 рублей), дизель - 148 динаров (81 рубль)
21. Сербские автомобильные номера точь в точь, как в ЕС, но только без звездчатого круга над буквенным шифром страны. Готовятся к вступлению в ЕС, всерьез на него рассчитывая.
22. На сербских дорогах (как впрочем, и на всех Балканах) можно встретить кого угодно и на чем угодно! Здесь и конные повозки, и странные транспортные средства, ну а тракторы в качестве средств передвижения и вовсе совершенно обычное явление!
23. Кстати, если говорить о культуре вождения сербов, то это те еще водители!
Встречаются наглые, встречаются нетерпеливые, грубые, очень грубые и откровенно плюющие на ПДД.
Чего я ни разу в своей жизни не видел, так это вот такого разворота не просто через сплошную или две, а через разделитель платной дороги (на фото - въезд в Нови Сад).
Но при этом стоит отметить, что на скоростных трассах никто не плетется в левой полосе, с какой бы скоростью он не двигался. Все едут справа, нужно обогнать - обогнал и тут же вернулся в правую полосу.
24. Дорожной полиции на трассах в Сербии не очень много. От нечего делать водителей не останавливают, в кустах не прячутся. Но с радаром стоят, а вот камерами страна не увешана, как Россия. Отношение к дорожным полицейским у сербов следующее: «Злые-вредные-негодяи, останавливают, взятки берут».
Нас за три дня не останавливали ни разу, так что о зловредности и мздоимстве ничего сказать не могу...
Нашей компании в рамках Большого Балканского Путешествия предстояло провести в Сербии несколько дней и проехать через всю страну с севера на юг, так что мы на своей шкуре смогли испытать все прелести сербских дорог и оценить, насколько сегодня эти дороги отличаются от того, что писали о них раньше.
Изменилось ли что-то? Действительно ли путешествие по дорогам Сербии превращает поездку в ад и что необходимо знать автопутешественнику, если он соберется отправиться в Сербию на машине?
2. Братья наши - сербы. Как живут, чем дышат, какие планы на будущее?
Обо всем этом постараюсь рассказать в сербской серии постов из своего Большого Балканского Путешествия, ну а начну серию как раз с дорог, ведь дорога - это первое, что встречает тебя, как только ты пересекаешь границу и въезжаешь в страну.
Наш маршрут в Сербию пролегал из Венгрии по платной автомагистрали М5, ехать по которой одно удовольствие - идеальное покрытие, отличная видимость, низкая загруженность транспортом. Приближаясь к пункту пропуска Хоргош, мы морально готовились к плохим дорогам и наслаждались последними минутами комфортной поездки.
Покидая Венгрию, ты покидаешь Евросоюз, поэтому на границе существует паспортный контроль, а не как внутри ЕС прозрачные границы. Но очереди на выезде не было совершенно никакой, перед нами оказалось буквально несколько машин. Несколько минут ожидания, четыре штампа в наши паспорта, еще через несколько минут окошко сербского пограничника, еще четыре штампа и все, мы в Сербии!
Добро дошли!
3. Первые километры по Сербии ничем не отличались от последних километров по Венгрии, на которых мы готовились к плохим дорогам. Такая же автомагистраль с разделительной полосой, развязки, понятные и хорошо читаемые дорожные знаки. Наши опасения оказались напрасными? Два последующих дня показали, что так оно и есть, и за последние годы в Сербии серьезным образом изменилось состояние дорог по всей стране - и на основных магистралях, и на менее значимых дорогах.
По большому счету, можно сказать, что убитые дорогие нам не попались вообще ни разу. Были не очень хорошие - да. Но убитых не было, чтобы там не писали на автофорумах. Ну а с севера на юг - от границы с Венгрией через Нови Сад, Белград, Ниш и до границы с Македонией проходит платная автомагистраль А1, ехать по которой и вовсе одно удовольствие.
4. Если говорить об основных правилах на сербских дорогах, то они следующие.
Ограничение скорости:
- в населенном пункте - 50 км/ч
- вне населенного пункта - 80 км/ч
- на автомобильной дороге - 100 км/ч
- на автомагистрали - 120 км/ч
Максимально допустимый уровень алкоголя в крови 0.3 ‰. Если уровень алкоголя в крови находится в диапазоне от 0.31 ‰ до 0.5 ‰, то штраф составит 5000 сербских динаров (2700 рублей).
Ближний свет обязателен 24 часа в сутки круглый год.
Обязательны ремни безопасности и для передних, и для задних пассажиров, но полиция за их использованием особо не следит.
Перевозка детей до 12-ти лет в детском сиденье.
Антирадары запрещены, на авторагистраторы запретов нет.
Штрафы:
- нарушение правил парковки - 5000 динаров (2700 рублей)
- обгон под знаком или чрез сплошную - 6000-20000 динаров (3200-10900 рублей)
- проезд на красный - 15000-30000 динаров (8150-16300 рублей)
- превышение скорости до 10 км/ч - 3000 динаров (1630 рублей)
- превышение скорости от 11 до 20 км/ч - 3000-5000 динаров (1600-2700 рублей)
- превышение скорости от 21 до 40 км/ч - 6000-20000 динаров (3200-10900 рублей)
При этом превышение считается от максимально разрешенной скорости, а не как мы привыкли, накидывая 20 км/ч.
5. Использование шипованных шин в Сербии запрещено, но в зимний период с 1 октября по 1 апреля обязательна зимняя резина
6. Реклама-указатель "Макдоналдс через 143 километра" насмешил. Хотя по факту с придорожной инфраструктурой в Сербии пока еще не все хорошо, она находится в довольно зачаточном состоянии. По большому счету, точки питания и отдыха находятся на большинстве дорог только на заправках, но и то очень условные. Сами заправки расположены вдоль трасс не так часто, как мы привыкли в центральном части России, и в этом плане больше напоминают ситуацию у нас за Уралом, когда между АЗС может быть 50 и более км.
