Пятилетнее снижение сырьевых рынков
---
Вполне типична склонность человека к мифологизации и приданию сверхъестественных свойств объектам в условиях неопределенности и отсутствия понимания причинно-следственных связей различных явлений. Так, кстати говоря, и появлялась религия ) Возвращаясь к причинам падения цен на нефть и тому самому известному мему о гипотетических действиях Саудовской Аравии, которые способствовали обвалу.
Прежде, не помешало бы оценить весь мировой рынок комодитиз. Мировые товарные активы начали обрушаться с 2011 года.
Кто-то сразу, быстро и драматически, как сельскохозяйственные группы (хлопок в 2.5 раза за год, каучук в 5 раз за 3 года),
А кто-то помедленнее, но все равно сильно (пшеница и кукуруза в 2 раза упали, соевые бобы и рис более, чем в 1.5 раза).
Падали промышленные металлы. Никель в три раза упал, медь почти в два раза, железная руда также в 2 раза снизилась, однако на пике обвала доходило до четырехкратного падения.
Обрушились и драгоценные металлы, где наибольшие потери зафиксированы в серебре.
Нефть в 2014 единственный товар с глобальным оборотом свыше 30 млрд долл, который избежал масштабного ценового сжатия, хотя на тот момент уголь уже обрушился более, чем в 2.5 раза от посткризисных максимумов.
Однако нефть, имеющая в 2014 году мировой оборот почти в 3 трлн долл, – предельно политизированный инструмент с картельными сговорами, как на государственном, так и на корпоративном уровне. Тем не менее, тот нисходящий тренд, который наблюдается по всему спектру товарных активов был сформирован в 2011 и не случайно.
Дело в том, что именно с 2011 года ФРС и американскими регулирующими органами стала ограничиваться торговля сырьевыми товарами со стороны инвестиционных банков и первичных дилеров. Сначала в США, потом уже в Европе и следом по всему миру. Вплоть до полного закрытия товарных подразделений. Но ведь именно благодаря инвестиционным банкам и товарным деривативам в 2006-2007 мир увидел многократный рост сырьевых рынков и связанных с ними активов. Тогда инвестиционные конторы создали легенду, что быстрорастущая Азия и в особенности Китай поглотит мир своим неимоверным спросом, а сырья на всех не хватит, и что мол эпоха дешевого сырья закончилась. Ага-ага!
Логика движения денежных потоков (образца 2006-2007) повторилась и в 2009-2011 после закрытия кассовых разрывов, нормализации нормы ликвидности, спрэдов в 2008 и улучшении доступа к финансовым ресурсам ФРС через первую фазу QE. Все повторилось так, что в США (более 3.5%) и Европе (в Англии доходило до 5%, а по Еврозоне до 3%) разгон инфляции выходил за все мыслимые пределы, причем так, что Трише (тогдашний глава ЕЦБ) в режиме тильта стал повышать процентную ставку!
Собственно, именно тогда каналы абсорбирования ликвидности через товарные деривативы для инвестиционных контор перекрыли. И понеслось. Во многом обвал на сырьевых рынках был нерыночным, по внеэкономическим и внебалансовым причинам. По балансу спроса и предложения в реальном секторе экономики не произошло вообще ничего, чтобы сельскохозяйственные, металлургические и энергетические активы так драматически падали.
В 2012 они придумали легенду, что «Китай замедляется». С тех пор, когда Китай начал замедляться в физическом спросе он прибавил 20-30% по товарным группам, создав Францию и Германию вместе взятые. Всем бы так замедляться! С момента падения сырьевых рынков физический спрос вырос для всех без исключения групп товаром с мировым оборотом свыше 30 млрд долл. А со стороны предложения не произошли никакие структурные сдвиги, которые бы способствовали критическому перекосу баланса в сторону предложения. Наоборот, многие металлургические и угольные компании стало вымывать с рынка из-за низких цен. Например, росту цинка способствовали закрытия крупнейших шахт Century и Lisheen.
