Турецкие дневники . Топкапы — 1
---
В прошлых своих дневниках подробно описывал посещение Собора Святой Софии и прогулки вокруг него. Само собой разумеется ноги принесли в Топкапы.
Топкапы (тур. Topkapı «Пушечные ворота» от top «пушечное ядро; шар; мяч» + kapı «ворота, дверь»), устар. Сераль (фр. Serail ← тур. saray «дворец» ← перс. سرای [serai] «большой дом, дворец») — главный дворец Османской империи до середины XIX века. Расположен в историческом центре Стамбула, на мысе Сарайбурну, в месте впадения Босфора и Золотого Рога в Мраморное море.
После падения Османской империи дворец превращён в музей — один из крупнейших по площади в мире. Число экспонатов, выставленных для общего обозрения, достигает 65 000 единиц (и это только десятая часть коллекции). В нём хранятся меч и плащ пророка Мухаммеда, относящиеся к главным мусульманским святыням.
Общая площадь дворцово-паркового ансамбля, окружённого высокими стенами, со всеми примыкающими садами и пристройками, составляет более 700 тыс. кв. м. Это один из исторических районов Стамбула, включённых в 1985 г. в список Всемирного наследия.
«Топкапы» переводится как «Пушечные ворота» — каждый раз, когда султан покидал свою резиденцию, должен был раздаваться пушечный выстрел.
Перед входом располагается Фонтан Ахмеда III:
Фонтан Ахмеда III (тур. III. Ahmet Çeşmesi) — фонтан, построенный в правление султана Ахмеда III в 1728 году в стиле османского рококо в период Лале Деври (Тюльпанов). Находится на большой площади перед Имперскими воротами дворца Топкапы в Стамбуле, в Турции. Во времена Османской империи был одним из общественных центров города.
Павильон фонтана Ахмеда III находится на месте византийского фонтана Перайтон. Архитектурное убранство сооружения отражает синтез традиционного османского и современного европейского стилей.
В 1947—1952 годах фонтан изображался на обратной стороне банкноты достоинством в 10 турецких лир.
Фонтан представляет собой большой квадратный блок с пятью малыми куполами. Ниши михраба на каждой из четырёх стен со внешней стороны обрамлены барельефом с растительным и цветочным орнаментом, и в каждой из этих ниш находится фонтанчик с питьевой водой (чешме). Вода подаётся из восьмиугольного бассейна внутри павильона, вокруг которого оставлено место для прогулок работникам павильона. На каждом внешнем углу находится киоск с тремя зарешеченными окнами (шебиль), через которые бесплатно выдавались стаканы с водой или шербетом.
Над фонтанчиками с нишами и шебилями находятся большие каллиграфические пластины обрамлённые синими и красными плитками. На каждой пластине стихотворение из 14 строф, посвящённое воде и благотворителю Сеиду Хусейну Вехби бен Ахмеду, главному кадию Алеппо и Кайсери. Стихотворение читается по часовой стрелке вокруг фонтана, начиная с северного шебиля. Последняя строфа стихотворения на северо-западе фасада изображает хронограмму султана Ахмеда III.
Зашли внутрь через очень суровый досмотр вооруженными охранниками и смотрим на просторы Босфора:
Сзади остались ворота и минареты у Собора Святой Софии, которые наблюдаем через листву платанов :
Дворец Топкапы устроен по принципу четырёх дворов (авлу), окружённых стеной и разделённых между собой. Главные ворота — Ворота Повелителя или Баб-ы Хюмаюн (осман. Bab-ı Hümayun) ведут в первый двор, в котором находились служебные и подсобные помещения, а также древняя церковь Святой Ирины . Это самый крупный двор из четырёх, именуемый Двором Янычар. Через мраморные Ворота Повелителя въезжали в резиденцию турецкие султаны. Именно отсюда османские падишахи выходили на пятничную молитву в Айя-Софию. Здесь султаны устраивали различные празднества, а также проводили пятничные намазы. Интересно, что только эта часть дворца была открыта для других посетителей: аудиенции падишаха тут ожидали иностранные послы и высокопоставленные государственные деятели. Особо важным гостям даже позволялось въезжать внутрь верхом на коне.