7. Сербское новшество - тест видимости на дороге.
Сначала мы не могли понять, что обозначают все эти Маугли и Тачки, но затем разобрались. Таблички предлагают оценить, сколько точек детекции видно на трассе. Если все три, то можно двигаться с максимально скоростью, если только две, то рекомендуют не больше 60 км/ч, если лишь одна, то и вовсе 40 км/ч. Дело в том, что в Сербии достаточно часто бывают туманы и тогда на дорогах значительно падает видимость, что приводит к многочисленным ДТП.
8. Если покрытие основной трассы А1 (Е75) можно назвать почти идеальным, то на других крупных магистралях, в том числе и платных, оно несколько хуже, встречаются следы ремонта, но выбоин и ям нет. И даже максимальная скорость такая же, как и на идеальной А1 - 120 км/ч.
9. Платных дорог в Сербии всего две. Это основная трасса А1 (Е75) от границы Венгрии и почти до границы с Македонией Суботица-Белград-Лесковац и Е70 - Белград-Шид (до границы с Хорватией). Стоимость проезда по платным дорогам довольно низкая.
Так проезд от границы с Венгрией до Белграда (189 км) для легковой машины обойдется в 620 динаров (340 рублей).
Из Белграда до Лесковаца (275 км) - 880 динаров (478 рублей).
Из Белграда до Шида (110 км) - 140 динаров (76 рублей)
10. Оплата производится на промежуточных пунктах или при съезде с платной дороги. На въезде получают талон в автоматическом терминале...
11. Талон привязывается к номеру машины, который высвечивается перед шлагбаумом на специальном табло.
Номер машины также указан и на талоне
12. Оплатить проезд по дороге можно как наличными (динарами или евро), так и картой. Хотя на табличке было написано, что картам здесь не рады или это игра слов, не знаю, но везде мы платили картой, никаких отказов не было
13. Кстати, в нескольких местах уже съехав с платных магистралей, мы замечали пустующие навесы очень напоминающие пункты оплаты дороги. Судя по всему, постепенно планируется сделать платными и другие дороги в стране.
14. Интересно, что довольно много дорог в Сербии обозначены синим знаком "Автомобильная дорога" и на них разрешена скорость 100 км/час. У нас это была бы самая обычная дорога с ограничением в 90. Здесь же есть еще одна категория - те самые обычные дороги с ограничением в 80 км/ч. Разница в том, что по этим запрещено передвигаться на тракторах, мопедах и велосипедах, а на категории 80 разрешено.
15. Вот такой знак стоит на дорогах для автомобилей. У нас я подобных не встречал вообще.
16. Несколько раз попадали на ремонтирующиеся дороги и нужно сказать, что в Сербии этот процесс организован просто идеально.
Во-первых, везде, помимо знаков "Ремонтные работы", стоят вот такие информационные таблички. На них указана протяженность ремонтируемого участка и ... стоимость ремонтных работ! С обоих сторон участка, который ремонтируют, стоят регулировщики, управляющие реверсивным пропуском транспортного потока во избежание пробок. И никаких "забытых" временных знаков, ограничивающих скорость.
17. В глухих деревнях вдали от основных трасс дороги несколько хуже, часто с множеством латок, но все же без ям и выбоин.
По ним можно вполне нормально ехать с адекватной скоростью, далекой от черепашьей
18. А вот что делает сербские дороги похожими на многие наши и отличает от ухоженных европейских - это частое отсутствие обочины и заросли травы вплотную у дорожного полотна. На европейских дорогах обочина почти всегда ухожена, трава скошена и даже за счет этого появляется пространство на обочине, позволяющее безопасно остановить машину в случае необходимости.
19. Кстати, встречаются и довольно удивительные явления на дорогах. Как например, эта параллельная велосипедная дорожка вдоль трассы на берегу Голубацкого озера. Велосипедов я на ней не заметил вообще - ни когда мы ехали в одну сторону, ни когда возвращались через несколько километров в другую... Тоже распил?
20. Что касается цен на бензин. По сравнению с соседней Венгрией они несколько ниже, но выше, чем в Македонии.
95-й стоит 144 динара (78 рублей), дизель - 148 динаров (81 рубль)
21. Сербские автомобильные номера точь в точь, как в ЕС, но только без звездчатого круга над буквенным шифром страны. Готовятся к вступлению в ЕС, всерьез на него рассчитывая.
22. На сербских дорогах (как впрочем, и на всех Балканах) можно встретить кого угодно и на чем угодно! Здесь и конные повозки, и странные транспортные средства, ну а тракторы в качестве средств передвижения и вовсе совершенно обычное явление!
23. Кстати, если говорить о культуре вождения сербов, то это те еще водители!
Встречаются наглые, встречаются нетерпеливые, грубые, очень грубые и откровенно плюющие на ПДД.
Чего я ни разу в своей жизни не видел, так это вот такого разворота не просто через сплошную или две, а через разделитель платной дороги (на фото - въезд в Нови Сад).
Но при этом стоит отметить, что на скоростных трассах никто не плетется в левой полосе, с какой бы скоростью он не двигался. Все едут справа, нужно обогнать - обогнал и тут же вернулся в правую полосу.
24. Дорожной полиции на трассах в Сербии не очень много. От нечего делать водителей не останавливают, в кустах не прячутся. Но с радаром стоят, а вот камерами страна не увешана, как Россия. Отношение к дорожным полицейским у сербов следующее: «Злые-вредные-негодяи, останавливают, взятки берут».
Нас за три дня не останавливали ни разу, так что о зловредности и мздоимстве ничего сказать не могу...
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]