Что, неужели Австралия, как крупнейший в мире производитель железной руды специально обвалили цены в три раза, чтобы выдавить там каких-то конкурентов? Или может золотодобытчики в ЮАР стали демпинговать ниже рентабельности производства, чтобы себе очистить рынок? Или какая еще условная «Саудовская Аравия» нашлась в никеле или меди, чтобы в два и более раза грохнуть эти активы?
Как можно было видеть в начале статьи, упали все товарные активы за редкими исключениями. Энергетические, промышленные металлы, драгоценные металлы. Сельскохозяйственная группа
Динамика товарных групп относительно мая 2017
Вообще, когда говорят о превышении спроса над предложением необходимо понимать следующее: нерушимо и неделимо тождество (реализованное предложение – конечный спрос + баланс запасов =0)
Если кто-то говорит, что предложение нефти превышает спрос на 2 млн, то как бы предполагается, что ежедневно на мировых рынках формируется запас нефти в 2 млн баррелей (более 730 млн барр в год). Где может формироваться запас? В транспортных запасах (танкеры, железнодорожные цистерны, автоцистерны), в недвижимых запасах (наземного и подземного хранения). Транспортные запасы по умолчанию никогда не бывают стратегического типа, т.е. не предназначены для длительного хранения (больше года) нефти в рамках энергетической политики государства или крупного бизнеса. Транспортные запасы всегда под доставку конечному потребителю, по сути законтрактованный тип. Что касается недвижимых запасов подземного или наземного хранения, то тенденции в мировых государственных запасах нефти не показывают ничего близкого к годовому приросту в 730 млн баррелей.
С коммерческими запасами иначе. Если государственные запасы нефти могут формироваться на случай непредвиденных перебоев с поставками сырья из-за природных катаклизмов, войн, политических факторов, то коммерческие запасы имеют другую логику. Нефтеперерабатывающая, энергетическая и химическая индустрия всегда имеют определенный запас нефти, который в целом статичен и пропорционален объему реализации продукции. Однако многие нефтегазовые компании имеют практику формирования незаконтрактованных запасов нефти под будущий спрос. Это связано с тем, что скорость развертывания нефтедобывающей инфраструктуры имеет определенную инерцию, невозможно одномоментно нарастить добычу на 100 или 200 тыс баррелей. Поэтому в связи сезонностью или предположением о будущих контрактах некоторые компании действительно добывают больше, чем продают, формируя запасы. Однако, по динамике запасов нефтегазового бизнеса в мире не было замечено аномальных отклонений. Эта практика фактически не влияет на мировые цены на нефть и имеет ограниченное измерение.
Несколько другое дело, когда из всего кластера предложения некоторая часть предложения нефти может идти с демпингом (по ценам ниже рыночных). Те многие новости, которые сообщали о том, что Саудовская Аравия намеренно демпингует мало соотносятся с реальностью. Дело в том, что на Ближнем Востоке не торгуют Brent. Это лишь бенчмарк. Там свыше 10 различных сортов нефти, которые имеют динамические спрэды с Brent (от минус 10% до +3%), более того вполне типично не только для Саудовской Аравии заключать долгосрочные контракты, которые могут ощутимо отличаться от внутридневных или даже среднемесячных цен, как в большую, так и в меньшую сторону. Поэтому, как говорят в этом случае – фраза, вырванная из контекста.
Опять же, еще раз повторю. Ни с точки зрения глобального спроса и предложения нефти, ни с точки зрения изменений коммерческих или государственных запасов нефти, ни с точки зрения общей структуры нефтяной отрасли не произошли в 2014-2017 какие-либо фундаментальные изменения, которые бы оправдали переоценку нефти в разы. Хотя что уж говорить, не только нефти, но и других сырьевых активов. То, что США нарастили добычу почти в 2 раза, прибавив около 4.5 млн баррелей с 2009 года ни о чем не говорит, кроме того, что они сократили импорт нефти. Только с 2014 года глобальный спрос вырос на 4 млн баррелей.
