Ленинград. Выставка в ДК Газа. 1974
---
С 22 по 24 декабря 1974-го года в ДК имени Газа проходила выставка художников ленинградского андеграунда, ставшия чрезвычайно значимым событием в истории советского андеграундного искусства.
Фото Г. Приходько:
Конечно, выставки неофициальных художников случались в Ленинграде и раньше. Так, в 1964 году в Эрмитаже прошла «Выставка художников-рабочих хозяйственной части Эрмитажа. Навстречу 200-летию Эрмитажа» (выставка была открыта 30-31 марта, а уже 1 апреля закрылась, директор Эрмитажа М. И. Артамонов при этом лишился своей должности), а В 1968-1969 годах три небольших выставки прошли в ДК имени Козицкого. Однако, все они были невелики по размеру и позиционировались как выставки художников-любителей. А в выставке в ДК Газа участвовало сразу 52 художника, а количество зрителей было просто огромным.
"Летучка" в ДК Газа. Стоят А. Леонов, Г. Богомолов, А. Полушкин, И. Иванов, В. Гаврильчик. Сидят: А. Манусов, Ю. Жарких, Е. Захарова, Ю. Галецкий, И. Захаров-Росс, Е. Рухин, Н. Любушкин, Г. Устюгов. Фото Г. Приходько.
Причиной подобных послаблений стали события в Москве. 15 сентября 1974 года московские художники попытались провести выставку на открытом воздухе в лесопарке Беляево. Через полчаса после начала выставка была снесена бульдозерами, так и оставшись в истории русского искусства как «Бульдозерная». Разгром выставки получил международный резонанс, и властям пришлось пойти на уступки, так что уже через две недели была проведена выставка на открытом воздухе в Измайлово.
Участники выставки. Справа - Б. С. Угаров (представитель Ленинградского отделения союза художников). Фото Г. Приходько:
Ослаблением контроля воспользовались и ленинградцы. Группа неофициальных художников, возглавляемая Юрием Жарких, обратилась к властям с требованием предоставить возможность выставиться всем желающим. После переговоров удалось согласовать условия выставки: Управление культуры Ленгорисполкома предоставляло помещение во ДК имени Газа (аренда помещения — за государственный счет), само оформление выставки проходило за счет участников (художники скинулись по пять рублей), вход бесплатный. В типографии Кировского завода было отпечатано 500 пригласительных билетов. Долгие дискуссии шли вокруг названия выставки. Власти требовали, чтобы в названии присутствовало выражение «выставка самодеятельных художников», художники категорически отказывались. В итоге зрителей приглашали просто на «выставку произведений живописи, скульптуры и графики».
Работы, представленные на выставке, не должны были содержать порнографии, религиозной и антисоветской пропаганды (за этим следила комиссия из ЛОСХа). Впрочем, границы этих понятий были весьма расплывчатыми, что периодически приводило к казусам.
Евгений Есауленко у афиши выставки. Фото Г. Приходько:
Вспоминает художник Л. Болмат: «Хотели снять одну из моих. Мы с трепетом ожидали результата цензурного просмотра внизу, в холле, как вдруг вбежал член оргкомитета Юра Жарких и набросился с тревогой на меня: „Что значит Гомо Хазер?!“ Так называлась картинка, небольшого размера, кажется 40х40, которую я представил на выставку. Я испугался: „Что случилось?“ Юра объяснил: „Они хотят убрать твою картинку из-за этой надписи на ней“. Название картинки я включил в композицию графики. „Скажи им: “ГОМО» по-латински — человек, а «ХАЗЕР» по-еврейски — свинья. Так и объясни". Юра умчался отстаивать мое творчество. И отстоял. Дай Бог ему здоровья. А мог и не отстоять, прими Комиссия эту надпись на свой счет".