Слева от входа — Церковь Святой Ирины (тур. Aya İrini, греч. Αγία Ειρήνη, Агиа-Ирини) — одна из самых ранних сохранившихся церквей Константинополя, посвящена «Святому миру» (а не святой Ирине). Церковь расположена в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет в первом внутреннем дворе дворца Топкапы. Айя-Ирини представляет новый для VI века тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Внутри стоит саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина. Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. Оба храма получили название в честь обожествлённых абстрактных понятий — Мира и Мудрости, соответственно. В мае — июле 381 года в храме Божественного Мира проходили заседания Второго вселенского собора.
В 346 году около храма погибло свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 548 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была большей частью перестроена. Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест.
После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Благодаря чему до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).
На протяжении XV—XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращён в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей.
С 1980 года — основная площадка для (ежегодного) международного музыкального фестиваля. В начале XXI века церковь Святой Ирины служила концертным залом.
По состоянию на 2021 год частично закрыта на реконструкцию и находится в полузаброшенном состоянии.
Что касается Дворца в целом — в дохристианские времена на этом месте находился акрополь античного Византия. В начале IV века на территории акрополя на месте руин древнего храма Афродиты была возведена первая христианская базилика Константинополя — Церковь Святой Ирины — которая являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае—июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора. После османского завоевания церковь была превращена в арсенал и стала частью первого двора Топкапы.
В 1453 году, после завоевания турками Константинополя, османский султан Мехмед II первоначально поселился в построенном для него дворце в районе нынешней площади Баязид (на месте площади Быков). От этого дворца ничего не сохранилось, однако гарем старого дворца с самого начала располагался вблизи будущего дворца Топкапы — в так называемом «Изразцовом павильоне».
За дверями что-то жутко секретное. На картах Яндекса изображение вообще скрыто. Где-то в подкорке отложилось, что там или монетный двор, или какое-то финансовое учреждение
В 1475—1478 гг. Мехмед начал сооружать новый дворец — Топкапы. Первые полвека Топкапы служил лишь «рабочей» резиденцией султанов (как это было и во время существования дворца Баязид): «Изразцовый павильон» с гаремом находился за пределами дворцового комплекса. В XVI веке Хюррем (жена Сулеймана I) добилась переноса гарема во дворец Топкапы, чтобы быть ближе к султану. Строительство гарема Топкапы при Сулеймане Великолепном стало крупнейшей перестройкой дворца с момента его основания.
В последующие века дворец Топкапы достраивался и обогащался. На протяжении около 400 лет дворец оставался главным дворцом Османской империи — в нём жили и правили 25 султанов. В 1854 году султан Абдул-Меджид I переехал в новую европеизированную резиденцию — дворец Долмабахче.
В 1923 году, с установлением республики, Топкапы, как и другие дворцы, указом Мустафы Кемаля Ататюрка был объявлен музеем. Резиденцией главы турецкого государства остался дворец Долмабахче.
Cегодня дворец ежегодно посещает около 2 миллионов туристов, что делает его самой популярной достопримечательностью Стамбула и вторым по посещаемости музеем в Турции (1-е место у музея Мевланы в Конье).
Подходим собственно к Дворцу Топкапы...
За Воротами Приветствия или Баб-ус-селям (осман. Babü's-selâm), во втором дворе, помещались канцелярия дивана и казна.
Какие-то приветствия действительно написаны...
Здесь находится здание Дивана с Башней Правосудия. Так же при входе взгляду открывается обширный парк.
Направо — тенистая галерея (киоск с наушниками — можно выбрать индивидуального аудио гида на соответствующем языке):
Налево — тенистая галерея и какое-то историческое дерево, вернее — остаток ствола...
Самое высокое сооружение дворца — башня «Адалет», возведенная над зданием дивана:
Опять какое-то жутко историческое дерево:
В приземистом, но с изысканной отделкой, здании дивана проходили регулярные совещания министров султана, и визирь принимал посетителей. При этом если встреча не являлась торжественной, и султану было не по чину лично принимать гостей, то у него сохранялась возможность услышать всю беседу с помощью небольшого окошка с мелкой решеткой, находясь в смежном помещении. Окошко было проделано в стене прямо над местом великого визиря (https://portalostranah.ru/view.php?id=38).