Те поставки, которые были сокращены в США перераспределились в Азию. Поэтому на самом деле появление свыше 4 млн баррелей нефти за последние 7 лет со стороны США важны, но не определяющие в рамках долгосрочных цен на нефть. Мировой спрос растет примерно на 1.3-1.5 млн баррелей в год и это значительно больше, чем в среднем в год выдает США.
Нефть, как и сырье упало из-за изменения правил игры на спотовом и фьючерсном рынке сырья, где избыточная ликвидность была принудительно убрана ФРС и регулирующими органами. Убрана для того, чтобы весь тот безумный избыток кэша абсорбировать во всяких этих Facebook, Amazon и Apple, которые в совокупности прибавляют сотни миллиардов долларов капитализации. Узкий и относительно мало ликвидный рынок сырья не выдержал бы таких издевательств. Это разогнало бы инфляцию и заблокировало первичным дилерам и центральным банкам денежно-кредитную вакханалию на фондовом и долговом рынке. А новая формация ценообразования без участия международных спекулянтов еще не сформировалась, и комоды из финансового актива превратились в скучный физический актив.
Падение цен сырьевых рынков является осознанным шагом тех, кто контролирует этот рынок (США, Великобритания, Япония, Еврозона). Аналогичный материал по теме. Все эти страны являются чистыми импортерами сырья, поэтому в рамках экономической программы по снижению сырьевых издержек, обвал цен на комоды способствовал активизации роста в этих странах. По всей видимости, с очень высокой вероятностью, это было заранее обговорено с ведущими мировыми нефтегазовыми и сырьевыми корпорациями, когда десятилетие высоких цен 2004-2014 может смениться десятилетием низких цен. Как компенсация – щадящие условия фондирования. А вы думали, как сланцевая промышленность в США пережила такой обвал цен? Очевидно не без политической составляющей, когда фактическим банкротам выдавались щадящие ссуды по околонулевым ставкам, что позволило адаптировать отрасль под новую ценовую реальность. Как результат, уже в мае новый рекорд добычи сланцевой нефти в США.
Вероятно, цикл низких цен на сырьевом рынке продолжится, как минимум до момента окончания безумного ралли на фондовом рынке и выработке новой концепции ценообразования. Это не значит, что нефть рухнет до 25, но затяжную ценовую стагнацию можем получить.
Прежде, не помешало бы оценить весь мировой рынок комодитиз. Мировые товарные активы начали обрушаться с 2011 года.
Кто-то сразу, быстро и драматически, как сельскохозяйственные группы (хлопок в 2.5 раза за год, каучук в 5 раз за 3 года),
А кто-то помедленнее, но все равно сильно (пшеница и кукуруза в 2 раза упали, соевые бобы и рис более, чем в 1.5 раза).
Падали промышленные металлы. Никель в три раза упал, медь почти в два раза, железная руда также в 2 раза снизилась, однако на пике обвала доходило до четырехкратного падения.
Обрушились и драгоценные металлы, где наибольшие потери зафиксированы в серебре.
Нефть в 2014 единственный товар с глобальным оборотом свыше 30 млрд долл, который избежал масштабного ценового сжатия, хотя на тот момент уголь уже обрушился более, чем в 2.5 раза от посткризисных максимумов.
Однако нефть, имеющая в 2014 году мировой оборот почти в 3 трлн долл, – предельно политизированный инструмент с картельными сговорами, как на государственном, так и на корпоративном уровне. Тем не менее, тот нисходящий тренд, который наблюдается по всему спектру товарных активов был сформирован в 2011 и не случайно.
Дело в том, что именно с 2011 года ФРС и американскими регулирующими органами стала ограничиваться торговля сырьевыми товарами со стороны инвестиционных банков и первичных дилеров. Сначала в США, потом уже в Европе и следом по всему миру. Вплоть до полного закрытия товарных подразделений. Но ведь именно благодаря инвестиционным банкам и товарным деривативам в 2006-2007 мир увидел многократный рост сырьевых рынков и связанных с ними активов. Тогда инвестиционные конторы создали легенду, что быстрорастущая Азия и в особенности Китай поглотит мир своим неимоверным спросом, а сырья на всех не хватит, и что мол эпоха дешевого сырья закончилась. Ага-ага!