Участники выставки в канун открытия. В. Овчинников, Г. Устюгов, А. Рапопорт, Г. Богомолов, Ю. Жарких, Ю. Дышленко, А. Манусов, А. Окунь, И. Захаров-Росс, Е. Есауленко, Г. Зубков, Ю. Галецкий. Фото Г. Приходько
Художники сильно нервничали. Многие были уверены, что их арестуют, так что один из участников выставки пришел на нее, прихватив с собой все необходимое в тюрьме. Некоторые из художников в самый последний момент сняли свои работы.
Стоят: А. Васильев, Е. Есауленко, Ю. Галецкий, А. Путилин. Сидят: Ю. Петроченков, О. Лягачев. Фото Г. Приходько:
Участники выставки в ДК Газа. Фото Г. Приходько:
Желающих посетить выставку было чрезвычайно много (судя по описаниям, очередь тянулась от угла ДК Газа к проспекту Стачек и по нему до метро). Поэтому зрителей пускали партиями на полчаса. Затем художники взявшись за руки «выдавливали» зрителей из зала. Руководил всей процедурой полковник милиции Панферов, командовавший через громкоговоритель: «До конца сеанса остается три минуты. Товарищи зрители, заканчивайте осмотр. Товарищи художники, проследите за эвакуацией зрителей из зала».
Фото И. Логинова:
Разумеется, художники пытались протащить вне очереди своих знакомых. Заметивший это Панферов весело командовал:«Художники к стенке! Зрители – за решетку!» Впрочем, не стоит представлять его исключительно солдафоном. Так, по воспоминаниям моего отца, бывшего на этой выставке, Панферов наизусть читал запрещенного в то время Гумилева.
Мой отец на выставку попал как раз по знакомству (один из художников, Анатолий Полушкин, был его одноклассником, плюс к тому он был знаком и с другими авторами). Однако поскольку за полчаса посмотреть выставку было нереально, мой папа во время очищения зала прятался в туалете, а потом выходил и присоединялся к следующей партии зрителей. Забавно, что как вспоминают художники, на выставке были и "искусствоведы в штатском", которые, "когда... выпроваживали очередную партию зрителей, ... дружно скрывались в служебном помещении, чтобы затем вынырнуть и смешаться с очередной партией ".
После окончания выставки было проведено ее обсуждение.
Обсуждение выставки. Фото Г. Приходько:
Не исключено, что давая разрешение на выставку, власти рассчитывали на то, что зрители скажут художникам свое пролетарское «нет» (недаром для размещения выставки был выбран именно ДК имени Газа, расположенный рядом с Кировским заводом). Если такой расчет и был, он не оправдался. Реакция зрителей оказалась положительной. Из 1465 письменных отзывов был 901 положительный, 419 отрицательных и 415 нейтральных (то есть отмечавших как достоинства, так и недостатки выставки).
Портреты участников выставки. Фото Г. Приходько (за исключением фото Юрия Петроченкова):
Юрий Дышленко
Юрий Жарких
Владимир Овчинников.
Анатолий Басин
Николай Любушкин
Алек Рапопорт.
Геннадий Устюгов
Юрий Петроченков
Обычно, первый вопрос, который возникает при обсуждении художественной выставки — качество работ. Но в случае выставки в ДК имени Газа приоритеты были расставлены несколько иначе. Дело в том, что, хоть на выставке и были хорошие работы, общий уровень работ был весьма посредственный, что признавали и сами участники: «выставка была “не очень сильной”, но яркой. Милиция и лимит сеанса в 20 минут создали эффектность выставке:
все 20 минут глаза разбегались, ноги-голова – тоже: благодарный зритель уходил с чувством неудовлетворённости, но стимулированный к собственному творчеству»; «вне выставки, что и швец, и жнец, и на дуде игрец, отдельные работы выглядят хуже – хороши с авторами, многочасовой очередью зрителей-доброжелателей и их милицией». Однако, самым значимым в этой выставке было именно то, что она произошла.
