День жителя Тбилиси в начале мая
---
Привет, я Катя из Тбилиси. Предыдущие три дня снимались в поездках, пора показать чисто тбилисский день, который получился, кажется, с четвёртой попытки.
Это 6 мая (адская пора майских праздников - много туристов), проведённый почти целиком на ногах вне дома - я сходила на одну экскурсию, сама провела другую, побывала на выставке и в нескольких барах. Словом, ничего необычного.
Под катом 56 фотографий, но здесь не будет кадров людей, с которыми я взаимодействовала - не хотелось снимать без спроса, а объяснять про ОМД лень, и почти не будет бытовых фоток вроде еды, раковины, порвавшихся босоножек - не люблю такое фотографировать.
1. Встаю примерно в 10.34 с матраса слева - там я обычно сплю, а на кровати справа живут мои картинки.
Иногда ко мне домой попадают интеллектуально одарённые люди, которые снисходительным тоном вещают, что я вообще-то могу убрать с кровати картинки, чтобы спать на ней.
2. Дальше туалет, умывание - это скучно а ещё у меня ванная комната в жанре треш, так что сразу завтрак.
Вообще-то я не люблю есть так рано, но сегодня будет долгий день.
Ха, это я ещё не знаю, насколько долгий.
3. Параллельно с завтраком - сеанс интернета, попутно уточняю место-время парочки ивентов, на которые я сегодня собираюсь. Заодно обрабатываю фоточки из трёхдневной поездки в Сванетию.
Это пятитысячная красавица Ушбочка. В свой первый раз в Сванетии я её ни разу не видела из-за дождей и туманов (дело было в октябре), зато в этот раз мне выпало провести почти целый день с видом, да ещё и с меняющимися погодными декорациями.
Примечание. Ездить в Сванетию на 3 дня - глупо и бессмысленно, хотя я встречала людей, которые приехали вообще на день. Вряд ли они хоть что-то увидели и почувствовали.
4. В 12.48 я выхожу из дома. Мне кажется, что я немного опазываю, поэтому по дороге не фотографирую ничего и оказываюсь на месте ровно в 13.00.
Это боковая часть псевдомавританского здания Оперы и памятник композитору Закария Палиашвили. Отсюда начинается экскурсия по району нижняя Мтацминда.
5. Экскурсия гораздо больше информационная, чем визуальная, поэтому для иллюстрации будет немного случайных кадров тбилисской архитектуры.
6. А информации много - новой, полезной, интересной. Гид - автор нескольких путеводителей по разным районам старого города, а сама экскурсия предназначена не для туристов, а для тех, кто уже неплохо знаком с городом, в курсе исторического контекста и архитектурных особенностей и ходил по разным районам.
Все места, по которым мы ходили, я видела неоднократно.
Вот этот довольно простенький расписной потолок в одном из подъездов вообще нашла в самые первые дни в Тбилиси.
7. Одна из парадных закрыта на кодовый замок. Наш гид знает код, но замок выглядит сломаным; все уже собираются уходить дальше, а я решаю дёрнуть верёвочку на двери - и дверь открывается, ура.
В этой парадной есть некогда закрашенные росписи. При создании домов в конце XIX-начале XX вв. каждый застройщик стремился украсить входной подъезд уникальными рисунками, но при советской власти они были сочтены пережитками пошлой буржуазной роскоши, не нужной пролетариату, и росписи попытались унитожить. Кое-где жильцы отстояли, кое-где их просто покрыли краской или штукатуркой - это хороший вариант: слой можно снять, а росписи отреставрировать.
8. У меня всё когда-то начиналось с того, что я бессистемно бродило по старым районам и заглядывала в подъезды, надеясь увидеть что-нибудь интересное.
Самые впечатляющие парадные известны, так же как и истории самих домов и их создателей, но всегда есть шанс увидеть какие-то приятные детали - вроде чугунных лестниц с коваными перилами, например.
9. Резные балкончики. В этом районе (и не только) они снаружи домов, а вот в моём такое как-то не принято, и балконы есть только во дворах.
10. Туристы любят разноцветное бельё, а я смотрю на окошко в стиле классицизма, котором ещё сохранились витражи.
11. Мемориальная табличка на стене армянской школы. На самом деле в Грузии почти не было пролетариата - аграрная страна, не считая маргенцевой Чиатуры, и революционеры боролись в основном за права крестьян.
12. Застройка середины XIX века (основа, по крайней мере). Домики как раз напротив гипермаркета, где я обычно закупаюсь, но никогда не задумывалась об их возрасте.
13. Экскурсия заканчивается в районе 16 часов на площади. Мне надо в район Ваке и я не успеваю ничего сфотографировать, поскольку вижу подходящий автобус, запрыгиваю в него в последний момент и про фотосъёмки вспоминаю, только доехав до места назначения.
