Секреты кубачанских мастеров
---
Есть недалеко от Дербента село Кубачи, известное своими мастерами по металлу и серебру. Слава мастеров гремит уже многие века и распространилась далеко за пределы долин и гор, окружающих село. А в советские времена, в качестве сувениров высшему руководящему составу часто дарили именно кубачинские изделия.
Сегодня в селе работает государственный комбинат имени Расула Алиханова, и очень много мастеров работают сами по себе, в своих мастерских.
Мне посчастливилось за два дня побывать в домах нескольких кубачинцев и подсмотреть некоторые секреты их ремесла, впрочем, если серьёзно углубляться в процесс, то всё очень и очень непросто. Многие молодые парни, ещё со школьной скамьи, учатся у своих отцов и дедов, перенимают навыки и секреты мастерства, и например, парень в 20 лет может легко сделать браслет со сложнейшей гравировкой или перегородчатой эмалью.
В наши дни, в Кубачах делают в основном чайные и коньячные сервизы, самовары, много женских украшений, гравировку. В общем, у хорошего мастера всегда есть работа и спрос на товар. В советские времена, в качестве сувениров высшему руководящему составу часто дарили именно кубачинские изделия! И даже в нескольких мировых музеях хранятся произведения из горного аула.
Поразило радушие и гостеприимство кубачинцев, нас везде встречали с распростёртыми объятиями и на нашу просьбу, посмотреть на работу, никто не отказывал, наоборот, было очень сложно уйти из дома, везде накрывали на стол и звали отобедать. Два дня прошли на одном дыхании, но к сожалению нам надо уезжать дальше, а жаль, Кубачи именно то место, где хочется побывать ещё и ещё.
Ахмед плавит серебро, чтобы отлить из него серебряную пластину. Толщина этой пластины несколько миллиметров. Потом она пойдёт под пресс, где её постепенно раскатают в тонкий лист серебра, из которого будут делать заготовки для самоваров, рюмок и прочих изделий. Эта работа на заказ, дело в том, что не у всех есть возможность самим выплавлять такие пластины и они обращаются например к Ахмеду, который может переплавлять серебро.
Стружка серебра засыпается в специальную печь, где оно постепенно нагревается и плавится. Когда очередная порция стружек растает, он добавляет новую порцию, и так до тех пор, пока не достигнет нужного объёма. Потом, расплавленное серебро заливается в специальную форму, из которой уже получается заготовка:
Заготовку плющат на специальном станке. Опять же, у кого то есть свой станок, а у кого нет, отдают серебро раскатывать тем кто это может и умеет делать.
Дальше начинается самое интересное. Карим будет делать коньячную рюмку. На всё, от вырезания заготовки до окончательной формы, у него ушло минут пять, может быть семь, но не больше!
Сама рюмка готова, осталось ножку приладить и готово! За такую работу Карим может получить от 35 до 50 рублей за один экземпляр.
Инструментарий на стеллажах в мастерской Карима:
У Гасана в доме мы посмотрели на меч и гравировку сервиза:
А вот огромный меч-кладенец (по другому и не скажешь), оцените размеры! Я попробовал подержать его в руках, пара взмахов — и требуется отдых. Но зато какие у него красивые ножны!
Удалось попутешествовать по комбинату и заглянуть в местный музей. На самом деле, это даже не музей, а просто удивительная коллекция работ, которые в разные времена были сделаны в стенах комбината. С удивлением обнаружил что на комбинате работают не только мужчины но и женщины! Работу нельзя назвать лёгкой, требуется много внимания и физических затрат, никогда бы не подумал что женщины тоже будут заниматься такими промыслами:
Зашли к очень весёлому человеку по имени Гаджиибрагим, он начальник гравировочного цеха. Гаджи нам рассказал как работает предприятие, что у него есть заготовки, и он их выдаёт мастерам. Перед тем как выдать заготовку, он её взвешивает, и после окончания работы (когда она сдаётся) делает это снова. Дело в том, что во время гравировки, или иной обработки, с «болванки» стачивается приличное количество серебра, и они стараются учитывать эту пыль и стружку, чтобы минимизировать потери серебра. Вся стружка тщательно собирается и идёт снова на переплавку. Кстати, работают на комбинате на сдельных условиях, если хочешь много зарабатывать, значит надо много сидеть за станком. Дело в том что у всех бывают разные обстоятельства и кто то не может весь день сидеть за станком, а так, сколько сделал, столько и получил. По моему, очень правильная мотивация!
Вот тут происходит контрольный замер:
Несколько экспонатов из музея. Некоторые вещи успели побывать у сильных мира сего, например, в коллекции есть ваза, которая была подарена Сталину, и после его смерти каким-то чудом её сумели спасти, говорят, её чуть ли не выкинули.
Посмотрите на этот самовар! Просто ваууу! Правда и стоит эта вещица, сами понимаете!
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]