Логика движения денежных потоков (образца 2006-2007) повторилась и в 2009-2011 после закрытия кассовых разрывов, нормализации нормы ликвидности, спрэдов в 2008 и улучшении доступа к финансовым ресурсам ФРС через первую фазу QE. Все повторилось так, что в США (более 3.5%) и Европе (в Англии доходило до 5%, а по Еврозоне до 3%) разгон инфляции выходил за все мыслимые пределы, причем так, что Трише (тогдашний глава ЕЦБ) в режиме тильта стал повышать процентную ставку!
Собственно, именно тогда каналы абсорбирования ликвидности через товарные деривативы для инвестиционных контор перекрыли. И понеслось. Во многом обвал на сырьевых рынках был нерыночным, по внеэкономическим и внебалансовым причинам. По балансу спроса и предложения в реальном секторе экономики не произошло вообще ничего, чтобы сельскохозяйственные, металлургические и энергетические активы так драматически падали.
В 2012 они придумали легенду, что «Китай замедляется». С тех пор, когда Китай начал замедляться в физическом спросе он прибавил 20-30% по товарным группам, создав Францию и Германию вместе взятые. Всем бы так замедляться! С момента падения сырьевых рынков физический спрос вырос для всех без исключения групп товаром с мировым оборотом свыше 30 млрд долл. А со стороны предложения не произошли никакие структурные сдвиги, которые бы способствовали критическому перекосу баланса в сторону предложения. Наоборот, многие металлургические и угольные компании стало вымывать с рынка из-за низких цен. Например, росту цинка способствовали закрытия крупнейших шахт Century и Lisheen.
Что, неужели Австралия, как крупнейший в мире производитель железной руды специально обвалили цены в три раза, чтобы выдавить там каких-то конкурентов? Или может золотодобытчики в ЮАР стали демпинговать ниже рентабельности производства, чтобы себе очистить рынок? Или какая еще условная «Саудовская Аравия» нашлась в никеле или меди, чтобы в два и более раза грохнуть эти активы?
Как можно было видеть в начале статьи, упали все товарные активы за редкими исключениями. Энергетические, промышленные металлы, драгоценные металлы. Сельскохозяйственная группа
Динамика товарных групп относительно мая 2017
Вообще, когда говорят о превышении спроса над предложением необходимо понимать следующее: нерушимо и неделимо тождество (реализованное предложение – конечный спрос + баланс запасов =0)
Если кто-то говорит, что предложение нефти превышает спрос на 2 млн, то как бы предполагается, что ежедневно на мировых рынках формируется запас нефти в 2 млн баррелей (более 730 млн барр в год). Где может формироваться запас? В транспортных запасах (танкеры, железнодорожные цистерны, автоцистерны), в недвижимых запасах (наземного и подземного хранения). Транспортные запасы по умолчанию никогда не бывают стратегического типа, т.е. не предназначены для длительного хранения (больше года) нефти в рамках энергетической политики государства или крупного бизнеса. Транспортные запасы всегда под доставку конечному потребителю, по сути законтрактованный тип. Что касается недвижимых запасов подземного или наземного хранения, то тенденции в мировых государственных запасах нефти не показывают ничего близкого к годовому приросту в 730 млн баррелей.
С коммерческими запасами иначе. Если государственные запасы нефти могут формироваться на случай непредвиденных перебоев с поставками сырья из-за природных катаклизмов, войн, политических факторов, то коммерческие запасы имеют другую логику. Нефтеперерабатывающая, энергетическая и химическая индустрия всегда имеют определенный запас нефти, который в целом статичен и пропорционален объему реализации продукции. Однако многие нефтегазовые компании имеют практику формирования незаконтрактованных запасов нефти под будущий спрос. Это связано с тем, что скорость развертывания нефтедобывающей инфраструктуры имеет определенную инерцию, невозможно одномоментно нарастить добычу на 100 или 200 тыс баррелей. Поэтому в связи сезонностью или предположением о будущих контрактах некоторые компании действительно добывают больше, чем продают, формируя запасы. Однако, по динамике запасов нефтегазового бизнеса в мире не было замечено аномальных отклонений. Эта практика фактически не влияет на мировые цены на нефть и имеет ограниченное измерение.