14. Новый магазинчик сыров. Сегодня дегустация, правда, заведует ею девочка, которая знает про сыры и прилагающееся к ним вино меньше, чем я. Но не беда, сыров всего 4: на верхнем кадре - сулугуни в вине и без вина, внизу - в расфокусе - нитки месхетинского тенили, а вот на первом плане то, за что я готова продать кусочек души - горный сыр дамбал хачо. Я его покупала на сырных фестивалях, но это пару раз в год, в тех сырных магазинах, что я знаю, он не продаётся - расчёт на туристов, которые не подозревают о его существовании, а ездить в тот регион, где его делают, немного накладно. В общем, магазин влюбил меня с первого визита.
15. С головкой дамбал хачо в пакете выхожу на проспект Ильи Чавчавадзе (в кадр попало на удивление мало людей - не люблю этот проспект) и почти сразу встречаюсь со своим автобусом.
В пути вспоминаю, что у меня на телефоне пропущенный вызов с грузинского номера. По работе звонят с российских или других иностранных номеров. С грузинских звонят: спамеры; те, кто не могут смириться, что эта сим-карта у меня уже 2 года; очень медленно соображающие люди, которым я оставила этот номер несколько месяцев или даже лет назад лишь бы отстали и вот они внезапно сообразили, что на него можно позвонить, а я уже давно забыла, кто это. Мои друзья и приятели (по крайней мере, адекватная их часть) знают, что самый простой и при этом надёжный способ связаться со мной - это сообщение в ФБ, его я быстрее всего увижу и отвечу, а телефоном пользоваться не люблю и вот часто не слышу, когда занята.
Однако сейчас у меня есть некоторые подозрения. Перезваниваю и точно - это пара, с которой я познакомилась в сванской кофейне. Стала им рассказывать про продававшийся там грузинский чай и слово за слово созналась, что я узкоспециализированный гид и могу провести их по одному красивому интересному району, где, кстати, расположен музей-магазин того самого чая.
16. Они хотят на мою экскурсию сегодня или послезавтра. В мои планы это не входило, но до начала следующего ивента пара часов - почему бы не провести их в хорошем обществе, да ещё и заработать?
Договариваемся встретиться через 40 минут. Выхожу из автобуса в начале проспекта Руставели, который я тоже не люблю (в Тбилиси есть только один проспект, по которому приятно ходить, точнее - половина проспекта). На фото ситуация ухудшена забором, который перегородил половину тротуара, скрывая стройку.
17. Хотелось поесть до начала экскурсии. Да, наивная девочка, вечером субботы 6 мая. В хинкальных мест нет и слишком шумно, в кафе мне честно говорят, что принесут хинкали не раньше, чем через полчаса. Ем кусочек сыра и иду на площадь к грифонам - это место встречи назначают многие гиды, так что иногда ко мне подходят чужие туристы и спрашивают, не их ли я жду, или я сама в отсутствие своих туристов подхожу к чужим и уточняю - а вдруг мы всё-таки ищем друг друга.
18. Золотой Гиорги отражается в окне ратуши - давно мечтала сделать этот кадр.
Пока я сижу на лавочке, ко мне подходит знакомый - заведующий постановочной частью русского театра имени Грибоедова. Немного болтаем, он предлагает сходить на спектакль через час - это нам не подходит или на фестиваль бардовской песни через 2 дня по пригласительным. Не то чтобы я обожала бардов, но почему нет?
19. Подошли мои туристы. Интересуюсь их планами и предлагаю сходить на фотовыставку (они согласны) и в связи с этим провести их по моему экскурсионному маршруту в обратном направлении (им, конечно, без разницы, а мне даже полезно попробовать подать информацию об обычных объектах в обратном порядке: пока я ела сыр - успела обдумать, как перестроить маршрут и в какой момент что рассказывать, получилось без потерь и даже с парой бонусов).
Это бывшая аптека Фердинанда Оттена, ныне обычная аптека одной известной сети, а мебель со времён Оттена сохранилась. Я сюда начала ходить, ещё не зная всей истории, просто это недалеко от моего дома и мне оформили их скидочную карту, хоть у меня и нет грузинских документов.
20. Рассказываю несколько совсем нелепых как и всё мистическое городских легенд про этот "дом с чёртом". Однажды мои туристы сказали, что у "чёрта" просматривается портретное сходство с Чайковским, так что я предлагаю поучаствовать в создании очередной легенды о противоречивых чувствах банкира Юзбашева (первого хозяина дома) к Петру Ильичу, возникших во время одного из пяти визитов композитора в Тифлис.
На самом деле это греческий Пан.
21. Метлахская плиточка во дворе Дома Писателей. Такой паттерн был заказан всего дважды - в этот особняк и на корабль "Титаник".
22. Одна из самых странных штук Дома Писателей - чучело льва. Странно в нём то, что льва только половина.
