Как парковались автомобилисты в Петербурге в начале XX века
---
С 1 декабря в нашем городе существенно расширяется зона платной парковки. И в дальнейшем она будет только увеличиваться. «Петербургский дневник» выяснил, как вопрос с размещением автомобилей решался до революции
Вопрос с парковкой всегда был важен для Петербурга. И первые попытки найти на него ответ были сделаны в Петербурге еще в начале ХХ века.
Что немцу хорошо...
Речь идет об общественных гаражах. Сами по себе они не являлись чем-то уж особо новым даже в те времена, поскольку их предшественниками можно в определенном смысле считать многочисленные каретные сараи, которые располагались на внутридомовых территориях. И хотя требования к таким постройкам предъявлялись уже иные, сам принцип их возведения оставался без больших изменений.
Одним из примеров подобного объекта может служить сохранившийся в одном из дворов в Кузнечном переулке гаражный флигель на 11 машин, причем на его втором этаже находились жилые помещения для шоферов. Доступным ли на тот момент было это благо цивилизации? Для определенных кругов – вполне. Например, согласно данным городского справочника за 1914 год, одна из машин в этом гараже принадлежала журналисту. Правда, большинство таких гаражей строили возле автомагазинов. И поэтому там была своего рода специализация по конкретным маркам машин.
А вот владелец автомобильной фирмы и немецкий подданный Карл-Людвиг Крюммель подошел к организации парковочных мест в российской столице поистине новаторски. То ли его профессия позволяла заглянуть в будущее, то ли проявилась хваленая немецкая практичность, но по его заказу в Петербурге были впервые построены многоярусные «хранилища».
Первенцем стал четырехэтажный гараж на Ковенском переулке, 5, возведение которого было закончено в 1909 году. Рассчитан он был на 60 «стойл», и туда мог поставить на хранение своего «коня» любой желающий, за деньги, разумеется. Под сам гараж были отведены первые два этажа (для каждого авто был предусмотрен отдельный бокс), на третьем находились мастерские (по желанию владельцев могло быть произведено и обслуживание их машин), а на четвертом – автомагазин. Этажи сообщались с помощью лифтов, а само здание было оснащено специальной системой вентиляции. Кроме того, оно стало еще и одним из первых в Петербурге большим промышленным объектом, возведенным из железобетона.
Второй четырехэтажный гараж по заказу Крюммеля был построен в 1913 году на Большой Посадской улице, 12. Это здание еще больше поражало воображение современников: оно имело цилиндрическую форму и предназначалось для хранения уже 120 автомобилей. Причем в центре этой «шайбы» располагались сразу три грузовых лифта. А сам гараж был соединен в возведенными рядом ремонтной мастерской и служебным жилым домом, которые вместе составили единый комплекс.
...то и нам пригодится
В первые советские годы начинания Крюммеля подхвачены не были.
«Во-первых, после переезда в 1918 году правительства в Москву, в городе резко уменьшилось количество автотранспорта, тем более что он практически весь стал ведомственным, – рассказывает Ольга Шурыгина, историк, автор книги «Гаражи Петербурга: 1900-1910 годов. История и архитектура». – Ну а во-вторых, для 20-30 годов технология строительства железобетонных монолитных конструкций такого масштаба для страны была недоступна».
Позднее гаражи Крюммеля, после пребывания в течение нескольких лет в запустении, вновь стали использоваться по назначению: в том, что расположен на Большой Посадской, разместился ленинградский таксопарк №1, а в другом – машины одного из городских ведомств. Но сейчас ни тот, ни другой таковыми уже не являются. Первый перестроен под бизнес-центр (к примеру, вместо лифтовой шахты там теперь застекленный атриум), а второй вошел в состав офисно-жилого комплекса.
Вспомнили ли о первом опыте строительства многоуровневых паркингов на невских берегах в позднесоветское время? Да. Особенно после запуска автозавода в Тольятти, когда объем продаваемых для личного пользования машин существенно возрос. Но только вместо лифтов в этих зданиях были предусмотрены пандусы, а сами гаражи возводились в основном в спальных районах (пусть и не в большом количестве).
«На мой взгляд, многоуровневые парковки в центральных кварталах – причем они могут быть и перехватывающими, и подземными – сегодня являются очень важным атрибутом современного города, – отмечает Ольга Шурыгина. – В качестве хорошего примера можно привести парковки у ДЛТ и ТЦ «Галерея».