Несколько другое дело, когда из всего кластера предложения некоторая часть предложения нефти может идти с демпингом (по ценам ниже рыночных). Те многие новости, которые сообщали о том, что Саудовская Аравия намеренно демпингует мало соотносятся с реальностью. Дело в том, что на Ближнем Востоке не торгуют Brent. Это лишь бенчмарк. Там свыше 10 различных сортов нефти, которые имеют динамические спрэды с Brent (от минус 10% до +3%), более того вполне типично не только для Саудовской Аравии заключать долгосрочные контракты, которые могут ощутимо отличаться от внутридневных или даже среднемесячных цен, как в большую, так и в меньшую сторону. Поэтому, как говорят в этом случае – фраза, вырванная из контекста.
Опять же, еще раз повторю. Ни с точки зрения глобального спроса и предложения нефти, ни с точки зрения изменений коммерческих или государственных запасов нефти, ни с точки зрения общей структуры нефтяной отрасли не произошли в 2014-2017 какие-либо фундаментальные изменения, которые бы оправдали переоценку нефти в разы. Хотя что уж говорить, не только нефти, но и других сырьевых активов. То, что США нарастили добычу почти в 2 раза, прибавив около 4.5 млн баррелей с 2009 года ни о чем не говорит, кроме того, что они сократили импорт нефти. Только с 2014 года глобальный спрос вырос на 4 млн баррелей.
Те поставки, которые были сокращены в США перераспределились в Азию. Поэтому на самом деле появление свыше 4 млн баррелей нефти за последние 7 лет со стороны США важны, но не определяющие в рамках долгосрочных цен на нефть. Мировой спрос растет примерно на 1.3-1.5 млн баррелей в год и это значительно больше, чем в среднем в год выдает США.
Нефть, как и сырье упало из-за изменения правил игры на спотовом и фьючерсном рынке сырья, где избыточная ликвидность была принудительно убрана ФРС и регулирующими органами. Убрана для того, чтобы весь тот безумный избыток кэша абсорбировать во всяких этих Facebook, Amazon и Apple, которые в совокупности прибавляют сотни миллиардов долларов капитализации. Узкий и относительно мало ликвидный рынок сырья не выдержал бы таких издевательств. Это разогнало бы инфляцию и заблокировало первичным дилерам и центральным банкам денежно-кредитную вакханалию на фондовом и долговом рынке. А новая формация ценообразования без участия международных спекулянтов еще не сформировалась, и комоды из финансового актива превратились в скучный физический актив.
Падение цен сырьевых рынков является осознанным шагом тех, кто контролирует этот рынок (США, Великобритания, Япония, Еврозона). Аналогичный материал по теме. Все эти страны являются чистыми импортерами сырья, поэтому в рамках экономической программы по снижению сырьевых издержек, обвал цен на комоды способствовал активизации роста в этих странах. По всей видимости, с очень высокой вероятностью, это было заранее обговорено с ведущими мировыми нефтегазовыми и сырьевыми корпорациями, когда десятилетие высоких цен 2004-2014 может смениться десятилетием низких цен. Как компенсация – щадящие условия фондирования. А вы думали, как сланцевая промышленность в США пережила такой обвал цен? Очевидно не без политической составляющей, когда фактическим банкротам выдавались щадящие ссуды по околонулевым ставкам, что позволило адаптировать отрасль под новую ценовую реальность. Как результат, уже в мае новый рекорд добычи сланцевой нефти в США.
Вероятно, цикл низких цен на сырьевом рынке продолжится, как минимум до момента окончания безумного ралли на фондовом рынке и выработке новой концепции ценообразования. Это не значит, что нефть рухнет до 25, но затяжную ценовую стагнацию можем получить.
Взято: spydell.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]