Вторая странная штука - такое же половинчатое чучело тигра.
23. Обычно я не беру фотоаппарат на экскурсии (тяжело носить и некогда снимать), но раз сегодня так вышло - отрываюсь. В этом шикарнейшем модерновом особняке интерьеры почти всех комнат воссозданы так, какими они были при создателе дома - коньячном промышленнике Давиде Сараджишвили, здесь туристы обычно разбредаются рассматривать детали и восхищаться, а у меня есть время сфотографировать, например, вид из здания во двор.
24. Или себя в старинном зеркале.
25.Или камин в кабинете. На стенах во дворе и внутри - фотографии начала ХХ века, можно убедиться в качестве реставрации.
26. Помещение, которое когда-то поразило меня больше всего: модерновый туалет! Правда, раньше здесь была одна большая комната с ванной, а сейчас разделили на несколько кабинок, но сантехника соответствует стилю.
27. Туалетоселфи - важная традиция ОМД соблюдена.
28. В следующей парадной - пожилая русская жительница, которая любит общаться с туристами и всегда рассказывает что-то интересное. Я как гид почти всё это знаю, но бывают интересные детали или альтернативные взгляды...
Правда, сегодня она под конец беседы ударяется в конспирологию - Шота Руставели никогда не было, а "Витязя в тигровой шкуре" перевели с арабского (на самом деле это классический сюжет восточных мифов, битва со зверем как обряд иницации мужчины, но я не спорю), а потом и вовсе в политику - рассуждает про бедственное положение Европы по мотивам рассказов росТВ.
Кстати, туристы мои живут в Праге, парень родом из Курска, девушка - из Будапешта.
Выходим на улицу, а там кто-то выкинул старинный предмет мебели.
29. А вот мой любимый подъезд. Здесь сберегли и росписи на стенах, и картины, и обои на верхнем этаже, а жильцы всегда открывают двери по звонку в домофон (есть парадные, где жильцы против туристов - туда я никого не вожу, но здесь только рады).
Через пару недель я встретила здесь реставраторов, так что скоро должно стать совсем красиво.
30. Табличка про Сименсов. Здесь только Вальтер, но в Тифлисе бывали и жили все 5 братьев, двое здесь же и умерли.
31. Девушка Нора видит резвящихся на проезжей части щеночков и относит их к тротуару - спасти. Правда, на этой покрышке они просидели секунд, но для фото хватило))
32. Собственный особняк архитектора Татищева в псевдомавританском стиле.
Время 20.23, темнеет, заканчиваем экскурсию. Как раз 3 часа получилось.
33. Всё, пора в музей. Где-то на границе между Старым Тбилиси и Сололаки у меня рвётся ремень на босоножке. Ходить почти не мешает, если не считать раздражающих звуков шлёпанья, но босоножек очень жалко - это идеальная обувь для длительной ходьбы и по городу, и по диким местам что бы ни говорили те, кто видят мои босоножки
Показываю туристам "бонус". Обычно я сюда не вожу - уже другой район, не вписывается в маршрут и никакой примечательной истории у этого здания нет, просто красиво. Ещё мне говорили, что жильцам надоело, они повесили замок и гоняют захожих, так что я тут больше месяца не была.
34. Внезапно открыто. Поднимаемся на второй этаж и видим магазинчик - галерею хенд-мейда.
Спрашиваю хозяйку - она занимается росписью по шёлку (шарфики справа - её работа), а сюда переехала 1 апреля.
По-моему, лучшего места и придумать нельзя: с одной стороны, про этот домик часто пишут в списках типа "10 мест, которые вы должны увидеть в Тбилиси", так что покупатели будут, с другой - теперь сюда всегда открыт доступ.
35. Напрашиваюсь посмотреть мастерскую, которую хозяйка тоже недавно сюда перевезла. Она немного стесняется из-за бардака, но по мне это - лучший показатель творческого процесса.
36. Около мастерской такая вот раковина
37. Напоследок галеристка-рукодельница говорит, что она впервые за 20 лет провела сюда свет. Ну да - местным и так норм.
Ухожу в полном восторге. Такие люди и делают город.
38. Добираемя до места, где проходят выставки. Сейчас идёт тбилисский фестиваль "Колга" ("Зонт"), сегодня здесь открылись целых 3 выставки, но это было в 6, а сейчас уже 9, так что народ почти разошёлся.
Вот выставка про четырёх афганских женщин, которые имеют нестандартные для своей страны профессии. Эта женщина работает в полиции.
39. Греческий фотограф, снимает в конфликтных зонах. Тяжёлые кадры, особенно в таком количестве.
40. Покидаем выставочный зал, прощаемся с туристами. Они говорят, что почти никогда не ходят на экскурсии с гидами, но сейчас пошли не зря, ибо сами бы никогда столько не увидели и не узнали. Безумно приятно это слышать, я люблю работать с людьми, которые хотят смотреть глубже, чем показывают на обзорных турах.