Г. Зубков, В. Смирнов. Фото Г. Приходько:
Ю. Петроченков, Е. Есауленко, А. Путилин, О. Лягачев, А. Васильев:
Смотреть само здание ДК...
Фото Г. Приходько:
Конечно, выставки неофициальных художников случались в Ленинграде и раньше. Так, в 1964 году в Эрмитаже прошла «Выставка художников-рабочих хозяйственной части Эрмитажа. Навстречу 200-летию Эрмитажа» (выставка была открыта 30-31 марта, а уже 1 апреля закрылась, директор Эрмитажа М. И. Артамонов при этом лишился своей должности), а В 1968-1969 годах три небольших выставки прошли в ДК имени Козицкого. Однако, все они были невелики по размеру и позиционировались как выставки художников-любителей. А в выставке в ДК Газа участвовало сразу 52 художника, а количество зрителей было просто огромным.
"Летучка" в ДК Газа. Стоят А. Леонов, Г. Богомолов, А. Полушкин, И. Иванов, В. Гаврильчик. Сидят: А. Манусов, Ю. Жарких, Е. Захарова, Ю. Галецкий, И. Захаров-Росс, Е. Рухин, Н. Любушкин, Г. Устюгов. Фото Г. Приходько.
Причиной подобных послаблений стали события в Москве. 15 сентября 1974 года московские художники попытались провести выставку на открытом воздухе в лесопарке Беляево. Через полчаса после начала выставка была снесена бульдозерами, так и оставшись в истории русского искусства как «Бульдозерная». Разгром выставки получил международный резонанс, и властям пришлось пойти на уступки, так что уже через две недели была проведена выставка на открытом воздухе в Измайлово.
Участники выставки. Справа - Б. С. Угаров (представитель Ленинградского отделения союза художников). Фото Г. Приходько:
Ослаблением контроля воспользовались и ленинградцы. Группа неофициальных художников, возглавляемая Юрием Жарких, обратилась к властям с требованием предоставить возможность выставиться всем желающим. После переговоров удалось согласовать условия выставки: Управление культуры Ленгорисполкома предоставляло помещение во ДК имени Газа (аренда помещения — за государственный счет), само оформление выставки проходило за счет участников (художники скинулись по пять рублей), вход бесплатный. В типографии Кировского завода было отпечатано 500 пригласительных билетов. Долгие дискуссии шли вокруг названия выставки. Власти требовали, чтобы в названии присутствовало выражение «выставка самодеятельных художников», художники категорически отказывались. В итоге зрителей приглашали просто на «выставку произведений живописи, скульптуры и графики».
Работы, представленные на выставке, не должны были содержать порнографии, религиозной и антисоветской пропаганды (за этим следила комиссия из ЛОСХа). Впрочем, границы этих понятий были весьма расплывчатыми, что периодически приводило к казусам.
Евгений Есауленко у афиши выставки. Фото Г. Приходько:
Вспоминает художник Л. Болмат: «Хотели снять одну из моих. Мы с трепетом ожидали результата цензурного просмотра внизу, в холле, как вдруг вбежал член оргкомитета Юра Жарких и набросился с тревогой на меня: „Что значит Гомо Хазер?!“ Так называлась картинка, небольшого размера, кажется 40х40, которую я представил на выставку. Я испугался: „Что случилось?“ Юра объяснил: „Они хотят убрать твою картинку из-за этой надписи на ней“. Название картинки я включил в композицию графики. „Скажи им: “ГОМО» по-латински — человек, а «ХАЗЕР» по-еврейски — свинья. Так и объясни". Юра умчался отстаивать мое творчество. И отстоял. Дай Бог ему здоровья. А мог и не отстоять, прими Комиссия эту надпись на свой счет".
Участники выставки в канун открытия. В. Овчинников, Г. Устюгов, А. Рапопорт, Г. Богомолов, Ю. Жарких, Ю. Дышленко, А. Манусов, А. Окунь, И. Захаров-Росс, Е. Есауленко, Г. Зубков, Ю. Галецкий. Фото Г. Приходько
Художники сильно нервничали. Многие были уверены, что их арестуют, так что один из участников выставки пришел на нее, прихватив с собой все необходимое в тюрьме. Некоторые из художников в самый последний момент сняли свои работы.
