Путешествия по СССР. Армения. Часть 4. Храмы Эчмиадзина, выход Католикоса и обряд матах
30.05.2017 541 0 0 foto-history

Путешествия по СССР. Армения. Часть 4. Храмы Эчмиадзина, выход Католикоса и обряд матах

---
0
В закладки
Оригинал взят у marinagra в Путешествия по СССР. Армения. Часть 4. Храмы Эчмиадзина, выход Католикоса и обряд матах



Продолжаем цикл "Путешествия по СССР".  Мы странствуем по Армении 1979 года. Из  ДИЛИЖАНСКОГО ЗАПОВЕДНИКА перемещаемся  на Араратскую равнину, в  Эчмиадзин, высший духовный центр Армении, чтобы осмотреть  древние храмы, увидеть  торжественный выход к народу главы армянской церкви Католикоса Вазгена Первого и понаблюдать за тем, как совершается обряд освещения соли - матах.
О том, как выглядел Эчмиадзин в 1979 году, расскажут слайды, сделанные моим отцом Анатолием Сиротой (turnepsik).

Ныне этому   городу, основанному во 2 веке до н.э., расположенному в 20 километрах от Еревана, снова возвращено его исконное название Вагаршапат. В 1945-1995 годах  город назывался по имени  находящегося в нем монастыря Эчмиадзин. Такая смена названия в атеистические советские  времена казалась странной: Эчмиадзин по-армянски означает "Сошествие Единородного" и напоминает о принятии христианства в Армении. Вот как рассказывает об этом предание.


Эчмиадзин. Кафедральный собор. 4-19 вв.

В конце 3 - начале 4 века н.э. в Вагаршапате, в ту пору столице Армении, правил царь Трдат III, преследовавший  христиан. Он приказал забросать камнями 40 девушек-христианок, которые пришли в Армению из Рима, спасаясь от гонений императора Диоклетиана. После  мученической смерти христианских дев царь  лишился рассудка.   Вещий сон указал ему  путь к спасению: он должен  был освободить томившегося 17 лет в яме христианского  проповедника  Григория и выслушать его проповедь. Освобожденный из заточения Святой Григорий Просветитель (Сурб Григор Лусаворич)  вернул царю разум  и обратил его в христианство. Примеру Трдата III последовали  все его подданные, и в 301 году   Армения стала первой в мире страной, провозгласившей христианство государственной религией.


Эчмиадзин. Кафедральный собор. 4-19 вв.

Место для главного храма Армянской апостольской церкви, нынешнего кафедрального собора Эчмиадзина, по преданию, указал Григорию Просветителю сошедший на землю Иисус. Отсюда и название, о котором говорилось выше : "Сошествие Единородного" - Эчмиадзин. На местах мученической кончины христианских дев, канонизированных как святые, были в 6-7 веках построены церкви Сурб Гаяне, Сурб Рипсиме и Сурб Шогакат. И поныне эти храмы остаются величайшими святынями армян.


Фрагмент оформления входа в  собор

Эчмиадзинский собор, один из древнейших христианских храмов,  первоначально был деревянным и лишь в VII веке его заново перестроили в камне. В XVII веке над ним возвели новый современный купол и трёхъярусную колокольню, а в XVIII веке с трех сторон пристроили шестиколонные ротонды. В ХХ веке перестройки и украшение соборного интерьера продолжались.


Фрагмент оформления входа в  собор


Фрагмент оформления входа в  собор

Недалеко от собора, на территории Эчмиадзинского монастыря находится резиденция Католикоса всех армян - преемника Григория Просветителя, Верховного патриарха  Армянской апостольской церкви и духовного лидера армянского народа во всем мире. Возглавляемая им церковь - одна из старейших  христианских церквей.  Вместе с коптской, эфиопской и некоторыми другими церквями она относится к так называемой Древневосточной ветви христианства, отличающейся в догматике и обрядах от католицизма, православия и протестантизма.