А потом я опять собираюсь где-то поесть. Прохожу мост Мира, на котором в тёплый вечер высокого сезона людей как на переправе в ад.
41. По пути у меня кафе при театре гениального Резо Габриадзе. Тут не очень дёшево, но я сегодня внепланово заработала, мне можно.
Минут через 5 наконец отлавливаю официантку, которая говорит, что мест нет.
Эх. Фотографирую Чижика-Пыжика - авторскую копию питерского (это тоже творение Габриадзе), иду дальше.
42. Опять пришла в то кафе на площади, где не успела поесть днём. Столик есть, но официанты бегают мимо меня, когда удаётся поймать одного он что-то говорит и убеагет дальше. Блин, мне даже меню не нужно (я его наизусть знаю!)
Хотя зачем, собственно, еда?
Даю ногам отдохнуть, глядя через окно на гуляющих людей. Минут через 15 таки подошёл официант, но я честно сказала "Я просто посидеть зашла", он понимающе кивнул и ушёл.
Окно кафе, вид изнутри.
43. Не дают есть - идём пить! Сыр у меня по-прежнему в рюкзаке.
По дороге один бар, в который я уже пару раз не смогла попасть, потому что не нашла его. Решаю попытать удачи снова и что вы думаете? - опять ничего не нашла! (примечание. на момент написания поста таки нашла)
Иду в другой бар мимо стекляшки-полиции. Рядом с ней я уже была сегодня днём, слушая про тифлисские доходные дома.
44. Пришла, заказала вина (обычно в барах я пиво пью, но здешнее вино вкусное и недорогое), села на удобный диванчик, нарезала сыр. Вытянула ноги, отдыхаю, наблюдаю за людьми. Кайф.
В какой-то момент подсаживается некий чувак и спрашивает: "where are you from?"
О чём вообще можно общаться с тем, кто начинает с такого вопроса? Тысячу раз проходили. Даю ему понять, что хочу посидеть одна. Уходит.
45. Напоследок захожу в туалет. Хотела сфоткать надпись "лучший туалет в мире", но не смогла её найти и сделала просто случайный кадр, а потом скинула фотки - ба, вот же эта надпись практически в заголовке!
46. Иду в другой бар - здесь я ещё не была, но давно собиралась. Я ленивая, бар в 1.5 км от моего дома - уже далеко (а этот ещё дальше), поэтому до многих интересных мест я просто не дохожу.
В меню только коктейли за 13 лар, поэтому я неожиданно для себя по-грузински спрашиваю у бармена, есть ли пиво. Язык у меня, увы, до сих пор на уровне "объясниться в магазине или баре" ответить на тупые вопросы про где работаешь и сколько детей, послать тех, кто хочет познакомться в грубой форме
Интерьер мне нравится.
47. Забыла написать, это гей-бар.
А может и клуб, люди танцуют. Мне тоже хочется, но я сегодня много ходила и на танцы меня не хватает. Пью пиво, наблюдаю за людьми, интересно же. Обстановка располагающая.
48. Время 1.15, может, уже освободились места в каких-нибудь кафе? С трудом покидаю приятную атмосферу и топаю по Руставели обратно.
Открыточный вид Академии наук с вышкой.
49. По дороге хочу зайти в кафе с лучшими хинкали в городе (не реклама, а личный опыт, полученный путём долгих проб и ошибок). Закрыто! Эх, как мало у нас круглосуточных едален.
По пути заглядываю ещё в один бар.
50. Там скучно, ничего не покупаю, иду дальше.
Грандиозный театр Руставели, тбилисские архитекторы Татищев (тот самый, что построил себе мавританский дом) и Шимкевич (который построил себе дом недалеко от того, где я живу). Кажется, я ощущаю на личном опыте, что такое профдеформация.
51. Здание бывшего Парламента. Дошла до Парламента, считай, дошла до дома и не важно, что отсюда ещё 10 минут в гору лезть.
52. И все дороги ведут всё в то же круглосуточное кафе, где я сегодня уже дважды не поела.
Делаю заказ, мне приносят тёмное пиво, успеваю его сфотографировать...
53. Неожиданно появляется знакомый приятель. Пока мы общаемся, мне приносят заказ (шашлык, соус сацебели и надуги - это что-то типа творога), под разговор съедаю почти всё, не успев сфоторгафировать. Потом приятель так же неожиданно исчезает, я доедаю, расплачиваюсь и ухожу домой.
Из последних сил снимаю первый приличный тайм-чек этого дня на автобусной остновке (я пешком, просто по дороге попалось).
54. Очередная дверь.
55. И мои окна с растроеным отражением вышки. У меня жил Чайковский, но сейчас это нереставрируемые развалины.