Самое высокое сооружение дворца — башня «Адалет», возведенная над зданием дивана. В этом помещении собирались все высшие сановники страны, чтобы обсудить государственные дела. Башня видна со всех сторон, она служила смотровой площадкой, с которой можно было наблюдать, не проникли ли во дворец посторонние (https://turako.ru/dvorec-topkapy):
Говорят, что впервые практика опосредованного участия султана в делах дивана возникла, когда во время заседания совета проник посетитель и стал пытаться что-то просить у султана, перейдя границы почтительности. Правда неизвестно когда и где это было. В помещении дивана в Топкапи любой желающий может увидеть это окошко до сих пор.
Кстати, само слово «диван» пришло к османам от персов и арабов и в персидском оно означает «записывать». В канцеляриях по всему Востоку стояли низкие приземистые длинные диваны, на которых располагались писцы. (Также диван означает собрание каких-либо документов, например, стихов одного поэта). Длинные диваны в помещении дивана неплохо сохранились и в Топкапы.
Само помещение дивана в Топкапы состоит из двух смежных комнат — комнаты визиря и помещения для составления протокола. Что касается распорядка заседания дивана, то укажем, что они проходили в Топкапи четыре раза в неделю — с воскресенья по вторник.
Здание дивана — Императорского совета было впервые построено во времена правления Мехмеда II. Нынешнее здание относится к периоду Сулеймана Великолепного; главным архитектором был Алседдин. Его пришлось восстанавливать после пожара в гареме в 1665 году. Согласно надписи на входе, он также был восстановлен во времена Селима III и Махмуда II; на его фасаде есть стихотворные надписи, в которых упоминаются реставрационные работы, проведенные в 1792 и 1819 годах султаном Селимом III и Махмудом II. Украшения в стиле рококо на фасаде и внутри Императорского совета относятся к этому периоду.
Выходим из дивана на улицу, в сад — все в сад... Колодцы и прочая прохлада...
Во времена Османской империи этот двор был бы полон павлинов и газелей. Он использовался как место сбора придворных. Султан, восседающий на позолоченном троне, обычно проводил аудиенции во втором внутреннем дворе. Некоторые иностранные высокопоставленные лица, в том числе посол Франции Филипп дю Френе-Канайе, написали отчеты об этих аудиенциях.
Рядом же с диваном — здание, где выставлено оружие и доспехи, первоначально было одной из дворцовых сокровищниц (Dîvân-ı Hümâyûn Hazinesi / Hazine-ı Âmire). Поскольку в Третьем дворе находилась еще одна ("внутренняя") сокровищница, ее также называли "внешней сокровищницей" (dış hazine). Хотя не имеется датированных записей, его строительная техника и план предполагают, что он был построен в конце 15 века во время правления Сулеймана I. Впоследствии он претерпел многочисленные изменения и реконструкции. Это зал, построенный из камня и кирпича, с восемью куполами каждый размером 5 х 11 м.
В частотности здесь сейчас имеется музей часов:
Но в основном — оружие:
Коллекция оружия (Silah Seksiyonu Sergi Salonu), состоящая в основном из оружия, которое оставалось во дворце во время его реставрации, является одним из богатейших собраний исламского оружия в мире, с примерами, охватывающими 1300 лет с 7 по 20 века.
Коллекция оружия и доспехов дворца состоит из предметов, изготовленных самими османами, или собранных во время иностранных завоеваний, или подаренных в качестве подарков. Османское оружие составляет основную часть коллекции, но оно также включает образцы мечей Омейядов и Аббасидов, а также мамлюкские и персидские доспехи, шлемы, мечи и топоры.
Небольшое количество европейского и азиатского оружия составляет остальную часть коллекции. В настоящее время на выставке представлено около 400 единиц оружия, на большинстве из которых нанесены надписи.
Вот такая историческая реликвия есть — меч царя Николая I. Николай I Павлович (25 июня [6 июля] 1796, Царское Село, Российская империя — 18 февраля [2 марта] 1855, Санкт-Петербург, Российская империя) — император Всероссийский с 19 ноября (1 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855, царь Польский (единственный коронованный польский монарх из числа Всероссийских императоров) и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.
А тут дальше гигантомания пошла — реально мечи выше человеческого роста, но говорят, что-то кто-то ими мог...
