Анархия. Нестор Махно. Часть первая.
---
Захотелось рассказать о Несторе Махно... С чего бы это вдруг?
Когда - то много лет назад, снимал я скромную квартиру в городе Запорожье, что на могучей реке Днепр... Напротив виднеется остров Хортица, где была ранее знаменитая Запорожская сечь...
Бабуля у которой я арендовал жилье, как и многие старые люди скучала без общения и любила поговорить. Иногда просто преследуя меня и рассказывая о своем житье бытье и тех событиях, что были в ее жизни как в настоящем, так и в прошлом. Тогда мне все эти истории были неинтересны и только отвлекали. Эх расспросить бы ее сейчас, да увы, улетело время, как песок между пальцами и давно она ушла в мир иной... Но среди всего прочего я услышал, что в добрые старые времена она была знакома с Нестором Махно и по какой - то причине, о которой она умолчала, он подарил ей ботинки. По тем временам для селянки - это царский подарок. А вот подарил просто за красивые глаза или за любовные утехи, о том она не сказала, да и не расспрашивал я ее, своих забот хватало...
Что вы знаете об этом необычном человеке? Да почти ничего... Мне он помнится по "Красным дьяволятам", где его выставляют в комическом виде. По "Хождению по мукам" Алексея Толстого, где он представлен любвеобильным и не слишком образованным главарем крестьянской бандитской вольницы, но обладающим серьезной воинской силой, как - никак взять под свое крыло Днепропетровск, в те времена Екатеринослав, не каждый может: " Придешь почистишь мне ногти ... Если сифилис... Расстреляю!"
В советской время в литературе и кинотворчестве к идеям апологета анархизма князя Кропоткина и его последователей относились весьма скептически и показывали как сторонников хаоса и лишь в лучшем случае как ситуативных союзников, а чаще как неприглядных и аморальных, чуждых нам элементов...
(Князь является прямым потомком атамана запорожских казаков Ивана Михайловича Сулимы, заслужившего у народа добрую память тем, что он уничтожил со своим отрядом крепость Кодак, стоявшую на пути беженцев из Речи Посполитой в Запорожскую вольницу.)
Что же такое анархизм? Анархизм - (от греческого безвластье) учение обосновывающее освобождение человека от воздействия власти и главная цель которого, уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Необходимо заменить сотрудничеством власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности на базе личной заинтересованности каждого участника, а все виды власти должны быть ликвидированы.
Кропоткин и его последователь Нестор Махно были сторонниками анархо - коммунизма.
Это одно из направлений анархизма и коммунизма, целью которого является установление анархии, то есть безвластного общества - в смысле отсутствия иерархии и принуждения, где власть принадлежит самому обществу и осуществляется на принципах выборности и делегирования полномочий.
Как видите разумно, но рано, не готов человек быть Человеком.
Когда речь идет о анархо - коммунизме их идеи лично у меня вызывают симпатии, вот только не созрело общество, чтобы быть настолько сознательным и чистым помыслами, чтобы принять и воплотить все это в жизнь.
«Мы вовсе не хотим складывать в кучу все пальто, чтобы потом распределять их (хотя даже и при такой системе те, которые дрожат теперь от холода без одежды, всё-таки остались бы в выигрыше).
Точно так же мы вовсе не хотим и делить деньги Ротшильда. Мы хотим устроить так, чтобы каждому родящемуся на свет человеческому существу было обеспечено, во-первых, то, что оно выучится какому-нибудь производительному труду и приобретёт в нём навык, а во-вторых, то, что оно сможет заниматься этим трудом, не спрашивая на то разрешения у какого-нибудь собственника или хозяина и не отдавая львиной доли всего своего труда людям, захватившим землю и машины»
Между прочим феминистки и зеленые - это тупиковые ветви от могучего дерева анархизма.
Теория анархизма предусматривает следующие принципы:
1)Отсутствие принудительной власти - один человек либо группа лиц не будут навязывать своё мнение, желание и волю другим. Это же подразумевает отсутствие иерархии и представительной демократии, равно как и авторитарного правления.
2)Исключаются любого рода призывы к построению общества тоталитарного типа, при котором все люди будут подвергнуты тотальному контролю, а все сферы человеческой жизни будут стандартизированы вплоть до полного единообразия. Анархизм призывает к максимальному развитию каждой отдельной личности и индивидуализированный подход к решению проблем и потребностей отдельных людей, если на это существуют возможности.
3)Свобода от принуждения предполагает отказ от принуждения одних людей другими к участию в какой бы то ни было деятельности, как в интересах отдельного человека так и всего общества, против его воли.
Участие в общественно значимых действиях либо проектах должно осуществляться, не под внешним давлением, но при условии проявления личной ответственности перед обществом, частью которого он является.
4)Свобода ассоциаций - в обществе, организованном на анархистских принципах, возможны любого рода ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, с равным правом определять будущее общества.
Анархисты предлагают создавать федеративные сообщества снизу вверх, вплоть до всемирного уровня, либо на конфедеративных началах, с широким разветвлением горизонтальных связей.
5)Взаимопомощь - это синоним сотрудничества. Когда люди работают сообща, их деятельность заметно эффективнее, нежели когда каждый работает поодиночке. Коллективное взаимодействие - это путь к достижению максимального результата при минимальной затрате усилий.