56. Заползаю домой и с мыслью "надо принять душ" падаю на матрас, фотографирую фантастические тени от люстры и засыпаю.
Это 6 мая (адская пора майских праздников - много туристов), проведённый почти целиком на ногах вне дома - я сходила на одну экскурсию, сама провела другую, побывала на выставке и в нескольких барах. Словом, ничего необычного.
Под катом 56 фотографий, но здесь не будет кадров людей, с которыми я взаимодействовала - не хотелось снимать без спроса, а объяснять про ОМД лень, и почти не будет бытовых фоток вроде еды, раковины, порвавшихся босоножек - не люблю такое фотографировать.
1. Встаю примерно в 10.34 с матраса слева - там я обычно сплю, а на кровати справа живут мои картинки.
Иногда ко мне домой попадают интеллектуально одарённые люди, которые снисходительным тоном вещают, что я вообще-то могу убрать с кровати картинки, чтобы спать на ней.
2. Дальше туалет, умывание - это скучно а ещё у меня ванная комната в жанре треш, так что сразу завтрак.
Вообще-то я не люблю есть так рано, но сегодня будет долгий день.
Ха, это я ещё не знаю, насколько долгий.
3. Параллельно с завтраком - сеанс интернета, попутно уточняю место-время парочки ивентов, на которые я сегодня собираюсь. Заодно обрабатываю фоточки из трёхдневной поездки в Сванетию.
Это пятитысячная красавица Ушбочка. В свой первый раз в Сванетии я её ни разу не видела из-за дождей и туманов (дело было в октябре), зато в этот раз мне выпало провести почти целый день с видом, да ещё и с меняющимися погодными декорациями.
Примечание. Ездить в Сванетию на 3 дня - глупо и бессмысленно, хотя я встречала людей, которые приехали вообще на день. Вряд ли они хоть что-то увидели и почувствовали.
4. В 12.48 я выхожу из дома. Мне кажется, что я немного опазываю, поэтому по дороге не фотографирую ничего и оказываюсь на месте ровно в 13.00.
Это боковая часть псевдомавританского здания Оперы и памятник композитору Закария Палиашвили. Отсюда начинается экскурсия по району нижняя Мтацминда.
5. Экскурсия гораздо больше информационная, чем визуальная, поэтому для иллюстрации будет немного случайных кадров тбилисской архитектуры.
6. А информации много - новой, полезной, интересной. Гид - автор нескольких путеводителей по разным районам старого города, а сама экскурсия предназначена не для туристов, а для тех, кто уже неплохо знаком с городом, в курсе исторического контекста и архитектурных особенностей и ходил по разным районам.
Все места, по которым мы ходили, я видела неоднократно.
Вот этот довольно простенький расписной потолок в одном из подъездов вообще нашла в самые первые дни в Тбилиси.
7. Одна из парадных закрыта на кодовый замок. Наш гид знает код, но замок выглядит сломаным; все уже собираются уходить дальше, а я решаю дёрнуть верёвочку на двери - и дверь открывается, ура.
В этой парадной есть некогда закрашенные росписи. При создании домов в конце XIX-начале XX вв. каждый застройщик стремился украсить входной подъезд уникальными рисунками, но при советской власти они были сочтены пережитками пошлой буржуазной роскоши, не нужной пролетариату, и росписи попытались унитожить. Кое-где жильцы отстояли, кое-где их просто покрыли краской или штукатуркой - это хороший вариант: слой можно снять, а росписи отреставрировать.
8. У меня всё когда-то начиналось с того, что я бессистемно бродило по старым районам и заглядывала в подъезды, надеясь увидеть что-нибудь интересное.
Самые впечатляющие парадные известны, так же как и истории самих домов и их создателей, но всегда есть шанс увидеть какие-то приятные детали - вроде чугунных лестниц с коваными перилами, например.
9. Резные балкончики. В этом районе (и не только) они снаружи домов, а вот в моём такое как-то не принято, и балконы есть только во дворах.
10. Туристы любят разноцветное бельё, а я смотрю на окошко в стиле классицизма, котором ещё сохранились витражи.
11. Мемориальная табличка на стене армянской школы. На самом деле в Грузии почти не было пролетариата - аграрная страна, не считая маргенцевой Чиатуры, и революционеры боролись в основном за права крестьян.
12. Застройка середины XIX века (основа, по крайней мере). Домики как раз напротив гипермаркета, где я обычно закупаюсь, но никогда не задумывалась об их возрасте.
13. Экскурсия заканчивается в районе 16 часов на площади. Мне надо в район Ваке и я не успеваю ничего сфотографировать, поскольку вижу подходящий автобус, запрыгиваю в него в последний момент и про фотосъёмки вспоминаю, только доехав до места назначения.
