Переписываются Сталин и Ежов: часть 2
---
В другой статье мы начали разбирать рукописные пометки, которые И.В. Сталин оставлял на спецсообщениях народного комиссара внутренних дел Н.И. Ежова к нему.
Сегодня разберем еще одну «грозную» надпись И.В. Сталина, которую историк О.В. Хлевнюк использует как косвенное докозательство того, что именно Сталин был инициатором массовых репрессий 1937-38 гг. Напомню, что мы делаем это, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу О.В. Хлевнюка о том, что Сталин, когда переписывался с Ежовым, находился в особом психологическом состоянии - то ли помешательстве, то ли злости.
Прочитать прямое высказывание доктора исторических наук Олега Витальевича Хлевнюка, в котором он собирает в одном перечне грубые фразы Сталина, для того, чтобы выставить его рассерженным неадекватом, можно здесь.
Начнем на этот раз со «Спецсообщения Н.И. Ежова И.В. Сталину о ходе "польской" операции. 14 сентября 1937 г.»
На нем Сталин написал карандащом следующее:
«Т. Ежову. Очень хорошо! Копайте и вычищайте и впредь эту польско-шпионскую грязь. Крушите ее в интересах СССР. И. Сталин. 14/IX—37 г.»
Что характерно, О.В. Хлевнюк при цитировании в своей книге опустил фразу «Крушите ее в интересах СССР». Несмотря на то, что слова «интересах СССР» Сталин подчернул карандашом.
На мой взгляд историк убрал фразу, чтобы ни у кого не возникло сомнений, что Сталин был неадекватен, когда делал руковописные пометки.
Разумеется, историк не стал цитировать и текст Ежова, так как он отвлекал бы читателя от создаваемого образа злого Сталина.
А между тем Ежов писал Сталину следующее:
В результате дальнейшего хода операции по ликвидации кадров польской разведки на 10 сентября с.г. из числа польских перебежчиков, политэмигрантов, военнопленных, консульских связей и других контингентов, подозрительных по польскому шпионажу *арестовано по СССР — 23.216 человек <...>В гор. Грозном арестован ряд польских шпионов, проникших на нефтяные промыслы «Грознефти». Так арестованный б. комвзвода РККА поляк ИВАШКО С.Г. показал, что в 1926 г. был завербован своим братом Владимиром ИВАШКО, нелегально приезжавшим из Польши. В течение ряда лет по заданиям поляков проводил шпионскую и подрывную работу, как в рядах РККА, так и после демобилизации на предприятиях «Грознефтезаводы». В частности систематически похищал планы и секретные документы для польской разведки.Там же арестован польский шпион поручик польской армии КВЯТКОВСКИЙ, работавший зав. школой № 18 и скрывавшийся под чужой фамилией. КВЯТКОВСКИЙ был связан с группой польских шпионов и перебежчиков.В гор. Иванове арестованный ИЕРЕМА-ЕРЕМИН Ю.Я., польский эмигрант, рабочий прокатного цеха Кольчугинского металлообрабатывающего завода, дал показания о том, что он с 1931 года занимался шпионско-диверсионной работой в пользу Польши. ИЕРЕМА-ЕРЕМИН был завербован поляком БУГАН, работавшим бухгалтером на радиостанции.По заданиям БУГАН ИЕРЕМА-ЕРЕМИН передавал ему сведения о производственных мощностях и ассортименте продукции, выпускаемой Кольчугинским заводом, а также информировал его о настроениях рабочих.В апреле месяце с.г. с целью диверсии вывел из строя электрокран нагревательной печи, а также пытался изломать прокатный стан «Трио» в прокатном цехе, но этот диверсионный акт был предотвращен рабочими цеха.Арестованный юрисконсульт фабрики «Большевик» в г. Родники Ивановской обл. ПРУСС-ЖУКОВСКИЙ показал, что с 1926 г. является польским шпионом. Назвал ряд соучастников, часть из которых проживала в Москве. Эта группа лиц помимо шпионажа вела также подготовку к совершению терактов. Шпион КРАСНОПОЛЬСКИЙ, в частности, изучал район Кунцевского шоссе и движение по нему автотранспорта, подготовляя теракт против тов. СТАЛИНА, МОЛОТОВА И КАГАНОВИЧА. КРАСНОПОЛЬСКИИ дал задание ПРУСС-ЖУКОВСКОМУ подобрать человека, способного совершить террористический акт.
И так далее. Ознакомиться с полным текстом Ежова можно здесь. По сути оно представляет собой длинный перечень находящихся в разработке шпионов.
И, знаете, если бы я прочитал подобную докладную записку перед войной от представителя спецслужб, которому доверяю, не знаю, удержался бы я от крепкого словца о шпионах, ведущих подрывную работу в стране, которую прихдится мучительно готовить к войне. И до январского пленума 1938 г. у нас нет документальных подтверждений того, того, что Сталин не доверяет НКВД.
Проверять Ежова Сталин был не обязан, так как Ежов нес полную ответственность за работу своего ведомства. Да и практика показывает, что нароматовские комиссии, которые с проверкой отправлялись в регионы, часто были неэффективны.
Поэтому и эта пометка Сталина не выглядит необоснованно жестокой. А вы как думаете?
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]