Музей Н. Белобородова...Тула, Россия
---
1) После возвращения из Вьетнама Тула стала первым пунктом из путешествий в новом 2016 году. Сейчас мы с вами посетим небольшой музей гармониста, аранжировщика, создателя хроматической гармони, основателя 1 в мире оркестра гармонистов Н. Белобородова (1828-1912 гг.).
На снимке- «Оркестр кружка любителей игры на хроматических гармониках», в центре Н. И. Белобородов
2) Музей небольшой, был открыт в 1995 году на месте бывшей коммунальной квартиры, а само здание было построено его дедом Матвеем Макаровичем Белобородовым в 1794-1799 гг. Главный фасад имеет строгое техническое членение, центр выделен плоскими пилястрами, над тремя центральными окнами – лучевые фронтоны, по бокам – окна с сандриками. Над боковыми окнами – треугольные фронтоны, что в сочетании с чердачным окном делает здание более высоким. После смерти деда дом был поделен между наследниками. В середине ХIХ века владельцем половины 2-го этажа стал Николай Иванович Белобородов. Именно здесь проходили репетиции домашнего трио, а в дальнейшем и репетиции оркестра гармонистов под управлением Н. И. Белобородова.
3) С 11 лет Николай увлёкся игрой на гармони, научившись сначала играть на однорядной диатонической гармонике, на слух подбирая мелодии некоторых песен.
Белобородов обладал незаурядными способностями, он решил серьёзно заняться музыкой и добился заметных успехов во владении инструментом. В его доме собирались друзья по интересу — рабочие казённого завода, гармонные мастера. Они вместе играли, состязались на переигрыш. Тон этим импровизированным репетициям неизменно задавал Николай Иванович.
Примитивность существовавших в то время гармоней резко ограничивала исполнительские возможности Николая Ивановича. Ему хотелось переделать голоса инструмента так, чтобы на нём можно было исполнять классические произведения. У Белобородова возникла идея создания новой модели гармоники
4) Осенью 1875 года Николай Иванович договорился с гармонным мастером Леонтием Алексеевичем Чулковым об изготовлении экспериментального инструмента по разработанным чертежам. За основу новой гармоники, получивший название хроматическая, была взята тульская диатоническая однорядка. К первому ряду Белобородов добавил второй — с недостающими полутонами. Клавиатура гармоники обрела новые формы, заимствованные из фортепиано, однако их группировка была иной, попеременной: после белой клавиши шла чёрная.
5) В марте 1878 года первая в России (по мнению некоторых исследователей — первая в мире) хроматическая гармоника была сконструирована. Опыт оказался на редкость удачным. По мнению музыковеда А. М. Мирека, гармоника была «настоящим шедевром по сравнению с другими, выпускавшимися в то время». Она была необычно устроена: на узком и небольшом корпусе размещалось шесть рядов планок. Одновременно звучали три голоса: два в унисон и один — октавой ниже. Существенную роль играла своеобразная резонаторная камера, в которой происходило преломление звуковых волн и возникали новые обертоны, создававшие мягкое сочное звучание. Хроматическая гармоника оказала значительное влияние на развитие клавишных язычково-пневматических музыкальных инструментов.
6) Вскоре Н. И. Белобородов заказал ещё две хроматические гармоники, после изготовления которых создал семейное трио. В его состав кроме Николая Ивановича вошли его дочери Мария и Софья. Удачные выступления трио на различных благотворительных мероприятиях привели Николая Ивановича к мысли о возможности создания более масштабного музыкального коллектива.
7) Расцвет деятельности Н. И. Белобородова пришёлся на 1880-1890-е годы. Он оставил службу и занялся изучением теории музыки и строением аккордов, с аранжировкой. В этом ему помогали местные капельмейстеры Шаров и Бузовкин. Николай Иванович первым среди отечественных гармонистов овладел нотной грамотой. В 1880 году по заказу московского издателя Белобородов составил одно из первых методических пособий по обучению игре на хроматической гармонике — «Школу для хроматической гармонии по системе Н. И. Белобородова».