14. Новый магазинчик сыров. Сегодня дегустация, правда, заведует ею девочка, которая знает про сыры и прилагающееся к ним вино меньше, чем я. Но не беда, сыров всего 4: на верхнем кадре - сулугуни в вине и без вина, внизу - в расфокусе - нитки месхетинского тенили, а вот на первом плане то, за что я готова продать кусочек души - горный сыр дамбал хачо. Я его покупала на сырных фестивалях, но это пару раз в год, в тех сырных магазинах, что я знаю, он не продаётся - расчёт на туристов, которые не подозревают о его существовании, а ездить в тот регион, где его делают, немного накладно. В общем, магазин влюбил меня с первого визита.
15. С головкой дамбал хачо в пакете выхожу на проспект Ильи Чавчавадзе (в кадр попало на удивление мало людей - не люблю этот проспект) и почти сразу встречаюсь со своим автобусом.
В пути вспоминаю, что у меня на телефоне пропущенный вызов с грузинского номера. По работе звонят с российских или других иностранных номеров. С грузинских звонят: спамеры; те, кто не могут смириться, что эта сим-карта у меня уже 2 года; очень медленно соображающие люди, которым я оставила этот номер несколько месяцев или даже лет назад лишь бы отстали и вот они внезапно сообразили, что на него можно позвонить, а я уже давно забыла, кто это. Мои друзья и приятели (по крайней мере, адекватная их часть) знают, что самый простой и при этом надёжный способ связаться со мной - это сообщение в ФБ, его я быстрее всего увижу и отвечу, а телефоном пользоваться не люблю и вот часто не слышу, когда занята.
Однако сейчас у меня есть некоторые подозрения. Перезваниваю и точно - это пара, с которой я познакомилась в сванской кофейне. Стала им рассказывать про продававшийся там грузинский чай и слово за слово созналась, что я узкоспециализированный гид и могу провести их по одному красивому интересному району, где, кстати, расположен музей-магазин того самого чая.
16. Они хотят на мою экскурсию сегодня или послезавтра. В мои планы это не входило, но до начала следующего ивента пара часов - почему бы не провести их в хорошем обществе, да ещё и заработать?
Договариваемся встретиться через 40 минут. Выхожу из автобуса в начале проспекта Руставели, который я тоже не люблю (в Тбилиси есть только один проспект, по которому приятно ходить, точнее - половина проспекта). На фото ситуация ухудшена забором, который перегородил половину тротуара, скрывая стройку.
17. Хотелось поесть до начала экскурсии. Да, наивная девочка, вечером субботы 6 мая. В хинкальных мест нет и слишком шумно, в кафе мне честно говорят, что принесут хинкали не раньше, чем через полчаса. Ем кусочек сыра и иду на площадь к грифонам - это место встречи назначают многие гиды, так что иногда ко мне подходят чужие туристы и спрашивают, не их ли я жду, или я сама в отсутствие своих туристов подхожу к чужим и уточняю - а вдруг мы всё-таки ищем друг друга.
18. Золотой Гиорги отражается в окне ратуши - давно мечтала сделать этот кадр.
Пока я сижу на лавочке, ко мне подходит знакомый - заведующий постановочной частью русского театра имени Грибоедова. Немного болтаем, он предлагает сходить на спектакль через час - это нам не подходит или на фестиваль бардовской песни через 2 дня по пригласительным. Не то чтобы я обожала бардов, но почему нет?
19. Подошли мои туристы. Интересуюсь их планами и предлагаю сходить на фотовыставку (они согласны) и в связи с этим провести их по моему экскурсионному маршруту в обратном направлении (им, конечно, без разницы, а мне даже полезно попробовать подать информацию об обычных объектах в обратном порядке: пока я ела сыр - успела обдумать, как перестроить маршрут и в какой момент что рассказывать, получилось без потерь и даже с парой бонусов).
Это бывшая аптека Фердинанда Оттена, ныне обычная аптека одной известной сети, а мебель со времён Оттена сохранилась. Я сюда начала ходить, ещё не зная всей истории, просто это недалеко от моего дома и мне оформили их скидочную карту, хоть у меня и нет грузинских документов.
20. Рассказываю несколько совсем нелепых как и всё мистическое городских легенд про этот "дом с чёртом". Однажды мои туристы сказали, что у "чёрта" просматривается портретное сходство с Чайковским, так что я предлагаю поучаствовать в создании очередной легенды о противоречивых чувствах банкира Юзбашева (первого хозяина дома) к Петру Ильичу, возникших во время одного из пяти визитов композитора в Тифлис.
На самом деле это греческий Пан.
21. Метлахская плиточка во дворе Дома Писателей. Такой паттерн был заказан всего дважды - в этот особняк и на корабль "Титаник".
22. Одна из самых странных штук Дома Писателей - чучело льва. Странно в нём то, что льва только половина.
Вторая странная штука - такое же половинчатое чучело тигра.