Нет, это не меч пророка Мухаммеда, тот примерно выглядел так:
Зульфикар (араб. ذو الفقار (سيف) — бороздчатый, с волнистыми разводами) — название меча пророка Мухаммеда, который после его смерти перешёл к праведному халифу Али ибн Абу Талибу. Один из знаменитых мечей доисламской Аравии, принадлежавший до Пророка Мухаммеда мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. Пророк Мухаммед взял его при разделе трофеев, захваченных в битве при Бадре. Позже меч перешёл к четвёртому праведному халифу (656—661) Али ибн Абу Талибу, а после его смерти — к его сыновьям Хасану и Хусейну, а после гибели последнего — к его сыну Али ибн Хусейну Зейн аль-Абидину.
Дальнейшая история меча у двух основных течений ислама разнится. Шииты, почитающие первых четырех носителей Зульфикара как своих первых духовных лидеров — имамов — считают, что меч перешёл к их наследникам и таким образом находится сейчас в руках последнего, сокрытого имама — аль-Махди. Сунниты полагают, что Зульфикар достался османским султанам и ныне хранится в Стамбуле (Топкапы).
Существуют разные мнения относительно формы Зульфикара, чаще всего его изображают с раздвоенным лезвием. По другой версии, раздвоенный клинок появился в результате неточного описания, а, на самом деле, остриё было не раздвоенным, а обоюдоострым.
В легендах Зульфикар часто наделяется магической силой и волшебными свойствами. Согласно среднеазиатским народным легендам, когда Али не воевал, он оставлял Зульфикар висеть в воздухе, просто подбрасывая его, а в нужную минуту меч чудесным способом оказывался у него в руке. Считалось, что волшебный Зульфикар защищает границы мусульманского мира от врагов.
Так, вышли из музейных покоев (вернее охрана выгнала — нельзя там фотографировать).
Вышли к Воротам Счастья (или Блаженства) или Баб-ус-саадет (осман. Babü's-saadet) перед третьим двором.
Олива у входа интересная с выгоревшим внутри стволом:
Тут можно посидеть и отдохнуть, вдоль стены длинные скамейки (ага — диван)...
Да, давайте передохнем до следующего поста...
Топкапы (тур. Topkapı «Пушечные ворота» от top «пушечное ядро; шар; мяч» + kapı «ворота, дверь»), устар. Сераль (фр. Serail ← тур. saray «дворец» ← перс. سرای [serai] «большой дом, дворец») — главный дворец Османской империи до середины XIX века. Расположен в историческом центре Стамбула, на мысе Сарайбурну, в месте впадения Босфора и Золотого Рога в Мраморное море.
После падения Османской империи дворец превращён в музей — один из крупнейших по площади в мире. Число экспонатов, выставленных для общего обозрения, достигает 65 000 единиц (и это только десятая часть коллекции). В нём хранятся меч и плащ пророка Мухаммеда, относящиеся к главным мусульманским святыням.
Общая площадь дворцово-паркового ансамбля, окружённого высокими стенами, со всеми примыкающими садами и пристройками, составляет более 700 тыс. кв. м. Это один из исторических районов Стамбула, включённых в 1985 г. в список Всемирного наследия.
«Топкапы» переводится как «Пушечные ворота» — каждый раз, когда султан покидал свою резиденцию, должен был раздаваться пушечный выстрел.
Перед входом располагается Фонтан Ахмеда III:
Фонтан Ахмеда III (тур. III. Ahmet Çeşmesi) — фонтан, построенный в правление султана Ахмеда III в 1728 году в стиле османского рококо в период Лале Деври (Тюльпанов). Находится на большой площади перед Имперскими воротами дворца Топкапы в Стамбуле, в Турции. Во времена Османской империи был одним из общественных центров города.
Павильон фонтана Ахмеда III находится на месте византийского фонтана Перайтон. Архитектурное убранство сооружения отражает синтез традиционного османского и современного европейского стилей.
В 1947—1952 годах фонтан изображался на обратной стороне банкноты достоинством в 10 турецких лир.