Стоят: А. Васильев, Е. Есауленко, Ю. Галецкий, А. Путилин. Сидят: Ю. Петроченков, О. Лягачев. Фото Г. Приходько:
Участники выставки в ДК Газа. Фото Г. Приходько:
Желающих посетить выставку было чрезвычайно много (судя по описаниям, очередь тянулась от угла ДК Газа к проспекту Стачек и по нему до метро). Поэтому зрителей пускали партиями на полчаса. Затем художники взявшись за руки «выдавливали» зрителей из зала. Руководил всей процедурой полковник милиции Панферов, командовавший через громкоговоритель: «До конца сеанса остается три минуты. Товарищи зрители, заканчивайте осмотр. Товарищи художники, проследите за эвакуацией зрителей из зала».
Фото И. Логинова:
Разумеется, художники пытались протащить вне очереди своих знакомых. Заметивший это Панферов весело командовал:«Художники к стенке! Зрители – за решетку!» Впрочем, не стоит представлять его исключительно солдафоном. Так, по воспоминаниям моего отца, бывшего на этой выставке, Панферов наизусть читал запрещенного в то время Гумилева.
Мой отец на выставку попал как раз по знакомству (один из художников, Анатолий Полушкин, был его одноклассником, плюс к тому он был знаком и с другими авторами). Однако поскольку за полчаса посмотреть выставку было нереально, мой папа во время очищения зала прятался в туалете, а потом выходил и присоединялся к следующей партии зрителей. Забавно, что как вспоминают художники, на выставке были и "искусствоведы в штатском", которые, "когда... выпроваживали очередную партию зрителей, ... дружно скрывались в служебном помещении, чтобы затем вынырнуть и смешаться с очередной партией ".
После окончания выставки было проведено ее обсуждение.
Обсуждение выставки. Фото Г. Приходько:
Не исключено, что давая разрешение на выставку, власти рассчитывали на то, что зрители скажут художникам свое пролетарское «нет» (недаром для размещения выставки был выбран именно ДК имени Газа, расположенный рядом с Кировским заводом). Если такой расчет и был, он не оправдался. Реакция зрителей оказалась положительной. Из 1465 письменных отзывов был 901 положительный, 419 отрицательных и 415 нейтральных (то есть отмечавших как достоинства, так и недостатки выставки).
Портреты участников выставки. Фото Г. Приходько (за исключением фото Юрия Петроченкова):
Юрий Дышленко
Юрий Жарких
Владимир Овчинников.
Анатолий Басин
Николай Любушкин
Алек Рапопорт.
Геннадий Устюгов
Юрий Петроченков
Обычно, первый вопрос, который возникает при обсуждении художественной выставки — качество работ. Но в случае выставки в ДК имени Газа приоритеты были расставлены несколько иначе. Дело в том, что, хоть на выставке и были хорошие работы, общий уровень работ был весьма посредственный, что признавали и сами участники: «выставка была “не очень сильной”, но яркой. Милиция и лимит сеанса в 20 минут создали эффектность выставке:
все 20 минут глаза разбегались, ноги-голова – тоже: благодарный зритель уходил с чувством неудовлетворённости, но стимулированный к собственному творчеству»; «вне выставки, что и швец, и жнец, и на дуде игрец, отдельные работы выглядят хуже – хороши с авторами, многочасовой очередью зрителей-доброжелателей и их милицией». Однако, самым значимым в этой выставке было именно то, что она произошла.
Г. Зубков, В. Смирнов. Фото Г. Приходько:
Ю. Петроченков, Е. Есауленко, А. Путилин, О. Лягачев, А. Васильев:
Смотреть само здание ДК...
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]