Торжественный выход из резиденции Католикоса всех армян Вазгена Первого (в центре) 

Католикоса пожизненно избирает в Эчмиадзине тайным голосованием  Национально-церковное собрание, которое состоит из духовенства и мирян, представляющих все епархии и общины Армянской апостольской церкви в мире (около 300—400 человек).
Роль Католикоса как духовного главы всего армянского народа со временем возрастала, поскольку Армения несколько раз за свою историю лишалась государственности и сейчас более двух третей армян живет за пределами страны.


Католикоса сопровождают шатиры - почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках.


Сопровождающие  Католикоса священники


Сопровождающие  Католикоса священники


Сопровождающие  Католикоса священники

Католикос – первый среди равных, поэтому он одет так же, как и сопровождающие его священники,  за исключением нескольких  знаков отличия, таких как бриллиантовый крест на клобуке (виден на следующем  фото).


Католикос всех армян Вазген Первый

В 1979 году, когда мы побывали в Эчмиадзине, Католикосом всех армян был выходец из  Румынской епархии Вазген Первый (1908 — 1994), избранный в 1955 году. В списке Патриархов-Католикосов Эчмиадзинского католикосата, который ведется со времен Григория Просветителя, он 132-й.


Возвращение Католикоса в резиденцию после богослужения


Возвращение Католикоса в резиденцию после богослужения

Посмотреть, как Католикос шествует из своей резиденции в собор, съехались в тот жаркий августовский день тысячи людей. Удивляюсь, как нам удалось пробраться в первые ряды и сделать несколько фотографий.


Возвращение Католикоса в резиденцию после богослужения

Храмы  Эчмиадзина не складываются в общий ансамбль, они стоят довольно далеко друг от друга, каждый по отдельности, на фоне полей и далеких гор.
Церковь Сурб Рипсиме построена в 618 году, по преданию, на месте мученической смерти прекрасной девушки-христианки, которая не желала уступить царю-язычнику Трдату. Рипсиме сумела бежать из его дворца, но царские слуги догнали ее и и убили.


Церковь Сурб Рипсиме, 618 год

Церковь хорошо сохранилась до наших дней без серьезных переделок, ее называют лучшим образцом крестово-купольного храма в средневековой Армении, шедевром раннехристианского зодчества. Авторы  путеводителя по Армении А. Григорян и Н. Степанян (Москва, "Искусство", 1985)  так  пишут о церкви Сурб Рипсиме: "Высокие архитектурные и конструктивные достоинства этого храма отмечаются во всех трудах по раннехристианской архитектуре Кавказа. Декоративное убранство здесь предельно скромно, но в этом памятнике "чистой" архитектуры проявляются свойства пластического мышления, основополагающего для всего армянского средневекового искусства. Его объем отличается редкой мощью и простотой.


Церковь Сурб Рипсиме 

Рипсиме - произведение глубок новаторское Фасады мощные, гладкие, приобретают особую выразительность от двух высоких ниш, идущих через  всю стену к основанию.  Глубокие тени, которые ложатся в ниши, придают храму характер  скульптуры. Так он и высится на холме, полностью соответствуя понятию "памятник" . Медлительная, но непреложная логика развития каменных масс, их смена, чередование углов и ниш составляют  то совершенство, которое и  сделало этот храм в Армении образцом для бесконечного варьирования, создав обширный ряд построек "типа Рипсиме"." (текст приводится в сокращении)


Церковь Сурб Рипсиме


Церковь Сурб Рипсиме


В 1776 г.  церквь Сурб Рипсиме была ограждена  стенами с башнями из необожженного кирпича.

Гаяне была наставницей  красавицы  Рипсиме и разделила ее судьбу.  Храм Сурб Гаяне построен в 630 году, так же, как и церковь Сурб Рипсиме, на месте гибели мученицы (сохранился склеп с мощами). К сожалению, храм не дошел до нас в своем первоначальном виде - он был частично переделан в конце 17 века, тогда же с запада к нему был пристроен арочный притвор - место погребения иерархов армянской церкви.


