Вся правда о мусорной реформе: мнение экспертов
---
В новом 2022 году жителей Петербурга встретили ряд проблем, помимо снежных сугробов, гололеда на улицах города и прорыва труб, можно выделить еще один неприятный факт – горы мусора около придомовых территорий.
Беглов обещал начать «мусорную реформу» еще 1 января, но результата его слов петербуржцы не обнаружили.
Смольным был назначен новый единый региональный оператор, который должен был стать исполнителем данной реформы – «Невский экологический оператор» (НЭО) и, хотя власти ссылаются на непредвиденные трудности, которые помешали воплотить обещанное в срок, эксперты говорят о том, что все эти моменты были предсказуемы, начиная с 2019 года.
Начнем с того, что реформа должна была пройти в несколько этапов.
Во-первых, должен был быть пилотный запуск работы регионального оператора в октябре 2020 года в одном районе (Кронштадтском). На данном этапе НЭО смог бы проверить свою работоспособность в условиях малого объема работы. Именно на этом этапе должна была происходить подготовка проектов договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и постепенный переход на новую систему обращения с ТКО к концу 2021 года без их захоронения. На третьем этапе с сентября 2021 года на новую систему перешли бы все остальные районы «севера Санкт-Петербурга».
В результате город должен был перейти на новую систему переработки твердых отходов к 1 января 2022 года без их захоронения. При этом наличие всего одного регионального, а не множества частных предприятий позволило бы отладить взаимодействие всех участников реформы, сделать процесс) прозрачнее, создать и утвердить единую территориальную схему по обращению с ТКО, избавиться от несанкционированных свалок, установить единый тариф и создать равные условия для работы в северной и южном частях города.
На момент принятия реформы существовало множество проблем и одной из них была нежизнеспособность проекта территориальной схемы обращения с отходами. Проект, который должен был завершиться 21 февраля 2020 года и помочь в реализации комплексной системы сбора, накопления, транспортировки и переработки отходов был сделан халтурно: доход от данной деятельности переходит в руки частному собственнику, а вторичная переработка сырья просто не предусматривается, то есть фактически ничего не меняется.
К тому же не прописан механизм обращения с ТКО - порядок работы регионального оператора. Жители Петербурга о данном проекте проинформированы не были. Согласование с жителями Ленинградской области тоже не осуществлялось.
«Мусорная реформа» должна была решить ряд проблем, таких как: согласование межведомственного взаимодействия при уборке территорий с целью установления ответственности для каждого структурного подразделения и исключения момента перекладывания вины друг на друга, вовлечение собственников объектов недвижимости в уборку прилегающих территорий, определение количества урн в зонах отдыха и на улицах города, установление штрафных санкций за нарушение правопорядка и разбрасывание мусора, регулирование деятельности управляющих компаний.
Таким образом, эксперты делали вывод, что для решения всех этих существующих проблем и поэтапного внедрения в работу регионального оператора (получение соответствующей лицензии), наращивание мощностей потребуется гораздо больше времени.
Фактически реформа не может быть подготовлена к 1 января 2022 года. При оптимистичном раскладе реформа может вступить в силу в декабре 2023 года, так как нарушение или невыполнение хотя бы одного этапа приводит к приостановлению всей работы по переходу к новой системе обращения с ТКО.
Именно губернатор должен был взять под контроль выполнение каждого отдельного шага: проведение конкурса на должность регионального оператора, согласование территориальной схемы, разработку нормативов ТКО, информирование общественности, наращивание мощностей и другое.
Система работает, когда каждый элемент знает, что необходимо делать. Эксперты еще в январе 2020 года раскритиковали территориальную схему, в которой были прописаны направления обращения с отходами. А что касается региональной программы, то она не была даже принята.
На конец января 2020 года не был установлен единый тариф по переработке отходов, не налажена система раздельного сбора мусора, НЭО не имеет статуса, а мощностей по утилизации мусора просто не существует. В то время как Смольный заявлял о готовности к реформе.
Как ни странно, но официальная информация о НЭО в доступных источниках отсутствует, конкурс на присвоение статуса регионального оператора и право заключения соглашений об организации деятельности по обращению с отходами проведен сомнительно и секретно.
В итоге соглашение по югу Питера признается недействительным, а работы по северной части города так и не ведутся.