Вопрос с парковкой всегда был важен для Петербурга. И первые попытки найти на него ответ были сделаны в Петербурге еще в начале ХХ века.
Что немцу хорошо...
Речь идет об общественных гаражах. Сами по себе они не являлись чем-то уж особо новым даже в те времена, поскольку их предшественниками можно в определенном смысле считать многочисленные каретные сараи, которые располагались на внутридомовых территориях. И хотя требования к таким постройкам предъявлялись уже иные, сам принцип их возведения оставался без больших изменений.
Одним из примеров подобного объекта может служить сохранившийся в одном из дворов в Кузнечном переулке гаражный флигель на 11 машин, причем на его втором этаже находились жилые помещения для шоферов. Доступным ли на тот момент было это благо цивилизации? Для определенных кругов – вполне. Например, согласно данным городского справочника за 1914 год, одна из машин в этом гараже принадлежала журналисту. Правда, большинство таких гаражей строили возле автомагазинов. И поэтому там была своего рода специализация по конкретным маркам машин.
А вот владелец автомобильной фирмы и немецкий подданный Карл-Людвиг Крюммель подошел к организации парковочных мест в российской столице поистине новаторски. То ли его профессия позволяла заглянуть в будущее, то ли проявилась хваленая немецкая практичность, но по его заказу в Петербурге были впервые построены многоярусные «хранилища».
Первенцем стал четырехэтажный гараж на Ковенском переулке, 5, возведение которого было закончено в 1909 году. Рассчитан он был на 60 «стойл», и туда мог поставить на хранение своего «коня» любой желающий, за деньги, разумеется. Под сам гараж были отведены первые два этажа (для каждого авто был предусмотрен отдельный бокс), на третьем находились мастерские (по желанию владельцев могло быть произведено и обслуживание их машин), а на четвертом – автомагазин. Этажи сообщались с помощью лифтов, а само здание было оснащено специальной системой вентиляции. Кроме того, оно стало еще и одним из первых в Петербурге большим промышленным объектом, возведенным из железобетона.
Второй четырехэтажный гараж по заказу Крюммеля был построен в 1913 году на Большой Посадской улице, 12. Это здание еще больше поражало воображение современников: оно имело цилиндрическую форму и предназначалось для хранения уже 120 автомобилей. Причем в центре этой «шайбы» располагались сразу три грузовых лифта. А сам гараж был соединен в возведенными рядом ремонтной мастерской и служебным жилым домом, которые вместе составили единый комплекс.
...то и нам пригодится
В первые советские годы начинания Крюммеля подхвачены не были.
«Во-первых, после переезда в 1918 году правительства в Москву, в городе резко уменьшилось количество автотранспорта, тем более что он практически весь стал ведомственным, – рассказывает Ольга Шурыгина, историк, автор книги «Гаражи Петербурга: 1900-1910 годов. История и архитектура». – Ну а во-вторых, для 20-30 годов технология строительства железобетонных монолитных конструкций такого масштаба для страны была недоступна».
Позднее гаражи Крюммеля, после пребывания в течение нескольких лет в запустении, вновь стали использоваться по назначению: в том, что расположен на Большой Посадской, разместился ленинградский таксопарк №1, а в другом – машины одного из городских ведомств. Но сейчас ни тот, ни другой таковыми уже не являются. Первый перестроен под бизнес-центр (к примеру, вместо лифтовой шахты там теперь застекленный атриум), а второй вошел в состав офисно-жилого комплекса.
Вспомнили ли о первом опыте строительства многоуровневых паркингов на невских берегах в позднесоветское время? Да. Особенно после запуска автозавода в Тольятти, когда объем продаваемых для личного пользования машин существенно возрос. Но только вместо лифтов в этих зданиях были предусмотрены пандусы, а сами гаражи возводились в основном в спальных районах (пусть и не в большом количестве).
«На мой взгляд, многоуровневые парковки в центральных кварталах – причем они могут быть и перехватывающими, и подземными – сегодня являются очень важным атрибутом современного города, – отмечает Ольга Шурыгина. – В качестве хорошего примера можно привести парковки у ДЛТ и ТЦ «Галерея».
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]