8) Дважды, в 1884 и 1886 годах, к Н. И Белобородову приезжал представитель австрийской фирмы «Кальбе», известной по производству лучших венских гармоник, с предложением продать патент хроматической гармоники. Однако Николай Иванович, несмотря на большую нужду в деньгах, не согласился на это предложение.
9) В 1885—1886 годах из рабочих оружейного и патронного заводов Белобородовым был создан первый в мире «Оркестр кружка любителей игры на хроматических гармониках», концертмейстером которого поставили Владимира Хегстрема. Для создания оркестра гармонистов у Белобородова не было денег и он заложил свой дом в банк за 5000 рублей. Занятия кружка, которые продолжались несколько часов и иногда до позднего вечера, проводились по воскресеньям в доме Н. И. Белобородова, иногда кружковцы собирались на квартире Хегстрема. Позднее власти разрешили им использовать старое деревянное здание Дворянского собрания.
Созданный Н. И. Белобородовым оркестр был первым, игравшим по нотным партитурам. При составе ансамбля в 10-11 человек, Белобородов писал партитуры на восемь партий, помогал ему в этом В. П. Хегстрем. Как дирижёра, Н. И. Белобородова отличали требовательность и целеустремленность. Он настойчиво добивался того, чтобы каждая музыкальная фраза, отдельная мелодия при исполнении соответствовали нотной записи и замыслу композитора.
10) Также в экспозиции представлены семейные фотографии изобретателя «хромки» и известных тульских фабрикантов-гармоньщиков братьев Киселевых, чьи гармоники конкурировали не только на внутрироссийском рынке, но и на международном; документы, мебель к.19в., баяны и гармони ПО «Мелодия» (ныне предприятие ООО «Тульская гармонь»).
11) Стоимость одного инструмента от фирмы "Тульская гармонь" около 300,000 рублей (да, вы не ошиблись). Сначала подумал, что это предприятие прекратило своё существование, однако смотритель музея сказала, что фирма живёт и здравствует.
12) Эта гармонь является ценный экспонатом музея, прошедшая всю Великую Отечественную войну.
13)
14) Ещё экспонаты от "Тульской гармони".
15)
16)
На снимке- «Оркестр кружка любителей игры на хроматических гармониках», в центре Н. И. Белобородов
2) Музей небольшой, был открыт в 1995 году на месте бывшей коммунальной квартиры, а само здание было построено его дедом Матвеем Макаровичем Белобородовым в 1794-1799 гг. Главный фасад имеет строгое техническое членение, центр выделен плоскими пилястрами, над тремя центральными окнами – лучевые фронтоны, по бокам – окна с сандриками. Над боковыми окнами – треугольные фронтоны, что в сочетании с чердачным окном делает здание более высоким. После смерти деда дом был поделен между наследниками. В середине ХIХ века владельцем половины 2-го этажа стал Николай Иванович Белобородов. Именно здесь проходили репетиции домашнего трио, а в дальнейшем и репетиции оркестра гармонистов под управлением Н. И. Белобородова.
3) С 11 лет Николай увлёкся игрой на гармони, научившись сначала играть на однорядной диатонической гармонике, на слух подбирая мелодии некоторых песен.
Белобородов обладал незаурядными способностями, он решил серьёзно заняться музыкой и добился заметных успехов во владении инструментом. В его доме собирались друзья по интересу — рабочие казённого завода, гармонные мастера. Они вместе играли, состязались на переигрыш. Тон этим импровизированным репетициям неизменно задавал Николай Иванович.
Примитивность существовавших в то время гармоней резко ограничивала исполнительские возможности Николая Ивановича. Ему хотелось переделать голоса инструмента так, чтобы на нём можно было исполнять классические произведения. У Белобородова возникла идея создания новой модели гармоники
4) Осенью 1875 года Николай Иванович договорился с гармонным мастером Леонтием Алексеевичем Чулковым об изготовлении экспериментального инструмента по разработанным чертежам. За основу новой гармоники, получивший название хроматическая, была взята тульская диатоническая однорядка. К первому ряду Белобородов добавил второй — с недостающими полутонами. Клавиатура гармоники обрела новые формы, заимствованные из фортепиано, однако их группировка была иной, попеременной: после белой клавиши шла чёрная.