Все, что остается - это продолжать гадать, кому была выгодна эта реформа и почему ее так спешно пытались внедрить в жизнь.
Беглов обещал начать «мусорную реформу» еще 1 января, но результата его слов петербуржцы не обнаружили.
Смольным был назначен новый единый региональный оператор, который должен был стать исполнителем данной реформы – «Невский экологический оператор» (НЭО) и, хотя власти ссылаются на непредвиденные трудности, которые помешали воплотить обещанное в срок, эксперты говорят о том, что все эти моменты были предсказуемы, начиная с 2019 года.
Начнем с того, что реформа должна была пройти в несколько этапов.
Во-первых, должен был быть пилотный запуск работы регионального оператора в октябре 2020 года в одном районе (Кронштадтском). На данном этапе НЭО смог бы проверить свою работоспособность в условиях малого объема работы. Именно на этом этапе должна была происходить подготовка проектов договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и постепенный переход на новую систему обращения с ТКО к концу 2021 года без их захоронения. На третьем этапе с сентября 2021 года на новую систему перешли бы все остальные районы «севера Санкт-Петербурга».
В результате город должен был перейти на новую систему переработки твердых отходов к 1 января 2022 года без их захоронения. При этом наличие всего одного регионального, а не множества частных предприятий позволило бы отладить взаимодействие всех участников реформы, сделать процесс) прозрачнее, создать и утвердить единую территориальную схему по обращению с ТКО, избавиться от несанкционированных свалок, установить единый тариф и создать равные условия для работы в северной и южном частях города.
На момент принятия реформы существовало множество проблем и одной из них была нежизнеспособность проекта территориальной схемы обращения с отходами. Проект, который должен был завершиться 21 февраля 2020 года и помочь в реализации комплексной системы сбора, накопления, транспортировки и переработки отходов был сделан халтурно: доход от данной деятельности переходит в руки частному собственнику, а вторичная переработка сырья просто не предусматривается, то есть фактически ничего не меняется.
К тому же не прописан механизм обращения с ТКО - порядок работы регионального оператора. Жители Петербурга о данном проекте проинформированы не были. Согласование с жителями Ленинградской области тоже не осуществлялось.
«Мусорная реформа» должна была решить ряд проблем, таких как: согласование межведомственного взаимодействия при уборке территорий с целью установления ответственности для каждого структурного подразделения и исключения момента перекладывания вины друг на друга, вовлечение собственников объектов недвижимости в уборку прилегающих территорий, определение количества урн в зонах отдыха и на улицах города, установление штрафных санкций за нарушение правопорядка и разбрасывание мусора, регулирование деятельности управляющих компаний.
Таким образом, эксперты делали вывод, что для решения всех этих существующих проблем и поэтапного внедрения в работу регионального оператора (получение соответствующей лицензии), наращивание мощностей потребуется гораздо больше времени.
Фактически реформа не может быть подготовлена к 1 января 2022 года. При оптимистичном раскладе реформа может вступить в силу в декабре 2023 года, так как нарушение или невыполнение хотя бы одного этапа приводит к приостановлению всей работы по переходу к новой системе обращения с ТКО.
Именно губернатор должен был взять под контроль выполнение каждого отдельного шага: проведение конкурса на должность регионального оператора, согласование территориальной схемы, разработку нормативов ТКО, информирование общественности, наращивание мощностей и другое.
Система работает, когда каждый элемент знает, что необходимо делать. Эксперты еще в январе 2020 года раскритиковали территориальную схему, в которой были прописаны направления обращения с отходами. А что касается региональной программы, то она не была даже принята.
На конец января 2020 года не был установлен единый тариф по переработке отходов, не налажена система раздельного сбора мусора, НЭО не имеет статуса, а мощностей по утилизации мусора просто не существует. В то время как Смольный заявлял о готовности к реформе.
Как ни странно, но официальная информация о НЭО в доступных источниках отсутствует, конкурс на присвоение статуса регионального оператора и право заключения соглашений об организации деятельности по обращению с отходами проведен сомнительно и секретно.
В итоге соглашение по югу Питера признается недействительным, а работы по северной части города так и не ведутся.
Все, что остается - это продолжать гадать, кому была выгодна эта реформа и почему ее так спешно пытались внедрить в жизнь.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]