23. Обычно я не беру фотоаппарат на экскурсии (тяжело носить и некогда снимать), но раз сегодня так вышло - отрываюсь. В этом шикарнейшем модерновом особняке интерьеры почти всех комнат воссозданы так, какими они были при создателе дома - коньячном промышленнике Давиде Сараджишвили, здесь туристы обычно разбредаются рассматривать детали и восхищаться, а у меня есть время сфотографировать, например, вид из здания во двор.
24. Или себя в старинном зеркале.
25.Или камин в кабинете. На стенах во дворе и внутри - фотографии начала ХХ века, можно убедиться в качестве реставрации.
26. Помещение, которое когда-то поразило меня больше всего: модерновый туалет! Правда, раньше здесь была одна большая комната с ванной, а сейчас разделили на несколько кабинок, но сантехника соответствует стилю.
27. Туалетоселфи - важная традиция ОМД соблюдена.
28. В следующей парадной - пожилая русская жительница, которая любит общаться с туристами и всегда рассказывает что-то интересное. Я как гид почти всё это знаю, но бывают интересные детали или альтернативные взгляды...
Правда, сегодня она под конец беседы ударяется в конспирологию - Шота Руставели никогда не было, а "Витязя в тигровой шкуре" перевели с арабского (на самом деле это классический сюжет восточных мифов, битва со зверем как обряд иницации мужчины, но я не спорю), а потом и вовсе в политику - рассуждает про бедственное положение Европы по мотивам рассказов росТВ.
Кстати, туристы мои живут в Праге, парень родом из Курска, девушка - из Будапешта.
Выходим на улицу, а там кто-то выкинул старинный предмет мебели.
29. А вот мой любимый подъезд. Здесь сберегли и росписи на стенах, и картины, и обои на верхнем этаже, а жильцы всегда открывают двери по звонку в домофон (есть парадные, где жильцы против туристов - туда я никого не вожу, но здесь только рады).
Через пару недель я встретила здесь реставраторов, так что скоро должно стать совсем красиво.
30. Табличка про Сименсов. Здесь только Вальтер, но в Тифлисе бывали и жили все 5 братьев, двое здесь же и умерли.
31. Девушка Нора видит резвящихся на проезжей части щеночков и относит их к тротуару - спасти. Правда, на этой покрышке они просидели секунд, но для фото хватило))
32. Собственный особняк архитектора Татищева в псевдомавританском стиле.
Время 20.23, темнеет, заканчиваем экскурсию. Как раз 3 часа получилось.
33. Всё, пора в музей. Где-то на границе между Старым Тбилиси и Сололаки у меня рвётся ремень на босоножке. Ходить почти не мешает, если не считать раздражающих звуков шлёпанья, но босоножек очень жалко - это идеальная обувь для длительной ходьбы и по городу, и по диким местам что бы ни говорили те, кто видят мои босоножки
Показываю туристам "бонус". Обычно я сюда не вожу - уже другой район, не вписывается в маршрут и никакой примечательной истории у этого здания нет, просто красиво. Ещё мне говорили, что жильцам надоело, они повесили замок и гоняют захожих, так что я тут больше месяца не была.
34. Внезапно открыто. Поднимаемся на второй этаж и видим магазинчик - галерею хенд-мейда.
Спрашиваю хозяйку - она занимается росписью по шёлку (шарфики справа - её работа), а сюда переехала 1 апреля.
По-моему, лучшего места и придумать нельзя: с одной стороны, про этот домик часто пишут в списках типа "10 мест, которые вы должны увидеть в Тбилиси", так что покупатели будут, с другой - теперь сюда всегда открыт доступ.
35. Напрашиваюсь посмотреть мастерскую, которую хозяйка тоже недавно сюда перевезла. Она немного стесняется из-за бардака, но по мне это - лучший показатель творческого процесса.
36. Около мастерской такая вот раковина
37. Напоследок галеристка-рукодельница говорит, что она впервые за 20 лет провела сюда свет. Ну да - местным и так норм.
Ухожу в полном восторге. Такие люди и делают город.
38. Добираемя до места, где проходят выставки. Сейчас идёт тбилисский фестиваль "Колга" ("Зонт"), сегодня здесь открылись целых 3 выставки, но это было в 6, а сейчас уже 9, так что народ почти разошёлся.
Вот выставка про четырёх афганских женщин, которые имеют нестандартные для своей страны профессии. Эта женщина работает в полиции.
39. Греческий фотограф, снимает в конфликтных зонах. Тяжёлые кадры, особенно в таком количестве.
40. Покидаем выставочный зал, прощаемся с туристами. Они говорят, что почти никогда не ходят на экскурсии с гидами, но сейчас пошли не зря, ибо сами бы никогда столько не увидели и не узнали. Безумно приятно это слышать, я люблю работать с людьми, которые хотят смотреть глубже, чем показывают на обзорных турах.