5) В марте 1878 года первая в России (по мнению некоторых исследователей — первая в мире) хроматическая гармоника была сконструирована. Опыт оказался на редкость удачным. По мнению музыковеда А. М. Мирека, гармоника была «настоящим шедевром по сравнению с другими, выпускавшимися в то время». Она была необычно устроена: на узком и небольшом корпусе размещалось шесть рядов планок. Одновременно звучали три голоса: два в унисон и один — октавой ниже. Существенную роль играла своеобразная резонаторная камера, в которой происходило преломление звуковых волн и возникали новые обертоны, создававшие мягкое сочное звучание. Хроматическая гармоника оказала значительное влияние на развитие клавишных язычково-пневматических музыкальных инструментов.
6) Вскоре Н. И. Белобородов заказал ещё две хроматические гармоники, после изготовления которых создал семейное трио. В его состав кроме Николая Ивановича вошли его дочери Мария и Софья. Удачные выступления трио на различных благотворительных мероприятиях привели Николая Ивановича к мысли о возможности создания более масштабного музыкального коллектива.
7) Расцвет деятельности Н. И. Белобородова пришёлся на 1880-1890-е годы. Он оставил службу и занялся изучением теории музыки и строением аккордов, с аранжировкой. В этом ему помогали местные капельмейстеры Шаров и Бузовкин. Николай Иванович первым среди отечественных гармонистов овладел нотной грамотой. В 1880 году по заказу московского издателя Белобородов составил одно из первых методических пособий по обучению игре на хроматической гармонике — «Школу для хроматической гармонии по системе Н. И. Белобородова».
8) Дважды, в 1884 и 1886 годах, к Н. И Белобородову приезжал представитель австрийской фирмы «Кальбе», известной по производству лучших венских гармоник, с предложением продать патент хроматической гармоники. Однако Николай Иванович, несмотря на большую нужду в деньгах, не согласился на это предложение.
9) В 1885—1886 годах из рабочих оружейного и патронного заводов Белобородовым был создан первый в мире «Оркестр кружка любителей игры на хроматических гармониках», концертмейстером которого поставили Владимира Хегстрема. Для создания оркестра гармонистов у Белобородова не было денег и он заложил свой дом в банк за 5000 рублей. Занятия кружка, которые продолжались несколько часов и иногда до позднего вечера, проводились по воскресеньям в доме Н. И. Белобородова, иногда кружковцы собирались на квартире Хегстрема. Позднее власти разрешили им использовать старое деревянное здание Дворянского собрания.
Созданный Н. И. Белобородовым оркестр был первым, игравшим по нотным партитурам. При составе ансамбля в 10-11 человек, Белобородов писал партитуры на восемь партий, помогал ему в этом В. П. Хегстрем. Как дирижёра, Н. И. Белобородова отличали требовательность и целеустремленность. Он настойчиво добивался того, чтобы каждая музыкальная фраза, отдельная мелодия при исполнении соответствовали нотной записи и замыслу композитора.
10) Также в экспозиции представлены семейные фотографии изобретателя «хромки» и известных тульских фабрикантов-гармоньщиков братьев Киселевых, чьи гармоники конкурировали не только на внутрироссийском рынке, но и на международном; документы, мебель к.19в., баяны и гармони ПО «Мелодия» (ныне предприятие ООО «Тульская гармонь»).
11) Стоимость одного инструмента от фирмы "Тульская гармонь" около 300,000 рублей (да, вы не ошиблись). Сначала подумал, что это предприятие прекратило своё существование, однако смотритель музея сказала, что фирма живёт и здравствует.
12) Эта гармонь является ценный экспонатом музея, прошедшая всю Великую Отечественную войну.
13)
14) Ещё экспонаты от "Тульской гармони".
15)
16)
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]