Директор таганрогского авиазавода Шенкман.
---
Шифртелеграмма Е.Г. Евдокимова И.В. Сталину и Н.И. Ежову о М.Б. Шенкмане
04.03.1938
№ 219/ш — Из Ростова-на-Дону.
Строго секретно
Москва. ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ, ЕЖОВУ
Директор авиазавода в Таганроге Шенкман Матвей Борисович приказом Наркомата переводится на другой завод и снялся уже с учета. О замене его Наркомат оборонной промышленности не поставил нас в известность. Узнал я об этом по телефону от секретаря Таганрогского горкома.
На Шенкмана имеется компрометирующий материал о его связях с некоей немкой Шефтер, которая работала у Шенкмана, когда он был *на Подольском заводе*, *ее дочь и сын якобы арестованы НКВД*. В Подольске якобы связан был также с Богомоловым, жена которого являлась сестрой Гамарника, в таком роде и другие весьма подозрительные связи, требующие энергичной проверки НКВД.
На днях мы рассматривали по апелляции дело некоего Марущенко-Мещерина — работника этого же завода, ведавшего отделом снабжения. Представился он нам отъявленным прохвостом, совершенно очевидным врагом, пришлось удивиться, что он «гуляет» на свободе. После исключения из партии Марущенко арестован, оказалось проходит по показаниям. **С арестом его непонятно почему Таганрог задерживался**.
Уместно отметить в связи с чем возникает вопрос у меня о Шенкмане по поводу Марущенко: Марущенко к заседанию бюро **приехал из Таганрога на машине Шенкмана**.
Довожу до сведения, считаю необходимым Шенкмана надлежащим образом прояснить, не назначая на 18 завод, куда он якобы по приказу Михаила Кагановича выехал. У меня впечатление, что он из Таганрога *смылся*.
ЕВДОКИМОВ
РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 65. Л. 112. Подлинник. Машинопись.
На листе имеется рукописная помета Сталина: «Арестованы или нет?»
*—* обведено в кружок.
**—** подчеркнуто карандашом.
Родился в 1895 году в рабочей семье.
В 1936 году его направил на завод в Таганрог лично И.С. Сталин. Он приехал на завод после ареста прежнего директора Ф.П. Мурашева.
Приехав на завод, М.Б. Шенкман сразу же отменил модные до него «ночные бдения», когда считалось, что тот руководитель хорош, кто до поздней ночи сидит на заводе. Шенкман считал иначе: «Вот если Вас нет, а цех трудится нормально, ритмично, устойчиво, значит, Вы хорошо работаете». Он сразу обратил внимание на то, как используется оборудование, и по-требовал максимальной и эффективной его загрузки.
В свое время на всю страну прогремел художественный фильм «Особо важное задание». Главным героем того фильма был директор авиазавода, который под огнем противника эвакуировал свой завод на Восток. Этот фильм был честен и правдив, а прототипом того директора был Матвей Борисович Шенкман.
В конце 1941 года в адрес директоров куйбышевских авиационных заводов № 1 Третьякову и № 18 Шенкману пришла телеграмма И. В. Сталина :
Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк
Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолеты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман даёт по одному ИЛ-2 в день а Третьяков даёт МИГ-3 по одной две штуке тчк Это насмешка над страной над Красной Армией тчк Нам нужны не МИГи а ИЛ-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше "ИЛ"ов тчк Предупреждаю последний раз тчк
СТАЛИН
Эту телеграмму находчивый директор Шенкман приказал раздавать на проходной, ее разносили пионеры и комсомольцы по общежитиям и баракам. Вскоре необходимый темп выпуска самолётов был достигнут.
В январе 1942 года завод стал выпускать по 7 штурмовиков в день. В феврале выпуск их возрос в 10 раз, в марте в 12 раз, а в мае программа была перевыполнена.
23 мая 1942 при исполнении служебных обязанностей близ Нижнего Тагила в авиакатастрофе погиб первый директор Куйбышевского авиационного завода Матвей Борисович Шенкман.
Правительственное сообщение о гибели директора завода было опубликовано во всех центральных газетах.
Некролог в «Правде» был напечатан 23 мая 1942. В тот же день Совет Народных Комиссаров принял постановление об установке бюста Шенкмана на территории завода.
Подписали этот документ Председатель СНК И. Сталин и управляющий делами СНК Я. Чадаев.
Вдова и дочь М. Шенкмана в начале 50-х годов прошлого века выехали на ПМЖ в Израиль.
Взято: skif-tag.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]