Фонтан представляет собой большой квадратный блок с пятью малыми куполами. Ниши михраба на каждой из четырёх стен со внешней стороны обрамлены барельефом с растительным и цветочным орнаментом, и в каждой из этих ниш находится фонтанчик с питьевой водой (чешме). Вода подаётся из восьмиугольного бассейна внутри павильона, вокруг которого оставлено место для прогулок работникам павильона. На каждом внешнем углу находится киоск с тремя зарешеченными окнами (шебиль), через которые бесплатно выдавались стаканы с водой или шербетом.
Над фонтанчиками с нишами и шебилями находятся большие каллиграфические пластины обрамлённые синими и красными плитками. На каждой пластине стихотворение из 14 строф, посвящённое воде и благотворителю Сеиду Хусейну Вехби бен Ахмеду, главному кадию Алеппо и Кайсери. Стихотворение читается по часовой стрелке вокруг фонтана, начиная с северного шебиля. Последняя строфа стихотворения на северо-западе фасада изображает хронограмму султана Ахмеда III.
Зашли внутрь через очень суровый досмотр вооруженными охранниками и смотрим на просторы Босфора:
Сзади остались ворота и минареты у Собора Святой Софии, которые наблюдаем через листву платанов :
Дворец Топкапы устроен по принципу четырёх дворов (авлу), окружённых стеной и разделённых между собой. Главные ворота — Ворота Повелителя или Баб-ы Хюмаюн (осман. Bab-ı Hümayun) ведут в первый двор, в котором находились служебные и подсобные помещения, а также древняя церковь Святой Ирины . Это самый крупный двор из четырёх, именуемый Двором Янычар. Через мраморные Ворота Повелителя въезжали в резиденцию турецкие султаны. Именно отсюда османские падишахи выходили на пятничную молитву в Айя-Софию. Здесь султаны устраивали различные празднества, а также проводили пятничные намазы. Интересно, что только эта часть дворца была открыта для других посетителей: аудиенции падишаха тут ожидали иностранные послы и высокопоставленные государственные деятели. Особо важным гостям даже позволялось въезжать внутрь верхом на коне.
Слева от входа — Церковь Святой Ирины (тур. Aya İrini, греч. Αγία Ειρήνη, Агиа-Ирини) — одна из самых ранних сохранившихся церквей Константинополя, посвящена «Святому миру» (а не святой Ирине). Церковь расположена в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет в первом внутреннем дворе дворца Топкапы. Айя-Ирини представляет новый для VI века тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Внутри стоит саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина. Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. Оба храма получили название в честь обожествлённых абстрактных понятий — Мира и Мудрости, соответственно. В мае — июле 381 года в храме Божественного Мира проходили заседания Второго вселенского собора.
В 346 году около храма погибло свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 548 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была большей частью перестроена. Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест.
После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Благодаря чему до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).
На протяжении XV—XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращён в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей.
С 1980 года — основная площадка для (ежегодного) международного музыкального фестиваля. В начале XXI века церковь Святой Ирины служила концертным залом.
По состоянию на 2021 год частично закрыта на реконструкцию и находится в полузаброшенном состоянии.
Что касается Дворца в целом — в дохристианские времена на этом месте находился акрополь античного Византия. В начале IV века на территории акрополя на месте руин древнего храма Афродиты была возведена первая христианская базилика Константинополя — Церковь Святой Ирины — которая являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае—июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора. После османского завоевания церковь была превращена в арсенал и стала частью первого двора Топкапы.
В 1453 году, после завоевания турками Константинополя, османский султан Мехмед II первоначально поселился в построенном для него дворце в районе нынешней площади Баязид (на месте площади Быков). От этого дворца ничего не сохранилось, однако гарем старого дворца с самого начала располагался вблизи будущего дворца Топкапы — в так называемом «Изразцовом павильоне».
За дверями что-то жутко секретное. На картах Яндекса изображение вообще скрыто. Где-то в подкорке отложилось, что там или монетный двор, или какое-то финансовое учреждение
В 1475—1478 гг. Мехмед начал сооружать новый дворец — Топкапы. Первые полвека Топкапы служил лишь «рабочей» резиденцией султанов (как это было и во время существования дворца Баязид): «Изразцовый павильон» с гаремом находился за пределами дворцового комплекса. В XVI веке Хюррем (жена Сулеймана I) добилась переноса гарема во дворец Топкапы, чтобы быть ближе к султану. Строительство гарема Топкапы при Сулеймане Великолепном стало крупнейшей перестройкой дворца с момента его основания.