Взаимная помощь - естественный закон, как и взаимная борьба.
Согласно П. А. Кропоткину, дарвиновское положение о борьбе за существование следует понимать как борьбу между видами и взаимопомощь внутри видов. Взаимная помощь и солидарность являются двигателями прогресса. Обостренное соперничество ведет к угасанию вида.
6)Разнообразие - залог наиболее полноценной жизни каждого отдельного человека, из которых состоит общество. В то время как организация производства по принципам Форда и Тейлора, стандартизация массового производства, унификация отчуждает людей друг от друга, способствует раздроблению общества на эгоистов, озабоченных только своими собственными интересами в ущерб окружающим и способствуют разрушению окружающей среды.
7)Равенство означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда, а также равный доступ ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям науки и техники.
8)Братство подразумевает, что все люди являются равными, что интересы и потребности одних не могут быть важнее и/или ценнее интересов и потребностей других людей.
"В Германии существовала школа писателей, которая смешивала государство с обществом, которая не могла представить себе общества без государственного подавления личной и местной свободы, отсюда и возникает обычное обвинение анархистов в том, что они хотят разрушить общество и государство и проповедуют возвращение к вечной войне каждого со всеми. Но государство — лишь одна из форм, которые принимало общество в течение своей истории."
Нестор прибыл в 1918 году в Москву, где встречался с руководителями большевиков и анархистов. В частности он увиделся с Кропоткиным, которого почитал как своего учителя. Махно хотел просить у него советов относительно революционной деятельности среди украинских крестьян, но последний категорически отказался их давать, заявив: «Этот вопрос связан с большим риском … и только вы сами можете его разрешить»
А вот выдержка из мемуаров Н. Махно о разговоре с В. Лениным
Фото монтаж, но встреча была.
"— Но скажу, что ваше, товарищ Ленин, утверждение, будто анархисты не понимают «настоящего», реально не имеют с ним связи и т. п., в корне ошибочно. Анархисты-коммунисты на Украине (или, как вы, коммунисты-большевики, стараясь избегать слова Украина, называете ее Югом России) дали уже слишком много доказательств тому, что они целиком связаны с «настоящим».
Вся борьба революционной украинской деревни с Украинской Центральной радой велась под идейным руководительством анархистов-коммунистов и отчасти русских эсеров (которые, правда, имели совсем другие цели в своей борьбе с радой, чем мы, анархисты-коммунисты). Ваших большевиков по деревням совсем почти нет, а если есть, то их влияние там совсем ничтожно. Ведь почти все сельскохозяйственные коммуны и артели на Украине были созданы по инициативе анархистов-коммунистов. А вооруженная борьба трудового населения Украины с вооруженной контрреволюцией вообще и с контрреволюцией в лице экспедиционных немецко-австро-венгерских армий была начата, исключительно под идейным и организационным руководством анархистов-коммунистов.
Правда, не в ваших партийных интересах признать все это за нами, но это факты, которые вы не можете опровергнуть. Вам, я думаю, хорошо известны по численности и боеспособности все революционные отряды на Украине. Ибо неспроста же вы мне подчеркивали революционное мужество, с которым они так геройски защищали наши общие революционные достижения... Из них добрая половина находилась под анархическими знаменами. Ведь командиры отрядов Мокроусов, М. Никифорова, Чередняк, Гарин, Черняк, Лунев и многие другие, имена которых, чтобы перечесть, потребуют много времени,- они все анархисты-коммунисты. Здесь я не говорю еще о себе лично, о группе, к которой я принадлежу, и обо всех тех отрядах и вольных батальонах защиты революции, которые были нами созданы и которые не могли быть неизвестными вашему высшему красногвардейскому командованию...
Все это достаточно убедительно говорит о том, как ошибочно ваше, товарищ Ленин, утверждение, что мы, анархисты-коммунисты, беспомощны, жалки в «настоящем», хотя любим много думать о «будущем». Выше мною сказанное не подлежит сомнению, оно верно, и оно говорит обратное вашим заключениям о нас. Оно говорит всем, в том числе и вам, что мы, анархисты-коммунисты, всем своим существом погрузились в «настоящее», работаем в нем и именно в нем ищем приближения нас к будущему, о котором, да, мы думаем, и думаем серьезно...
В это время я взглянул на председателя ВЦИКа Свердлова. Он покраснел, но улыбался мне.
Ленин же разводил руками и говорил:
— Возможно, что я ошибаюсь...
— Да, да, вы, товарищ Ленин, в данном случае жестоко осудили нас, анархистов-коммунистов, только потому, я думаю, что вы плохо информированы об украинской действительности и о нашей роли в ней, -заметил я ему.
— Может быть. Я этого не отрицаю. Ошибаться свойственно каждому человеку, в особенности в такой обстановке, в какой мы находимся в настоящий момент, — твердил, разводя руками, Ленин.
И тут же, видя, что я немного разнервничался, старался по-отцовски успокаивать меня, с утонченным мастерством переводя разговор на другую тему."
Интересно, что в своих мемуарах уже за границей в Париже, Махно пишет о том, что всегда относился с большим уважением к Ленину, хоть и не был согласен в отдельных важных политических вопросах с ним.
Кстати, Ленин запретил оказывать какие - либо преследования по отношению к Кропоткину... И его требование было выполнено...
Где - то стоит эта памятная доска Нестору Махно...
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]