А потом я опять собираюсь где-то поесть. Прохожу мост Мира, на котором в тёплый вечер высокого сезона людей как на переправе в ад.
41. По пути у меня кафе при театре гениального Резо Габриадзе. Тут не очень дёшево, но я сегодня внепланово заработала, мне можно.
Минут через 5 наконец отлавливаю официантку, которая говорит, что мест нет.
Эх. Фотографирую Чижика-Пыжика - авторскую копию питерского (это тоже творение Габриадзе), иду дальше.
42. Опять пришла в то кафе на площади, где не успела поесть днём. Столик есть, но официанты бегают мимо меня, когда удаётся поймать одного он что-то говорит и убеагет дальше. Блин, мне даже меню не нужно (я его наизусть знаю!)
Хотя зачем, собственно, еда?
Даю ногам отдохнуть, глядя через окно на гуляющих людей. Минут через 15 таки подошёл официант, но я честно сказала "Я просто посидеть зашла", он понимающе кивнул и ушёл.
Окно кафе, вид изнутри.
43. Не дают есть - идём пить! Сыр у меня по-прежнему в рюкзаке.
По дороге один бар, в который я уже пару раз не смогла попасть, потому что не нашла его. Решаю попытать удачи снова и что вы думаете? - опять ничего не нашла! (примечание. на момент написания поста таки нашла)
Иду в другой бар мимо стекляшки-полиции. Рядом с ней я уже была сегодня днём, слушая про тифлисские доходные дома.
44. Пришла, заказала вина (обычно в барах я пиво пью, но здешнее вино вкусное и недорогое), села на удобный диванчик, нарезала сыр. Вытянула ноги, отдыхаю, наблюдаю за людьми. Кайф.
В какой-то момент подсаживается некий чувак и спрашивает: "where are you from?"
О чём вообще можно общаться с тем, кто начинает с такого вопроса? Тысячу раз проходили. Даю ему понять, что хочу посидеть одна. Уходит.
45. Напоследок захожу в туалет. Хотела сфоткать надпись "лучший туалет в мире", но не смогла её найти и сделала просто случайный кадр, а потом скинула фотки - ба, вот же эта надпись практически в заголовке!
46. Иду в другой бар - здесь я ещё не была, но давно собиралась. Я ленивая, бар в 1.5 км от моего дома - уже далеко (а этот ещё дальше), поэтому до многих интересных мест я просто не дохожу.
В меню только коктейли за 13 лар, поэтому я неожиданно для себя по-грузински спрашиваю у бармена, есть ли пиво. Язык у меня, увы, до сих пор на уровне "объясниться в магазине или баре" ответить на тупые вопросы про где работаешь и сколько детей, послать тех, кто хочет познакомться в грубой форме
Интерьер мне нравится.
47. Забыла написать, это гей-бар.
А может и клуб, люди танцуют. Мне тоже хочется, но я сегодня много ходила и на танцы меня не хватает. Пью пиво, наблюдаю за людьми, интересно же. Обстановка располагающая.
48. Время 1.15, может, уже освободились места в каких-нибудь кафе? С трудом покидаю приятную атмосферу и топаю по Руставели обратно.
Открыточный вид Академии наук с вышкой.
49. По дороге хочу зайти в кафе с лучшими хинкали в городе (не реклама, а личный опыт, полученный путём долгих проб и ошибок). Закрыто! Эх, как мало у нас круглосуточных едален.
По пути заглядываю ещё в один бар.
50. Там скучно, ничего не покупаю, иду дальше.
Грандиозный театр Руставели, тбилисские архитекторы Татищев (тот самый, что построил себе мавританский дом) и Шимкевич (который построил себе дом недалеко от того, где я живу). Кажется, я ощущаю на личном опыте, что такое профдеформация.
51. Здание бывшего Парламента. Дошла до Парламента, считай, дошла до дома и не важно, что отсюда ещё 10 минут в гору лезть.
52. И все дороги ведут всё в то же круглосуточное кафе, где я сегодня уже дважды не поела.
Делаю заказ, мне приносят тёмное пиво, успеваю его сфотографировать...
53. Неожиданно появляется знакомый приятель. Пока мы общаемся, мне приносят заказ (шашлык, соус сацебели и надуги - это что-то типа творога), под разговор съедаю почти всё, не успев сфоторгафировать. Потом приятель так же неожиданно исчезает, я доедаю, расплачиваюсь и ухожу домой.
Из последних сил снимаю первый приличный тайм-чек этого дня на автобусной остновке (я пешком, просто по дороге попалось).
54. Очередная дверь.
55. И мои окна с растроеным отражением вышки. У меня жил Чайковский, но сейчас это нереставрируемые развалины.
56. Заползаю домой и с мыслью "надо принять душ" падаю на матрас, фотографирую фантастические тени от люстры и засыпаю.
Взято: odin-moy-den.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]