В последующие века дворец Топкапы достраивался и обогащался. На протяжении около 400 лет дворец оставался главным дворцом Османской империи — в нём жили и правили 25 султанов. В 1854 году султан Абдул-Меджид I переехал в новую европеизированную резиденцию — дворец Долмабахче.
В 1923 году, с установлением республики, Топкапы, как и другие дворцы, указом Мустафы Кемаля Ататюрка был объявлен музеем. Резиденцией главы турецкого государства остался дворец Долмабахче.
Cегодня дворец ежегодно посещает около 2 миллионов туристов, что делает его самой популярной достопримечательностью Стамбула и вторым по посещаемости музеем в Турции (1-е место у музея Мевланы в Конье).
Подходим собственно к Дворцу Топкапы...
За Воротами Приветствия или Баб-ус-селям (осман. Babü's-selâm), во втором дворе, помещались канцелярия дивана и казна.
Какие-то приветствия действительно написаны...
Здесь находится здание Дивана с Башней Правосудия. Так же при входе взгляду открывается обширный парк.
Направо — тенистая галерея (киоск с наушниками — можно выбрать индивидуального аудио гида на соответствующем языке):
Налево — тенистая галерея и какое-то историческое дерево, вернее — остаток ствола...
Самое высокое сооружение дворца — башня «Адалет», возведенная над зданием дивана:
Опять какое-то жутко историческое дерево:
В приземистом, но с изысканной отделкой, здании дивана проходили регулярные совещания министров султана, и визирь принимал посетителей. При этом если встреча не являлась торжественной, и султану было не по чину лично принимать гостей, то у него сохранялась возможность услышать всю беседу с помощью небольшого окошка с мелкой решеткой, находясь в смежном помещении. Окошко было проделано в стене прямо над местом великого визиря (https://portalostranah.ru/view.php?id=38).
Самое высокое сооружение дворца — башня «Адалет», возведенная над зданием дивана. В этом помещении собирались все высшие сановники страны, чтобы обсудить государственные дела. Башня видна со всех сторон, она служила смотровой площадкой, с которой можно было наблюдать, не проникли ли во дворец посторонние (https://turako.ru/dvorec-topkapy):
Говорят, что впервые практика опосредованного участия султана в делах дивана возникла, когда во время заседания совета проник посетитель и стал пытаться что-то просить у султана, перейдя границы почтительности. Правда неизвестно когда и где это было. В помещении дивана в Топкапи любой желающий может увидеть это окошко до сих пор.
Кстати, само слово «диван» пришло к османам от персов и арабов и в персидском оно означает «записывать». В канцеляриях по всему Востоку стояли низкие приземистые длинные диваны, на которых располагались писцы. (Также диван означает собрание каких-либо документов, например, стихов одного поэта). Длинные диваны в помещении дивана неплохо сохранились и в Топкапы.
Само помещение дивана в Топкапы состоит из двух смежных комнат — комнаты визиря и помещения для составления протокола. Что касается распорядка заседания дивана, то укажем, что они проходили в Топкапи четыре раза в неделю — с воскресенья по вторник.
Здание дивана — Императорского совета было впервые построено во времена правления Мехмеда II. Нынешнее здание относится к периоду Сулеймана Великолепного; главным архитектором был Алседдин. Его пришлось восстанавливать после пожара в гареме в 1665 году. Согласно надписи на входе, он также был восстановлен во времена Селима III и Махмуда II; на его фасаде есть стихотворные надписи, в которых упоминаются реставрационные работы, проведенные в 1792 и 1819 годах султаном Селимом III и Махмудом II. Украшения в стиле рококо на фасаде и внутри Императорского совета относятся к этому периоду.
Выходим из дивана на улицу, в сад — все в сад... Колодцы и прочая прохлада...
Во времена Османской империи этот двор был бы полон павлинов и газелей. Он использовался как место сбора придворных. Султан, восседающий на позолоченном троне, обычно проводил аудиенции во втором внутреннем дворе. Некоторые иностранные высокопоставленные лица, в том числе посол Франции Филипп дю Френе-Канайе, написали отчеты об этих аудиенциях.