Церковь Сурб Гаяне, 630 год. Восточный фасад.


Церковь Сурб Гаяне, западный фасад с арочным притвором 17 века.


Церковь Сурб Гаяне, арочный притвор.


Церковь Сурб Гаяне, свод арочного притвора



Церковь Сурб Гаяне, надгробные плиты в арочном притворе.


Церковь Сурб Гаяне, надгробные плиты в арочном притворе.

Во дворе перед храмом  Сурб Гаяне  священники совершают старинный обряд Армянской апостольской церкви матах  (буквально «поднести соль»): освящение соли для приготовления   благотворительной трапезы по случаю важного события в жизни семьи. Когда мы осматривали пустующие  уединенные храмы в ДИЛИЖАНСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ, то видели остатки жертвоприношений - петушиные головы  и лапки. Тогда, в 1979 году,  матах часто искажался. Главный смысл обряда  не в жертвоприношении, а в  оказании милости неимущим. Однако вместо того чтобы принести соль для освящения в церковь и затем использовать ее для благотворительной трапезы, жители приносили в жертву петухов, устраивая жертвенники близ заброшенных храмов. В Эчмиадзине мы впервые наблюдали, как проводится обряд матах в изначальном виде, как освящается соль в самой прозаической магазинной  упаковке и ждут своей участи коричневые петухи, которым вскоре суждено отправиться в кастрюлю.


Обряд матах


Обряд матах


Обряд матах


Обряд матах


Обряд матах

Трапеза, приготовленная с освященной солью,  устраивается  по разным поводам: в благодарность Богу за милость (например, за выздоровление), с молитвой  о помощи, во исполнение данного  обета, по случаю церковного праздника.


Праздничная трапеза после обряд матах


Для приготовления  благотворительной трапезы закалывают быка, барана, чаще всего  -  домашнюю птицу мужского пола.  Мясо, которое  варится в воде с добавлением освящённой соли, не должно оставаться на следующий день. Совершившие обряд устраивают застолье  у себя дома и  раздают  мясо неимущим: мясо быка  -  в 40 домов, барана — в 7 домов, петуха — в 3 дома.


Этот барашек явно ждет совершения обряда матах(

Церковь Сурб Шогакат была построена в 6 веке. Название Шогакат связано с видением Григория Просветителя и означает  «ниспадение луча». Считается, что на этом месте были убиты  девы-рипсимянки -  спутницы Рипсиме и Гаяне. Первоначальный храм не сохранился. Новая церковь была возведена в 1694 году в традиционных для армянской архитектуры формах.


Церковь Сурб Шогакат


Фрагмент старинной резьбы

В монастырском дворе выставлены древние хачкары - крест-камни, покрытые сложным орнаментом. Они устанавливались в честь знаменательных событий.


Хачкар 9 века


Средневековый хачкар


Средневековый хачкар


Средневековый хачкар


Средневековый хачкар

Эчмиадзин с его храмами, постренными на месте  мученической кончины  дев-рипсимянок,  - прекрасное и печальное место.  Здесь несколько старинных  кладбищ. В конце 1970-х годов  они  были  в некотором запустении, придававшем  Эчмиадзину грустную поэтичность.






Надгробия близ церкви Сурб Гаяне

Все слайды сделаны Анатолием Сиротой (turnepsik) в 1979 году фотоаппаратом "Киев"
на цветной обращаемой пленке ORWO CHROM UT18, производство ГДР.
Слайды отсканированы мною в 2016 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.

О путешествиях по Армении  можно прочитать здесь:

Часть 1.  Воспоминания о Дилижане. Последний из молокан
Часть 2. Дилижан сорок лет спустя: в поисках рая
Часть 3. Вокруг Дилижана. Монастыри и петушиные головы


Продолженiе будетъ! уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]