По каким симптомам можно определить аутизм и что делать дальше
---
Это не болезнь, но помощь специалистов необходима.
Что такое аутизм
Аутизм, или, правильнее сказать, расстройства аутистического спектра (РАС), — это большая группа разнообразных состояний, при которых у человека возникают нарушения речи, особенности поведения, проблемы с социальными навыками и невербальным общением. По данным ВОЗ, такие расстройства встречаются у одного из 160 детей.
Из‑за чего появляется аутизм
Никто точно не знает, почему развивается это нарушение. Но исследователи считают, что некоторые факторы увеличивают риск его возникновения. Вот они:
- Генетика. В семьях, где уже есть ребёнок с аутизмом, риск рождения второго с таким же нарушением выше на 18,7%, чем в семьях с детьми без расстройств. Ещё РАС часто возникают у близнецов. Однако учёные считают, что дефектные гены, из‑за которых развиваются расстройства, не всегда передаются по наследству. Иногда это спонтанные мутации.
- Акушерские осложнения. Например, опасны артериальная гипертония, диабет, угроза прерывания беременности, тазовое предлежание, преждевременные роды, преэклампсия и дистресс плода. Также прогноз ухудшается, если женщина рожала больше четырёх раз или у неё развилось маточное кровотечение до или после родов.
- Инфекции во время беременности. Считается, что вероятность появления аутизма повышается, если мама перенесла краснуху. Вирус может навредить ребёнку.
- Воздействие токсинов. На развитие плода плохо влияют некоторые лекарства, например против эпилепсии. Также опасны хлорорганические соединения, которые применяют в сельском хозяйстве, и даже загрязнённый воздух.
- Возраст родителей. Риск повышается, если матери больше 35 лет, а отец старше 50.
Какие симптомы у аутизма
Чаще всего первые признаки проявляются в возрасте 2–3 лет, но иногда их можно заметить раньше или позже. Симптомы разнообразны, и не все из них бывают у конкретного ребёнка. Иногда некоторые особенности поведения напоминают РАС, но к ним не относятся. Поэтому любую оценку состояния должен давать специалист. В зависимости от возраста обращают внимание на такие отклонения:
К 6 месяцам
- Ребёнок редко улыбается и практически не показывает эмоции.
- Младенец плохо идёт на зрительный контакт.
Ребёнок мало улыбается, почти не издаёт звуков, редко демонстрирует эмоции.
К 12 месяцам
- Ребёнок мало или вообще не лепечет.
- Он почти не реагирует на своё имя.
- Малыш редко использует жесты. Например, не протягивает ручки и не указывает на предметы.
Ребёнок практически не разговаривает.
К 24 месяцам
Не может самостоятельно создавать простые фразы из двух слов. Имитация или повторение за кем‑то не считается.
В любом возрасте
- У ребёнка исчезли социальные навыки, ухудшилась речь, пропал лепет.
- Он избегает зрительного контакта с окружающими.
- Предпочитает одиночество.
- С трудом различает эмоции других.
- Есть задержка речевого развития.
- Постоянно повторяет одну и ту же фразу или слово.
- У ребёнка ограниченные интересы. Ему любопытны лишь определённые занятия или игрушки, а на остальные он не реагирует.
- Повторяет одни и те же движения. Например, раскачивается, хлопает в ладоши или вращается.
- Необычно или очень резко реагирует на свет, звук, вкус, текстуру или запахи. Это может быть крик или плач.
Порой поведение таких детей пугает. Они могут биться головой, кусаться, странно или неуклюже двигаться из‑за нарушений координации.
Что делать при появлении признаков аутизма
Показаться педиатру. Он проведёт первичный осмотр и при подозрении на РАС направит к неврологу. Тот изучит поведение ребёнка и поставит диагноз, если обнаружит симптомы расстройства. При этом обычно опираются на справочник DSM‑5 Американской психиатрической ассоциации.
Как помогают людям с аутизмом
Врачи используют различные методы, чтобы смягчить проявления расстройства, помочь ребёнку развиваться, учиться и взаимодействовать с окружающими. В каждом случае составляется индивидуальная программа терапии. Она может включать:
- Поведенческую и коммуникативную терапии. Специалисты помогают детям с аутизмом развивать социальные навыки и применять их в разных ситуациях.
- Коррекционную педагогику. Это особая, хорошо структурированная образовательная программа, в которую входят как обычные занятия, так и дополнительные. Во время последних профессионалы работают над улучшением социальных навыков детей.
- Семейную терапию. Такие занятия учат родителей и других родственников, как взаимодействовать и играть с ребёнком.
- Лекарства. Иногда врачи выписывают препараты, которые снижают тревожность, уменьшают гиперактивность или решают проблемы со сном.
- Другие методы. Например, занятия с логопедом, дефектологом, трудотерапия и физиотерапия.
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]