Рядом же с диваном — здание, где выставлено оружие и доспехи, первоначально было одной из дворцовых сокровищниц (Dîvân-ı Hümâyûn Hazinesi / Hazine-ı Âmire). Поскольку в Третьем дворе находилась еще одна ("внутренняя") сокровищница, ее также называли "внешней сокровищницей" (dış hazine). Хотя не имеется датированных записей, его строительная техника и план предполагают, что он был построен в конце 15 века во время правления Сулеймана I. Впоследствии он претерпел многочисленные изменения и реконструкции. Это зал, построенный из камня и кирпича, с восемью куполами каждый размером 5 х 11 м.
В частотности здесь сейчас имеется музей часов:
Но в основном — оружие:
Коллекция оружия (Silah Seksiyonu Sergi Salonu), состоящая в основном из оружия, которое оставалось во дворце во время его реставрации, является одним из богатейших собраний исламского оружия в мире, с примерами, охватывающими 1300 лет с 7 по 20 века.
Коллекция оружия и доспехов дворца состоит из предметов, изготовленных самими османами, или собранных во время иностранных завоеваний, или подаренных в качестве подарков. Османское оружие составляет основную часть коллекции, но оно также включает образцы мечей Омейядов и Аббасидов, а также мамлюкские и персидские доспехи, шлемы, мечи и топоры.
Небольшое количество европейского и азиатского оружия составляет остальную часть коллекции. В настоящее время на выставке представлено около 400 единиц оружия, на большинстве из которых нанесены надписи.
Вот такая историческая реликвия есть — меч царя Николая I. Николай I Павлович (25 июня [6 июля] 1796, Царское Село, Российская империя — 18 февраля [2 марта] 1855, Санкт-Петербург, Российская империя) — император Всероссийский с 19 ноября (1 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855, царь Польский (единственный коронованный польский монарх из числа Всероссийских императоров) и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.
А тут дальше гигантомания пошла — реально мечи выше человеческого роста, но говорят, что-то кто-то ими мог...
Нет, это не меч пророка Мухаммеда, тот примерно выглядел так:
Зульфикар (араб. ذو الفقار (سيف) — бороздчатый, с волнистыми разводами) — название меча пророка Мухаммеда, который после его смерти перешёл к праведному халифу Али ибн Абу Талибу. Один из знаменитых мечей доисламской Аравии, принадлежавший до Пророка Мухаммеда мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. Пророк Мухаммед взял его при разделе трофеев, захваченных в битве при Бадре. Позже меч перешёл к четвёртому праведному халифу (656—661) Али ибн Абу Талибу, а после его смерти — к его сыновьям Хасану и Хусейну, а после гибели последнего — к его сыну Али ибн Хусейну Зейн аль-Абидину.
Дальнейшая история меча у двух основных течений ислама разнится. Шииты, почитающие первых четырех носителей Зульфикара как своих первых духовных лидеров — имамов — считают, что меч перешёл к их наследникам и таким образом находится сейчас в руках последнего, сокрытого имама — аль-Махди. Сунниты полагают, что Зульфикар достался османским султанам и ныне хранится в Стамбуле (Топкапы).
Существуют разные мнения относительно формы Зульфикара, чаще всего его изображают с раздвоенным лезвием. По другой версии, раздвоенный клинок появился в результате неточного описания, а, на самом деле, остриё было не раздвоенным, а обоюдоострым.
В легендах Зульфикар часто наделяется магической силой и волшебными свойствами. Согласно среднеазиатским народным легендам, когда Али не воевал, он оставлял Зульфикар висеть в воздухе, просто подбрасывая его, а в нужную минуту меч чудесным способом оказывался у него в руке. Считалось, что волшебный Зульфикар защищает границы мусульманского мира от врагов.
Так, вышли из музейных покоев (вернее охрана выгнала — нельзя там фотографировать).
Вышли к Воротам Счастья (или Блаженства) или Баб-ус-саадет (осман. Babü's-saadet) перед третьим двором.
Олива у входа интересная с выгоревшим внутри стволом:
Тут можно посидеть и отдохнуть, вдоль стены длинные скамейки (ага — диван)...
Да, давайте передохнем до следующего поста...
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]