Заброшенные усадьбы Новгородской области: Льзи
Ныне же это место полностью заброшено. Быстро разрушаются корпуса пионерского лагеря. Деревянные дома лишились окон и дверей и потихоньку умирают. Ничего не сохранилось от усадебного дома. Но ещё стоят краснокирпичные стены бывшей школы с обзорно-водонапорной башней. И радует глаз хорошо сохранившаяся церковь святой Великомученицы Екатерины.
Путь до бывшей усадьбы Льзи не слишком сложен, но надо знать, как её найти. Итак, от трассы Спассская Полисть - Любытино нужно повернуть по указателю на Городищи, доехать до конца деревни и там оставить автомобиль у электроподстанции. Затем нужно перейти железнодорожные пути и забраться на крутой склон.
Самое главное - не ошибиться и найти правильную тропинку до усадьбы. Находится она чуть правее подстанции, если стоять лицом ко входу в лес. Если тропинка правильная, то метров через двести она приведет вас вот к такому полуразвалившемуся мостику.
Альтернативный вариант перехода.
Дальше дорожка вымощена бетонными плитами, идти легко и удобно. Через полтора километра появляются первые дома.
Дома заброшены и уже лишились окон и дверей. Да и крыша прохудилась. Не жилец домик.
Потом возникают корпуса пионерского лагеря "Орлёнок".
Привет из Советского Союза.
Усадьба почти вплотную примыкает к территории лагеря.
Судьба владельца усадьбы Петра Антоновича Борейши сложилась трагично. Сам он был инженером путей сообщения, принимал участие в строительстве Морского канала и кронштадских фортов "Обручев" и "Граф Тотлебен".
Единственная дочь Петра Антоновича Мария погибла, когда ей было всего 19 лет. Говорили, что она перед свадьбой каталась с женихом верхом на лошади, упала и вскоре умерла. Но ходили слухи и о её самоубийстве из-за измены жениха.
Жена Екатерина Андреевна пережила дочь лишь на два месяца. Желая увековечить память дочери, П. А. Борейша оставил завещание – в своём имении открыть женское учебное заведение для учителей начальных школ «для просвещения русских людей и пользы отечеству». В честь погибшей Марии школа должна была называться Мариинской.
Пётр Антонович умер в 1903 году. А в 1904 году, согласно завещанию, второклассная школа была открыта.
Особого внимания заслуживает тот факт, что в пределах отдалённой от цивилизации деревни, располагалось весьма значимое для этих мест учебное заведение для девушек.
В 2004 году строение сгорело. От него остались лишь голые стены.
Больше всего мы были впечатлены обзорной башней, которая по совместительству исполняла функции водонапорки.
Башня построена в новоанглийском стиле на искусственно спланированной, заглубленной террасе склона.
Снаружи она облицована плоским камнем, имитирующим бутовую кладку. Завершением башни служат зубцы, похожие на те, что украшают стены многих кремлей.
Заглянем внутрь. Раньше внутри башни была деревянная винтовая лестница.
За смотровой башней можно увидеть дом, деревянное одноэтажное здание с элементами наружного декора характерного для конца XIX века. В этом доме жил священник - настоятель Екатерининской церкви являвшийся также директором Мариинской школы.
В сгоревшей школе сохранилась довольно крепкая лестница, по которой можно забраться на третий этаж. Оттуда открываются красивые виды на башню и стены школы.
Рядом со школой расположена церковь святой Великомученицы Екатерины, в честь небесной покровительницы умершей жены хозяина имения - Екатерины. То есть школа названа в честь дочери, а церковь - в честь жены.
Церковь была построена как усыпальница. Сбоку от храма расположена чугунная пристройка в виде часовни. Часовня была полностью отлита на заводе Франца Карловича Сан-Галли.
Можно предположить, что и ажурные кованые решетки на окнах церкви были изготовлены там же.
В часовне находится спуск в склеп.
Когда-то тут стояли три мраморные гробницы и под ними много серебряных венков. В одной гробнице - дочь Борейши Мария. В другой гробнице - сам хозяин имения Пётр Антонович Борейша. В третьей - жена Борейши Екатерина Андреевна. В том же склепе была ещё могила. Она была без гробницы, но вся обложена серебряными венками и над ней - литой серебряный голубь. Это была могила Александра Салова, брата Екатерины Андреевны.
После революции склеп был разорен, а могилы осквернены. Тела то ли были перезахоронены в деревне Веребье, то ли выброшены тут же, в овраге.
Сейчас внутри склепов пусто, но чисто.
Сама же церковь сохранилась довольно хорошо.
Авторство её не установлено, построена церковь в начале 20 века в традиционном для той эпохи псевдорусском стиле.
Внутри - мозаичный пол с причудливым рисунком.
Уцелели печи.
А вот росписей уже почти не видно. Я так поняла, что они были закрашены.
Лишь на потолке осталось немного, но ничего выдающегося.
Усадебный дом стоял внизу, в 120 метрах от реки Мсты. Мы туда спустились, но даже фундамента дома не смогли отыскать.
Не нашли мы и сохранившийся фонтан, который скорей всего был скрыт под снегом. Будучи инженером, Борейша рассчитал расположение подземной карстовой реки и пробурил в нее скважину. Давление воды в реке оказалось настолько велико, что она самотеком поднималась наверх и питала не только дом, но и фонтаны, оформленные статуями в виде лягушки, рыбы и раковины.
Ещё радуют взгляд старые деревья, высаженные на склоне. Среди зарослей читаются сосновые, еловые и березовые аллеи.
Удивительное место Льзи! Здесь стоит побывать.
Взято: ru-abandoned.livejournal.com